Divider

ПРАКТИКИ "НАБИРАНИЯ СОКОВ"

Перун

Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:6.927
Реакции:46
Баллы:0
В начале немного о родоначальниках данной традиции. Легенда повествует, что в стране Сахор, великий гуру Падмасамбхава взял в жены Мандараву, дочь царя Вихардхары. Он взял её в помощницы для садханы (духовной практики), и они практиковали в пещере Маратика в Непале три месяца, после чего им явился сам Будда Амитаюс (существо реализовавшее вечную жизнь), дал посвящение и благословил их быть нераздельными с ним. Обретя неподвластное рождению и смерти тело, они вернулись, чтобы учить в царство Сахор. Когда они собирали подаяние, царь и его советники схватили их и сожгли заживо. Учитель его супруга внушили веру, сотворив чудо: погребальный костёр превратился в прохладное озеро, посредине которого они восседали на лотосе. Они подвигли всех людей на практику Дхармы и укрепили их в состоянии, не допускающем возврата в Сансару. На изображении Мандарава держит в руках стрелу с лентами пяти цветов (дадар) и сосуд с амритой (нектаром бессмертия) - атрибуты, символизирующие, что она достигла вместе с Гуру Ринпоче духовного уровня Видьядхары Бессмертия, реализовав ваджрное тело, то есть состояние за пределами пяти скандх неподвластное разрушение.

С годами человек стареет. Он слабеет физически, притупляется острота его органов чувств, памяти и интеллекта. Главной причиной старения с точки зрения представителей традиции Кайя-кальпа (вечное тело) является истощение первоэлементов, лежащих в основе скандх (составляющих) тела. Непосредственной же причиной выступают прожитые годы, физическая работа или напряженная умственная деятельность, которые и без болезней уменьшают силы человека. Однако, утверждает тибетская медицина, старение можно повернуть вспять с помощью определенных лекарств и ритуалов (медитативной практики и упражнений). Наиболее подходящим временем для совершения процедуры омоложения в рамках традиции "Набирание соков" является возраст от 60 до 70 лет, поскольку до 60 лет омоложение производить еще рано, а после 70 лет оно не может быть эффективным. Человек, прибегший к процедуре или практике омоложения, которая называется практикой "набирания соков", получает долгую жизнь с замедленным старением. Процедура "набирания соков" восстанавливает физические силы, память, остроту интеллекта, нормальное функционирование органов чувств, половую потенцию, а также улучшает пищеварение и возвращает былой тембр голоса. Человек, совершивший эту процедуру, как говорится в трактате, обретает "тело шестнадцатилетнего юноши, ловкость льва, силу слона, долголетие солнца и луны, красоту павлина и быстроту выезженного скакуна" ("Вайдурья он-бо").

Тот, кто намеревается прибегнуть к процедуре "набирания соков", должен поселиться в чистой, уединенной и благостной местности, где окружающая природа радует глаз и не нарушают спокойствия ни люди, ни иные существа. Готовясь к этой процедуре, следует оставить все мирские дела и заботы, не перегружать себя ни физическим, ни умственным трудом, отринуть различные влечения, особенно любострастие, не перегреваться на солнце или у огня, избегать испорченной, сырой или недоваренной пищи, не злоупотреблять ни кислым, ни соленым.

Для совершения процедуры "набирания соков" выбирается день с благоприятным расположением звезд и планет (первые семь дней растущей луны). В этот день производится внешнее и внутреннее очищение.

Внешнее очищение состоит в тщательном омовении тела и натирании его топленым маслом, чтобы тело разогрелось. Внутреннее очищение заключается в очищении желудка и кишечника путем приема слабительного, включающего в себя девять лекарственных средств (миробалан, каменная соль, имбирь, куркума и другие),. Без совершения очищения, указывается в трактате, "процедура набирания соков" будет бесполезной, как бесполезно красить ткань, не очищенную от грязи, поскольку краска не пристанет к загрязненным местам".

Предписываемые средства, принимаемые во время процедуры "набирания соков", являют собой главным образом пилюли, включающие различные лекарственные ингредиенты. Одним из наиболее эффективных таких ингредиентов считается "кровь асура", или чеснок, поскольку чеснок, согласно тибетской мифологии, вырос из капель крови асура Раху, упавших на землю после того, как Вишну снес голову этому асуру за его попытку испить глоток нектара бессмертия. Так чеснок, прокипяченный в воде, смешивается с растопленным маслом до получения густой кашицы. Эта кашица 21 день выдерживается в старом ячмене, после чего из затвердевшей кашицы формируются пилюли, которые, по мнению тибетских медиков, укрепляют компоненты тела и способствуют долголетию.

Внутреннее очищение - состоит в специальной медитативной практике. К сожалению, я связан обетом неразглашения данной практики, но приведу более сложный вариант с использованием упражнений похожих на йогические. Выполнять данный комплекс очень просто: необходимо принять указанное положение тела (они во многом аналогичны с упражнениями хатха Йоги, но имеют глубочайшее кардинальное отличие - если Хатха Йога является системой, где в процессе используют только физическую составляющую человека - его тело, то в предлагаемых упражнениях задействован абсолютно весь комплекс проявления человека на трех уровнях: поза - "асана" (уровень тела), звуковая вибрация - "мантра" (уровень энергии), концентрация внимания (уровень ума). После того, как тело приняло необходимую позу, сконцентрировать внимание на том участке тела, в котором в этот день (см. таблицу ниже) сконцентрирована энергия (тиб. бЛа), затем необходимо произносить соотносящийся с этим днем и местом звук .

Для того, чтобы читателю более углубленно можно было понять смысл данных упражнений, приведу некоторые теоретические обоснования метода и поясню термины с которыми вам придется встретиться в процессе занятий.

Cловом "рЦза" в тибетских тантрических текстах называются как различные энергетические токи, так и кровеносные сосуды вкупе с нервными волокнами, единство которых, утверждают тибетские ламы, является опорой духовного и физического существования человеческого организма. Именно наличием такого психофизического комплекса тибетская средневековая медицина объясняет феномен человеческой жизни как таковой и практически обосновывает теорию буддийской философии о бесконечном круговращении бытия.

Использование одного и того же слова для обозначения различных психических и соматических реалий связано, с представлениями о человеческом организме как о единстве трех структурных уровней, из которых каждый последующий опирается на предыдущий, а каждый предыдущий принимает участие в формировании последующего, причем реалии каждого предыдущего уровня представляют собой более грубую форму реалий уровня последующего.

Эти три структуры, составляющие триединство любого человеческого организма, есть:

- непроявленное тело абсолютной истины, или тончайшее сознание, опирающееся на тончайший энергетический ток. Это тончайшее сознание, попавшее в составе сознания в целом из стадии бардо (промежуточное состояние души человека в момент смерти) в центр слияния отцовской и материнской зародышевых жидкостей, одухотворяет эмбрион и дает начало его развития, стимулируя формирование "тонкого тела";

- "тонкое тело", возникающее в первые два месяца развития эмбриона и состоящее из множества (в разных традициях от 72 тысяч до 13,5 миллионов) тонких сосудов вместе с тонкими психическими токами, несущими "жизненные сущности", или "тигле", эманированные "главным тигле", а также токи-каналы феноменального тонкого сознания и грубого сознания, связанного с органами чувств;

- "грубое тело", то есть тело из плоти и крови, чье формирование стимулируется "жизненными сущностями тонкого тела". В дальнейшем "жизненные сущности" поддерживают жизненный тонус организма. Считается, что организм не умрет до тех пор, пока в нем не перестанут функционировать "жизненные сущности".


Подобное представление тибетских медиков о триединой природе человеческого тела вытекает из буддийской доктрины о трех телах Будды. Считается, что очищенное от омрачений проявленное тело абсолютной истины реализуется как дхармакая; очищенное от омрачений "тонкое тело" реализуется как самбхогакая; очищенное от омрачений "грубое тело" реализуется как нирманакая.

Сосуды человеческого тела в целом, автор трактата "Вайдурья он-бо" (Голубой берилл) делит на четыре большие группы, исходя из функций, которые они выполняют при формировании "грубого тела" и обеспечении его жизнедеятельности. Он выделяет формирующие, управляющие, связующие сосуды и сосуды жизни.

К формирующим сосудам относятся три главных сосуда-тока "тонкого тела", которые первыми возникают из центра зародыша и проходят вверх и вниз по формирующемуся телу.

Центральный сосуд - ток, именуемый "у-ма", связанный с первоэлементом "пространство", пролегает по центру тела от макушки до половых органов. Он изображается прямым, полым (пустым) как изначальная сущность, излучавшим голубой цвет каналом - белый снаружи и розовый внутри, как аспект неограниченной способности энергии; который являет собой центральную ось "тонкого тела", напоминая этим позвоночник тела "грубого". Открытый на макушке головы, как открытая "верхняя дверь" полного освобождения, в своей нижней части сосуд "у-ма" дает начало формированию половых органов, выступая первопричиной сладострастия, которое порождает физиологическую энергию "воздух", где он закрыт на четыре пальца ниже пупка, чтобы держать естественно закрытой "нижнюю дверь".

Второй формирующий сосуд - ток называется "ро-ма". Он проходит вблизи и справа от центрального сосуда. Связанный с первоэлементом "огонь", сосуд "ро-ма" также изображается полым, несколько тоньше центрального сосуда, он излучает красный цвет и представляет женское начало. Сосуд "ро-ма" дает начало формированию черного сосуда жизни, продуцирующего кровь. Являясь первопричиной гневливости, кровь спонтанно порождает физиологическую энергию "желчь".

Третий формирующий сосуд - ток называется "чжан-ма". Он проходит вблизи и слева от центрального сосуда. Связанный с первоэлементом "вода", этот сосуд излучает белый цвет и представляет мужское начало. В своей верхней части сосуд "чжанма" дает начало формированию мозга, который является первопричиной омраченности, спонтанно порождающий физиологическую энергию "слизь".

Формирующие сосуды соединяются в районе головы и половых органов. Место соединения в районе половых органов является очагом "ту-мо", или мистического жара, который может реализовать как физиологическую теплоту опытный йогин.

Три формирующих сосуда трояко переплетаются в районе головы, горла, сердца, пупка и половых органов, образуя в месте каждого переплетения подобие колеса со спицами, или энергетический центр - чакру. Каждая чакра формируется следующим образом: в месте переплетения от центрального сосуда "у-ма" отходят на четыре стороны по одному так называемому "лепестковому" сосуду, а от сосудов "ро-ма" и "чжан-ма" вверх и вниз по десять лепестковых сосудов. Таким образом, возникает центр, состоящий из двадцати четырех сосудов. Далее от каждого из четырех лепестковых сосудов сосуда "у-ма" отходят по двадцать пять, а от каждого из лепестковых сосудов "ро-ма" и "чжан-ма" по двадцать мелких сосудов. Эти пятьсот мелких сосудов окружают первичный комплекс, состоящий из двадцати четырех лепестковых сосудов, который "подобен царю, вершащему дела правления". Отсюда и их название "управляющие сосуды".

По своим функциям эти сосуды делятся на пять групп:

- Сосуды чакры головы, носящие общее название "сосуд, свернувшийся кольцом в мозгу", ведающий функционированием органов чувств.

- Сосуды чакры горла, носящие общее название "сосуд наслаждения едой и питьем", что и говорит о его функции.

- Сосуды чакры сердца носят общее название "сосуд прекрасного сознания". Здесь, "опираясь на память и самосознание, порождаются шесть видов чувственного восприятия". Отсюда отходят в разные стороны четыре сосуда-тока: вперед отходит красный сосуд-ток сознания пяти органов чувств; направо отходит желтый сосуд-ток "алая-виджняны"; налево отходит голубой сосуд-ток перцептивного сознания; назад отходит зеленый сосуд-ток омраченного сознания.

- Сосуды чакры пупка носят общее название "сосуд - центральная опора", функцией которого является формирование тела с момента появления зародыша.

- Сосуды чакры половых органов носят общее название "сосуд половой принадлежности", функция которого состоит в воспроизведении рода.


Кроме этого большое внимание уделяется связующим сосудам. "Черный сосуд жизни" (аорта) является основой, которая порождает всю сеть кровеносных сосудов, образующих группу черных связующих сосудов. От "черного сосуда жизни" по разным направлениям отходят двадцать четыре крупных кровеносных сосуда. Восемь из них связаны с полыми и плотными органами человеческого тела и называются внутренними связующими сосудами. Остальные шестнадцать проходят ближе к поверхности тела и называются поэтому внешними связующими сосудами. Внутренние и внешние крупные сосуды образуют в процессе деления сто восемьдесят девять кровеносных сосудов, расходящихся по разным частям тела. Нарушение целостности семидесяти семи сосудов из этого числа, сопровождаемое кровоизлиянием, не представляет большой опасности для жизнедеятельности организма в целом, поэтому они используются, в случае необходимости, для кровопускания. Поражение остальных ста двенадцати сосудов является опасным для здоровья и даже жизни. В число упомянутых ста двенадцати сосудов входят и так называемые пульсирующие сосуды, или сосуды, используемые при пульсовой диагностике. В этих сосудах наряду с кровью присутствует и элемент "воздух", принесенный сосудом-током "у-ма". Так на определенной стадии формирования зародыша сосуды-токи "ро-ма", "чжан-ма" и "у-ма" соединяются у основания сердца. Движение "омраченных мыслей", продуцируемых мозгом и привязывающих человеческое существо к мирскому бытию, включает пульсацию сердца, от чего первоэлемент "воздух", присутствующий в сосуде-токе "у-ма", в некоторых сосудах смешивается с кровью, порождая таким образом пульсирующие сосуды, поражение целостности которых очень опасно.

Сто восемьдесят девять связующих кровеносных сосудов делятся в свою очередь на триста шестьдесят мелких сосудов. Из них сто двадцать сосудов соединяют мышцы с кожей и называются поэтому мелкими внешними сосудами. Сто двадцать других сосудов соединяют между собой полые и плотные органы внутри тела и называются внутренними мелкими сосудами. Остальные сто двадцать сосудов располагаются между костями и называются промежуточными мелкими сосудами. Внешние, внутренние и промежуточные мелкие сосуды продолжают делиться, образуя совсем мелкие сосуды. Так, сто двадцать мелких внешних сосудов образуют двести тридцать четыре совсем мелких сосуда, а внутренние и промежуточные мелкие сосуды образуют по двести тридцать три совсем мелких сосуда, что в сумме составляет семьсот совсем мелких сосудов. Эти семьсот сосудов разделяются на бесчисленное множество мельчайших сосудиков, сетью оплетающих все тело.
 

vnydry

Well-Known Member
Регистрация:21 Сен 2013
Сообщения:2.473
Реакции:0
Баллы:0
Благодарю Вас за очень интересную статью, уважаемый Мастер Перун.

Позвольте уточнить: три главных формирующих сосуда напрямую соотносятся с сушумной, идой и пингалой? Санскритское происхождение этих названий соответствует терминологии на тибетском языке, приведенной в тексте?

С глубоким уважением к Вам.
 

uliana

Well-Known Member
Регистрация:27 Май 2013
Сообщения:867
Реакции:0
Баллы:0
Благодарю Вас за познавательную статью, уважаемый Мастер Перун.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу