Divider

ДИББУК - ЕВРЕЙСКАЯ ВЕРСИЯ ОДЕРЖИМОСТИ ЗЛЫМИ ДУХАМИ

Перун

Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:6.927
Реакции:46
Баллы:0


Диббук (идиш דיבוק — ди́бэк, от иврит — прилепившийся) — злой дух в ашкеназском еврейском фольклоре, являющийся душой умершего злого человека.

Душа-диббук не может расстаться с земным существованием из-за своих преступлений (например, самоубийства) и ищет живой организм, в который может вселиться. Концепция диббуков похожа на демонов и духов, которых изгоняют в Католической Церкви в процессе экзорцизма. Предполагается, что душа, которая в своей земной жизни не закончила своё предназначение, может завершить его в форме диббука. Концепция диббуков упоминается в каббалистической литературе с XVII века.

Диббук изгоняется цадиком и десятью другими членами еврейской общины, которые при этом одеты в погребальные рубашки. При процедуре изгнания диббука сжигают ароматные вещества, читают молитвы и трубят в шофар.

Описание Диббука полностью соответствует тому, что называется одержимостью бесами. Только вместо дьявола признается вселение души умершего злого человека, привязанного к Земле своими желаниями и злыми поступками, в т.ч. совершившие грех самоубийства.

В статье на Электронной еврейской энциклопедии есть интересное упоминание, что изнание диббука открывало им два пути. Первый вариант - такая душа могла выйти путем исправления (тиккун), и получить возможность дальнейшего переселения (еврейский вариант реинкарнации называется гилгул). Второй путь, когда цаддиками выполняется процедура экзорцизма, это изгнание диббука в ад. В еврейских верованиях ад считался не вечным назначением, а временным местопребыванием, пройдя которое, душа может попасть в рай. Но диббук за свои грехи не может попасть ни в ад, ни в рай, поэтому он находится в лимбо, между двумя мирами. Здесь его мучают ангельские и демонические сущности, и, стремясь избежать наказания, он вселяется в человека, чтобы получить временную защиту.

Там же упоминается поверье, согласно которому диббук вселяется в тело человека, который совершил тайный грех. При этом диббук сохраняет собственную индивидуальность и не сливается со своим носителем, хотя может говорить его устами.</SIZE><i>
</i>

Диббук – как социальный феномен

В статье Yoram Bilu «The taming of the deviants and beyond: an analysis of Dybbuk possession and exorcism in Judaism» феномен диббука исследуется, как фактор для социальной адаптации «запрещенного» поведения. Как правило, еврейская община живет своей замкнутой жизнью, и все социальные процессы регулируются жесткими правилами. Запрещаются контакты с инородцами, действуют жесткие нормы поведения, нарушение которых вызывает осуждение со стороны руководителей и других членов общины. В таких условиях диббук позволяет вписать в общий канон любые отклонения, как внутри личности, так и внутри общины. Хотя само вселение в человека души умершего признается негативным, оно позволяет укрепить целостность и согласованность еврейской общины на трех уровнях:<i></i>

1. Трактовка непозволительных желаний как воздействие диббука, т.е.внешнего агента.

Это позволяет снять ответственность с человека. Хотя совершаемые под воздействием одержателя проступки воспринимается негативно, вина с одержимого как бы снимается. Благодаря этому даже сам человек спокойнее воспринимает свою деятельность, которая не вписывается в нормы общины.<i></i>

2. Оправдание и очищение одержимого человека благодаря акту экзорцизма.

Акт экзорцизма является очистительным ритуалом, после которого человек может опять вернуться в нормальную жизнь общины, какие бы проступки он не совершал под влиянием чужой воли. Ритуал обычно проводится по определенной схеме:<i></i>

Допрос.

Сначала нужно узнать имя диббука и за какие грехи он лишен права входа в ад/рай? Какой грех открыл возможность вселиться в человека? На этой стадии также определяется, действительно ли это диббук, или человек притворствует.<i></i>

Попытка договориться.

Иногда диббук должен донести какое-то сообщение членам общины, например, изобличить греховного человека или преступника. После этого диббук может добровольно покинуть тело человека, так как его незавершенная миссия на земле выполнена.<i></i>

Изгнание.

Выполняется сложный ритуал, включая пение священных текстов, использование труб (шофар), и приказание покинуть тело. Если силы экзорциста недостаточно, в ритуале принимают участие 10 святых или особенно чистых членов общины. Чтобы убедиться, что коварный одержитель действительно вышел, об этом спрашивают самого человека, а также ищут у него физические следы на теле. Согласно поверью, выход диббука может причинить вред здоровью, поэтому лучше, чтобы он уходил через мизинец на ноге, где после этого должна остаться ранка.<i></i>

Реабилитация.

Пока человек восстанавливает свои физические и духовные силы, рядом находятся близкие и чистые люди, читающие ему молитвы и поддерживающие его.<i></i>

3. Усиление конформизма общины на примерах одержимости.

<SIZE size="190">«Кнут и пряник» в одном флаконе. Как правило, грехи самого человека менее тяжелые, чем тяжесть прегрешений вселившегося в него диббука. Но члены общины видят, что даже за небольшое прегрешение может последовать расплата, и страх удерживает их веру. Одновременно диббук используется для укрепления авторитета раввина или цадика, изгнавшего его. Кроме того, сам факт одержимости является подтверждением верований и космогонии народа. Во время допроса диббуку задают вопросы о страданиях и наказании, просят описать местность между двух миров (лимбо между адом и раем), иногда даже задают космогонические вопросы (как происходит движение солнца и т.д.).

Йорам Билу приходит к выводу, что одержание – это «культурный синдром», позиции которого основаны на космологии и других общественных верованиях. Изменение норм жизни приводит к тому, что потребность в использовании одержания пропадает. После изменений в социальной жизни еврейских общин одержимость «ушла». Последние документальные случаи экзорцизма относятся к первым десятилетиям ХХ века – Литва, Палестина (Джаффа и Ерусалим), а также Багдад. После этого о диббуке не принято упоминать, хотя в замкнутых ортодоксальных общинах (например, у хасидов) такие ритуалы вполне возможны и сейчас, просто об этом не говорят вслух.<i>
</i>

Диббук в творчестве

Народные верования живут дольше, чем внешние стереотипы общества, поэтому в форме сказаний и преданий диббук все еще живет в еврейском народе. Это находит выражение не только в бабушкиных сказках, но и в творчестве и искусстве. Присутствие диббука причиняет большие душевные страдания жертве, и эта тема обыгрывается во многих художественных произведениях и театральных постановках.

Одно из самых ранних литературных произведений появилось в 1602 г. в книге Ма‘аес-бух (сборник рассказов). Сюжет одного из рассказов основан на том, как душа мертвого певца входит в талантливого молодого человека, заставляя его действовать глупо.

В 1916 г. Семён Анский написал пьесу «Диббук» (между двух миров), которую экранизировали в 1937. Основа этого произведения построена на еврейских народных преданиях о диббуке. Разлученный с невестной молодой человек заключает договор с дьяволом, и за этот грех становится диббуком после смерти. Как демон, он вселяется в девушку, делая ее одержимой. Диббука удается изгнать, но девушка умирает.

В творчестве нобелевского лаурета Исаака Башевис-Зингера также встречаются мотивы одержимости, а его первый роман называется «Диббук в Горае» (1955). События разворачиваются в польском городке Горай в XVII веке, когда вся Польша была взбудоражена движением Богдана Хмельницкого.

В кинематографе последних лет тема одержимости диббуком обыграна в фильмах «Нерожденный» (2009), «Серьезный человек» (2009) и «Шкатулка проклятия» (2012).

Кроме того, на эту тему в ХХ веке было написано несколько опер, а также балет Леонарда Бернстайна "Диббук" (1974).<i>
</i>​
 

Вложения

  • 220px-dibbuk.jpg
    220px-dibbuk.jpg
    16,8 KB · Просмотры: 93

alehadro

Well-Known Member
Регистрация:17 Мар 2015
Сообщения:1.171
Реакции:0
Баллы:0
Уважаемый Мастер Перун земной поклон за сильнейшую
статью так много проясняющую.
С уважением.
 

Рита 123

Well-Known Member
Регистрация:25 Май 2013
Сообщения:4.129
Реакции:2
Баллы:0
Благодарю Bac, Мастер Перун. 
С Уважением.
 

spiridonpasechnik

Well-Known Member
Регистрация:18 Фев 2014
Сообщения:5.072
Реакции:0
Баллы:36
Благодарю Вас, уважаемый Мастер Перун за статью.
С уважением к Вам.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу