Divider

Роль родителей в развитии самооценки детей..

~Lilit~

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:1.365
Реакции:20
Баллы:0
Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки ребенка

Очевидно, что значение семейных отношений в развитии личности ребенка и его самосознания очень велико.
Л.Я. Гозман и Э.В. Эткин в книге «Семейная педагогика» приводят интересные цитаты для родителей: «Ребенок – это часть природы, а над природой нельзя властвовать, с ней нужно мирно жить, познав закон ее развития. У ребенка всегда свой путь». «Жизнь ребенка многократно сложнее жизни взрослого, он действует иначе, а мы не чувствуя, его подавляем».
Детско-родительские отношения рассматривают в контексте наследия родителями советского синдрома и тоталитаризма. В значении детско-родительских отношений и влиянии последних на развитие личности ребенка данная точка зрения оказывается очень актуальной. Приведем только некоторые особенности тоталитарного сознания:
- ведущий мотив поведения личности – избежание неудачи, а не мотив достижения-
- заниженная самооценка и низкое чувство собственного достоинства. Недостаточное принятие своего «Я».
- недостаточная рефлексивность (способность к самоанализу) при высокой нормативности.
Все это «богатое» общественное наследие преломляется в семье:
- поведение родителей строится так, чтобы «выкорчивать» из ребенка все дурное, активная борьба, фиксация внимания на отрицательном. «Не формируем честность, а боремся со лживостью»-
- родители стремятся подавить самость ребенка, его индивидуальность. Ребенок не может быть таким, какой он есть, он должен соответствовать норме-
- заниженная самооценка родителей переводит их поведение из сферы самореализации в сферу самоутверждений. Нет партнерства, есть главенство. Послушание – основная добродетель ребенка-
- недостаточная рефлексивность – неумение отдавать себе отчета в собственных чувствах и не умение выражать эти чувства. Дефицит позитивных, эмоциональных реакций и неконтролируемое проявление негативных эмоций. «Ты – высказывания». Ребенок растет в мире идентификации от противного – «Ты плохой, но должен быть хорошим».
Существует два условия гармонии детско-родительских отношений: любовь и независимость. Любовь родителей к детям должна быть безусловной и безграничной.
Любовь родителей несет в себе две задачи, выполняя которые родители помогают своим детям развиваться и формировать в себе гармонично развитую личность.
Первая задача – создать ребенку уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. Нужно стремиться поддерживать и сохранять контакт с ребенком на протяжении всей жизни. Психологический контакт – это, прежде всего партнерские, доверительные отношения. Интерес к проблемам, желаниям, состояниям, ко всему, что интересно именно ребенку. Необходим диалог с ребенком, совместные действия. В контакте необходимо соблюдать равенство позиций ребенка и взрослого не вправе опыта, а в праве на чувство собственного достоинства.
Вторая задача – принятие ребенка. Основное правило – признать за ребенком право быть таким, какой он есть. Если оценивать, то только действия, а не личность ребенка. Любая оценка личности вредит, она ведет либо к формированию завышенной, либо заниженной самооценки. Лучше проявлять конструктивную похвалу, «Я - высказывания», позволяющие ребенку оценивать самого себя.
Другим условием гармонии детско-родительских отношений является - независимость. Существует нормальное противоречие. Связь родителя и ребенка изначально конфликтна. Взрослеющий ребенок отрывается от родителей, а родитель в свою очередь стремится удержать его, продолжать учить, как нужно ему жить и. т.д. В этой связи, главное определить границы дистанции, меры самостоятельности ребенка, соответствующие его возрасту и способностям. Короткая дистанция ведет к безответственности ребенка. Независимость же дает ребенку выбор, который в свою очередь, несет за собой ответственность за собственное поведение, способствует более гармоничному развитию личности.
Опыт общения ребенка с родителями является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль родителей в развитии детского самосознания заключается в следующем:
- сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях-
- оценка его деятельности и поведения-
- формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых впоследствии ребенок будет оценивать сам себя-
- побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков.
Ш.А. Амонашвили обращал внимание родителей на то, что оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от личности ребенка. Демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослые формируют у него тем самым уверенность в себе и стремление к успеху, обращая его внимание на ошибки в деятельности и неправильное поведение, учит анализировать себя, контролировать и правильно анализировать свои действия. Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе позитивного оценивания. Использование этой схемы родителями при оценке деятельности и поведения ребенка старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свое поведение. Проведенные исследования Соколовой Е.Т. и Чесновой И.Г. показали, что у дошкольников, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная самооценка, а в семьях с жестким типом общения была более характерна неустойчивая и неадекватная.
Так, высокая самооценка сочетается с наличием доверительных, теплых отношений с родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией подростка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт отношений в своей семье: преобладание «воспитательных» воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы.
Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако развитию его самостоятельности.
Вывод. влияния родительско-детских отношений на формирование самооценки детей очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и конфликтов.

А что же дальше?? В подростковом возрасте:
- Чувство неполноценности может проявиться самым непредсказуемым образом: например, оно снижает эффективность учебы. Не вызывает сомнения тот факт, что оценки и качество работы зависят от того, насколько уверенно или неуверенно чувствует себя подросток. Если он все время недоволен собой, постоянно ругает себя, то, естественно, ему не хватает ни сил, ни энергии для разрешения встающих перед ним задач.

- Не вызывает сомнения и вывод, сделанный современными психологами: человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если подросток сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?

- Низкая самооценка влияет и на выбор друзей. Как ни странно, но обычно выбор падает на людей, которые будут критиковать, осуждать его. Почему? Потому что человек с низкой самооценкой видит себя именно таким: ни на что не способным ,никому не нужным.

- Нелюбовь к себе также мешает услышать других людей: свои проблемы занимают человека с низкой самооценкой.

- Подростки с низкой самооценкой стараются не ставить перед собой труднодостижимых целей, обычно они ограничиваются решением обыденных задач, так как слишком критичны к себе.

- Но самым опасными последствиями заниженной самооценки являются маски, которые помогают подростку спрятаться от внешнего мира.

-Одна из них - шутовство. Человек высмеивает себя, как бы

опережая других. Его неуверенность прячется за этим шутовским нарядом.

-И наоборот, сарказм, грубость, высокомерие могут послужить «щитом». Стоит кому-либо посмотреть «как-то не так» и подросток взрывается, набрасывается с кулаками, а нередко и сам провоцирует ссоры.

- Сравнив себя со сверстниками, подросток с низкой самооценкой нередко приходит к выводу, что он никому не интересен. Результатом может стать замыкание на себе, уход в себя.

-Но такой вывод может привести и к совершенно противоположному результату: боясь осуждения со стороны других людей, подросток начинает приспосабливаться к окружающим «наступив на горло собственной песни»: не высказывает свое мнение, не дорожит собственными утверждениями.

- Большинство подростков вынуждено находиться в подобном состоянии: социальная среда формирует вкусы современной молодежи, ее пристрастия.

- Самым опасным результатом низкой самооценки может явиться пристрастие к наркотикам. Попробовав наркотики, подросток утверждается в собственной значимости, у него появляются «ложные» друзья. В мире наркотиков нет проблем, а следовательно, не нужно искать пути их решения.
 

~Lilit~

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:1.365
Реакции:20
Баллы:0
Последствия низкой самооценки:

Боязнь быть самим собой.
Постоянное желание спрятать, защитить свою настоящую личность.
Укрывание себя за образами и преувеличение в событиях.
Неуверенность в себе.
Попытки утвердиться и подняться выше, чтобы получить любовь и признание.
Неумение любить.
Недоверие людям, мужчинам, женщинам.
Обиды на людей.
Нервные срывы, иногда агрессия, требование внимания и любви к себе.
Иногда вхождение в роль жертвы.
Гнев, обвинения, злость
Плохие мысли, печаль, уныние, лень
Боязнь любить, стать счастливым
Страх быть непонятым, обманутым, преданным
Ошибки в отношениях, разрывы, страдания
Боязнь ответственности
Эмоциональные срывы

Если Вы нашли причины и следствия своей низкой самооценки, Вы можете изменить ситуацию в лучшую строну, и повысить свою самооценку.
 

Bala

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:535
Реакции:0
Баллы:0
Замечательный материал , уважаемая ~Lilit~ ! Очень полезно будет прочитать всем мамам и папам , и принять к сведению. Своих я уже, слава Богу, вырастила с достаточной самооценкой, пользуясь больше своей интуицией, т.к детская психология в то время была " закрыта".
 

~Lilit~

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:1.365
Реакции:20
Баллы:0
именно здесь на форуме очень часто встречаешь людей с заниженной самооценкой..вот и решила выложить материал, который описывает одну из причин этого..все таится в далеком детстве, чаще всего..
 

Velimira?GranD

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:97
Реакции:0
Баллы:0
Наверное в подростковом возрасте влияние родителей на самооценку велико,но не тогда,когда ребёнок уже достаточно взрослый.Скорее всего наибольшее влияние на самооценку оказывает эффект толпы..не более..А вы Lilit наверное по себе судите))))))))))))))))))а материал да,спасибо,интересный.
 

~Lilit~

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:1.365
Реакции:20
Баллы:0
Velimira?GranD, откликнувшийся из того множества с самооценкой?? перечитайте статью..и о каком возрасте там пишется..
и так, на заметку, психологи не описывают себя в статьях, не судят по себе)))) они описывают проблемных людей, ну я думаю вы меня поняли о ком я.. будьте осторожнее в высказываниях..
 

Samir7

Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.463
Реакции:100
Баллы:48
Velimira?GranD пишет:Наверное в подростковом возрасте влияние родителей на самооценку велико,но не тогда,когда ребёнок уже достаточно взрослый.Скорее всего наибольшее влияние на самооценку оказывает эффект толпы..не более..А вы Lilit наверное по себе судите))))))))))))))))))а материал да,спасибо,интересный.

У вас речь человека,который очень далек не то,что от психологии,но и от понятия воспитания и подхода воспитания детей,которых наверняка у вас нет.Прежде чем говорить о чем то,узнайте и изучите тему,а не ведите себя как обиженная фифа,которая перерегестрировалась и пишет всякую ахинею,потому что ее задело то,в чем она не смыслит.Но как говорится,глупому и букварь не нужен,дай только повыражаться,потому что ничего дельного по теме сказать не может,а сказать то хочется..вот и несут глупости.
Отдохните в баньке,подучите психологию воспитания и самооценки,а то у вас ее,раненой в оную ой как не хватает в сером веществе
 

ZemlyaNika

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:713
Реакции:0
Баллы:0
Благодарю за статью!
Velimira?GranD, толпа влияет на самооценку именно тогда, когда родители неправильно реагирует на ребенка. Если ребенок (в т.ч. взрослый ребенок) не испытывает доверия к своей семье, чувствует какую-то опасность из семьи, тогда он обращается к толпе. Это очень сложная тема.
 

ZemlyaNika

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:713
Реакции:0
Баллы:0
И еще одно. Я изучаю вопрос низкой самооценки, потому что с удивлением нашла в себе ее проявления, не смотря на то что я себя люблю свое отражение, и свое умение общаться, и умение зарабатывать и т.д. Казалось бы чего не хватает. Вот несколько мыслей до которых я дошла.

Я когда-то читала что убивает с детства самооценку. Оказывается мальчиков и девочек нужно хвалить по разному

Девичью самооценку убивает когда родители (особенно папа) хвалят ее за дела. Нельзя говорить девочке "Какой вкусный борщ ты сварила", надо просто сказать "ты такая красавица и умница у меня". Вроде ничего криминального, но в будущем, когда такая девочка вырастает, у нее подсознательно вырабатывается комплекс, что она не достаточно хороша. Мол, пока она чего-то не сделает хорошо, ее не полюбят просто так.

А мальчики наоборот. Мамы любят "уси пуси мой сынуля лапотуля красотуля". А им надо "молодец, как у тебя хорошо получается рисовать, какой красивый замок ты построил. Т.е. хвалить их действия. Если хвалить их "я" в последствии, превратясь в мужчину, они думают что им ничего не надо делать, они и так хороши. А для мужчины это, вы сами понимаете...

Вообще полезно копаться в своем детстве. Отследив ошибки родителей в воспитании, вспомнив детские обиды и разочарования, можно избавиться от многих комплексов, поняв откуда такие мысли в голове.
И тогда можно не наступить на те же грабли со своими детьми.

Вообще по себе скажу, осознание этой низкой самооценки и работа над ее повышением, это очень сложный труд, который в процессе открывает еще множество вопросов, которые надо решать.

Однозначно, надо ее повышать. Имеется в виду в здоровых пределах. А то почему мы думаем что постоянно кому то что-то должны. Нет должны конечно, там исполнять родительские обязанности, ухаживать за стариками и т.д. Дхарму надо понимать и делать.
Но особенно у женщин обычно доходит до абсурда. Муж пьет, бьет, а она "надо еще на одну работу пойти, а то ему бедному завтра нечем похмеляться будет. Вроде бы проявления лучших женских качеств (терпение, сострадание, милосердие) Но это уже невежественные совсем мысли. Это заниженная самооценка делает. Женщина с нормальной самооценкой не даст на третьем свидании, будет долго присматриваться и выбирать, и в конце концов выйдет замуж за хорошего, за именно того самого Мужчину. И будет счастлива. А та которая долго не присматривается, в итоге находит проблемы. Но почему он так поступает? (надо замуж поскорей, хоть за кого-то, лишь бы взял....) Откуда эти страхи? Да да заниженная самооценка.

А для мужчины это тоже очень губительная штука. Такой мужчина как раз замыкается, перестает работать, и пошло - алкоголизм, гнев, гнев, гнев.

Конечно все случаи разные, и много разных ситуаций, много нюансов... Но суть одна. Самооценка - это очень важно, это то над чем надо работать. И оно приносит свои плоды!!!

П.с. кстати женщинам очень хорошо развешивать по дому фото где они на том, высоком уровне. Где они себе нравятся. Самые красивые фотографии. Надо поверить в крылышки за спиной...

А вообще можно очень много писать на эту тему)))
 

~Lilit~

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:1.365
Реакции:20
Баллы:0
ZemlyaNika, согласна, можно многое написать на эту тему..
жаль, что не все форумчане ценят то, что им дается, выше это уже было продемонстрирована..
Samir7, да ее действительно задело то, в чем она совсем не смыслит..
 

Joli_Julie

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:878
Реакции:1
Баллы:18
Уважаемая Лилит, большая благодарность Вам за статью, :cvet5:
Сарказм, грубость, высокомерие могут послужить «щитом». Стоит кому-либо посмотреть «как-то не так» и подросток взрывается, набрасывается с кулаками, а нередко и сам провоцирует ссоры. Да, такой "щит" мне знаком((( Не знала, что ноги от сюда растут! И некоторые другие последствия тоже присутствуют.
Уважаемая Лилит, скажите, пожалуйста, могут ли исчезнуть данные последствия при работе над повышением самооценки и осознания данных проблем?

ZemlyaNika, благодарю за дополнение по воспитанию детей.
 

~Lilit~

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:1.365
Реакции:20
Баллы:0
Joli_Julie, конечно.. усердие и труд-все перетрут..
 

Прозерпина

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:86
Реакции:0
Баллы:0
Спасибо Lilit,статья замечательная и очень кстати.Имея дочь 13 лет,озадачиваюсь этими вопросами ежедневно.Читаю книги по психологии,пытаюсь извлекать свои чувства и переживания в этом возрасте,но найти золотую середину очень сложно.Хочешь быть ребенку другом,но иногда так сложно "по дружески" пояснить,что такое хорошо,а что такое плохо.В этом возрасте им кажется,что они все знают,стараюсь говорить обо всем,именно говорить,а не криком.Мы можем часами беседовать,при этом побеждает сторона которая привела больше разумных доводов.Еще нужно не забывать,что дети подсознательно копируют своих родителей,и прорабатывать свои недостатки,прежде чем искоренять их в своих детях.Я например бросила курить и совсем не жалею об этом, было бы смешно рассказывать своему ребенку о вреде курения с сигаретой в руке.
 

ZemlyaNika

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:713
Реакции:0
Баллы:0
Lilit, а Вы не обращайте внимание на тех, кто не ценит. Ведь это их проблемы, Вам точно не стоит тратить на это энергию!
Прозерпина, Вы правы! Есть много цитат на эту тему, например "не воспитывайте детей, они все равно будут похожими на вас, воспитывайте себя", или "рано или поздно твой сын последует не твоим советам, а твоему примеру". А моя любимая принадлежит Льву Николаевичу Толстому:
«Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.
Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина – как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым.
Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях».
Но это так, небольшой оффтоп (пусть меня простят основатели).
Главная тема все же самооценка.
Вот тоже воспитываю сына, он маленький такой, смотрю на него и думаю, как же все таки правильно его воспитать, чтобы он был счастлив... Эта статья еще немного продвинула меня в понимании.
Надо их любить и не пытаться слепить самих себя, того чего у нас не вышло. Это тоже наверное для самооценки важно.. Понять что дети имеют право на свою собственную конституцию. а наша родительская задача не лепить из них что-то, а помочь им стать самим собой. Тем кто они уже есть.
 

Камелия

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:7.634
Реакции:26
Баллы:0
Замечание! Не допускаем фамильярности в обращении к уважаемой, НАМЕСТНИК ~Lilit~ .
 

ZemlyaNika

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:713
Реакции:0
Баллы:0
Прошу прощения, если что-то не так сказала
 

Шада

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:208
Реакции:0
Баллы:0
Потребность в любви, общении, в принадлежности, т.е. в нужности другому - одна из фундаментальных человеческих потребностей.

Ее удовлетворение - необходимое условие для нормального развития ребенка.
А ребенок - это Маленький Человек !

Эта потребность удовлетворяется, когда говоришь ребенку, что он нужен, что он важен, что он просто хороший. Все происходит в общении, мягко, искренне, не навязчиво.
Когда ребенку, в возрасте 5-6 лет задаешь вопросы:... а как ты думаешь, почему этот дядя обидел кошку?- ... а почему эта тетя такая добрая, веселая и т.д., ребенок начинает думать, рассуждать. А это Очень Важно!!!

При условии нормальных отношений в семье и при позитивном общении, повзрослевший ребенок никогда не будет иметь низкий уровень самооценки, и никогда не станет частью толпы с ее безликой психологией .

Потому что я научила его мыслить, делать выводы, принимать решение...
И он знает, что нужен семье, своему кругу общения, и, самое важное - самому себе.
 

~Lilit~

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:1.365
Реакции:20
Баллы:0
ZemlyaNika, все нормально..стараемся не тратить нервы)) таких желающих это сделать куча..так что уже иммунитет..да и профессия обязывает..
 

IDEA

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:167
Реакции:2
Баллы:18
Очень хорошая статья, на мой взгляд, она должна быть интересна не только молодым, и не очень, мамам и папам, но и тем, кто это самое «богатое» общественное наследие носит в себе, осознавая, что что-то не так и пора с этим что-то делать...
С вашего позволения, ~Lilit~, я поделюсь этой статьей.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу