Divider

БОГИ ИНДУИЗМА

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Маруты

Маруты - в индуиствой мифологии божества грома, ветра и молний. Считаются сыновьями Рудры. Маруты мчатся по небу на своих колесницах, посылая бури, гром и молнии и дожди, наводя страх на всех смертных. Они составляют боевую дружину бога Индры, сопровождают его во время боевых сражений с демонами
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Матаришвана

Матаришвана - в индийской мифологии сильный и смелый дух ветра, стояший близко к Рудре и видемо служащий ему (к сожалению более об этом духе мне найти не удалось)
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Митра

Митра ведийское парное божество, то есть выступает в паре с Варуной, но в отличие от Варуны Митры олицетворяет солнце, день и свет. А по общим функциям схож с Варуной - судит и награждает людей за грехи и за праведную жизнь. Насылает болезни и бедствия и излеяивает.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Намучи

Демон намучи Намучи - в индийской мифологии - молущественный демон-асур - дух хмельного напитка сомы. Отличается злобностью и коварством. Однажды он заключил договор с Индрой не наносить ударов ни днем, ни ночыо, ни на воде, ни на суще, ни сухим, ни влажным орудием. Дав Индре выпить священный напиток сому, Намучи лишил его силы. Однако Индра все же поразил коварного обидчика в сумерках на берегу океана оружием, покрытым морской пеной.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Нараяна

Нараяна (др.-инд. Кагауапа, этимо-логия и значение неясны), в древнеиндийской мифологии:
1) имя высшего божества. В ведийских гимнах ещё не встречается. Исследователи предполагают, что Нараяна был неарийским божеством, позднее включённым в индуистскую мифологию. В «Шатапатха-брахмане» (12, 3, 4 и др.) Нараяна объявляется мировым духом, идентичным Пуруше. В эпосе Намана отождествляется с Вишну- распространено понимание Нараяны как одного из имён Вишну. В других текстах, например в «Законах Ману» (I 10— 11), имя Нараяны связывается с Брахмой. У джайнов Нараяна — имя одного из мифических тиртханкаров, предшественников основоположника джайнизма Махавиры Джины-
2) имя божественного мудреца.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Парашурама

Парашурама - в индуистской мифологии (др.-инд. «Рама с топором»), в индуистской мифологии шестая аватара Вишну., в которой его миссия на земле состояла в избавлении брахманов от тирании кшатриев. Парашурама (названный так по оружию — топору, полученному им от бога Шивы) был сыном мудреца Джамадагни из рода Бхригу. В «Махабхарате» и пуранах рассказана легенда о том, как кшатрий Картавирья украл из обители Джамадагни священного телёнка- по приказанию отца Парашурама убил Картавирью, но в отместку сыновья Картавирьи умертвили Джамадагни- это послужило причиной ненависти Парашурамы к кшатриям, и он «трижды по семь раз очищал землю от кшатриев, наполнив их кровью пять озёр» (Мхб. III 117, 9)- после истребления варны кшатриев Парашурама передал землю во владение брахманам, а сам удалился жить на гору Махендру.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Параджьяна - бог грозы, часто перекликается и ассоциируется с Рудрой и со слявянским Перуном.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Праджапати

Праджапати - в древнеиндийской мифологии творец Вселенной и живых существ. Возникнув в первичном пространстве, Праджапати образовал небо и землю, укрепил на небе солнце и планеты, создал богов и человека. Основные деяния Праджапати позже были приписаны Брахме.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Притхиви

Притхивии (др.-инд. собств. «широкая»), в древнеиндийской мифологии обожествлённая и персонифицированная земля. В «Ригведе» и «Атхарваведе» ей посвящено по одному гимну (V 84- XII 1)- обычно же Притхиви-земля прославляется с Дьяусом-небом. Притхиви — женское начало, она мать (РВ Х 18, 10), а Дьяус — мужское начало, отец. Они супруги, которые первоначально были слиты воедино (их разъединение, приписываемое прежде всего Индре или Вару не, приравнивается к созданию вселенной). Из семени, испускаемого Дьяусом в виде дождя, мёда, жира, Притхиви производит всё живое. Персонификация Притхиви весьма слабая: она изобильна, несёт на себе тяжесть гор, поддерживает деревья- к ней приходят умершие- она мать всех существ. Согласно ведам, есть три Земли, Земля людей называется Бхуми, иногда и Урви («широкая»). Нередко Притхиви появляется и в послеведийской литературе. Так, Притхиви приютила у себя хайхаев в сказании о Парашураме (Мбх. III, Вишну-Пур. IV)- богине Кали Притхиви дала бёдра («Маркандейя-пурана»), а богу Ганеше в вечное услужение крысу на которой он вечно сидит. В некоторых текстах имя Притхиви производят от имени Притхи («Вишну-пу рана»). Как представление о матери-земле, так и мотив её разъединения с отцом-небом имеют многочисленные типологические параллели.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Пуруши

Пуруши - первочеловек - тысячеглазый, тысяченогий, тысячеголовый великан. Боги расчленили его тем самым создав Мир, землю и прочее.
В древних книгах священного Знания — Ведах — сказано, что вселенная возникла из тела Пуруши — Первозданного Человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они рассекли его на части. Изо рта его возникли брахманы — жрецы, руки его стали кшатриями — воинами, из бедер его созданы были вайшьи — земледельцы, а из ног родились шудры — низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока — солнце, огонь родился изо рта, а из дыхания — ветер. Воздух произошел из его пупа, из его головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги лее его стали землею. Так из великой жертвы сотворили мир вечные боги.Видимо тут Пуруши схож со своей участью со скандинавским Имиром
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Равана

Раванв - царь демонов - статуэтка Равана — в индуистской мифологии злой царь демонов. Достигнув суровым подвижничеством необычайной силы, он победил богов во главе с Индрой и заставил их прислуживать себе. Располагалось царство Раваны на острове Ланка. На этом острове томилась в неволе похищенная демоном Сита, супруга Рамы, земного воплощения бога Вишну. Для того чтобы вернуть свою жену, Рама с союзниками переправляется на Ланку, побеждает в сражении войско Раваны, а его самого поражает стрелой в сердце.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Рати

Богиня Рати Рати — в индуистской мифологии богиня любви и сладострастия, сексуального наслаждения. Она дочь злокозненного демона Мары и жена бога Камы.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Раху

Раху, в индийской мифологии демон (асура), сын царя дайтъев Викпрачитти и дочери ДакшиСимхики. Раху считался также планетой, которая довольна значима в хиромантии и астрологии. Планета внезапных разрушений и бедствий. Она вызывает солнечные и лунные затмения. Когда боги вкушали амриту, Раху удалось обманом получить к ней доступ и отпить несколько глотков. Но едва амрита дошла до его горла, солнце и луна заметили Раху в толпе богов и донесли о нём Вишну. тот срезал голову Раху своим диском, но так как голова демона от амриты стала бессмертной, она не погибла, а вознеслась на небо, тело же стало жить отдельно и получило имя Кету. С тех пор, желая отомстить луне и солнцу, голова Раху время от времени их заглатывает .
В монгольских письменных источниках в основном сохранился индийский мифологический сюжет о Раху. Приняв облик бога луны, Раху проникает к тенгри, которым бог солнца (или Хормуста} вернул ранее захваченный асурами напиток бессмертия (аршан)- отведав его, Раху становится бессмертным, прежде чем Очирвани по приказу Хормусты удаётся разрубить Раху пополам. С тех пор в отместку Раху периодически заглатывает луну и солнце. В устных традициях монголов (калмыцкая и халхасская версии) Раху (Араха, имеющий, по-видимому, облик змеи) выпивает аршан, изготовленный божеством (Бурхан-бакши, Очирвани, Арья-Була - санскр. Авалокитешвара), и мочится в сосуд (вариант: проглатывает напиток вместе с сосудом). Согласно некоторым версиям, замена аршана (как дождевой влаги) мочой демона грозит истреблением всего живого на земле. Чтобы не допустить этого, Арья-Була выпивает содержимое сосуда, отчего весь чернеет (ср. возникновение при изготовлении амриты угрожающего всему живому яда, который проглатывает Шива, из-за чего у него синеет шея). Араху же разгневанное божество рассекает посохом или очиром (оружие громовержца Очирвани) надвое. Нижняя часть демона проваливается в нижний мир, откуда извергает вулканы, или распадается на заполнивших землю насекомых и пресмыкающихся. Верхняя часть демона (голова) прячется за месяцем (за тучей, деревом), но благодаря солнцу и луне fe обнаруживает божество и приковывает к телеге на луне (чем объясняются лунные пятна) (варианты: к горной вершине, к скале). Голова Арахи периодически заглатывает солнце и луну (поэтому происходят затмения). В варианте мифа тункинских бурят божество преследует Раху за то, что он съел шерсть на человеке- иногда он квалифицируется как изобретатель водки. В некоторых бурятских версиях образ Раху раздваивается: Алха, глотающий луну, и Архан-шутхер («дьявол Архан»), глотающий солнце. По представлениям эхиритов и булагатов, Архан-шутхер - лишь маленький волосатый дух, который дразнит громовержца Хухедей-мергена, а затем скрывается, в его укрытие Хухедей-мерген направляет громовые стрелы. В некоторых сюжетах бурятской мифологии Архан появляется из отрезанной головы поверженного в космической схватке вождя тёмных восточных тенгри Ата Улана. По ордосской версии, Раху - отвратительное зловонное девятиглавое чудовище с десятью тысячами глаз и змеиным хвостом. Когда Раху приближается к солнцу и смрад проникает в 18 ворот находящегося там стеклянного города, его жители запирают ворота, и земля погружается во мрак. В другом ордосском варианте мифа верхняя часть туловища, разорванного надвое Очирвани, находится на солнце, а нижняя - на луне (либо наоборот: у смотрящего на солнце глаза слезятся из-за того, что ему стыдно созерцать нижнюю обнажённую часть тела демона). В дербетской версии Арахи - передняя часть мангуса-людоеда, разрубленного верховным божеством (великим бурханом)- зад чудовища виден на солнце (это пятна на нём). Арахи же борется с месяцем. В одном халхасском сюжете верхнюю часть чудовища за палочку, продетую в его ноздри, держат солнце и месяц. Имеется халхасское поверье, согласно которому Раху (Арах) сам наделён функцией громовержца и именуется одной из звёзд семизвездия, которая вызывает затмения- ср. формулу (правда, редкую) монгольского шаманского призывания: «61 великая звезда, возглавляемая Раху». Р. сближается с другими фольклорно-мифологическими персонажами: в одном ордосском варианте чудовище, прикованное Очирвани по частям к солнцу и к луне, называется Арга (Арха?) Белый заяц (Арга чагаан туулай)- существуют версии мифа о Дайн Дерхе, в которых он либо отождествляется с Арахи, либо является его соперником и вступает с ним в поединок.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Рудра

Рудра — в древнеиндийской мифологии бог грозы, гнева и ярости, отец грозных воинов-марутов, составляющих свиту Индры. Согласно сказанию, Дакша, седьмой сын Эрахмы, учредил первое жертвоприношение и созвал на него всех богов. Не был приглашен только Рудра, зять Дакши, поскольку, по мнению Дакшй, Рудра не проявлял к нему должной почтительности, как отцу своеи жены. Увидев такое пренебрежение К своему супругу жена Рудры, Сати, бросилась в огонь и сожгла себя. В великом гневе Рудра выстроил из лука в жертвенное животное, которое стрелой было вознесено на самое небо и превратилось в одно из созвездии. Напав на богов, Рудра многим из них причинил увечья, а Дакшу лишил головы, смилостивившись, он вернул богам их прежний вид.Не повезло только Дакше. Так как его голову не смогли отыскать, ему приставили голову козла. Позже качества Рудры как грозного бога были отнесены к Щиве.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Рупавачара


Рупавачара в индийской (буддийской) мифологии класс божеств, обитающих в Рупад-хату. Рупавачара не нуждаются в пище, одежде (они рождаются вместе с тончайшим покровом), доме (который так-же возникает одновременно с их рождением). Хотя запах и вкус в Рупад-хату отсутствуют, у Рупавачара есть рот и нос, чтобы они не выглядели уродливыми. Органов деторождения у Рупавачара нет, но нет и полной бесполости. Рупавачара рождаются чудесным образом, их родителями считаются те, кто в этот момент оказался наиболее близко.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Савитри

Савитра (солнечная) — в древнеиндийской мифологии- Богиня, покровительница науки, искусства, мудрых и благочестивых людей, олицетворение правильного способа произнесения священных текстов, дочь Сурьи, жена Брахмы. Сказания говорят, что Брахма вместе со всеми богами решил совершить торжественное жертвоприношение, в котором каждый бог должен выполнять строго определенные обязанности. Когда все было готово, оказалось, что среди богов нет Савитри. Разгневанный Брахма послал за ней жреца, но Савитри ответила, что еще не готова.
Тогда Брахма приказал Индре немедленно отыскать ему жену. Индра отправился на поиски и вскоре встретил юную и прекрасную пастушку Гаятри и привел ее в собрание богов. Брахма сказал, что берет ее в супруги и она станет теперь опорой благочестия на небе и земле. Небожители согласились с этим решением, и жрецы подготовили Гаятри для участия в обряде. Но тут появилась Савитри и увидела на своем месте другую женщину в уборе невесты. Богиня разгневалась и предсказала всем беды:
Брахме — что люди не будут почитать его как прежсде, Индре — что враг отнимет у него власть, Вишну — что в одной из его земных жизней у него будет похищена любимая жена, небесным жрецам — что: ни с этих пор будут совершать обряды из корысти.
Негодующая Савитри ушла. Но за удрученных богов вступилась кроткая Гаятри. Она смягчила проклятия разгневанной богини, сказав, что прославляющие Брахму будут благословенными, что унижение Индры будет недолгим, что Вишну вернет себе любимую жену и что корыстолюбием будут отличаться только земные жрецы. После этого боги завершили обряд и Брахма послал Вишну за своей женой. Гордая Савитри не хотела их слушать, но потом вернулась в собрание богов. Обрадованный Брахма передал в ее руки судьбу Гаятри. Видя смирение пастушки, Савитри смягчила свой гнев и предложила ей стать второй Савитри, если она во всем будет ей повиноваться. Так у Брахмы появилась вторая жена
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Сарама

Сарама - в индийской мифологии прародительница всех диких животных, мать демонических псов, охраняющих вход в преисподию.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Сома

В ведийской традиции Сома представляется очень любопытным божеством. Он одновременно и бог, и дождь, и божественный напиток, приготовляемый из стеблей некоего растения. Этот напиток как и в Персии пили с молоком. Он возбуждал и опьянял. (Сома - это еще и санскритское название луны) Сома так же является богом и властителем луны, планет и звезд. Он стоит над жрецами, растениями, животными и благочестивыми обетами. Женами Сомы были дочери Дакши двадцать семь созвездий, а самой прекрасной и любимой из них была Рохини.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Ушаc

Ушас - розовая девушка Ушас или Урас (др.-инд. Usas, ср. usas, «ут-ренний свет»)- в ведийской традиции - очаровательная богиня зари (исследователи проводят аналогию с римской\греческой богиней Авророй - Эос, так как корни УШ и УР означают гореть) Ушас - розовая девушка, она каждое утро спешит на свидание, показывая всему свету свою обнаженную красоту.
Ушас посвящено 20 гимнов «Ригведы». Она изображается в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий наряд- Ушас показывает себя всей вселенной, обнажает грудь, украшает себя, как танцовщица- её называют сияющей, блестящей, яркой, золотистой, одетой в свет, красующейся и т. д. Ушас выезжает перед восходом солнца на ослепительной колеснице, запряжённой алыми конями или быками, открывает небесные врата (врата тьмы), наполняет вселенную светом, освещает дороги, сокровища, пробуждает всех, приносит богатство, дары, коров, коней, детей (в частности, сыновей), жизнь, славу, даёт убежище и защиту. Руководство Ушас певцами подчёркивается особо: она дарует мастерство, наставляет, вдохновляет певца. Ушас производит на свет солнце (VII 78, 3), готовит ему путь, приводит его- появляется с лучами солнца, состязается с Суръей, приходит к нему, выходит из сестры-ночи сменяя её. Ушас прокладывает путь и людям: она приготавливает дороги, осматривает их, освещает. Сама Ушас живёт в твердыне на горе. Она — дочь неба, но в то же время рождена Сурьей, и она же является его женой (VII 75, 5). Вместе с тем Ушас — мать Ашвинов, богов , коров и даже мать сложения гимнов- она — сестра ночи и богов, в частности Адитъев, любовница своего отца, Сурьи, Солнца, видимо, Путана - особенное значение придаётся инцестуозным отношениям с отцом-небом. Наиболее тесны связи Ушас с солярными божествами (Сурья, Савитар, Ашвины, Агни и т. п.). Она — «наиболее подобная Индре» , и вместе с тем именно с Индрой возникает у неё конфликт: опьянённый сомой, Индра разбивает ваджрой колесницу Ушас, но она сама успевает скрыться. В «Айтарейе-брахмане» Шунахшепа возносит мольбы к Ушас, и она освобождает его от пут. Вне «Ригведы» она появляется очень редко и вскоре в послеведийскую эпоху полностью исчезает, хотя её весьма косвенные следы видят в образе Уши (ср. эпизод об Уше и Анируддхе в «Хариванше» и в «Катха-саритсагаре»). Архаичность образа Ушас несомненна- её сравнивали с ипостасями женских божеств типа Великой матери, засвидетельствованных в текстах и в изобразительном искусстве, в частности в Индии времён Мохенджо-Даро.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Шачи

Шачи - в древнеиндийской мифологии прекраснейшая богиня, жена Индры, повелительница небесного царства. Нередко ее сравнивают с греческой Герой.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу