Divider

ПУТЕШЕСТВИЕ В ОМЕЙОКАН

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.296
Баллы:113
Согласно представлениям науа, вселенная состоит из 13-ти небес и 9-ти подземных миров. Небеса различались следующим образом:
1-е – небо Луны-
2-е – небо звёзд-
3-е – небо Солнца-
4-е – небо Венеры-
5-е – небо комет-
6-е – чёрное или зелёное (ночное) небо-
7-е – голубое (дневное) небо-
8-е – небо бурь-
9-е – белое небо-
10-е – жёлтое небо-
11-е – красное небо-
12-е и 13-е – Омейокан.

Омейокан («обитель двойственности»), высшая небесная сфера, есть обиталище божества гермафродита Ометеотля («два бога»). Ему уделяется именно 2 неба, а не одно, по той причине, что он состоит из двух божеств, составляющих пару, – Ометекутли («господин двойственности», муж) и Омецихуатль («госпожа двойственности», жена). У ацтэков Ометекутли носил имя Тонакасиуатли или Ситлалатонак («Владыка нашего существования»), а его жена Омецихуатль звалась Тонакасиуатль или Ситлаликуэ. Из-за этого разделения на двух богов Ометеотля называют господином двойственности, а так же двуполым творцом, соединившим в себе мужские и женские начала. Возможно, именно ему подражают шаманы, заявляя, что совершенный шаман должен воплотить в себе и мужские и женские качества, что порой доходит у них до физической двуполости.

На странице 61v «Кодэкса Борджиа» Ометеотль изображён воином, одетым в юбку и другие женские предметы одежды, в позе, символизирующей роды, и рожающим ребёнка, символически изображённым в виде нефритового шарика.



Ометеотль – настолько древнее и загадочное божество, что ацтэки считали его самым первым богом, явившимся миру. И лишь затем, от союза Ометекутли и Омецихуатль, как первой божественной и человеческой пары, родились 4 великих бога: Уицилопочтли, Тецкатлипока, Кетцалькоатль и Шипе-Тотэк. Потом к этой четвёрке присоединились Тлалок и его супруга Чальчиутликуэ.



Как Ометеотль считался состоящим из двух богов, являя собой единство противоположностей, так и эти 2 бога, Ометекутли и Омецихуатль, считались парой первопредков, прародителей всего живого, сливавшихся в одно безличное двуполое начало – Ометеотль, порождающее мир.

Ни у одного из этих божеств не было культа и ритуального центра, но считалось, что они присутствуют в каждом ритуале и в каждой вещи во всём мире.

В гимне, посвящённом Ометеотлю, сказано:

Мать богов, отец богов, старый бог,
распростёртый в центре земли,
заключённый в бирюзовую темницу.
Тот, который находится в водах цвета голубой птицы,
тот, который скрыт облаками.
Старый бог, который живёт среди теней из мира мёртвых,
Господин огня и года.


Здесь подчеркивается двойственность Ометеотля: он и мать, и отец богов. В то же время он присутствует не только в центре земли, но и в воде, воздухе, в царстве мёртвых, а также повелевает огнём и временем. Всем этим он напоминает нам представление об Абсолюте.

Жрец Кетцалькоатль знал об Ометеотле и каким-то способом взаимодействовал с ним, о чём сказано в другом тексте:

И рассказывают, и говорят, что Кецалькоатль, взывая, делал своим богом нечто в глубине неба. К той, у которой юбка из звёзд, к тому, кто заставляет светиться вещи. Госпожа нашей плоти, Господин нашей плоти- та, которая одета в чёрное, тот, который одет в красное- та, которая поддерживает землю, тот, который покрывает её хлопком.
И туда обращал он свои призывы, как было известно, по направлению к месту дуальности, месту 9-ти перекладин, из которых состоит небо...

В данном тексте говорится о 9-ти небесах, но чаще их насчитывали 13, как и было уже сказано.

Двойственная основа мира, соединение в верховном боге и женского, и мужского начала, позволяет предполагать дальнейшее порождение новых сущностей, новых богов. Правда, двойственность мира предстаёт более поэтической, чем натуралистической, ибо Госпожа Плоти связывается с ночью, звёздным небосводом, подземельем, а Господин Плоти – с днём, солнечным светом, растительностью и плодородием полей.

Тлоке-Науаке


Тлоке-Науаке – в мифологии ацтэков верховный бог созидания. Первоначально его имя было одним из эпитетов бога-творца Тонакатекутли или бога огня Шиутекутли. Имя в разных источниках истолковывается как «Тот, кто содержит всё в себе» или «Владыка близкого соседства». Также носил имя Ипальнемоуани – «Тот, кем мы все живём».

Этому божеству не строили храмов, не воздвигали идолов и не приносили жертв. Позже жреческая школа Тешкоко стала олицетворять его с верховным творческим духом и воздвигла ему специальный храм, но без изображения Тлоке-Науаке.

Культ Тлоке-Науаке как единого божества вытеснял традиционный пантеон и играл ведущую роль в идеологии и философии тламатиниме. К Тлоке-Науаке обращался в своих стихах Несауалькойотль («Постящийся койот»): «Нет у Тебя друзей, о Единственный…»

А теперь за дело!


Тламатиниме («знающие природу вещей») – так у ацтэков назывался особый класс жрецов, кои занимались поэзией, философией и художеством. Ацтэки верили, что эти практики помогают человеку достичь возвышенного духовного состояния и подняться до невиданных высот прозрения и силы. Тламатиниме, вместо того, чтобы пытаться достичь познания божественного через жертвоприношения, предлагали через создание возвышенных поэм или эстетических работ постичь Омейокан – «сокровенную часть небес», ибо сокровенное «я» (сердце, «йолотль») вдохновляется божественной силой, т.е. «обожествляется» и соединяется с богами в духовном смысле, а не через жертвоприношения сердец.

Древнегреческий философ Плотин писал о возможности постижения Единого посредством развития эстэтики в музыке и живописи, а так же посредством наблюдения прекрасных форм организации людей. Так что в своих идеях тламатиниме не одиноки, и очень похожи на неоплатоников.

Тлоке-Науаке, по всей видимости, это одно из имён Ометеотля, т.к. место обитания и того и другого, по описаниям, находится в Омейокане. Ещё Ометеотля можно отождествить с Пурушей (Верховным Создателем), а Тлоке-Науаке с Логосом (свето-звуковым потоком), исходящим из Пуруши- но даже в таком случае Омейокан главенствует – для Ометеотля он будет жилищем, а для Тлоке-Науаке источником.

Чтобы попасть в Омейокан, согласно методикам тламатиниме, нам надо сочинить стихотворение, в котором мы попробуем описать то, кто такой Ометеотль или Тлоке-Науаке. Подхваченные волной вдохновения, вызванной написанием стихов, наше сознание неминуемо устремиться в Омейокан. Говоря, описывая, мы постигаем, и мы задаём цель. И на ментальном уровне мы попадаем туда. Далее остаётся лишь почувствовать сие и углублять достигнутое состояние, чтобы ощутить Омейокан эфирно, а затем и астрально.

Однако, не обязательно сочинять самому, можно найти подходящее творение другого автора и медитировать на него, точно так же дожидаясь волны вдохновения. Для этой цели предлагаю 3 гимна Несауалькойотля:

***

Споём, о принцы,
сделаем приятное тому, кто даёт жизнь.
Прекрасно оттенена цветущая песня.
О, пришли цветы,
цветы весной:
залито солнцем множество цветов:
они – твоё сердце, твоё тело, о Даритель жизни!
Кто не желает страстно твоих цветов,
о Даритель жизни?
Они в руках того, кто даёт пристанище мёртвым:
растут, раскрывают венчики: увядают цветы,
залито солнцем множество цветов:
они – твоё сердце, о Даритель жизни!

***

О, Даритель жизни, ты создал
всех, кто живёт на Земле из цветов,
ты окрасил их песней,
ты оттенил их песней.
Затем ты уничтожил воинов орлов и ягуаров.
Мы лишь существуем в твоей книге
здесь, на Земле.
Ты залил всё, что оставалось от братства,
общества, знати,
чёрными чернилами.
Ты скрыл всех тех, кто живёт на Земле.

***

Дом Того, кто создал сам себя,
нельзя нигде найти,
но к нашему владыке, нашему богу,
взывают везде,
его везде почитают.
Мы ищем его величие, его славу здесь на Земле.
Он тот, кто создал всё,
он тот, кто сделал себя богом.
К нему взывают везде,
его везде почитают.
Мы ищем его величие, его славу здесь на Земле.
Ни один человек,
никто на этой Земле,
не может быть другом Дарителя жизни-
к нему лишь взывают.
Мы живём на Земле
у него,
рядом с ним.
Тот, кто находит его
знает, что это так: к нему взывают,
и мы живём у него,
рядом с ним, на Земле.
Никто не является
твоим другом,
о, Даритель жизни!
Мы, кто живёт на Земле,
лишь можем искать тебя
как если бы искали что-то
спрятанное среди цветов,
пока мы у тебя.
Твоё сердце устаёт от нас,
поскольку мы лишь будем
рядом с тобой, у тебя,
на короткое время.
Даритель жизни сводит нас с ума,
И опьяняет нас здесь, на Земле.
На самом деле никто не может быть рядом с ним,
преуспевать в жизни, или править на Земле.


Так же можно медитировать на волну, исходящую от приведённых здесь двух изображений, дабы эта волна унесла нас к тому, что эти рисунки выражают.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу