Divider

Духи малых форм. Классификация.

Arus

Well-Known Member
Регистрация:23 Апр 2017
Сообщения:744
Реакции:4
Баллы:18

Мифология сказок, легенд, добрых и не очень существ, является достоянием дохристианского язычества. Именно в те времена люди а некоторые особо продвинутые ( Populus Magicae )и сейчас представляли и представляют мир населённым множеством духов и полным таких явлений, о которых обычные люди (Populus Vulgus )даже не догадываются. Сейчас мы имеем представление лишь о небольшой части того язычества, которое было так дорого нашим предкам. Однако по прошествии целого тысячелетия, все мы прекрасно знаем, кто такой Домовой, Банник, Русалка, Леший, Кикимора и другие. Это говорит о необычайной силе этих веры в особый мир, который присутствует всегда рядом.
ДУХИ ДОМА

8902888k4f.jpg

Spiritus domus

Домовой - Дворовой Дворовой - Домашний дух, обитавший во дворе он в основном отвечает не за человека, а за скотину, хозяйство. На Владимирщине местопребыванием дедушки - домового во дворе является подвешенная сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей, именуемая "матка, матошник, матерник, шапка , куриная лапа". Всем известно, что нет у него добродушия, присущего домовому, а шутки и забавы его порой беспощадно злобны и приносят немало неприятностей хозяевам. Дружит дворовой лишь с собакой и козлом, да и то если собака эта не белая. Белых собак, кошек и даже лошадей он не переносит. Любимые лошадиные масти у него - вороная и пегая. А если хозяин купит и приведет на подворье коня, пришедшегося дворовому не по вкусу, надо первый раз ввести «новичка» в конюшню не иначе как по расстеленному на земле овчиной вверх тулупу. Нелюбимых животных дворовой мучит, изводит: те невесть почему тощают, шерсть на них сваливается, шкура, хвост все в репьях. Как дарят дворового в Орловской губернии: берут разноцветных лоскутков, овечьей шерсти, мишуры из блесток, хотя бы бумажных, старинную копейку с изображением коня, горбушку хлеба, отрезанную от целого каравая, и несут все это в хлев, и читают молитву: - Царь дворовой, хозяин домовой, суседушко-доброхотушко! Я тебя дарю-благодарю: скотину прими - попои и накорми.
8902889k7v.jpg

Culturae spiritus de domo

Домовой жилого дома - Доможил

***​

8902890x9f.jpg

Spiritus domus purgatio


Жировик (Лизун) любит жировать-то есть получать удовольствие: жить в тепле или в подполье, незримо вертится возле хозяйки, занятой приготовлением еды, любит лизнуть блины да оладьи с пылу с жару. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая ее. Оттого другое прозвище его - лизень, лизун. Проказит не со зла, а просто от скуки или по свойству своего веселого нрава, забавляясь. По другим источникам: Лизун - домовой дух, который заводится у нерадивых хозяек, оставляющих немытую посуду на ночь.

8902886qn4.jpg

Laoreet spiritus domus

Воструха "Дух, обитающий в жилище, древнейший предшественник домового. Живет он за печкою и караулит воров. Вострухина острого слуха ничто не утаится, там, где он живет, ничего приключиться не может, ничто не пропадет в доме. Даже красоту и непорочность юных дев, как честь и достояние дома, бережет "

8902883izp.jpg

Spiritus balneum


Домовой бани - Баенник (банник) Живет этот дух в крестьянских банях за каменкой или под полком, на котором парятся. Хотя он невидим, его движение в куче неопаренных веников можно услышать ночью. Всему честному народу известен баенник за духа недоброго, а порою и злого. Баенник всегда моется после всех людей, обыкновенно разделяющихся на три очереди, а потому четвертой перемены, или четвертого пара, все боятся: в эту пору моются черти, лешие, овинники, русалки. Сунется неосторожно человек - "он" накинется, станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, то есть задом наперед, может совсем запарить, а все будут думать, что просто угорел человек.

8902885b45.jpg

Spiritus ferrum

Вазила (или Канькач, или Хлевник, или Табунник, или Висусник) - персонаж, описанный П. М. Шпилевским в статье "Белорусские народные предания" (опубликована под псевдонимом П. Древлянский) наряду с другими народными, мифологическими персонажами. Домашний дух, покровительствующий лошадям.

8902897qbf.jpg

Spiritus horreum

Домовой сарайный - Овинник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный - у русских (преимущественно на Севере) домашний дух. Имеет вид старика. Живет в овине (гумне, сарае), оберегает его и хлеб от всякой напасти, беды и часто нечисти дает хороший примолот. На Смоленщине "гуменщик" появляется в облике барана.

8902893usf.jpg

Spiritus domus North, Brouni parva

Кларихун - шотландский домовой (опять же хохлик!), разновидность брауни, в отличие от которого, однако, никогда не помогает в домашнем хозяйстве. Впрочем, и мешать тоже не очень-то мешает, по крайней мере до тех пор, пока не наберется горячительного по горлышко. А надобно знать, что кларихун обожает подвалы, в которых хранится спиртное. Кларихун большой любитель отпить винца из разных бочек, бочонков и бутылок, не зная меры. Поэтому все обычно заканчивается тем, что поднабравшийся кларихун рычит, верещит, вопит, поет, отрыгивает и шумит сильнее, чем полтергейст. Распространяемые всяческими вредными бабами слухи - мол, безобразничает в подвале вовсе не кларихун, а хозяин со дружками - должно считать клеветой и демагогией . Рисовалось на конкурс шотландского виски. По-буржуински написано "Шотландская белая горячка"))))
ДУХИ ВНЕДОМНЫЕ

8902892o2r.jpg

Mulierum Spiritus terra

Кикимора сухопутная обычная

8902891lgp.jpg

Mulierum Spiritus paludes

Кикимора Болотная обычная


8902884fsz.jpg


Pythonissam vetus primitiva

Баба Яга


8902894j53.jpg

Fairy ultimum dentem

Фея. Последнего зуба.


 

Arus

Well-Known Member
Регистрация:23 Апр 2017
Сообщения:744
Реакции:4
Баллы:18

0_11a0f2_39475f66_orig

Spiritus Vulpes faciem

Чубась — (чубысь, бесенок рыжий ) в — низшей мифологии великороссов и латгальцев маленький зловредный домовой дух. Чубась представляли в образе пузатой рыжей крысы «с лицом вроде человеческого». Он вселяется в дома по воле злых колдунов, тушит огонь в очаге, требуя выкуп зерном («все в амбарах поберет, из сусеков заметет») и животными («что мычит и блеет, квохчет и лает, корову и собаку — гони в буераки, курку и козлищу — ко мне в логовище»), но не потому, что хочет есть, а затем, чтобы заставить людей голодать. «Hе ест он ни жита, ни мяса, не пьет ни пива, ни кваса, а питается людской бедою». Чубась сначала поселяется в одной избе, но если его не выжить, может «цельную волость запустошить».







 

ChristopherRobin

Well-Known Member
Регистрация:11 Июл 2014
Сообщения:979
Реакции:1
Баллы:18
Благодарю Вас за интересный материал, уважаемый Arus! Полезно узнать подробнее наследие предков. С уважением.
 

Diligit

Well-Known Member
Регистрация:14 Июн 2016
Сообщения:322
Реакции:0
Баллы:0
Благодарю Вас за статью, уважаемый Arus.
С уважением.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу