Перун
Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:6.927
Реакции:48
Баллы:0
Почти каждый мало-мальски значимый город может похвастаться тем, что у него есть свой покровитель. А мегаполисы – и вовсе предъявить целое небесное воинство. Если вдуматься, то большие города потому и становятся большими и великими, что их под крыло берут мистические защитники. Где были бы Питер и Москва без блаженных Ксении и Матроны? И какая участь ожидала бы Киев, не возьми его под охрану матрона Киевская - матушка Алипия?
И РАЗДАЛСЯ ГОЛОС...
В миру ее звали Агапия Тихоновна Авдеева. Она родилась в 1910 году в Пензенской области, в православной мордовской семье. И разом лишилась родителей: девочка куда-то отлучилась из дома, а когда вернулась, нашла отца и мать убитыми. Оказалось, их расстреляли красноармейцы. Агапия села меж убитых родителей и всю ночь напролет читала по ним Псалтырь. Уже тогда она знала, что главное – это душа. О ней надо заботиться в первую очередь...
Сироту приютил у себя дядя. Отучилась два года в школе, где, кстати, отличалась живым умом и редкой смекалкой. Однажды во сне девочка услышала голос: «Иди дорогами земными к Небесному пути». Так началась ее новая жизнь: полная лишений и... счастья.
МАНТИЯ-НЕВИДИМКА
Матушка всегда говорила о себе в мужском роде: «Я всюду был: в Почаеве, в Пюхтице, в Троице-Сергиевой Лавре. Три раза в Сибири был. По всем церквям ходил, подолгу жил, меня всюду принимали». Пюхтиц – это Эстония. Невозможно подсчитать, сколько путей-дорог было ею исхожено. А еще она «был под Одессами»: совсем еще юной девушкой она, не скрывающая своей веры, попала в тюрьму, где над ней издевались, морили голодом и чуть не убили. Среди заключенных было немало священников. Каждую ночь 5-6 человек уводили безвозвратно. И вот в камере осталось трое: один священник, его сын и Алипия. Священник сказал сыну: «Давай отслужим по себе панихиду, сегодня нас к рассвету заберут»… Девушке же напророчил: «А ты сегодня выйдешь отсюда».
Ночью священника с сыном увели, и Алипия осталась одна. Вдруг отворилась дверь, и на пороге показался… апостол Петр. Он вывел ее из камеры, провел мимо всех охранников на улицу и велел идти вдоль моря. И она шла – одиннадцать дней без пищи и воды. «Лезла по отвесным скалам, обрывалась, падала, поднималась, снова ползла, раздирая до костей локти». До тех пор, пока «Одессы» не скрылись из виду, пока угроза не миновала...
Во время войны она с другими женщинами была отправлена в Германию. И там Агапия умудрялась выводить за колючую проволоку тех женщин, у которых на родине остались дети и больные старики. Словно накрывала их мантией-невидимкой - и те благополучно добирались до дома. А незадолго до окончания войны ушла и сама. Как обычно – пешком. Перешла через линию фронта и отправилась в Киев.
МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА: ДУПЛО
Киев она посетила еще перед самой войной – и Киево-Печерская Лавра потрясла ее до глубины души. Прибыв сюда, она тут же попросилась в монахини. Ее крестил лично архимандрит Кронид – под именем Алипия. И он же определил ей «место жительства» – дупло в огромном дубе, что рос в овраге за оградой Лавры с незапамятных времен. В этой «квартирке» невозможно было подняться в полный рост. Однако Алипии все казалось нипочем: «Я три года в дупле сидел, холодно было, снег заметал, голодный был, но я все терпел». В особенно морозные и снежные дни отец Кронид проведывал свою подопечную. Оставлял под дубом мешок с сухарями, говорил: «Спасайся» – и уходил. В те годы Алипию все называли Липой, и в воспоминаниях посетителей Лавры она осталась очень аккуратной, чистенькой и опрятно одетой женщиной. Как ей это удавалось, одному Богу известно. Лишь после смерти отца Кронида ее избавили от этого подвига: «Тебе же холодно, иди спи под дверью отца Андрея». Для справки: дверь к отцу Андрею не закрывалась никогда, ибо он принимал всех – бесноватых, больных, нищих, голодных, бездомных. И исцелял, кормил, поил, наставлял, вразумлял – сутками напролет. И рядом с ним всегда была Липа – кроткая и светлая, чье одно только присутствие успокаивало и дарило надежду.
КЛЮЧИК – ДУША
В 1961 году Алипию вновь арестовали – за бродяжничество. Возможно, в этом был промысел Божий: пока она сидела в тюрьме, столь любимую ею Лавру закрыли. Разошлись кто куда святые отцы, умолкли колокола...
Из заключения Алипия вышла беззубой, согбенной старухой. Долгие годы скиталась по Киеву, ночевала, где придется. Мальчишки дразнили ее, люди смеялись: юродивая – что с нее взять! Но постепенно насмешки уступили место уважению: ведь слова Алипии, как правило, оказывались пророческими. И вот уже поползли по Киеву слухи: дескать, ходит по городу юродивая, гремит цепями, молится обо всех и предсказывает будущее.
Почти все в этих слухах было правдой: вот только не цепи носила Алипия, а связку ключей, которая год от года становилась все больше, все тяжелее. Каждый ключик – спасенная душа, человек, которому ей удалось помочь. К концу жизни веревка, на которой висели эти ключи, впивалась ей в кожу до кровавых рубцов.
ГОЛОСЕЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ
Накануне Олимпиады – в 1979 году – Алипию, как беспаспортную, вывезли из Киева, оказав ей тем самым огромную услугу. Ведь поселили ее не где-нибудь, а в заброшенной Голосеевской пустыни, в старом покосившемся домишке. Здесь некогда располагался скит Киево-Печерской лавры и летняя резиденция киевских митрополитов. Так у Алипии впервые после детства появился свой дом. Сюда, на киевскую окраину и начали приходить к ней просители. Сначала лишь местные, киевляне, со своими житейскими проблемами. Потом стали приезжать со всего Союза. Причем не только простые люди. Принимала она и священнослужителей, и военных, и даже партийных руководителей.
По рассказам очевидцев, всех, кто к ней приходил, она щедро угощала. За ее щедрым столом порой сидели десятки человек! Ясно, что с едой она передавала просителям частичку своего света и тепла. Бывало, одной только трапезы в компании с матушкой оказывалось достаточно, чтобы проблемы отступали.
Почти все, кому посчастливилось общаться с Алипией, вспоминают и ее чудодейственную мазь, которую она готовила сама. Мазь эта помогала ото всех недугов – от мигреней до бесплодия и рака. Разумеется, целебная сила заключалась не в самой мази, а в молитве матушки.
Если вести учет всем ее добрым делам, то понадобится несколько томов. У нас нет такой возможности. Но об одном стоит сказать отдельно. Именно благодаря матушкиным непрестанным молитвам радиоактивное облако Чернобыля прошло мимо Киева. Киевляне в этом уверены до сих пор. О грядущей 26 апреля катастрофе: «Горе идет», - она знала еще зимой. Кричала: «Отец, не надо огонь. Отец, зачем огонь? Тушите ради животных, ради малых детей». Падала на землю и молилась: «Матерь Божия, избавь нас от газа». А уже после аварии всем отсоветовала покидать Киев, а на вопрос, как поступать с пищей, учила: «Помойте, прочитайте «Отче наш» и «Богородицу», перекрестите и ешьте и будете здоровы»…
Умерла Алипия 30 октября 1988 года, за несколько дней предсказав свою кончину. Ее похоронили на Лесном кладбище (там, где нашли последний приют многие печерские старцы). И ее могила мгновенно стала объектом массового паломничества. Как ни старались власти прекратить это «безобразие», ничего у них не вышло. Люди приходили к матушке на поклон, приносили угощение – сухарики, любимые со времен Лавры, брали с собой горсть земли (снискавшей славу чудотворной) и уходили успокоенные, поддержанные надеждой, что Алипия обязательно поможет, заступится, выведет на свет. Так и случалось: к пустому колодцу люди не ходят, а к матушке не забывали дорогу никогда.
В 1993 году Голосеевская пустынь начала свое возрождение. Была построена Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник», куда в 2006-м перенесли останки Алипии. Теперь справа от раки с ее мощами всегда стоит коробка с сухариками: считается, что они обладают исцеляющей силой. А к матушке ходят теперь не то что десятками – десятками тысяч. В последние годы 30 октября, в день смерти Алипии, к ней являются сотни тысяч человек – и часами стоят в очереди, лишь бы прикоснуться к мощам, помолиться заступнице и получить ответ на мучавшие вопросы или долгожданное исцеление. Каждому свое: кому «лавка чудес», кому «пункт скорой помощи», а кому – снизошедшая Божья благодать, долгожданные свет и покой...