Divider

Пранаяма 8 техник

Alita

Well-Known Member
Регистрация:31 Июл 2013
Сообщения:1.074
Реакции:2
Баллы:0
Возраст:40
Адрес: Межмирье
Пранаяма (как и многие другие дыхательные техники) - полезная йогическая практика для развития анахата чакры и связанного с ней астрального тела.

Пранаямы:

1. телад юкта
2. ситали
3. сурья бхеда
4. сахита
5. уджайн
6. брахмахари (брахмари)
7. мурчха
8. кевали

Выполняются последовательно одна за другой.

тала-юкта (телад юкта)
Первая из них имеет название - тала-юкта пранаяма. Значение слова "тала-юкта" следущее: "тала" означает "весы", "равновесие", "ритм", "юкта" - "единство".

Техника 1.

1. Телад юкта (в любой позе).
Дыхание осуществляется диафрагмой (грудь неподвижна). Дыхание настолько минимальное и тихое, насколько возможно. Корень языка прижат к верхнему небу. У многих мастеров оно настолько тихое, что даже не видно процесса дыхания и перо, поставленное к ноздрям, не колеблется. Во время этого дыхания желательно повторять мантру СО ХАМ. На вдохе – СО, на выдохе – ХАМ. Эта мантра нашего дыхания, означающая СО – Я, ХАМ – ТОТ, или я есть он, я есть мир, Бог и т.д., с размышлением об этом, а в последствии просто с чувством слития растворения во Вселенной. Концентрация при этом действии в аджна чакре (межбровье).

Прежде чем выполнять непосредственно Кевали 1, нужно несколько недель каждый день тренироваться в упражнении тала-юкта , являющимся предварительным упражнением, помогающим освоению Кевали 1 (кроме того, тала-юкта является прекрасным успокоительным средством: успокаивается нервная система; успокаиваются лицевые нервы; расслабляются лицевые мышцы и общее выражение лица становится спокойным, гармоничным; голос становится яснее, чище и выше). Тала-юкта - маятниковое дыхание, длительность вдоха и выдоха одинаковы. При вдохе и выдохе мысленно представим себе маяникообразное качание, проходящее через тело туда и обратно. По мере освоения тала-юкты постепенно растягивается качок по длительности до 4, 5, 6 и т.д. секунд до тех пор, пока один качок не перейдет во второй и дыхание станет непрерывным. Этот непрерывный способ дыхания, при котором грудная клетка длительное время остается растянутой, и есть уже Кевали 1.

Техника 2
Лягте на коврик, закройте глаза, мысленно представьте маятникообразное качание, проходящее через тело туда и обратно, соответственно вдоху и выдоху (вдох и выдох по длительности равны). По мере усвоения упражнения постепенно растягивайте качание по длительности до 4-5-6 и так далее секунд, до тех пор, пока одно качание не перейдет во второе и дыхание станет непрерывным.
 

Alita

Well-Known Member
Регистрация:31 Июл 2013
Сообщения:1.074
Реакции:2
Баллы:0
Возраст:40
Адрес: Межмирье
Ситали пранаяма / Охлаждающее дыхание

Эта кумбхака, называемая ситали, исцеляет увеличенные живот или селезенку и другие связанные с ними болезни, устраняет жар, избыток желчи, голод и жажду, а также противодействует ядам.


Слово ситали (шитали) означает «охлаждающее дыхание», а также означает спокойствие и отсутствие страстей и эмоций. Подобно ситкари эта пранаяма специально разработана для понижения температуры тела. Эта практика, однако, не только охлаждает и успокаивает физическое тело, но таким же образом воздействует и на ум.



Техника 1


Сядьте в удобную медитативную позу, предпочтительно в сиддхасану (сиддха йони асану), и закройте глаза. Держите кисти рук на коленях в джняна мудре или в чин мудре.
Вытяните язык изо рта на удобное для вас расстояние. Загните вверх его боковые участки, чтобы образовалась трубочка.
Затем медленно и глубоко вдыхайте через свернутый трубочкой язык.
В конце вдоха закройте рот и выдохните через нос. Первоначально выполняйте девять таких циклов. Позже вы сможете практиковать это до десяти минут.



Техника 2



Выполняйте все так же, как в технике 1, но после вдоха выполняйте задержку дыхания.
Выполняйте джаландхара и мула бандхи и задерживайте дыхание на время, комфортное для вас. Освободите мула бандху, а затем джаландхара бандху и, держа голову прямо, выдохните через нос, контролируя это действие. Практикуйте по времени столько же, сколько технику 1.



Техника 3



Выполняйте все так же, как в технике 2, но рассчитывайте длительности вдоха, задержки и выдоха.
Первоначально выполняйте их в соотношении 1:1:1. Когда это будет легко выполняться, измените соотношение на 1:2:2, а затем на 1:4:2.
Шитали должна выполняться после асаны или после любой разогревающей пранаямы, но может также выполняться в любое время в течение дня. Она может также выполняться ночью в летние месяцы, особенно в лечебных целях.


Польза от шитали и ситкари в основном одинаковая. Эти две практики уникальны в том, что вдох в них выполняется через рот. Что касается всех остальных йогических практик и дыхания вообще, то мы всегда говорим, что дышать надо через нос. Когда мы вдыхаем через нос, входящий воздух подогревается и очищается. Поэтому эти две охлаждающие практики приемлемы лишь в тех случаях, когда они выполняются не в загрязненной атмосфере и не при слишком холодной погоде.


Когда вы вдыхаете через зубы или через язык, воздух охлаждается слюной, а затем он охлаждает кровеносные сосуды во рту, горле и легких. Далее охлаждаются желудок, печень и все тело. Поскольку шнтали и ситкари ослабляют ментальное напряжение, они являются полезными техниками при психосоматических заболеваниях, таких как высокое кровяное давление. Они также очищают кровь и, конечно же. улучшают пищеварение.


Есть только одна небольшая разница между ситкари и шитали. В ситкари сознание фокусируется на свистящем звуке, а в шитали оно удерживается на ощущении прохлады при вдохе. Есть еще небольшие различия, связанные с различным воздействием на различные части нервной системы, но в конечном счете импульсы посылаются в центральную нервную систему и в мозг.
 

Alita

Well-Known Member
Регистрация:31 Июл 2013
Сообщения:1.074
Реакции:2
Баллы:0
Возраст:40
Адрес: Межмирье
Сурьябхеда пранаяма / Стимулирующее дыхание

Сурьябхеда превосходна для очищения черепа и для устранения дисбаланса в доте ветра; она уничтожает также глистов. Она должна выполняться снова и снова.
Сурья означает «солнце»; она относится также к пингала пади. Слово бхеда имеет три значения: «тайна», «различение» и «пронзить, постичь». В этой пранаяме за счет вдыхания воздуха через правую ноздрю активизируется пингала нади. Сурьябхеда проникает в пингалу и активирует в этом нади жизненную энергию праны.



Техника 1



Сядьте в удобную медитативную позу, предпочтительно в сиддхасану (сиддха йони асану).
Расслабьте тело и практикуйте кайя стхайрьям. Выполните насикагра мудру, закрыв левую ноздрю и оставляя правую ноздрю открытой.
Медленно и глубоко вдыхайте через правую ноздрю. В конце вдоха закройте обе ноздри и опустите вниз голову для выполнения джаландхара бандхи. Удерживая воздух внутри, выполните мула бандху. Выполняйте задержку максимально возможное время. Освободитесь от мула бандхи, затем от джаландхара бандхи, а потом поднимите голову.


Оставляя правую ноздрю закрытой, откройте левую ноздрю и медленно выдыхайте через нее. Если необходимо, то между двумя циклами можно сделать несколько обычных вдохов-выдохов; кисти рук должны оставаться расслабленными на коленях, глаза закрытыми, а вы должны быть сконцентрированными на пространстве непосредственно перед закрытыми глазами. Затем выполняйте следующий цикл. Вдыхайте через правую ноздрю, выполняйте задержку дыхания и выдыхайте через левую ноздрю. Выполните до десяти таких циклов.


Сурьябхеда может выполняться также путем вдыхания и выдыхания только через правую ноздрю. Однако, если вы дышите только через правую ноздрю, это может закрыть ида нади и отклю-чить функции левой ноздри. Выдыхая черезлевую ноздрю, вы высвобождаете энергию и всевозможные нечистоты, которые остаются в иде. Вдыхая через правую ноздрю, вы втягиваете прану в пин-галу, а задерживая дыхание после вдоха, удерживаете прану в пин-гале.


Конечно же, эта пранаяма должна выполняться на пустой желудок и только втом случае, если вас проинструктировал ваш гуру. Если обычно в течение дня ваша пингала нади доминирует, то практиковать пранаяму не советуют. Если поток в пингапе присутствует, то ум и органы чувств направлены наружу, функционирует левое полушарие мозга, активной является симпатическая нервная система, и тело разогревается. Нельзя заставлять пингалу работать избыточно, ее функционирование должно быть уравновешено функционированием иды.


В отличие от шодхана пранаямы, которая уравновешивает дыхание и полушария мозга, сурьябхеда в основном работает на час ти организма. Она стимулирует симпатическую нервную систему и подавляет функции парасимпатической системы.


Сватмарама утверждает, что сурьябхеда устраняет дисбаланс в доше ветра (газов), но она уравновешивает также и другие доши — слизей и желчи. Стимулирование симпатической нервной системы и пингала нади устраняет вялость тела и ума. а тепло, производимое в результате практики, выжигает нечистоты тела. В книге «Гхеранд Самхита» утверждается, что сурьябхеда «предотвращает старение и смерть, увеличивает тепло тела и пробуждает кундали-ни».


Если эта пранаяма практикуется противоположным образом — вдыхая через левую ноздрю и выдыхая через правую, — то она активизирует ида нади и известна как чандрабхеда пранаяма. В этом тексте про эту пранаяму ничего не написано, поскольку если пробуждена ида, то ум может быть полностью направленным внутрь и тело может впасть в летаргию. Активизировать пингалу посредством сурьябхеда пранаямы совершенно безопасно, но активизация иды посредством применения чандрабхеда пранаямы может оказаться опасной, если только гуру специально не рекомендует ее.

Техника 2

Оно гармонизирует работу каналов нервной системы. В позвоночнике человека расположено 2 канала: сенсорный – ида и моторный – пудгала, с которыми связана работа всей нервной системы организма. Эти каналы начинаются в копчике и идут вверх. Ида – по левой стороне тела, пудгала – по правой. В области медулы они перекрещиваются, ида идет в правое, а пулгала в левое полушарие, соответствующее их функциям. Ида и пудгала связаны с ноздрями: ида – левая, пудгала – правая. В процессе жизни у человека доминирует одно из полушарий мозга вместе с соответствующим каналом, образуя два типа людей: ида (поэты), пудгала (мыслители), но лишь равномерная работа полушарий создает гармоническую личность, к тому же каждые 2 часа преобладает один из каналов, что отражается в том, что у человека обычно одна ноздря наполовину прикрыта. Делая упражнение сурья бхеда, мы достигаем равномерной работы полушарий, в результате обе ноздри должны широко открыться. Это упражнение подготавливает нас к четвертому упражнению (сахита).

Мизинцем и безымянным пальцами правой руки закройте левую ноздрю (средний и указательный лежат на межбровье). Сделайте вдох диафрагмой через правую ноздрю и задержите дыхание, прижав подбородок к груди (джала бандха), зажав ноздри пальцами (большой палец на правой ноздре) и сжав мышцы ануса и гениталий (мула бандха), затем выдохните одним импульсом воздух через левую ноздрю, предварительно подняв голову. Повторите все действия еще раз. После освоения упражнения во время дыхания сосредотачивайтесь на соответствующих сторонах тела и каналах (нанди): вдох – правая ноздря, прана идет по пудгале до копчика, во время задержки концентрируется там (в муладхаре чакре), затем вместе с выдохом идет вверх по иде и изливается из левой ноздри. Длительность задержки дыхания максимальна, но не следует допускать перенапряжения. Это упражнение удаляет насморк и все болезни носоглотки и головы, особенно совместно с упражнением Сахита.
 

Alita

Well-Known Member
Регистрация:31 Июл 2013
Сообщения:1.074
Реакции:2
Баллы:0
Возраст:40
Адрес: Межмирье
Сахита (попеременное дыхание через ноздри).

Техника 1
Связано также с циркуляцией энергии по каналам и предназначено для их очистки с последующим пробуждением кундалини шакти. Для этого, как и для других упражнений, необходимо принять правильную позу либо на колени (Ваджрасана), сидя со скрещенными ногами (Падмасана), или поза Лотоса, можно сидя на пятке (Сиддхасана). Для первых двух упражнений лучше Ваджрасана, для 3-5 упражнения – Сиддхасана, для 6-8 – Падмасана. Сиддхасана – сядьте промежностью на одну пятку, а другую прижмите к низу живота, положив ногу на противоположную. Сиддхасана аскетов выполняется, сидя на левой пятке, а тантрическая (усиливающая сексуальность) – на правой. Это связано с магнетическими токами тела. Позвоночник во всех седах должен держаться прямо, без напряжений. Еще одним важным моментом в Сахита является ритм дыхания, индивидуальный для каждого. Он равен четверти времени задержки дыхания на выдохе. Со временем эта цифра будет расти, длительность задержки дыхания характеризует вашу волю и она тем больше, чем вы спокойней. Следовательно, это способ развития воли и умения управлять собой.

Закройте большим пальцем правой руки правую ноздрю, сделайте вдох через левую, задержите дыхание, затем выдохните через правую, вдохните через правую, выдохните через левую, после чего задержите дыхание. Ритм дыхания: 1 – вдох, 2 – выдох, 4 – задержка. Если вы можете задержать дыхание на 40 секунд, то ваш ритм будет 10 секунд, следовательно: вдох – 10, задержка – 40, выдох – 20, вдох – 10, выдох – 20, и задержка на выдохе – 40. Проделав один цикл упражнения, сделайте очистительное дыхание: вдох и резкий выдох через почти сомкнутые губы. Сделайте его несколько раз, пока дыхание не восстановится. Можете сделать Бхастрику: быстрые вдохи и выдохи через нос, затем повторите цикл. В последствии вы без труда сможете проделывать несколько циклов подряд. Концентрация во время дыхания: вдох через левую ноздрю – поток праны идет вниз по иде, задержка – делается мула и джала бандхи (см. сурья бхеда), концентрация в Муладхаре, выдох через правую – поток праны идет вверх по пудгале, вдох через правую – поток вниз по пудгале до копчика, выдох через левую – поток вверх по иде до Аджны (центр лба), задержка на выдохе – мула, удияна, джала бандхи (сокращение мышц диафрагмы с поджатием живота), с концентрацией в Аджне. На задержках ноздри закрываются пальцами. Вместо счета в этом дыхании можно повторять мантру ОМ, используя четки. Это дыхание создает ясность в голове и соединяет работу полушарий, с помощью него улучшается умственная деятельность и работа нервной системы в целом.

Техника 2
Сахита-кумбхака-пранаяма

Эта пранаяма является наилучшей для очищения энергетических каналов (нади). Она очищает все внутренние каналы. Сахита-кумбака-пранаяма выполняется так же, как и Анулома-вилома, но с задержкой дыхания и визуализацией, где соотношение вдох-задержка-выдох выполняется в пропорции 1:4:2, то есть задержка дыхания в четыре раза, а выдох в два раза длиннее вдоха. Например: 4:16:8, 5:20:10, 6:24:12 и так далее.
Сядьте в правильную позу (падмасана, сиддхасана). Поместите средний и указательный пальцы на межбровье, а большим пальцем закройте правую ноздрю.
Сделайте полный вдох левой ноздрей, медленно считая про себя. При этом представляйте, как чистая жизненная энергия (прана) в виде серебристо-белого света входит и наполняет все тело.
Когда вдох закончен, закройте левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем и выполните задержку дыхания. Удерживайте созерцание пустотного светящегося тела с концентрацией на аджна-чакре, осознавая, как он растворяет всю нечистоту в каналах, чакрах и в сознании. Удерживайте задержку по времени в четыре раза длиннее вдоха.
Когда задержка дыхания подойдет к концу, освободите правую ноздрю большим пальцем, сделайте медленный выдох, по длительности в два раза длиннее вдоха. Представляйте, как с воздухом выходит загрязненная прана в виде черно-серых клубов дыма, очищая тело энергию и сознание.
Выполните медленный вдох через правую ноздрю, повторяя ступени 2, 3, 4.
После этого все повторяется: вдох через левую, задержка, выдох через правую. Вдох через правую, задержка, выдох через левую.

Вдох-выдох через правую и левую ноздрю составляет один цикл. Выполняйте 30-50 таких циклов.

При выполнении пранаямы необходимо подобрать такую пропорцию, чтобы дыхание не сбивалось.

Если вы сможете практиковать Сахита-кумбаку с пропорцией 10:40:20 пятьдесят циклов, ваши каналы будут полностью очищены. Старайтесь уделять этой пранаяме как можно больше времени.
 

Alita

Well-Known Member
Регистрация:31 Июл 2013
Сообщения:1.074
Реакции:2
Баллы:0
Возраст:40
Адрес: Межмирье
Удджайи пранаяма / Психическое дыхание

Закрыв рот, вдохни с контролем и концентрацией через иду и пингалу, так чтобы дыхание чувствовалось от горла до сердца и производило громкий звук. Выполни кумбхаку, как описано выше, и выдохни через иду. Это удаляет слизь из горла и стимулирует (пищеварительный) огонь.


Эта пранаяма, называемая удджайи, может выполняться стоя, сидя, при ходьбе, в движении. Она лечит водянку и устраняет беспорядок в нади и дхату. Удджайи означает «победный»; уджи — это корень, который означает «завоевывать» или «приобретать путем завоевания». В английском языке удджайи пранаяма известна как «психическое дыхание», что обусловлено ее воздействием на ум. Хотя эта пранаяма описана здесь как конкретная практика, она получается самопроизвольно, когда концентрация становится глубокой и интенсивной. Практика удджайи настолько проста, что может выполняться при любом положении тела и в любом месте.


Удджайи часто используется в комбинации с повторением мантр — мантр вашего гуру или мантр сохам/хамсо. Она используется в практиках медитации, в крийя йоге и в йога нидре, поскольку она помогает расслабить физическое тело и ум и развивает осоз-навание тонкого тела и психическую чувствительность. Удджайи способствует направлению внутрь чувств и пратьяхары. При использовании удджайи в медитации кумбхака не выполняется, а удджайи выполняется через обе ноздри с естественным вдохом/выдохом.



Техника I


Сядьте в удобную медитативную позу или лягте в шавасану. Осознайте процесс естественного дыхания и почувствуйте воздух, проходящий через все воздушные проходы. Слегка сожмите область в задней части горла, как вы делаете это, когда глотаете. Вдох и выдох осуществляются через нос, но имеет место некоторое сжатие голосовой щели, что производит легкий хрипящий звук. Звук должен идти из горла, а не принудительно производиться носом. Сделайте вдох и выдох продолжительными, глубокими и контролируемыми. Практикуйте полное йогическое дыхание и концентрируйтесь на звуке. Продолжайте столько, сколько сможете, сохраняя полное осознавание.



Техника 2



Практикуйте так же, как технику 1, но прибавьте к этому кхечари мудру — отогнув язык назад таким образом, чтобы кончик его касался задней части мягкого неба.



Техника 3



Подготовьте себя, как для медиации. Практикуйте так же, как технику 1 , но после вдоха задер-
жите дыхание зажав обе ноздри правой рукой, и опустите голову для выполнения джаландхара бандхи. Расслабте джалландхару, поднимите голову и с удджайи медленно выдохните только через левую ноздрю.



Техника 4



Практикуйте технику 3 с кхечари мудрой. Техники 1 и 2 могут практиковаться в течение любого интервала времени. Они очень просты и, в отличие от всех других пранаям. могут выполняться при любом положении тела, в любых обстоятельствах. Если в технику вводится задержка дыхания, число циклов должно быть ограниченным.


Простая удджайи выполняется с повторением мантры сохам. Когда вы вдыхаете и чувствуете, как воздух движется вверх вдоль позвоночника, мысленно повторяйте со, а когда вы выдыхаете и чувствуете, как воздух движется вниз вдоль позвоночника, мысленно повторяйте хам. Эта форма дыхания может также применяться совместное практикованием асан для достижения конкретных терапевтических эффектов, например, при выполнении макарасаны для лечения седалищных и позвоночных спондилитов или шашанкасаны для лечения менструальной напряженности, бессонницы или эмоционального перенапряжения. Она может быть включена в практику асан только для того, чтобы усилить осознавание, и для стимулирования сушумны. Когда она практикуется для расслабления и для концентрации ума, она должна выполняться после выполнения других практик пранаямы и перед концентрацией на какой либо физический символ.


Удджайи особенно рекомендуется для людей, страдающих от бессонницы и от ментального перенапряжения. Простая форма без задержки дыхания является необходимой в йогических методах борьбы с сердечными болезнями. Однако люди с пониженным кровяным давлением перед применением этой практики должны сначала поправить свое здоровье.
 

Alita

Well-Known Member
Регистрация:31 Июл 2013
Сообщения:1.074
Реакции:2
Баллы:0
Возраст:40
Адрес: Межмирье
Бхрамари-пранаяма
(звук, подобный жужжанию пчелы)


«Медленно вдохни, сделай бхрамари-кумбхаку и медленно выдохни. Так возникает звук жужжащей пчелы.

Прислушиваясь к этому звуку, помести манас в центр звука. Так приходит самадхи, знание «Со Хам» (Я — Он) возрастает и наступает великое счастье».

«Гхеранда Самхита» (7.10-7.11)

Мы садимся в сукхасану или сиддхасану, устанавливаем положение рук, как при сахита-кумбхаке, медленно вдыхая через одну ноздрю, выдыхаем через другую, пытаясь произвести горлом жужжание наподобие пчелы. Мы вслушиваемся в это жужжание, до тех пор, пока ум не сольется со звуком в самадхи и не произойдет растворение (лайя).

«Быстро вдохни воздух с громким звуком, подобным жужжанию, и медленно выдохни, производя более тихий звук жужжащей пчелы. Занимаясь этой практикой, садхак становится господином йогов, а его ум растворяется в блаженстве».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (2.68)

Это «бхрамари» (пранаяма «жужжащей пчелы»), она называется так потому, что звук, который йогин производит во время дыхания, похож на звук жужжания пчелы.

Техника 1



Сядьте в любую удобную медитативную позу, расслабьте тело и практикуйте кайя стхайрьям.
На протяжении всей практики держите глаза закрытыми. Медленно и глубоко вдохните через нос прислушиваясь к звуку дыхания.
Заткните уши указательными или средними пальцами, прижав среднюю внешнюю часть бугорка ушной раковины к ушному отверстию.
При закрытых таким образом ушах выдыхайте, производя глубокий мягкий жужжащий звук.


Концентрируйтесь на звуке, поддерживая его низкий тон. После завершения выдоха опустите кисти рук на колени и медленно вдохните.
Продолжайте практику подобным образом, выполняя от десяти до двадцати циклов.
Когда вы закончите, посидите с закрытыми глазами, вслушиваясь в окружающие вас тихие, едва уловимые звуки.



Техника 2 (стадия 1)



Выполняйте все так же, как в технике 1, но после выдоха выполняйте бахир кумбхаку и джаландхара бандху. Выполняйте от десяти до двадцати циклов, делая между циклами, если необходимо, несколько нормальных вдохов-выдохов.



Техника 2 (стадия 2)


Выполняйте все так же, как в стадии 1, но после джаландхара бандхи добавьте мула бандху.



Техника 3 (стадия 1)



Практикуйте технику 1 с йони мудрой. Это означает, что после вдоха следует выполнить кумбхаку и закрыть уши большими пальцами, глаза — указательными пальцами, ноздри — средними пальцами и рот — безымянными пальцами и мизинцами.
Выполняйте задержку настолько долго, насколько это комфортно для вас, затем выдохните, сохраняя положение пальцев.
Удерживайте свое сознание на слабых звуках или на любых образах, которые могут возникнуть перед закрытыми глазами.



Техника 3 (стадия 2)



Выполняйте стадию 1 с йони мудрой, но добавив мула бандху.
Бхрамари следует практиковать после асаны, нади шодханы и динамических форм пранаямы и перед медитацией или сном. Лучше всего практиковать на пустой желудок. Бхрамари помогает пробудить психическую чувствительность и осознавание тонких звуковых вибраций, поэтому ее лучше выполнять в ранние утренние часы или поздно вечером. Звук, производимый в бхрамари, является очень успокаивающим, поэтому эта практика ослабляет ментапьное напряжение и беспокойство и помогает уменьшить раздражительность.
 

Alita

Well-Known Member
Регистрация:31 Июл 2013
Сообщения:1.074
Реакции:2
Баллы:0
Возраст:40
Адрес: Межмирье
Мурчха пранаяма / Замирающее дыхание

Мурчх означает «затухать, терять сознание» или «замирать». Считается, что посредством этой пранаямы возникает переживание осознаваемой бессознательности, но она должна осваиваться под руководством эксперта. Другое ключевое слово, мурчха, означает «расширяться», «распространяться и сгущаться». Это связано с тем, что целью этой пранаямы является расширение сознания и накопление и сохранение праны.


Существуют два способа выполнения этой практики. Здесь в нее включена джаландхара бандха. но в руководстве «Гхеранд Самхита» она отсутствует.



Техника 1



Сядьте в падмасану или в сиддхасану (сиддха йони асану) и приготовьтесь к пранаяме. Поместите ладони на колени и закройте глаза. Медленно и глубоко вдохните через нос. Выполните кумбхаку с джаландхара бандхой и шамбхави мудрой.
Выполняйте задержку дыхания даже больше того времени, которое является комфортным для вас. Закройте глаза, расслабьте джаландхару, слегка поднимите подбородок и выдохните, осуществляя при этом пристальный контроль за выдохом.
Перед началом следующего цикла подышите нормально минуту или две. Концентрируйтесь на ощущении пустоты.



Техника 2



Подготовьтесь, как в технике 1. проследив, чтобы тело было надежно зафиксировано в своем положении. Медленно вдыхайте через обе ноздри, поднимая в это время подбородок и откидывая назад голову, но не настолько далеко, чтобы это требовало напряжения и усилия. Выполняйте кумбхаку с выпрямленными в локтях руками, поднятыми плечами и зафиксированной шамбхави мудрой. Задержите дыхание несколько дольше того времени, которое комфортно для вас. Затем закройте глаза, медленно опустите голову и плечи и выдохните контролируемым образом. Перед началом следующего цикла подышите нормально, концентрируясь на ощущении пустоты.


Мурчха пранаяма может выполняться только продвинутыми практикующими, которые уже очистили свои тела и которые имеют хорошую тренировку в задержке дыхания. По мере освоения этой практики число циклов может увеличиваться; время ее выполнения может увеличиваться от пяти до десяти минут. Однако, если вы чувствуете, что ваша голова стала легкой, прекратите практику.


Ощущение потери сознания возникает по двум причинам. Во-первых, продолжающаяся задержка дыхания снижает концентрацию кислорода в крови, поступающей в мозг, то есть вызывает гипоксию. Во-вторых, сдавливая крупные кровеносные сосуды на шее, джаландхара бандха оказывает воздействие на рецепторы давления на их стенках, и в качестве реакции на это меняются пульс и давление крови.


Слово мурчх подразумевает нечувствительность ума, то есть осознающий ум. Эта пранаяма очищает ум от ненужных мыслей и уменьшает осознавание чувств и внешнего мира. Поэтому она является прекрасной подготовкой к медитации и дополняет практики дхараны (концентрации). Она помогает уменьшить беспокойство и ментальное напряжение, а также дает расслабление и внутреннее осознавание. Этой практикой не должны заниматься те. кто страдает от сердечных заболеваний, высокого кровяного давления или головокружений.
 

Alita

Well-Known Member
Регистрация:31 Июл 2013
Сообщения:1.074
Реакции:2
Баллы:0
Возраст:40
Адрес: Межмирье
Кевали
Это двойное упражнение, которое состоит из непрерывного и незаметного дыхания. Второе автоматически снимает первое, как только оно (непрерывное дыхание) достигает необходимого размаха во время упражнения.

В чем же состоит техника Кевали?
Мы начинаем с предварительного упражнения, которое действует успокаивающе на все тело, особенно на все нервы. Оно называется по-индусски Телаш Юкта (связанная с ритмом) и делается так:

Сидеть прямо (голова, шея, спина – прямо) и дышать одинаково долгим дыханием: вдох и выдох 3 или 4 секунды.
При этом значительно помогает, если себе представить эти дыхательные движения как можно эластичнее, как раскачивание маятника: например, как если бы это маятник проходил через тело или через определенную его точку (место посредине между бровями, например), внутрь и обратно наружу. Сама продолжительность дыхательных упражнений, собственно, не играет роли: важна только регулярность, размах (то есть одинаковость вдыхания и выдыхания).
Через некоторое время во время упражнений, не прерывая его, надо увеличить время размаха (продолжительность вдыхания и выдыхания) последовательно с 3 секунд до 4, с 4 до 5, с 5 до 6 и т. д. Как показывают примеры, даже это предварительное упражнение способствует созданию образов при "зрении без помощи глаз".
Когда в упражнении будет достигнута ступень, на которой дальнейшее удлинение вдыхания и выдыхания станет утомительным, переходят к дыхательному упражнению Кевали.

Кевали – главное упражнение. Теперь попробуйте по возможности сглаживать переходы от вдыхания к выдыханию и обратно, так чтобы практически получился непрерывный способ дыхания.
Хотя главным стремлением при этом является именно устранение границ между вдыханием и выдыханием, все же сама собой получается пауза дыхания (с воздухом в легких). Это первая часть упражнения – непрерывное дыхание.
Когда это дыхание усилится, оно внезапно переходит во вторую часть – в незаметное дыхание, при котором пауза наступает без воздуха в легких.

В первой части этого упражнения кажется, что легкие постоянно наполнены воздухом, причем он только иногда выдыхает, чтобы набрать новый воздух.
Вторая же часть (которая автоматически и сразу получается из первой, как только будет достигнута граница ёмкости – задержание дыхания) производит впечатление, как будто дыхание вообще прекратилось, настолько оно незаметно.

Но важнейшей особенностью Кевали, его второй части (незаметное дыхание), является Пратьяхара (воздерживание чувств) – возможность выключить внешние впечатления, так что сознание может сосредоточиться без всякого отклонения на любом объекте:
"Час дня. Через пять минут сосредоточения на гипофизе (с сильным чувством давления посредине головы) появилось совсем острое видение третьей ступени – сияющее лицо (особенно глаза), которые через несколько секунд угасли. Даже разговор с моей женой, в соседней комнате, этому не помешал. Дыхание было незаметным".
[Б. Сахаров]
........................................................................................................

Кевали 1.

Теперь мы понимаем, что должно значить "исключительное застывание в дыхании" - легкие застывают в чрезвычайно медленном вдохе, который затем непрерывно переходит в выдох. Отсюда следует практическое выполнение этого упражнения - попытаться стереть границы между вдохом и выдохом и наоборот Это происходит без какого-либо усилия, при котором наблюдают процесс дыхания. Это КЕВАЛИ 1, или непрерывное дыхание, которое сопровождает любую концентрацию и по этой причине, которым должен обладать любой ученик ЙОГИ. Установлено, что объект концентрации можно удержать в мыслях лишь при этом "непрерывном дыхании".
Нормальным способом для нас возможно привязываться нашим принципом мышления к какой-либо мысли самое большее на 2-3 секунды, ибо уже после этого кратковременного напряжения удерживаемая форма мысли расплывается как кусок воска в горячей печи. Но если мы хотим удержать этот образ возможно дольше, то для этого есть одно-единственное средство, а именно, при этом вдыхать как можно медленнее, случайно сдерживая дыхание. Во всяком случае граница между вдохом и выдохом стирается полностью, причем способность концентрации имеет свой кульминационный пункт при этом кажущимся полном прекращении вдоха, а ее минимум на другом "конце, а именно, на почти стертой границе между выдохом и новым вдохом. Поэтому КЕВАЛИ 1 является непременным условием для концентрации мышления или, правильнее говоря, принципа мышления, а все вышеперечисленные дыхательные упражнения служат лишь цели, обучения этому непрерывному дыханию. Однако же это не конец дыхательной техники, ибо имеется еще один, более высокий способ дыхания, так называемое, незаметное дыхание, которое постоянно содействует и сопровождает самую наиважнейшую ступень ЙОГИ - медитацию, и обозначается как КЕВАЛИ 2.

Кевали 2.

Этот способ дыхания можно охарактеризовать самое наилучшее, как расслабление дыхательных органов, обусловленное опущением грудной клетки. Если упражняющийся при предыдущем способе дыхания (КЕВАЛИ 1) получил ощущение неограниченного расширения всего дыхательного аппарата во время дыхания, то он чувствует постепенный упадок его, пока дыхание почти прекращается, во всяком случае станет почти незаметным. Это состояние называется по индийски ЛАЙЯ ("прятки") дыхания, в противоположность КСАЙЯ ("иссякание","заход"), полному прекращению дыхания, которое преподается некоторыми безответственными учителями ЙОГИ, хотя это умерщвление дыхательной деятельности самими ими не выполняется и полностью извращается подлинная мысль предписания Патан-джали: "покой и ясность мыслительной субстанции", "приводимую сюда", а не закостенение ее. Если тело йогина в "УПАНИШАДАХ" сравнивается с повозкой, мысли с лошадью и дыхание с поводьями, управлением конем и езда, то ни в коем случае не должны быть целью искусства езды (ЙОГИ) остановка коня и повозки.
Но как достичь этих высших из всех ступеней дыхания? Они возникают, как впрочем и все в ЙОГЕ, сами по себе, как только достигнута предыдущая ступень, непрерывное дыхание достигает правильных взмахов. Если посредством постепенного вдоха добился необходимого расширения легких до их максимальных границ, то вся грудная клетка, дыхательные органы расслабляются, "спадают" пока дыхания более не замечаешь. Получается, что как будто вообще не дышишь. Это незаметное дыхание, как уже указывалось, является постоянным сопровождением медитации, каковая возникает и достигает своего высшего размера только при этом способе дыхания (КЕВАЛИ 2). Всякая попытка вызвать медитацию или даже погружение как ее вершину, со всеми возникающими отсюда явлениями и силами, без этого способа дыхания непременно не достигнет цели.
......................................................................................................................

Для того чтобы быстрее войти в состояния медитации, йоги используют дыхание Кевали. Это дыхание условно делится на Кевали 1 и Кевали 2.
Кевали 1 является средством длительного удерживания внимания на одном предмете. При этом способность концентрации внимания имеет свой максимум при кажущемся полном прекращении вдоха и минимум на почти стертой границе между выдохом и новым вдохом. Перед отработкой Кевали 1 тренируются в маятниковом дыхании Тала-юкта. В Тала-юкта мысленно представляем маятникообразное качание, проходящее через тело туда и обратно соответственно вдоху и выдоху (вдох и выдох по длительности равны). По мере освоения упражнения постепенно растягиваем качание по длительности до 4, 5, 6 и так далее секунд, до тех пор, пока одно качание не перейдет во второе и дыхание станет непрерывным. Этот непрерывный способ дыхания, при котором грудная клетка длительное время остается растянутой, и есть Кевали 1.
Кевали 2 сопровождает медитацию и характеризуется максимальным расслаблением дыхательных органов (обусловленным опущением грудной клетки), при котором дыхание почти прекращается, становится почти незаметным.
Кевали 2 вытекает из Кевали 1: когда освоена Кевали 1, то Кевали 2 получается как бы сама собой. Если с постепенно увеличивающимся вдохом вы добились необходимого расширения легких до их максимальных границ (в Кевали 1), то дыхательные органы как бы сами собой расслабляются, «спадают», и получается ощущение, что вы как бы не дышите (это уже Кевали 2).

......................................................................................................................

После освоения Тала-юкты отрабатывается непосредственно Кевали 1, при котором уже автоматически легкие должны застывать в чрезвычайно медленном вдохе, который затем непрерывно переходит в выдох. Стираются границы между вдохом и выдохом, и наоборот.
Кевали 1 является необходимым средством длительного удерживания внимания на одном предмете Кевали 1 как бы ведет и удерживает внимание не объекте, при этом способность концентрации имеет свой кульминационный момент при кажущемся полном прекращении вдоха и имеет минимум на почти стертой границе между выдохом и новым вдохом.
Кевали 2. Это так называемое «незаметное» дыхание, которое сопровождает медитацию и содействует ее развитию.
Кевали 2 характеризуется максимальным расслаблением дыхательных органов (обусловленное опущением грудной клетки), при котором дыхание почти прекращается, становится почти незаметным
Это высшая ступень йоговского дыхания.
Как достичь Кевали 2? Нужно отрабатывать это дыхание, обращая внимание на затаенность дыхательного процесса. Но главное — это полное освоение Кевали 1— Когда достигнута предыдущая ступень дыхания (Кевали 1), следующая ступень дыхания (Кевали 2) получается как бы сама собой (естественно, при определенной мысленной установке на выполнение Кевали 2). Если вы посредством постепенно увеличивающегося вдоха добились необходимого расширения легких до их максимальных границ (в Кевали 1), то это ведет к тому, что дыхательные органы как бы сами собой расслабляются, «спадают» и получается ощущение, что вы как будто бы не дышите (а это уже Кевали 2).
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу