Divider

Пурушамедха - человеческие жертвоприношения

Astaroth

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.949
Реакции:24
Баллы:38
Адрес: Краснодар
ПРИМЕЧАНИЕ: ДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ И НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ ПРИЗЫВАЕТ НИКОГО К ПОДОБНЫМ ПРАКТИКАМ.

Пурушаме́дха (санскр. पुरुषमेध puruṣamedha — «жертвоприношение человека») — ведийский ритуал принесения в жертву человека, описанный в Кришна Яджур-веде (Ваджасанейи-самхита, 30-31). Стихи описывают людей всех варн как привязанных к доле в жертвоприношении и предлагаемых Праджапати.

Согласно тексту Пуруша-сукты, вся вселенная была сотворена в результате жертвоприношения богами космического гиганта Пуруши, из которого произошли все живые существа, материальные объекты, различные абстрактные понятия. Ритуал Пурушамедхи мыслился как принесение в жертву сотворённого (человека) Творцу (Пуруше) или как один из ритуалов плодородия.

ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД

В самих текстах ведийской литературы нет однозначного указание на завершение ритуала — убивать или нет человека во время совершения Пурушамедхи: в одном месте Шатапатха-брахманы есть указание на то, что жертва или жертвы должны быть освобождены невредимыми по окончании ритуала; в другом месте прямо говорится о том, что жертва должна быть принесена — то есть, человек должен быть умерщвлён. Однако можно сказать, что человеческие жертвы приносились, о чём свидетельствуют найденные археологами человеческие черепа и кости на местах проведения огненных жертвоприношений. Надо отметить, что в самой ведийской литературе — в Брахманах и в шраута-сутрах — есть специализированные списки того, что можно приносить в жертву во время яджны и человек в этих списках занимает первое место как наивысшая из жертв.

Согласно мнению британского индолога Ральфу Гриффиту, ритуал Пурушамедхи очень близок ритуалу Ашвамедхи как по ритуальному содержанию, так и по исполнению:

"...человек это наивысшая из жертв; мужчина или женщина любого народа, строения тела, цвета кожи, характера и профессии, привязывались к жертвенному столбу как и домашние или дикие животные, перечисленные в книге XXIV [ВС 24]. Эти номинальные жертвы впоследствии освобождались непострадавшими и, согласно тексту Кришна Яджур-веды, вся церемония была чисто символической."

По мнению же Р. Н. Дандекара и некоторых других индологов, можно говорить о том, что в ранний период ведийской цивилизации (приблизительно до начала кодификации старейших из Брахман) принесение человека в жертву было обычной практикой — так, в Кришна Яджур-веде есть указание в определённых случаях приносить в жертву до 184 человек разных сословий и варн, в том числе и из варны брахманов. Однако позднее, когда варна брахманов начала занимать ведущие позиции в обществе, замена реальных жертв на символические была неизбежна. Как указывает нидерландский индолог Ян Хаубен, нет никаких оснований считать Пурушамедху символическим ритуалом — в противном случае она никогда бы не была внесена в так называемый список Кали-варджьяс (kali-varjyas — действия, запрещённые в Кали-югу). По его мнению, символизация жертвы начала происходить в связи с ростом влияния буддизма и джайнизма (религий, в которых одним из основных моментов является ахимса) и кодификацией Шатапатха-брахманы и составлением Чхандогья-упанишады (в которой ахимса названа одной из добродетелей). В дальнейшем, в шраманический период (с ростом философской школы Мимансы и утверждением Вед как единственного авторитетного источника по вопросам Дхармы), ведийские ритуалисты, защищая свои действия от буддийской и джайнийской критики, полностью отказались от действительного принесения человека в жертву во время Пурушамедхи и стали совершать Пурушамедху с символическим принесением жертвы — в конце ритуала жертву символически убивали листом травы куша или проводили жертвенным ножом по коже.

Существовало несколько типов ритуальной практики Пурушамедхи. Согласно одной из них, царским домом покупался человек (обязательно кшатрий или брахман) за сто коней или тысячу коров. Этот человек в течение года фактически оставался на свободе и жил обычной жизнью, отказывая себе лишь в одном — в общении с женщинами. По истечении года его приносили в жертву вместе с жертвенными животными и царица совершала имитацию полового акта с трупом. По другому описанию, царица совершала половой акт или его имитацию с ещё живым человеком, после чего последний отпускался и награждался. Сам обряд был направлен на процветание государства.

ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

В эпической литературе индуизма есть упоминания принесения человека в жертву: в 71-ой главе Калика-пураны сказано, что человеческие жертвы угодны Богине. Есть упоминание о человеческих жертвоприношениях в литературе Тантр и Агам — как в шиваитских и шактийских, так и в вайшнавских.

СОВРЕМЕННОСТЬ

Хотя в современном индуизме обряд Пурушамедха как таковой не совершается, однако отголоски этой религиозной практики существуют до сих пор, хотя с ними серьёзно борются власти. Так, например, в 2001-ом году в Западной Бенгалии полицией были найдены фрагменты 86 человеческих черепов. По мнению местных религиозных авторитетов, находка связана с тайными человеческими жертвоприношениями, хотя крайне сложно определить к кому из богов индуистского пантеона были принесены жертвы. В 2010-ом году там же, в Западной Бенгалии, полиция арестовала нескольких человек по подозрению в человеческом жертвоприношении.

ИТОГ

Хотя современная цивилизация и культура крайне отрицательно относятся к практике человеческих жертвоприношений и рассматривает их в первую очередь с точки зрения криминалистики как ритуальное убийство, надо сказать что подобная практика существовала у большинства народов мира (у некоторых оно существует и по сей день — особенно в странах Африки). Человек приносил (и приносит) жертвы богам по многим причинам — привлечь удачу, отвести болезни, просто заслужить благосклонность и милость богов. Ещё одна немаловажная причина, по которой человека приносят в жертву — это использование его органов или частей скелета в различных религиозных ритуалах.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу