Divider

По следам легенды о глиняном Големе

Светлана 34

Well-Known Member
Регистрация:29 Июн 2013
Сообщения:270
Реакции:1
Баллы:0
Если верить древним еврейским преданиям, в Средние века самые мудрые раввины, досконально познавшие магические тайны каббалы, могли оживлять вылепленных из глины истуканов, получая таким образом сильных и послушных слуг. Таких глиняных помощников называли големами.

СЛУГА

Легенда о големе пришла к нам из средневековой Праги. Если ей верить, именно в этом городе был создан искусственный человек из глины, который не только использовался для исполнения самой черной работы, но и защищал еврейскую общину от погромов. По сути, это был своеобразный глиняный робот и самый дешевый слуга в мире. Голема не нужно было кормить, он не требовал оплаты своего труда и беспрекословно выполнял любые поручения.

Можно встретить различные «инструкции» по созданию големов. В самом простом варианте надо было найти особую красную глину, замесить ее на самой чистой ключевой воде и вылепить человеческую фигурку размером с 10-летнего ребенка.

s91745314.jpg


На лбу глиняного человечка надо было начертать слово amet (на иврите — «истина») и вложить ему в рот пергамент с магическими словами. После этого глиняная кукла оживала и начинала расти. Практически сразу голема можно было использовать для выполнения различных работ по хозяйству.

Конечно, его трудно было назвать человеком, ведь у него отсутствовала душа, он не умел говорить и мыслить. Чтобы уничтожить голема, надо было в слове amet, начертанном на его лбу, стереть первую букву, получалось слово met (в переводе — «смерть»), и тогда он превращался в кучу глины. Отмечалось, что глиняный человек вполне мог выйти из-под контроля и даже убить своего создателя.

ЗАЩИТНИК ЕВРЕЙСКОГО ГЕТТО

Существовал и более сложный способ создания големов, при котором присутствовали четыре раввина, рожденных под знаками четырех стихий — Воды, Огня, Воздуха и Земли. В полночь под чтение псалмов в уединенном месте они лепили из глины голема длиной в три локтя. Силу глиняной фигуре давал раввин со знаком Земли.

Лежащего на спине голема сначала семь раз справа налево обходил раввин, рожденный под знаком Огня, после чего глина раскалялась докрасна. Затем слева направо фигуру семь раз обходил раввин, рожденный под знаком Воды, при этом голем шипел, словно его поливали водой. Его фигура начинала приобретать человеческий облик, на голове появлялись волосы, а на пальцах рук и ног отрастали ногти.

В конце этой «операции» голема семь раз обходил раввин со знаком Воздуха, он вкладывал ему в рот пергамент с тайными магическими словами и вдыхал ему в ноздри воздух. Голем оживал, на него надевали человеческую одежду, после чего это глиняное создание уже было трудно отличить от обычного человека.

По преданиям, големов могли создавать лишь несколько раввинов, обладающих достаточными для этого тайными знаниями, и среди них был главный раввин Праги Махараль Йехуда бен Бецалель. В те времена еврейское гетто нередко подвергалось жестоким погромам. Согласно местной легенде, раввин специально создал голема, чтобы защитить гетто. Бецалель назвал голема Йозеф, а своим домашним сказал, что встретил на улице немого нищего, пожалел его и взял слугой в дом.

Неуязвимый и обладающий огромной силой глиняный человек во время очередного погрома дал такой отпор нападающим, что они сразу позабыли дорогу в гетто и стали обходить его стороной.

БЕЗУМИЕ

Если верить легенде, голем пробыл в доме раввина около 13 лет. Возможно, он прожил бы и дольше, не случись с ним приступа безумия. Как оказалось, даже глиняный человек, не имеющий мозга, не застрахован от сумасшествия. Впрочем, у современных фантастов не раз обыгрывался сюжет, когда люди противостояли впавшему в безумие роботу. Как говорят, «ничто не ново под луной».

Фигурки Голема хорошо продаются в Праге

s00609459.jpg


Итак, голем внезапно обезумел и стал крушить все вокруг. Он разгромил дом раввина и свернул шеи всем его домашним животным — курам, собакам и кошкам. Можно встретить и упоминания о том, что голем носился по улицам Праги и убивал всех попадавшихся под руку людей. Раввин Бецалель в это время находился в синагоге. Узнав о бесчинствах голема, он бросился его разыскивать.

Обнаружив слугу, Бецалель сумел приблизиться и вытащить у него изо рта пергамент с магическими словами. Голем сразу превратился в безжизненное тело, которое раввин с помощниками занесли в дом и уложили на кровать. Бецалель решил уничтожить голема, это следовало сделать тайно, ведь его слугу все принимали за человека. Превращение Йозефа в кучу глины могли воспринять как убийство с помощью колдовства, а это грозило гетто новым погромом.

Вот потому Бецалель под разными предлогами удалил слуг и домашних, а потом со своими помощниками совершил обряд, обратный тому, что использовался при создании голема. В результате Йозеф вновь превратился в глиняную фигуру.

Ее тайно вынесли из дома и спрятали на чердаке синагоги. Между прочим, здание этой синагоги сохранилось до наших дней, и оно очень популярно у туристов, многие из которых знают легенду о пражском големе. Ходят слухи, что голем до сих пор лежит на том чердаке...

ПО СЛЕДАМ ЛЕГЕНДЫ

В 1980-х годах чешский писатель и исследователь Иван Макерль предпринял настоящее расследование, пытаясь найти корни знаменитой легенды о пражском големе. Он изучил все городские архивы, но нигде не встретил даже упоминания о глиняном роботе, хотя столь популярная легенда явно не могла появиться на пустом месте.

Исследователя осенило, когда он узнал, что слово «голем» в переводе с древнееврейского означает не только «искусственный человек, сотворенный с помощью магии», но и «дурак». Макерль предположил, что раввин не сотворил голема, а просто взял в дом несчастного больного сумасшедшего.

Скорее всего, новый слуга раввина был немой и отличался недюжинной силой. Бецалель подобрал лекарство для больного, которое прекращало в зародыше приступы безумия. Видимо, из-за того, что он всыпал новому слуге лекарственный порошок прямо в рот с помощью бумажного листка, и появилось в легенде упоминание о том, что голема можно было оживить и утихомирить с помощью бумажки с магическими словами.

Возможно, однажды раввин позабыл дать слуге лекарство и тот впал в буйство. Пытаясь побыстрее его утихомирить, раввин мог в спешке превысить дозу или перепутать лекарство, из-за чего его слуга скончался. Чтобы это происшествие не отразилось негативно на еврейском гетто, тело умершего спрятали на чердаке синагоги и запретили туда кому-либо подниматься.

По мнению Макерля, со временем слухи об этом происшествии вполне могли трансформироваться в легенду об искусственном глиняном человеке. Кстати, Макерлю удалось побывать на чердаке синагоги, но ничего интересного он там не обнаружил.

Та самая синагога

s09563457.jpg


<i></i>
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу