Divider

Джапа

Astaroth

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.949
Реакции:24
Баллы:38
Адрес: Краснодар
Джапа (санскр. जप japa; происходит от корня jap: “шептать”) — особый процесс сосредоточенной рецитации/повторений мантр вслух (Вайкхари-Джапа), шепотом (Упамсу-Джапа), мысленно (Манасика-Джапа) определенным образом с использованием четок (Джапа-Мала) или иных методов подсчета количества повторений.

Четки или Джапа-Мала (санскр. जप माला japa mālā “гирлянда джапы”) играют сакральную роль в практике джапы, и часто особое внимание уделяется их ношению (в одних школах, например, нельзя показывать четки посторонним людям, пока мантра на них не начитана определенное количество раз, а в других и вовсе скрывают четки от чужих глаз), правильному использованию (или отношению к ним), а также материалу зерен и нити (иногда даже особенностям формы узлов между зернами). Формальность ли это или тонкости, имеющие в основе психологический аспект, сложно сказать, но, вероятно, оба варианта вместе близки к истине в разных пропорциях/соотношениях.

Помимо намеренного повторения мантр, есть также неосознанное осуществление Джапы мантры so-ham (санскр. सो ऽहम्; “я существую”; “so” — звук вдоха, “ham” — звук выдоха), которое происходит постоянно при дыхательном ритме, резонируя с тремя узлами или грантхами (Брахма-Грантха/Муладхара, Вишну-Грантха/Анахата и Рудра-Грантха/Аджна) — этот процесс называется Аджапа-Джапа.

Вайкхари-Джапа (вслух), Упамсу-Джапа (шепотом), Манасика-Джапа (мысленно) и Аджапа-Джапа вместе условно выделены в категорию Бахир-Джапа (внешняя), потому-что они все еще отделены от сознания, зависимы от условий и требуют определенных внешних действий для свершения практики. Другая категория называется Антар-Джапа (внутренняя), потому-что в ней Аджапа Джапа доведена до состояния слияния с сознанием, в котором она воспроизводиться/практиковаться независимо от внешних обстоятельств и не требует каких-либо особых внешних действий.

Основные моменты Джапы, на которые необходимо зафиксировать свое внимание, сокрыты в условных этапах: предварительной подготовке, непосредственному процессу счета и корректному завершению практики — все они всецело составляют корень практики чтения мантр, а также непосредственно в используемых инструментах: Асане (месту), Джапа-Мале, Мантре (санскр. मन्त्र mantra; “защищающий ум”/”изречение”) и т.д.

Очень важно всесторонне (психологически/физически) подготовиться, чтобы процесс Джапы проходил максимально сосредоточенно/результативно/эффективно, поэтому предварительно рекомендуют выполнить разные практики: Пранаяму, Бхути-Шуддхи, Ньясы, принять омовение или выполнить иные практики, которые смогут максимально способствовать качественной подготовке.

Непосредственно к моменту рецитации мантр садхака должен “умереть” для всего мира и для себя (оставив личность, опыт и воспоминания, во избежание ненужных волнений) — должны остаться только сознание и джапа, которые в конечном счете будут нераздельнцым целым.

В практике Джапы крайне важно обращать внимание на определенные моменты, способствующие качественному процессу и эффективному результату: положение тела и рук, особенности механики и ритмичность перебора бусин.
Желательно, чтобы положение тела было максимально удобным, во избежание ненужного дискомфорта в процессе практики и максимального абстрагирования от всех ощущений тела. Идеальным, в данном случае, может быть положение, в котором совершается практика медитации (со скрещенными ногами и прямой спиной).

Держать Джапа-Малу следует правой рукой на уровне груди, а левой ладонью можно придерживать малу на уровне пупка (по традиции четки должны висеть выше живота). Перебирают бусины разными способами:

- средним пальцем: четки лежат на безымянном пальце, или на кольце, образованном соприкосновением безымянного и большого пальцев;
- большим пальцем: четки лежат на среднем или безымянном пальце;

Также стоит обратить внимание, что указательный палец и мизинец не соприкасаться четок, и никогда не стоит перебирать бусину Меру (109ая бусина, на которой четки замыкаются).

Алгоритм перебора бусин примерно следующий (в дальнейшем, для удобства описания, под “ведущим пальцем” будет называться тот палец, которым производится перебор бусин):

- Принять исходное положение (удобное) и взять в руки Джапа-Малу должным образом, который описан ранее.
- При желании, закрыть глаза и выполнить (необязательно) Шабхави-Мудру (сосредоточение взгляда в центре между бровями, в области Аджна-Чакры).
- Произнести мантру, соблюдая все правила интонации: Акшара-Шуддхи, Матра-Шуддхи и Свара-Шуддхи (позже тема произношения мантр будет затронута отдельно).
- Ведущим пальцем посчитать/перебрать первую бусину после Меру.
- Снова произнести мантру (пункт 3) и посчитать следующую бусину, и повторять процедуру до момента достижения бусины Меру.
- Когда будет сделано 108 повторений (один круг), не дотрагиваясь до бусины Меру, перевернуть четки и начать следующий круг в обратном направлении (таким образом 108ая бусина предыдущего круга становиться на место первой в следующем круге).

Джапа, в некотором смысле, представляет собой своеобразную Божественную Мелодию, в которой Садхака принимает непосредственное участие, поэтому важно сохранять умеренный темп (не спешить и не отставать) перебора бусин для сохранения общего эмоционального оттенка, и соблюдать ритмичность перебора для достижения максимальной глубины эффекта (начало каждого перебора, помимо особенностей счетчика количества, должно служить своеобразным метрономом, который фиксирует длительность/темп повторения и способствует ее сохранению при повторе).
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу