Divider

Гадания и жертвоприношения в римской армии

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
cTWaByS-YQc.jpg


Выйдя за пределы Рима (а точнее —на расстояние примерно
мили от городских стен), римляне полностью теряли
свои гражданские права, переходя в распоряжение командующего.
Тот был олицетворением воли покровительствующих
Риму богов. Именно ему были вручены права
на ритуальное обращение к богам с просьбой о помощи
римскому народу, а также на совершение ауспиций —гада-__
ний о том, благоприятствуют ли сейчас Небеса сражению
или нет.

Существовало два вида гаданий, принятых в Риме. Самые
известные — наблюдения за полетом птиц: их количеством,
направлением, характером поведения. Как известно,
результаты именно подобного гадания дали священное право
на основание Рима Ромулу, а не его брату Рему.
Однако в армии обычно пользовались другим видом
предсказания. Армии возили с собой в деревянных клетках
цыплят, которых полководец перед сражением приказывал
накормить. Если цыплята жадно бросались на еду,
при этом роняя часть пищи на землю (как бы делясь с богами
земли, подобно тому, как на пирах древние совершали
возлияния из кубка на землю нескольких капель вина), то
это было благоприятным знаком. Во всех других случаях
полководец должен был постараться избежать боевого
столкновения.

Рассказывают, что однажды римскому адмиралу перед
неминуемым столкновением с противником сообщили, что
цыплята отказываются принимать пищу. Он приказал выбросить
их за борт, добавив: ≪Не хотят есть? Тогда пусть
они попьют!≫... — и проиграл битву.

Хотя во времена Суллы и Цезаря образованные римляне
будут смеяться над этим обычаем, утверждая, подобно Цицерону,
что хитроумные полководцы попросту приказывают
морить цыплят голодом, дабы они в нужный момент
жаждали пищи и в то же время были слишком слабы, чтобы
удержать ее, подобный обычай будет сохраняться даже
в войсках императорского Рима

Греки также стремились испрашивать совета высших сил перед
началом сражения. Правда, эллины предпочитали более жестокий
способ: используя практику этрусских гаруспиков, они гадали по печенижертвенных животных. Плутарх рассказывает, что во время битвы
при Платеях спартанцы продолжительное время терпели обстрел
со стороны персов только потому, что печень животных, заколотых
их предводителем Павсанием, не была чистой. Лишь когда к
ставке командующего прорвалось несколько конных варваров и окружение
полководца было вынуждено отбиваться от них палками (ведь боги все еще запрещали брать в руки оружие!), Павсанию попалось
здоровое животное.

В наше время подобная практика выглядит странно (хотя,
насколько мы знаем, услугами предсказателей пользовались
многие из генералов, принимавших участие в войнах
90-х годов XX в.), однако для римлянина она свидетельствовала
о священном статусе его полководца. Лишь
этот человек мог получать знаки от богов и толковать их.
Поэтому подчинение ему было делом, угодным не только
общине, но и Небесам.

Именно этим, а не склонностью древних римлян к громким
деяниям, следует объяснить примеры крайне жесткого
подавления их военачальниками малейшего неповиновения
в армии. Так, Аппий Клавдий, вводя практику ≪децимации
≫, т.е. убийства каждого десятого из провинившегося
подразделения, самолично дубиной крошил головы беглецов
; Тит Манлий убил собственного сына, виновного в
том, что тот одержал победу, вступив в бой без разрешения
своего отца. У Фронтина в его ≪Стратегемах≫ есть раздел,
где приведены 45 самых известных случаев наказаний
за нарушение дисциплины, причем подавляющее большинство
из них — римские​
 

Agats

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:2.597
Реакции:2
Баллы:38
Благодарю Вас за историческую информацию Уважаемый Мастер Unagdomed.
 

Ummanu

Команда форума
Регистрация:30 Сен 2014
Сообщения:6.436
Реакции:20
Баллы:38
Адрес: Москва
Благодарю Вас за интересную статью, уважаемый мастер Unagdomed. С уважением.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу