В дневниковых записях Н.К.Рерих часто упоминает о Шамбале. В последнее время в печати появилась новая версия о целях экспедиции Н.К.Рериха, обоснованно ставящая под сомнение подлинность сообщений о Шамбале от Н.К.Рериха.
Обстоятельный анализ документов по этой теме выполнен в работе В.А.Росова «Н.Рерих. Вестник Звенигорода». Согласно выводам автора, основанных на подлинных документах, одной из основных задач центрально-азиатской экспедиции было достижение Лхасы и провозглашение Н.К.Рериха новым Мессией. У буддийских верующих было распространенно предсказание о появлении с севера грядущего Мессии, рожденного в западном теле белого человека. Здесь очень кстати пришлась легенда о Шамбале, мифической чистой земли буддистов, расположенной где-то к северу от Тибета. Н.К.Рерих способствует распространению легенды, что он как раз и является этим Мессией, перевоплощением 5-го Далай-ламы. Он сам творит легенду, приближая сроки Шамбалы. Он распространяет туманные намеки о "Великом плане", в котором сошлись и тибетские пророчества о приходе Мессии из Шамбалы и его личные интересы по созданию монголо-сибирского буддистского государства.
В проекте Н.К.Рериха была даже определена будущая столица в живописной Уймонской долине у подножия горы Белухи с названием Звенигород. Предполагалось получить здесь концессию на разработку месторождений. Н.К.Рерих называл свою миссию в Тибет: "Посольство Западных буддистов к главе буддистов Востока". Его тайной целью было объединить буддийские народы Азии именем будущего мессии Матрейи, и создать новое буддистко-коммунистическое государство в Центральной Азии в противодействии британской экспансии на Востоке.
В донесениях британской разведки тех лет, содержится сообщение, что Н.К.Рерих готовится объявить себя живым Буддой-Майтрейей, который по поверьям буддистов, должен явиться из северной Шамбалы. Это стало одной из главных причин запрета на посещение Лхасы экспедицией Н.К.Рериха. Простояв около 7 месяцев на подступах к Лхасе, и так и не получив разрешения от тибетских властей на встречу с Далай-ламой, экспедиция Н.К.Рериха была вынуждена вернуться в Индию.
Борьба за имперское влияние в Тибете и на Памире между Россией и Англией велась с 1860 г. В исторической записке 1893 г. П.Бадмаева Алексадру III содержался проект присоединения к России Монголии и Тибета. В своей записке он приводит легенду о "белом царе", появление которого предсказывалось из северной страны, из России. По убеждению буддистов белый царь был перерожденцем одной из своих богинь Дара-эхэ – покровительницы буддийской веры.
В своих экспедиционных дневниках Н.К.Рерих пишет о важности понятия Шамбалы для народов Азии:
«Это место, где земной мир соприкасается с высшим состоянием сознания. В сказаниях о Шамбале, в легендах, преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока. Кто ничего не знает о жизненном значении Шамбалы, не должен утверждать, что он изучил Восток и знает пульс современной Азии: Шамбала – самое священное слово Азии».
В очерке «Сердце Азии»:
«На вершинах Сиккима, в Гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджунги и сказал: Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там».
В очерке «Шамбала сияющая»:
«Лама: Великая Шамбала находится далеко за океаном. Это могущественное небесное владение. Она не имеет ничего общего с нашей землей. Как и зачем вы, земные люди, интересуетесь ею? Лишь в некоторых местах, на Крайнем Севере, вы можете различать сияющие лучи Шамбалы.
Рерих: ...Мы знаем реальность этого не сказуемого места. Но мы также знаем и реальность земной Шамбалы. Мы знаем, как некоторые высокие ламы ходили в Шамбалу, как на своем пути они видели обычные физические предметы. Мы знаем рассказы одного бурятского ламы, как его сопровождали через очень узкий тайный проход. Мы знаем, как другой посетитель видел караван горцев, везущих соль с озер, расположенных на самой границе Шамбалы. Более того, мы сами видели белый пограничный столб, один из трех постов Шамбалы. Поэтому не говори мне только о небесной Шамбале, но говори и о земной- потому что ты, так же как и я, знаешь, что земная Шамбала связана с небесной. И именно в этом месте объединяются два мира.
Рерих: Лама, как произошло, что земная Шамбала до сих пор не открыта путешественниками? На картах можно видеть множество экспедиционных маршрутов.
Лама: Так же как эти люди не могут найти сокровища, так и человек не в состоянии достичь Шамбалы без зова! Вы слышали о ядовитых потоках, обтекающих горы. Возможно, вы видели людей, умирающих от газов, когда они подходили к ним близко. Возможно, вы видели, как животные и люди начинают дрожать, приближаясь к некоторым местностям. Многие люди пытаются достичь Шамбалы не позванными. Некоторые из них исчезли навсегда. Только немногие из них достигают святого места, и лишь тогда, когда их карма готова.
Чьей-то неизвестной рукой начертаны рисунки на камнях и высечены письмена Калачакры на скалах. Истинно, истинно, только через Шамбалу, только через Учение Калачакры можно достичь совершенства кратчайшего пути.
..."Калагийя, Калагийя, Калагийя! Приди в Шамбалу!"
После этого наш разговор сделался еще более прекрасным и сокровенным. В нем появилась та нота, которая возвышает все человеческие устремления. Мы говорили о горе Кайлас, об отшельниках, которые до сих пор живут в пещерах этой чудесной горы, наполняя пространство своими пробуждающими зовами справедливости. Потом мы говорили о Том Месте, которое находится к северу от Кайласа...»
Вот еще несколько фрагментов из книги Н. Рериха «Шамбала»:
«Много предположений высказано о местонахождении земной Шамбалы. Некоторые из предположений относят это место на крайний север, говоря, что северное сияние есть лучи этой невидимой Шамбалы. Отнесение Шамбалы на север легко понятное... В Тибете Шамбала называется Чанг-Шамбала, то есть Северная Шамбала. Этот эпитет вполне объясним. Манифестация учения произошла в Индии, откуда все по ту сторону Гималаев, очевидно, является северным. На север от Бенареса, находится деревня Шамбала, связанная с легендой о Майтрейе. Таким образом, еще раз становится ясным, почему за гималайская Шамбала называется Северной Шамбалой. Некоторые указания, затемненные символами, указывали местонахождение Шамбалы на Памире, в Туркестане и в Центральной Гоби... Относительность указаний и многие недоразумения о географическом положении Шамбалы имеют свои причины. Во всех книгах о Шамбале, в устных преданиях, рассказывающих об одном и том же месте, ее расположение описывается в высоко символических выражениях, почти недоступных для непосвященных».
Н.К.Рерих, основываясь на сведениях полученных от лам, говорил о реальности Шамбалы, затерянной где-то в Гималайских горах, на севере от Кайласа. В его дневниках, чаще, чем у других исследователей Центральной Азии, упоминается о Шамбале в поэтической форме: "о Том месте севернее Кайласа... подробно нельзя говорить о таких местах высокого знания".
В дневниковых записях «Алтай-Гимала»:
«В длинной беседе лама указывает, что все может быть достигнуто лишь через Шамбалу. Для тех, кому Шамбала представляется легендарным вымыслом, это указание – суеверный миф. Но есть и другие, вооруженные более практическими знаниями о Шамбале...
Легендарная гора Меру, по Махабхарате, и такая же легендарная высота Шамбала в буддийских учениях – обе лежали на севере и служили высотами посвящений. И всюду подробно нельзя говорить о таких местах высокого знания».
Однако, если внимательно вчитаться в работы Н.К.Рериха, нетрудно заметить, что ничего конкретного о Шамбале, кроме поэтических слов художника и туманных легенд без ссылок на их источники в этих знаменитых очерках нет.
Еще более неопределенны сведения о Шамбале в «Агне-йоге» – учении Живой Этики, переданной через Рерихов:
«Шамбала – необходимое место, где духовный мир сочетается с материальным. Как в магните бывает точка наибольшего притяжения, так ворота в духовный мир открыты в Обитель гор. ...Конечно, не будем говорить о точном времени возникновения Нашего места. Катаклизмы сложили удачные условия, и при Наших знаниях можно охранить Центр от непрошенных гостей. ...Географ может успокоиться, Мы занимаем на Земле определенное место. ...Люди могут улыбаться, предполагая, что посланные экспедиции рано или поздно проникнут во все ущелья. Но не забудем, что для преображения местности сила мысли отведет любой караван».
До публикаций Н.К.Рериха о Шамбале в конце XIX в. кратко упоминала в своих трудах Е.П.Блаватская, основательница Теософского общества, которая дала следующее определение в «Теософском словаре»:
«Шамбала – исключительно таинственное место, вследствие его связи с будущим. Город или селение, упоминаемое в Пуранах, откуда, как возвещает пророчество, появится грядущий Мессия. Некоторые востоковеды отождествляют с Шамбалой современный Мурадабад в Рохилканде (северо-западные провинции Индии), тогда как оккультизм помещает ее в Гималаях».
Однако в «Тайной доктрине» Е.П.Блаватская определяет местоположение Шамбалы в другом месте – в Гоби и называет ее "ныне "баснословная" Шамбала в пустыне Гоби".
В дневниках доктора К.Н.Рябинина, участника экспедиции Н.К.Рериха, также неоднократно упоминается Шамбала:
«Понятие Шамбалы вполне реально и место это имеет свое географическое положение на карте Тибета в области высоких гор, на высоте после 11.000 футов».
В 1914 г. было издано на немецком языке в переводе профессора А.Грюнведеля описание «Дорога Шамбалы», написанное Таши-Ламой Третьим в XVIII в., одним из наиболее почитаемых руководителей духовной и политической жизни Тибета. Этот труд известен на русском языке только в пересказах. Судя по описанию, царство Шамбала расположено в труднодоступном горном районе, укрытом со всех сторон мощными массивами со снежными вершинами. Книга содержит много ценных сведений по древней географии и ждет будущего тщательного исследования.
Трудность изучения этого текста заключается в отсутствии русского перевода, и отождествлении древних географических названий современным. Все приводимые в книге сведения о древних странах и народах остаются до сих пор непонятными как для восточного, так и для европейского читателя. Трактат содержит большое количество названий тибетских монастырей без какой-либо системы, что дало основание исследователям текста высказать предположение, что на самом деле речь идет об очередности посещений тибетских монастырей и, следовательно, пути духовного усвоения тайного буддийского знания, а не об описании реальной дороги в Шамбалу.
Из интервью Далай-ламы XIV в Бодхгайе в 1981-1985 гг.:
«...И хотя никто не знает, где находится Шамбала, это место, по-видимому, все же существует. Несмотря на то, что обычные люди не могут его видеть или каким-то образом с ним общаться, через некоторое время мы, возможно, узнаем, как этого достичь. Согласно священным текстам, царство Шамбалы в конечном итоге само установит контакт с нашим миром.
Впоследствии, когда Шамбала войдет в контакт с земным сообществом, это может дать положительный результат. Однако я и сам не совсем ясно понимаю этот момент. Это всего лишь мое личное мнение».
В качестве иллюстрации, как рождаются мифы о Шамбале, можно привести пример использования ещё нерасшифрованной карты из тибето-шаншунского словаря, якобы составленной свыше двух тысяч лет назад, и впервые опубликованной в Индии тибетскими эмигрантами в 1967 г., получившей известность как карта Шамбалы. Неизвестно, с чьей подачи нерасшифрованная карта стала называться картой Шамбалы и фигурировать, как важное доказательство реальности существования Шамбалы.
Расшифровка древней карты потребовала длительных усилий. О сложности такой работы свидетельствует тщательный анализ древней географической карты. Тибетская географическая карта совершенно не походит на современные карты, на ней в необычной для нас проекции отражено представление древних картографов об окружающем мире. На карте изображен квадрат, в который вписаны многочисленные прямоугольники с древнетибетскими надписями внутри.
После расшифровки надписей и отождествления их с местами, хорошо известными из древней истории и географии, историком Б.Кузнецовым была высказана гипотеза, что это карта Передней Азии в первой половине VI в. до н.э. Ключом к раскрытию карты, по мнению Б.Кузнецова, является столица древнего Ирана, которая помещена в самом центре карты и называется Пасаргадам.
Восточная граница карты указывает Пустыню Страданий (Такла-Макан), западная – Страну демонов, крадущих людей (Египет). На карте обозначены египетские пирамиды: "храмы серые, очень блестящие". В списке стран и городов расшифрованной карты нет названия Шамбала. "Символ мистической страны Шамбала расположен где-то в потустороннем мире", делает заключение автор.
К возможным вариантам расшифровки этой карты мы еще вернемся. Гипотеза Б.Кузнецова о тождественности страны Олмо /Шамбалы/ современному Ирану не была принята европейскими тибетологами, ни самими тибетскими историками.
Пророчество о войне в Шамбале
Первый ученый из России, который сумел проникнуть в закрытую страну Тибет, был бурятский востоковед и путешественник Гомбожаб Цыбиков, впоследствии – профессор педагогического факультета Иркутского государственного университета, автор около 30 научных трудов. Главный труд Цыбикова «Буддист-паломник у святынь Тибета» написан по итогам путешествия в 1899-1902 гг., принес ему мировую известность, а публикация 11 уникальных фотографий Лхасы спасла в 1905 г. журнал «National Geographic» от банкротства. Путешествие, предпринятое на средства Русского Географического общества, продолжалось 888 дней.
Из Тибета Цыбикову удалось вывезти богатейшую коллекцию тибетских ксилографов, составляющую ныне наиболее ценную часть тибетского фонда Института востоковедения. Цыбиков пишет:
«Шамбала, легендарная страна, в которой в 2335 г. произойдет война между буддистами и иноверцами (лало). Знаменитый банчэн (перерожденец), современник императора Цянь-луна, родился в 1740 г. и назывался Балдан-Ешей. В своих сочинениях (7 томов) он, между прочим, развил мысль, на которую намекали его предшественники, что банчэн будет 25-м ханом Ригдан-дагбо, будет главенствовать над буддистами в так называемой "северной войне Шамбалы".
В Шамбале в 1777 г. исполнилось царствование 19-го хана Намнона. Каждый хан властвует там 100 лет. После Намнона до 25-го хана должно пройти 5 столетий: Во время царствования 25-го хана Шамбалы Ригдан-дагбо, по одним исчислением на 51 году, а по другим – на 8 году, т.е. по нашему летоисчислению, в 2335 г. по Р.Х., произойдет война между буддистами и лало. Война Шамбалы – нечто похожее на приход еврейского Мессии и второе пришествие Христа у христиан».
Комментарий историка Л.Гумилева:
«Всё то, что написал Цыбиков о Шамбале, ее царях и войне, было первой попыткой разобраться в проблеме. В тибетской исторической литературе и в хронологических вычислениях различных авторов уделяется много внимания стране Шамбала, описанию ее, перечислению 25 императоров, при этом история Шамбалы связывается с историей Калачакры и судьбой буддийской религии. Эту проблему подробно разбирает и Сумба-Хамбо. В целом следует считать, что проблема Шамбалы все еще остается не разрешенной наукой из-за недостаточной изученности источников».
В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» также предсказано появление предводителя из Шамбалы, который возглавит борьбу против нечестивых:
«Повинуясь срокам, дважды рожденный по имени Калики – слава Вишну. Явится могучий, отважный борец, премудрый. Он будет из деревни Шамбхала, прекрасной обители браминов. Силой его мысли возникнут колесницы, воители, войска, оружие, доспехи: Он все повернет (по иному), прекратит ту югу. Окруженный браминами, дважды рожденный, он уничтожит отовсюду пришедших, презренных, толпы пришельцев.
Король Шамбалы изменит свое местопребывание, и вновь засияет Совершенный Век».
В конце XIX – начале ХХ вв. сообщения о Шамбале поступают также от экспедиции Пржевальского (1879 г.). Н.Пржевальский записал со слов монгольского ламы предсказание о Шамбале:
«Обетованной земле буддистов, куда перейдут из Тибета все последователи этой религии. Вышеназванная страна есть остров, лежащий где-то далеко на Северном море. В нем очень много золота, хлеб родится необыкновенной величины, бедных нет вовсе, словом Шамбала течет медом. Переход сюда буддистов должен произойти через 2500 лет со дня предсказания о таком событии, с тех пор прошло 2050 лет (написано в 1875 г.). После такого рассказа Сорджи спросил: не знаю ли я где находится Шамбала? Там, добавил лама, есть огромный город, в котором живет теперь королева, правящая народом, после смерти своего мужа. Я назвал Англию. – Ну так верно это и есть Шамбала, – воскликнул обрадованный Сорджи».
Изображение Шамбалы на буддийских танках
На тибетских танках Шамбала изображается, как "северное место покоя", расположенное в Тибете или к северу от него, где в центре оазиса, окруженного непроходимыми пустынями и горами со снежными вершинами, лежит скрытая от посторонних глаз долина. В центре долины озеро с островом Священной земли, что объясняет одно из наименований Царства Богов: "Остров Шамбала". Согласно буддийскому учению, для того, кто достигает этой великолепной долины, спрятанной среди высоких гор, колесо воплощений останавливается и он входит в Нирвану.
На буддийских танках центральный храм, где восседает царь Шамбалы, отделяется от городов цепью гор, которые в свою очередь отделены от окружающего мира еще большими неприступными горами. Шамбалу изображают аналогично мандале – в виде круга, разделенного горными хребтами на восемь областей с городами, в виде восьми лепестков. В центре танки всегда изображается на возвышении главный храм владыки Шамбалы. Композиционное построение изображения Шамбалы на различных танках идентично – это процветающее государство с храмом в центре, отгороженное от остального мира круговой цепью неприступных гор.
«Внешне Шамбала имеет круглую форму и окружена горами со снежными вершинами. Внутри у нее форма расцветшего лотоса с восемью лепестками. В центре, подобно сердцевине лепестка, возвышается большой пик сияющей белизны. На севере расположен дворец, в котором обитают Святые Правители, или Держатели Каст.
Этот дворец более обширен, чем дворец Индры. У него четырехугольная форма, и он имеет четыре двери. На наружных стенах изваяны на кораллах танцующие богини. Здание имеет девять этажей, над которым развивается знамя, представляющее колесо дхармы. Три ограды, окружающие дворец, оттеняют его красоту. Здание покрыто золотой черепицей, откуда свисают украшения из жемчуга и бриллиантов. Рисунки, украшающие верхнюю часть наружных стен, – серебряные, а карнизы – из бирюзы.
Дворец содержит невообразимые сокровища, такие, как ваза неисчерпаемых богатств, корова, выполняющая все желания, не посеянная жатва и дерево, которое удовлетворяет просьбы".
В сочинении о географии мира тибетского ученого Манчжула Хутукту, жившего в первой половине XIX века, знаменитому царству Шамбала отводится верховная роль. В описании оно размещается далеко на севере и вмещает в себя 96 царств, среди которых названия таких, как Цзамбака, обезьян, золотоглазых, Ругма, Бурматма, Золотое. Приводимые названия трудно отождествить с какими-либо известными, но напрашивается ассоциация с 96-тью главой монголо-татарской ордой, описываемой в татарском эпосе "Идэгэй".
В музее религии, в храме Эрдэнэ-Дзу, построенном на развалинах монгольского Каракорума хранится одна из подобных тибетских танк Шамбалы XVIII в. Танка выполнена на шелке размером 50 см на 1 метр черной краской путем оттиска с деревянного штампа. Надпись на тибетском переводится как Шамбала. В центре рисунка расположено изображение храма у подножия, которого находятся две квадратные тибетские мандалы высших миров. На троне восседает царь Шамбалы. Вокруг храма изображены мирные города с цветущими садами и свободно пасущимися стадами спокойных животных. На рисунках видны мудрецы, проповедующие слушателям тайные учения. По периметру эту картину процветающего государства окружает круглая цепь гор со снежными пиками. С внешней стороны гор, внизу рисунка многочисленные воины с обнаженными мечами ведут кровопролитную и непрерывную битву. На рисунках внизу можно рассмотреть различные сцены сражений: сцепившихся воинов, наступающую конницу, лучников и т.д. Вверху на танке, также с внешней стороны периметра гор, окружающих Шамбалу, на небесных облаках восседают индийские и тибетские боги, невозмутимо наблюдающие за происходящем на Земле.
Танки Шамбалы встречаются далеко не во всех буддийских монастырях Монголии и Бурятии, а только в тех из них, которые придерживаются школ тантрического пути. Например, в Иволгинском дацане в Бурятии на почетном месте находится геометрическая, абстрактная мандала высших миров, а танки Шамбалы с изображениями людей, храмов и богов в монастыре не приветствуются.
В Музее истории в Улан-Удэ демонстрируется только одна танка начала ХХ в. связанная с Шамбалой под названием "Мандала-дворец Калачакры" или "Трехмерная башня Шамбалы", на ней изображен дворец Калачакры в Калапе, столице Шамбалы. В центре изображения, внутри сферы, образованной аркой радуги с солнцем и луной размещен трехэтажный дворец с венчающей башней. Дворец окружен пятью оградами – из разноцветного радужного сияния, алмазного (ваджра), "слогового" (биджа), водного и в виде орнаментированного золотого обруча. По углам дворец защищен в основании изображениями двойных ваджра – символа несокрушимости и твердости. Символически мандала, по трактовке специалистов по буддизму, представляет мандалу тела, речи и ума наивысшего Калачакры в виде божеств стадий посвящения, слогов-биджа и эмблематических атрибутов.
В буддийской иконографии наряду с танками Шамбалы есть танки Калкинов – правителей Шамбалы, восседающих во дворце с золотой крышей в Калапе. Подобные танки имеются в музеях Китая, Тибета и Бурятии и датируются XIX – началом XX века. Калкин Рудрачакрин – двадцать пятый и последний Калкин Шамбалы, который по предсказанию должен возглавить воинство Шамбалы и одержать победу над варварами, изображен на танке в гневном виде с красным цветом тела, с зажатой в правой руке ваджрой. После победы над варварами по убеждению буддистов наступит счастливый период в истории человечества и будет распространяться учение буддой грядущего Майтреей.
Современные изображения Шамбалы сохраняют традицию изображать легендарную землю в окружении неприступных снежных гор в форме круга. Недавно современные тибетские художники создали новое самое протяженное живописное полотно в мире. Тибетская "Великая танка" – картина-свиток длиной 618 метров, шириной 2,5, а весом около тонны, для написания которой потребовалось 4 года и более 300 художников, выставлена в пекинском Историческом музее. Это полотно уже вошло в Книгу рекордов Гиннеса как самая длинная тибетская танка. Чтобы "наскоро" просмотреть ее, нужно шесть-восемь часов, детальное же знакомство, предупреждают экскурсоводы-тибетцы, потребует около двух месяцев.
Свиток, который смело можно назвать тибетской энциклопедией, включает сотни сюжетов и схем, он отразил космогонию тибетцев, их представления о происхождении мира, развитии жизни на Земле. Есть изображение Шамбалы – прекрасной страны среди снежных гор, обители мудрости и святости, оказаться в которой можно лишь благодаря долгому духовному самосовершенствованию. Многие фрагменты танки доступны лишь посвященным. Это мандалы – схематические планы, в которых зашифрованы сакральные знания, веками копившиеся в монастырях.
Таинственная связь нацистов Германии с Шамбалой
Поисками Шамбалы на государственном уровне занимался и третий рейх. Идея господствующей расы, наделенной мистическими силами и сверхъестественными возможностями, оказалась крайне привлекательной для нацистов. Загадка нацисткой идеологии, таинственно связанной с Шамбалой стала проясняться только в самых последних публикациях историков, ранее эта тема освещалась редко.
«Как только нацистское движение начало располагать крупными финансовыми средствами, оно организовало многочисленные экспедиции в Тибет (1931-1932 гг., 1934-1936 гг., 1939 г.) следовавшие одна за другой практически непрерывно вплоть до 1943 г. В день, когда русские закончили битву за Берлин, они среди трупов последних защитников нацизма обнаружили около тысячи тел добровольцев – смертников, людей тибетской крови. Факт защиты в мае 1945 года Рейхсканцелярии тибетцами в форме СС подтвержден данными советских военных архивов: "Тибетцы бились до последнего патрона, своих раненых пристреливали, в плен не сдавались. Ни одного живого тибетца в форме СС не осталось"».
Германские ученые Эскард и Карл Хаусхофер, ставшие идейными вдохновителями духовного общества Туле, основывались на древней легенде, свидетельствующей, что тридцать или сорок веков назад в Гоби существовала высокоразвитая цивилизация. В результате катастрофы Гоби превратилась в пустыню, а выжившие – эмигрировали кто на север Европы, кто на Кавказ. Посвященные из группы Туле были убеждены, что именно оставшиеся в живых из цивилизации Гоби и были основной расой человечества, родоначальниками арийцев.
В книге Л.Повеля и Ж.Бержье «Утро магов»:
«Легенда о Туле столь же древняя, как и сама германская раса. В ней говорится об исчезнувшем где-то на Крайнем Севере острове. Туле, как и Атлантида, считается магическим центром исчезнувшей цивилизации. Эккарт и его друзья верили, что не все тайны, не все знание Туле ушло без следа под воду. Особые существа, посредники между людьми и "тем, что Там", располагают хранилищем сил, доступным для посвященных. Оттуда можно черпать силу, чтобы дать Германии главенство над миром, чтобы сделать из нее провозвестницу грядущего сверхчеловечества – мутированной человеческой породы. Настанет день, когда из Германии двинутся легионы, чтобы смести все препятствия на духовном пути Земли. Их поведут несгибаемые вожди, черпающие в хранилище Сил и вдохновленные Великими Древними. Таковы мифы, содержащиеся в арийской доктрине Эккарта и Розенберга, которыми эти пророки магического социализма напитали медиумическую душу Гитлера».
На изучение тайных психических сил фашистский рейх по последним публикациям историков истратил больше средств, чем американцы на изготовление атомной бомбы. В нацисткой Германии было распространено учение о сверхчеловеке и мистических силах, которые управляют человечеством. Идеологи фашизма и сам Гитлер глубоко верили в эти идеи и с приходом к власти поддержали изучение этих идей на государственном уровне. Господствующими научными идеями в нацисткой среде была доктрина "Вель" – доктрина "Вечного льда", полой земли и "сверхчеловека".
Доктрина "Вель" гласила, что миллионы лет назад на земле существовала сверхцивилизация людей-богов, гигантов, и что, пройдя через мутацию, селекцию и катаклизмы можно снова возродить расу "сверхлюдей". "Вель" учил, что предки немцев пришли с севера, где обрели силу в снегах и во льдах, а вера в мировой лёд – естественное наследие нордического человека.
«Германия отделилась от всего остального мира в 1933 г. и избрала собственный путь развития. За 12 лет техническое и научное развитие рейха пошло иными путями, странно разошедшимся с мировым. За этими радикальными различиями в области техники – еще более разительные различия в философии»-.
В 1933 г. по приказу Гиммлера под эгидой СС в Германии был организован специальный институт Аненэрбе (организация "Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков", отдел СС, которому подчинялось 50 институтов, в задачу которых входило научно обосновать расовую теорию нацистов и оккультное изучение древних знаний, дающих власть над природой). Институт в частности организовывал экспедиции в Тибет для поиска родоначальников арийцев и антропологического измерения черепов тибетской аристократии. Одной из задач экспедиций был поиск хранилища неведомых сил и союз с древним центром могущества – Шамбалой. Немцы свято верили, что именно арийская раса может заключить договор с Шамбалой и стать хозяином планеты.
Известно, что Гитлер был убежден в своей избранности, и верил, что на Востоке есть страна, где властвует высшая сила – Король Ужаса или Повелитель Мира, и эта высшая сила помогает ему в видениях и "голосах". "Подписание пакта с высшими силами изменит на тысячелетия жизнь на земле и даст смысл ныне бесцельному уделу человечества".
Карл Хаусхофер:
«Заключив союз с Королем Ужаса можно преобразовать Землю. Гитлер верил в Шамбалу – город насилия и мощи, который управляет стихиями, человеческими судьбами и готовит человечество к "Повороту времени". Заключив договор с Шамбалой с приношением массовых человеческих жертв можно было получить власть над миром».
Комментируя статью французских авторов Л.Повеля и Ж.Бержье "Какому богу поклонялся Гитлер", историк Лев Гумилев пишет:
«Фашистские идеологи исходили из того, что в глубокой древности на Востоке возникла некая страна Шамбала – центр могущества и насилия, управляющий стихиями и массами. Маги – водители народов, якобы, могут заключать с Шамбалой мистические союзы, принося человеческие жертвы. По мнению вожаков нацизма, массовые человеческие жертвоприношения, побеждая равнодушие "могуществ" – сил мрака, побуждали их к помощи жертводателям. Потому-то и были убиты шесть миллионов евреев и 750 тысяч цыган, что в этом руководители нацизма якобы видели глубокий магический смысл. Они обосновывали свои злодеяния верой в "силы мрака", но легенда, на которой они будто бы базировались, была плодом и последствием глубокого невежества европейского обывателя ХХ века».
Из опубликованных «Дневников Гесса» (Рудольф Гесс, член Тайного кабинета и заместитель Гитлера в нацисткой партии, посвященный из ближайшего окружения Гитлера, член общества "Туле"):
«Поход Германии на Восток, по сути, был санкционирован Центром космического контакта на Земле, так называемой Шамбалой. Махатмы не только подсказали Гитлеру необходимость разгромить источник пролетарского зла, захватившего территорию Россию, но и направили в генштаб рейха своих специалистов. Воины Шамбалы /тибетцы/ оказались не только в личной охране фюрера, но и в центре стратегического планирования. Именно они называли день, и даже час нападения. Беда в том, что Адольф был наполовину сумасшедшим и наполовину гением, и первое взяло верх над вторым: он отдал приказ уничтожить под корень все сущее на пространствах противниках. Это полностью изменило отношение Махатм к нему. И хотя посланники Шамбалы оставались при Гитлере до его последнего часа и лишь позднее были перебиты русскими, энергетическая поддержка Шамбалы исчезла. Уже к середине 1942 года мы были обречены на полное поражение».
Михаил Демиденко, автор книги «По следам СС в Тибет» опубликовал документы архива СС, в котором хранились материалы об экспедициях СС в Тибет для установления прямой радиосвязи с магическим центром в Лхасе для общения фюрера с Высшими Непознанными силами. Главная задача экспедиции состояла в установлении связи с Шамбалой, источником Высшей силы, для победы в борьбе за мировое господство. Документы третьей экспедиции нацистов в Тибет в 1939 г. под руководством Э.Шеффера в количестве 12 человек, свидетельствуют, что была налажена радиосвязь между Берлином и Лхасой. Западный исследователь Брондер утверждает, что связь между Гитлером и тайной сектой лам в Лхасе имела "сверхъестественную дьявольскую силу". Эрнст Шеффер встречался с Далай-ламой и привез Гитлеру "документы такой важности, что он держал их в сейфе".
Также известно, что экспедиция СС привезла тибетский «Канджур», свод буддийских священных текстов в ста восьми томах на тибетском языке, которых до тех пор в Европе никто не читал. Экспедиция была комплексной. В н