Divider

ЕГИПЕТ Лекция XIII

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Антропология.

Это главная тема в религии. Если человек поймёт, что он есть на самом
деле, то тогда он сможет направить свои пути в мире и в Боге правильным
образом. Если бы мы чётко представляли ответ на вопрос что есть человек,
то наша жизнь была бы иной. Но к сожалению люди не хотят знать этого
ответа, человеку лучше не знать кто он, но не потому что он что-то
плохое, а потому что он что-то хорошее, и это хорошее обязывает
человека. Чтобы не обязываться своим положением люди предпочитают не
знать, кто они.

Для египтян тема антропологии это центральная тема, как и для
христианства. В послании Мери-Кара уже упоминались слова: «Заботься о
людях – пастве Бога, для них сотворил Он небо и землю», то есть небо и
земля сотворены для человека. «Для них поразил Он чудовище, обитающее в
водах», это духи злобы, которые восстали на Бога, Его силы и энергии не
подчиняющиеся Ему. Бог поразил их для людей, а не для Себя, не потому
что ему было приятно разделаться с ними. Для них сотворил Он царя, для
них учредил Он всё и даже богопочетание, то есть всё для человека. Что
же такое человек, что для него всё это сделано? В египетских текстах,
как и во многих передневосточных религиозных текстах, Бога уподобляют
пастырю, а народ стаду. Для Востока, для скотоводческих культур стадо и
пастырь воспринимались как нечто цельное, единое, разумеется
иерархически соподчинённое, но соединенное любовью. В евангелии один из
любимых образов Пастырь добрый, который противополагается врагу рода
человеческого. Стадо это аут, то, чем являются люди. Очень часто
именуется это Божьим стадом - аут нет нечер. В сказке о Хеопсе, колдуне
и мудреце Джеди, в которой Хеопс спрашивает «Умеешь ли ты приставлять
голову к казнённому человеку, чтобы он опять жил?» - «Да, конечно я
умею». Но когда Хеопс предложил провести ему эксперимент, он ответил
«Нет, царь, нельзя этого творить с этой паствой драгоценной». То есть
это драгоценный народ, это бесценные люди. Человек – это то бесценное,
которым можно повелевать к их пользе, к пользе стада. Не стадо для
пастыря, а пастырь для стада. Само стадо соединено с пастырем как Бог
соединён с человеком, и они являют собой одно целое. При этом человек
задаётся вопросом, почему люди часто непослушны этому пастырю? Почему
они отвергают его? Особенно часто этот вопрос задают в годы смут.
Например в «Речениях Хапуэра», когда человек видит все эти беззакония.
«Для чего желал ты создать людей, если неотличимы судьба кроткого от
жребия преступника? О, если бы остудил ты жар. Говорят, что Ты пастырь
всех, что нет зла в сердце Твоём, что когда разбредается скот твой, ты
проводишь дни собирая его. Но вот полыхает огонь в сердцах их». То есть
если ты пастырь, почему Ты не притушишь этот огонь? Почему Ты позволяешь
людям восставать друг на друга? Почему ты не любишь людей? Это
классический вопрос, который выходит на тему свободы воли.

На самом деле египтянин знает ответ на этот вопрос. Бог не попускает
ничего подобного, но человек как свободное существо может сам в себе
этот огонь распалить, и этот страшный огонь сжигает самого человека.
Человек образ Божий, и его образ в том числе и в свободности.

Стадо для Переднего Востока это самый любимый образ. Нет ничего столь
красивого в мире, как описание любящими друг друга юноши и девушки друг
друга, а в Песни Песней есть слова «Зубы твои как стадо молодых овец
выходящих из купальни…», то есть образ, который для нас не привычен, то
есть образ стада это образ прекрасный. То есть наименование людей стадом
Божьим это не уничижение их, а наоборот возвышение их, подчёркивающее их
близость друг к другу.

Но этим не ограничивается понимание человека. Египтянин прямого говорит,
что человек – это образ Бога, хенти, от слова хепер (появляться), то
есть то, что появляется от кого-то. Это используется постоянно в
сотериологических текстах, например, в Текстах Саркофагов умерший
говорит: «Пришёл я дабы мог я видеть Осириса, и буду я жить близ Него и
очищаться близ Него, ибо домоправитель Сепи (автор, ради кого текст и
написан) сей есть подобие Твоё, аз есмь образ Твой». Подобие – тут
по-египетски. Вспомним библейские слова, используемые для того чтобы
обрисовать эту категорию. В еврейском это слово целен (образ), и это
слово переводится на греческий как икона, и обозначает замена, явление,
представительство, равнозначность, оно противопоставляется слову идол,
кумир. Идол – это то за чем не стоит первообраз, это изображение как
таковое, в нём нет сути, а образ – это то за чем стоит первообраз. И
именно это подчёркивает египетский текст. Человек – это так же сенен
анек – живая статуя Бога.

Человек не просто живой образ Бога, он происходит из самой плоти Бога. В
египетских текстах не раз говорится «Они образы Его, вышедшие из тела
Его». Египтяне понимали, что Бог бестелесен, поэтому они имели в виду
суть, что человек имеет божественную суть. Коль человек имеет
божественную сущность, он имеет шанс на воссоединение со своим
первообразом.

Обратим внимание на то, как говорится о человеке в одном из папирусов, в
котором содержится заклинание против египетского сатаны, против змея
Апопа. Подобно сатане христианской традиции Апоп это тоже творение
Божие, это огромная сила, которая не захотела подчиниться Богу. Так вот
это заклинание подчёркивает, что человек сильнее его, потому что он
являет сущность самого Бога. «Когда вошёл я (говорит человек от имени
Бога-Творца) в бытие как Бог единственный, три бога пребывали позади
Меня. Возбытийствовал я в мире этом, где Шу и Тефнут ликовали в Нуне, в
котором пребывали они. Привели они ко мне око моё, когда составил я
вместе части тела моего. Заплакал я над ними. Так и вошли в бытие люди
из слёз, которые прилил я из ока моего. Разъярилось оно (око) на меня,
когда воротилось оно и нашло, что соделал я иное вместо его, вместо
славного ока сотворённого мною. И определил я тогда место его на челе
моём, и се стало править оно всем миром сим, утихла ярость его к
основанию (букв., к корню), ибо восполнил я то, что было взято от него.
И начал я вновь от корня и создал я всех ползающих и всех живущих среди
них. Затем Шу и Тефнут породили Геба и Нут, затем Геб и Нут произвели
Осириса, Гора с оком впереди, Сета, Исиду, Нефтиду из тела, одного за
другим. Они породили всё множество в этом мире». Смысл этого текста в
нескольких уровнях.

1. Бог-Творец творит человека до Геба и Нут, то есть до земли и неба, до
Осириса, что очень важно. Очень часто повествуется, что Осирис пришёл к
людям, был в мире людей. Люди творятся до всего творения. Это сильно
отличается от христианского представления, где Адам и Ева это конец
творения, а здесь это начало творения.

2. Человек творится из слёз, слёзы Бога это и есть человек. Это и игра
слов ремич ремен (слёзы – люди), но не только. В этом и идея того, что
Бог любит людей, сжалился над людьми. Кроме того, слёзы это семя ока.
Око – это орган творения. И так же как человек в этой жизни творится
семенем, так же человек как божественное существо творится семенем ока.
И так же как то, что зачинается семенем становится образом и подобием
того кто изливает семя, точно так же и человек и Бог находятся в этом же
состоянии генетического родства. Точно так же как в христианстве Иисус
Христос говорит, что мы все сыновья Божьи.

3. Очень важно, что око, которым сотворён человек, «разъярилось» на
творца. Видимо это намёк на тот разлад, который произошёл между
творческими духовными силами, которых мы бы назвали ангелами, и самим
источником силы, Творцом. Это разлад, который был причиной творения
человека. Человек это тоже силы, энергии и возникает ревность между
энергиями ангельскими и энергиями человеческими. Интересно, что египтяне
именуют того, кто сотворил слепым. Бог без своих энергий слеп. Бог
замкнутый в Себе, не открытый вовне, и только энергиями Бог открывается
вовне. Он зрячий, Он действующий благодаря своим энергиям, в том числе и
благодаря людям. Для египтянина энергии это продолжение Бога и человек
это один из видов этих энергий. Слепой стоит позади Нуна, это Бог в
Себе, а потом начинается творение и постепенное «прозрение» Творца.
Египтянин видел творение как постепенно солнце начинает из-за горизонта
бросать свет и в предрассветных сумерках начинают проступать предметы,
они как бы возникают, глаз начинает их воспринимать, они для глаза
субъективно возникают, он их творит. Творение это постепенное
формирование образов глазом. Ярость ока это чувство ненависти к другому,
а другое было создано видимо потому что часть этих энергий отказалась
повиноваться своему творцу. Чтобы Бог не был слеп Он творит людей вместо
духов. Человек призван быть внешним органом Бога, органом чувствования,
органом делания. А духи поставлены третьим глазом на челе. Это царский
урей, изображение коршуницы и самки кобры на короне, то есть это знак
этих божественных сил, которые не отброшены, человек не заменил собой
эти силы, теперь будет действовать и то и то. И эти духовные силы правят
всем миром от имени Божьего, тогда утихла их ярость к Творцу, и
восстановилась некая гармония.

После Шу и Тефнут творится человек, уже есть духовные силы творения, уже
Бог зряч. Потом творится человек, как продолжение, как ещё один орган
Бога. После этого для человека творятся Геб и Нут, а потом Осирис, Сет,
Исида и Нефтида. И после этого порождается всё множество в этом мире, но
здесь некий повтор, сначала говорится, что Геб и Нут творится и вся
полнота творения, а потом повторяется, что всё множество творится.
Видимо речь идёт сначала о творении какого-то одного уровня сущности,
затем другого уровня, потом уже материального мира во всей его полноте.

Для египтян разлад между Осирисом и Сетом не предшествовал творению
человека, а был после творения человека, человек стал жертвой этого
разлада. В Текстах Пирамид говорится: «Пепи рождён был в Нуне до того
как простёрлось небо, до того как создалась земля, до того как всё
утвердилось. Зачат был Нефер-Кара сей отцом своим Атумом (т.е. у каждого
человека отец Атум) до того как небе возникло, до того как земля
возникла, до того как люди возникли, до того как рождены были боги, до
того как смерть возникла.» Нам кажется это странным, что люди появились
до богов, до мира, но вспомним одно удивительное место из послания
апостола Павла к ефесянам, где говорится, что Бог знал нас прежде
создания мира. Апостол здесь говорит о нас не как о человечестве. Максим
Исповедник так объясняет эти слова: «Апостол говорит, что мы суть боги
прежде создания мира. Следует учесть, что поскольку причина и начало
всеобщего разнообразия связана с Ним, ибо всё сущее появилось из Него,
естественно, раз и будущее будет благодаря Его непомыслимому желанию,
что всё и предсуществовало в Нём. Знающий и что Он введёт в бытие и
когда введёт. Так что предвечно в Нём проуведанное предсуществовало, ибо
прежде чем мыслимое им, как то века и всякая другая тварь, осуществилось
будущее было Им познано как и сказано «знающий всё прежде бытия всего»
(Дан. 15:42) и «Прежде чем я создал тебя в утробе, я познал тебя» (Иер.
1:5)». Речь идёт о том, что всё было познано Богом, Бог замыслил мир,
замыслил человека до творения мира.

Как Бог замыслил человека, как личность или как род? Но в Боге всё
личностно, в нём нет родового. Диалог Бога и человека это всегда диалог
Бога и конкретного человека, это диалог двух личностей. До творения
предсуществовал не род человеческий, а предсуществовали личности. Мы
были в Боге как идея, как дух, и наш приход в мир это воплощение, а не
творение из ничего. Каждый из нас был замыслен предвечно, поэтому каждый
человек это уникальное неповторимое существо. Человек как предвечное
существо есть «частица Бога». В этом смысле человек как слеза до того
как она вытекла из глаза, она пребывает в человеке и является его
частью, но обретает автономию только после того как она выходит из него,
так же и человек пребывает в Боге. Но если наши слёзы безличностны, то в
Боге всё личностно, всё имеет имя. То есть конкретные личности вечно
пребывали в Боге, рождены были до создания мира, их зачал Атум.

Но мы непослушные сыновья, мы действуем своевольно, как и духи
действовали своевольно, и за наше своеволие на нас приходит смерть. Мы
становимся подобными Сету. Но если мы действуем правильно, если мы
действуем подобно Осирису, если мы находимся в нём и с ним, тогда смерть
над нами не властна, и на суде Гора и Сета и побеждаем, как Гор победил
Сета.

Мы видим два фазиса человека. Фазис пребывания человека как
индивидуальной идеи и фазис его воплощённого и свободного состояния,
когда он уже вне Бога и между Богом и человеком уже плоть. Плоть,
которая позволяет человеку действовать автономно и выбирать путь Божий
свободно, до этого пребывая в Боге человек видимо не может выбирать свой
путь свободно, он ещё не действует, он лишь потенция, он становится
актуальным существом приобретая плоть. Зеньковский в своей книги
«Принципы православной антропологии» отмечал, что: «Грех, поразив
природу человека, вдвинул в существо человека неизбежность
противопоставления или противоборства личности и природы. Различение
личности и природы в человеке позволяет нам отнести сферу греха к
природе человека, не затрагивая момента личности, и это ведёт нас к
положению, что образ Божий надо видеть как раз в личности, а не в
духовной сфере вообще». Это говорит о том, что грехопадение искажает
человеческую природу, отсюда в мир входит смерть, но человеческая
личность как божественное существо остаётся свободной или сопротивляться
смерти, или идти её путём. Если она сопротивляется смерти, то есть
поступает как Гор, борется с Сетом, то тогда с помощью Божьей она
побеждает. Если она принимает смерть как факт, то тогда она погибает.
Это-то и определяется на посмертном суде, склонение сердца человека к
борьбе со смертью, с разрушением вышедшим из повиновения, или наоборот.

Интересная особенность Египта, чем он отличается от всех религиозных
систем, даже месопотамской, это то, что в Египте нет первого человека,
нет первой пары, Адама и Евы. Для египтян проблема воплощения человека,
когда и началось размножение людей, это малосущественная тема. Хотя
характерно, что в библейской традиции грехопадение происходит только
после воплощения. Для египтян самое главное то, чем человек был до
воплощения, а до воплощения люди не размножаются, они все существуют как
идея как личности. В этом особенность египетского сознания, которая
намекает нам на то, что египтяне пренебрегали проблемой биологической
генетики человека как человека, но главный акцент делался на сакральной
генетике человека, на том, что человек это дитя Божье. Им было важно не
то, что люди дети Адама, а то, что Адам Божий. Им было важно сказать,
что каждый человек Божий, изначально Божий. Самые древние заупокойные
тексты, которые сохранились от не царей, и можно предположить, что они
ещё более древние чем царские тексты, так вот корпус этих текстов
начинается именно с утверждения того, что человек в Боге пребывал
извечно. «Се начало книги оправдания человека в инобытии. Дабы нисходил
он в обиталище смерти. О, Има (имя человека, в чьём гробе написан этот
текст), ты лев (Атум), ты двоица львов (Шу и Тефнут), ты вышний (Гор)
защититель отца своего (Осириса), ты четвёртый из этих четырёх богов,
обладаешь ты могуществом и силой, ты принёс воду, ты совершил возлияние
и создал Нил (Нил это жизнь, то что противостоит Сету и смерти) силою
отцов твоих». Но не надо считать, что человек и Атум одно это наглая
претензия египтян, когда мы читаем «Отче наш…» мы имеем в виду точно
такой же смысл. То есть, человек это сын Божий. «О, Джути-Наг (умерший
человек), прими владычество над небом, наследуй землю. Кто может отнять
небо у тебя, о прекрасный цветущий бог? Оправдан ты пред врагами твоими,
пред мужами и жёнами».

Для египетского понимая очень важно, если человек не тождественен Богу,
то он и не имеет части с ним. Но человек может быть не тождественен
Богу, если он совершает зло, если он сознательно отторгает себя от Бога.
Суд это именно определение факта был ли тождественен ты или не
тождественен Богу в жизни, пока имел свободу и имел возможность
действовать как тебе хочется. Вот, как говорится об этом в гробнице
Унаса: «О, Атум, тот кто пребывает здесь (то есть умерший), это сын твой
Осирис, которого восставил ты дабы мог он жить. Если живёт он, то будет
жить и сей Унас. Если он не умирает, то не умрёт и сей Унас. Если он не
подвержен тлению, то не истлеет и сей Унас. Если он не осуждён, то не
осудится и сей Унас. Если он осуждён, то осудится и сей Унас». То есть
если Сет прав, а Гор не прав, то спасения нет, но если прав Гор, если
оправдан Осирис, то тогда безусловно этот человек будет оправдан, потому
что он жил с Осирисом. В Текстах Саркофагов умерший говорит: «Я тот,
кого создал Атум, и отправляюсь я в мои вечные обители, я вечно
пребывающий, создавший первоначальных богов инобытия». Здесь постоянно
двоится, я человек, я создан Атумом, я творение, но в тоже время я тот,
кто сам создал, я божественен, я предвечен.

«Ты создал нам, дабы спасти свою душу». Оказывается человек это не
просто игрушка, это драма. Бог создал духов и они не послушались его, и
тогда он создал человека, чтобы стать зрячим, чтобы спасти свою душу, и
создал мир как обиталище человека. И мы не знаем до конца для чего мы
созданы, то есть что мы должны делать. Но наше призвание, это не просто
соработничество Богу, а некая величайшая миссия, которая значима и для
Творца, потому что как Творец Он существует через нас.

Не Сет главный враг в Египте. Сет это метафизический принцип разрушения,
который вышел из повиновения, но это произошло потому что вышли
определённые творения, духи. Они-то, созданные Творцом, отказавшиеся
повиноваться ему, они сделали Его слепым, и из-за них создан человек, и
эти духи борются (и первый из них Апоп) за человека. Человеческая жизнь
это драма борьбы между Ра и Апопом за душу человека. Сет это
обстоятельство падения, Апоп это личностный волевой импульс,
направленный к разрушению, гибели и смерти.

Против него есть очень много текстов. В начале он был не так важен, о
нём не говорилось, потому что вся энергия мысли человека направлялась на
то, чтобы его победить. Не надо бояться врага, надо просто поступать по
Богу. Но когда общество начинает слабеть эта тёмная сила начинает
становиться в полный рост, тогда появляются книги заклинаний, книги
заграждения. Появляется известная картинка, Апоп изображён в виде
гигантского змея, а Ра в виде кота (или мангуста), потому что скорее
всего коты хорошо расправлялись со змеями. Ра побеждает этого змея.

«Когда сильные в чудотворении боги глаголали сама суть чудотворения была
явленна, и было приказано им уничтожить врагов моих всемощной силой их
речений, и послал я тех, кто вышли в бытие из плоти моей победить этого
злобного врага. Один он брошен в пламя, Апоп с ножом вонзённым в главу
его». Люди призваны к тому чтобы поразить Апопа. «Вот что Атум сделал,
Ра прославленный. Мятежник низвержен. Да сойдёте вы вниз, да не
подниметесь вы вверх, да будете скованы вы силой слова, дабы были вы
бессильны, отец мой оправдан пред вами, и я так же оправдан пред вами. Я
изгоняю вас именем Ра, я разрушаю вас именем Атума. Девятерица Ра
глаголет, когда отвратила она брань Апопа на Ра «Глава твоя отсечена,
Апоп, после того как рассечены извивы тела твоего, нет тебе пути на
ладью Ра, не выйдешь ты враждебно супротив корабля Божьего, огненный
ветер снизойдет на тебя из области мёртвых. Мы обрекаем тебя на
уничтожение». (Слово «уничтожение» редко употребляется в Египте, потому
что это превращение в ничто, и именно это совершается с Апопом) Глаголют
боги к Апопу «Да будет земля отверста для Ра, да будет земля затворена
для Апопа. О, обитатели инобытия, которые пред лицеем западным, которые
в области мёртвых, поклоняйтесь Ра, изгоняйте врагов его, спасайте
единого великого от враждебной плоти. Эй, падите ради Ра враги Ра». И
здесь и в инобытии люди должны следовать воли Ра, а не воли Апопа.

Но встаёт проблема, что в человеке позволяет выполнить эту великую
миссию? Что в человеке позволяет быть борцом Божьим? В чём сила
человека?
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу