Divider

Мамврийский дуб

Atamiel

Administrator
Регистрация:22 Апр 2013
Сообщения:449
Реакции:93
Баллы:28
И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую я укажу тебе;
и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя…
…И благословятся в тебе все племена земные.
И пошел Авраам, как сказал ему Господь.
А было Аврааму семьдесят пять лет, но он не сказал: «Поздно, Господи… куда мне идти на закате лет?»
И взял Авраам с собою Сару, жену свою. Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую…
И пережив голод в Египте, разделившись с Лотом в окрестностях Иордана, по новому зову Божиему двинул Авраам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.
К этому началу Священной истории тысячелетиями обращены взоры избранного народа, святых отцов, богословов, апостолов: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.



Вот он — последний потомок дубравы Мамре, древнейший на земле Палестины, а может быть, и на всем Востоке, патриарх дубов, воспетый в богослужебных текстах, в стихах и прозе, запечатленный на тысячах рисунков, гравюр, в иконах… Дуб, согласно традиции, растущий здесь с момента сотворения мира (см. Быт. 23:2, 23:19), - так называемый Мамрийский дуб.


Вековые священные рощи, дававшие благословенную тень, были у многих восточных народов: в Мекке еще в прошлом веке увешивали трофеями старую смоковницу, на развалинах Вавилона почитали дерево на месте висячих садов, в Дамаске — платан, в Сирии — исполинские кедры. В почитании их хранится память о древе жизни, насажденном посреди рая, к которому утратило доступ падшее человечество. И, действительно, израильские арабы считают, что рай был в хевронских долинах, и здесь погребены Адам и Ева. Даже Цблаженный Иероним упоминает об этом, а толкователи Талмуда помещают гробницу Адама в той же пещере Махпела, где погребен Авраам.
Мамврийская дубрава простиралась далеко на северо-запад — с древнейших времен в ней была станция караванной дороги в Египет, и император Адриан продавал здесь египетским купцам пленных евреев по мере пшеницы за человека. Иосиф Флавий упоминает о Мамврийском дубе в шести стадиях от Хеврона.

В первые века дубрава была местом языческих празднеств. И историк Евсевий приводит послание императора Константина к епископу Макарию: «Мы знаем, что место у Мамврийского дуба, где обитал Авраам, омрачено идолопоклонством, и для того я повелел… без отлагательства предать идолов огню и испровергнуть их алтари. А дабы впредь оградить это место от поругания, мы определили и повелели украсить его великим храмом. Всем известно, что там впервые Б*г Вседержитель явился Аврааму и беседовал с ним; там возникло начало священного закона и соблюдение его…»
И еще в прошлом веке арабы показывали под сенью деревьев христианские развалины, - историки отождествляли их с руинами храма Константина.
А русский паломник XII века игумен Даниил с восторгом пишет:
«Есть же дуб той святый у пути близ на правой руце, тамо идучи, стоит на горе красно вельми… И ту стоял шатер Авраамов близ дуба того же, к востоку лиц. И есть же дуб той святой не вельми высок, но раскидист, и часты ветви имущ, и плоду много на нем есть; ветви же его близ земли приклонились. В толще же есть дву сажень, моею рукою измерих его, а вверх до ветви полуторы сажени есть. Дивно же и чудно, колико лет есть тому дубу святому на высоцей горе не вредися, ни гнилости на нем нет, но стоит от Бога утвержен, яко теперь посажен…»
С тех пор дуб сильно разросся, и паломники прошлого века измеряли его восемью саженями в обхвате, а по окружности листвы — ста двадцатью шагами.

Сегодня осталась единственная зеленая ветвь. И первое чувство прикосновения к священному растворяется тихой болью. Огромный наклонившийся ствол срезан поверху, топорщится сухими, корявыми, обожженными и обломившимися разветвлениями. Большие дупла залиты цементом, еще живая ветвь подпирается двумя рельсами, а понизу каменная кладка зажала старый ствол.
Под этими некогда раскидистыми ветвями паломники по прибытии устраивали скромные трапезы, на старых картинках можно видеть треугольный навес по сторонам ствола.
Богомольцы собирали желуди и кусочки коры, срезали на память веточки, палки для посохов, а от исполина ничего не убывало, а
частицы Святого Дерева сохранились в талисманах панегириках по всему миру.
После того, как почти на сто лет оскудел поток паломников, дерево стало сохнуть. Одинокая ветвь давно не дает прохлады в часы полуденного зноя. Странники предвещают, что когда она засохнет, кончится история мира.
Так и будет — если принять этот древний дуб, как зримый символ веры…

Земля вокруг вскопана, усыпана ржавыми листьями. Хевронский дуб, - не теревинф — палестинская разновидность каменного дуба. Его желуди — в больших мохнатых и колючих шапочках, а листья мелки и узки, обведены по краю колючими зубчиками, жесткая глянцевая ткань испещрена черными точками. Листья не опадают всю зиму, только зелень тускнеет и ярче подсвечивается желтизной.

Из галловых орешков с листьев Мамврийского Дуба делают черную краску, использующуюся при изготовлении чернил, тех самых, которыми писали А. С. Пушкин и его современники, очень стойких и прочных. Исключительно этими чернилами пишутся Имена Всевышнего и все сакральные тексты.

Специально обработанная частица Святого Дерева, вознаграждает людей порядочных, людей честолюбивых и энергичных.
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой во время зноя дневного.
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер свой и поклонился до земли,
и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите в путь свой; так как вы идете мимо раба вашего.
Рабом Божиим называет себя Авраам, но арабы, в VII веке захватив город, переименуют Хеврон — в Эль-Халиль, град друга Божия. И этому призванному и верному Господь скажет:
…Утаю ли Я от Авраама, раба Моего, что хочу делать!
От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,
ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд…
Почти столетнему Аврааму, поверившему Богу и принявшему волю Его, Господь обещает сына от состарившейся прекрасной Сарры, неисчислимое, как звезды, потомство и вечное духовное наследие в тех, кто пойдет по путям Господним.
…Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
«Благословен еси, Господи Владыко Вседержителю, просветивый день светом солнечным и нощь уяснивый зарями огненными, долготу дневную пройти нас сподобивый и приближитися начаткам нощи…»
В Троице Андрея Рублева — три образа Ангелов, в сияющем мерцании сидят под Мамврийским дубом в великом безмолвии и торжествующей красоте озаренного мира.

Изгнанники, скитальцы и поэты,
Кто жаждал быть, но стать ничем не смог…
У птиц — гнездо, у зверя — темный лог,
А посох — нам, и нищенства заветы…

В 1868 г. Русская духовная миссия в Иерусалиме приобрела участок земли в Хевроне, на котором растет легендарный мамрийский (в русской традиции мамврийский) дуб. Рядом с дубом был основан православный монастырь Святого Авраама и церковь Святых Праотцев.

Эту землю купил знаменитый архимандрит Антонин Капустин, начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме… Тогда невозможно было приобрести участок в этих местах, издавна заселенных мусульманами, но и смириться с тем, что православным не было доступа к Мамврийскому дубу архимандрит Антонин не мог. Много лет вел тайные переговоры, собирал пожертвования русских богомольцев, - ни правительство, ни церковь не поддерживали его желания приобретать землю в Палестине. Наконец за три тысячи франков купил участок с дубом на имя своего верного сподвижника, православного араба, драгомана русского консульства Якова Халеби — в Хевроне он выдал себя за купца из Сирии. А потом миссия скупала соседние мелкие участки, и к концу прошлого века ей принадлежало здесь семьдесят гектаров.

Арабы узнали, что их Ибрагим продал землю в Хевроне православным, устроили бунт, - возвращается отец Иоанн к месту действия. — Ибрагима убили. Даже подожгли дуб — одна ветвь сгорела, но дом открыли для паломников в 1874 году — ему теперь сто двадцать лет.

Дуб — одно из немногих деревьев, способных передавать информацию на громадные расстояния и, отличие от большинства деревьев, сильно связанных с другими деревьями той местности, где они растут, дубы — единоличники. Они обладают энергетическими связями с деревьями своего вида, независимо от расстояния между ними. Это и позволяет им, как и сосне, спокойно произрастать в одиночестве, ничуть не теряя от этого своей силы. Визде где произрастает дуб его называют «вечным», потому что, когда дерево стареет и засыхает, из-под корня появляются молодые отростки. Поэтому дубы всегда служили для обозначения особых мест: под ними строили временные жилища, погребали умерших. Под ними же язычники производили воскурения, жертвоприношения и справляли религиозные празднества.

Дуб на Руси.
Дуб — это одно из самых энергетически сильных деревьев средней полосы России, всегда считался святым и связанным с мужской энергией и мощью. Дуб проводит в наш мир энергию определяющую мировые процессы, судьбы людей и народов, позволяют людям, в полной мере овладевшим ими, управлять и своей собственной судьбой, и судьбами других.

На Руси всегда существовало множество магических практик, позволявших с помощью энергии этого дерева обратиться за помощью к умершим и получить дополнительную силу и удачу.
Души мертвых именно по стволу дуба, как по небесной лестнице, поднимаются наверх — в светлое царство бессмертных.
С этим деревом связано огромное количество преданий и легенд, начиная от притчи о смерти Кощеевой, хранящейся в ларце на заветном дубе, до предания о конях царя подземного мира, скрытых под корнями трехствольного дуба.

В дубовых рощах всегда стояли храмы и святилища в России. Там, где мало солнца и сильно ощущается нехватка энергии, очень любили использовать дубовую древесину для строений, таким образом компенсируя нехватку теплой огненной энергии для человеческого организма, там же лечили людей.
Дубовая древесина мало подвержена гниению, так как хранит огромные запасы светлой энергии, которые отдает столетиями. Строения и мебель из дуба могут согреть душу и поднять силы и здоровье не одного поколения.

Дубы считаются священными деревьями не только в России, но и во всех странах, где они произрастают.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу