Divider

БОГОРОДИЦА НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ

чародей

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:2.518
Реакции:0
Баллы:36
Возраст:44
Адрес: Россия
Белорусская икона первой половины 17 века 'Богоматерь с Младенцем", в которой Христос также держит цветок, отмечена еще одной важной деталью, которая станет характерной для иконографии "Неувядаемого Цвета", — на головах Богоматери и Христа изображены царские венцы.

ef8d4f035b66.jpg
 

чародей

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:2.518
Реакции:0
Баллы:36
Возраст:44
Адрес: Россия
Иконы "Богоматерь Неувядаемый Цвет" разнообразны, порой совершенно несхожи между собой, как, впрочем, и некоторые другие иконографии позднего происхождения. В них есть одна обязательная деталь — цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Иногда на этих иконах есть пространные надписи. Чаще всего Мария и Младенец на иконах "Богоматерь Неувядаемый Цвет" облачены в царские одежды. Мария может быть представлена как по пояс, так и восседающей на престоле, окруженной прообразовательными символами или без них. Это указывает на разнородность иконографических источников икон. Немногие греческие, болгарские и русские сохранившиеся иконы Богоматери "Неувядаемый Цвет" являют собой по крайней мере три основных типа, каждый из которых имеет, в свою очередь, несколько изводов.
Возникновению данного образа предшествовали отдельные православные иконы Богоматери, в которых или Христос, или Богоматерь держат в руках цветок. Наиболее ранний образец такого рода — это икона св. Анны с Марией-ребенком, у Которой в руке белый цветок, явно символизирующий Христа (Музей Бенаки, Афины,15 в.). Известна икона Богоматери с Младенцем с цветком (Государственный исторический музей, 16 в.)
 

чародей

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:2.518
Реакции:0
Баллы:36
Возраст:44
Адрес: Россия
На появление этих деталей, не характерных для православной иконописи, повлияла западная иконография, издавна обильно использующая различные атрибуты и символы, в частности, цветы и царские венцы. Освятила употребление цветов православная гимнографическая традиция, в которой уподобляются "Неувядаемому Цвету" и Христос, и Богоматерь. Что касается царских венцов, то на голове Марии венец изображался практически только в иконах "Царь Царем" или "Предста Царица", возникших в конце 14 — начале 15 века, тогда как для западной иконописи это вполне традиционный и распространенный атрибут уже с 13 века.
Важную роль в формировании "Неувядаемого Цвета" сыграла иконография "Похвалы Богоматери", появившаяся в конце 14 века, в которой пророки, воздавая хвалу восседающей на престоле Марии, протягивают Ей свитки с текстами своих пророчеств, при этом рядом с каждым из них изображены прообразовательные символы Марии: закрытые врата, скрижали Завета, лествица, цветущий жезл, руно, горящая купина, ковчег, клещи, звезда и гора". Нередко образ "Похвалы Богоматери" помещался в среднике иконы и окружался клеймами, иллюстрирующими Акафист Богородице. В украинских изданиях Постной Триоди 17 века служба Акафисту сопровождалась гравюрой "Похвала Богоматери", в которой вокруг образа Богоматери типа "Умиление" изображались пророки со свитками и символами (Постная Триодь. Львов). В греческой иконописи 18 века известны образы Богоматери с Младенцем на престоле, в которых Богоматерь держит в руке процветший жезл, на головах у Марии и Христа венцы, а вокруг — пророки с текстами пророчеств на свитках. Это "Похвала Богоматери" с отдельными чертами, характерными уже для "Неувядаемого Цвета". Таким образом, темы "Акафист Богородице" и "Похвала" переплетаются в иконах и в результате создаются новые варианты традиционных иконографий. В афонской гравюре и поздней болгарской иконе встречается сочетание композиции "Богоматерь Неувядаемый Цвет" в среднике и сцен Акафиста Богородице вокруг него, что отражает особое литургическое назначение этих икон, отмеченное Д. Палласом.
 

чародей

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:2.518
Реакции:0
Баллы:36
Возраст:44
Адрес: Россия
У древнейших икон Богоматери "Неувядаемый Цвет" одна иконографическая программа, которая наиболее отчетливо, пожалуй, выражена в иконе из голутвинской церкви. Радость, торжество, звучащие в каждой строке "Канона благодарного", как бы рождают преизбыточную красоту иконы, в которой пламенеет киноварь и мерцает золото, тончайшая орнаментика сочетается с пышными цветами, драгоценные расшитые золотом драпировки — с богато украшенными палатами. Многочисленные преобразовательные символы вокруг Марии с Младенцем и детали композиции имеют непосредственным источником "Канон" Иосифа Песнописца. Чуть ли не каждый символ "Канона" находит себе точное соответствие в этой иконе. Марию с Младенцем окружают звезда, книга, луна, подсвечник, кадило, небесный сегмент с изображением Рая. Младенец Христос представлен стоящим на престоле, в некоторых иконах накрытом покровом с Голгофским крестом. Престол составляет единое композиционное целое с коленями Марии, что дает буквальную иллюстрацию к словам "Канона" Иосифа Песнописца, в которых Богоматерь именуется "Престолом Огненным Вседержителя", "Одушевленной Трапезой". Чертоги, изображенные по сторонам от Марии и Христа,— у Иосифа Песнописца это "Палата всех Царя", "пространное Селение Слова",— напоминают о традиционном понимании Марии как Дома Премудрости Божией.
Обильные цветы, стоящие в вазонах и "прорастающие" из увенчанного крестом жезла, иллюстрируют несколько хайретизмов "Канона", ставших основной темой этой иконографии:
"Радуйся, Сладкоуханный Крине Владычице..." и "Цвете Неувядаемый, радуйся, едина прозябшая Яблоко Благовонное...". Процветший жезл — это символ Марии, от Которой "прозябе нам Красный цвет Христос Бог".
Иконописцы, создавая образ Богоматери "Неувядаемый Цвет", обращались помимо "Канона" и к текстам Священного Писания, к творениям отцов церкви, ко всему корпусу традиционных литературных сочинений. В Песни песней, источнике вдохновения гимнографов Средневековья, в соответствии с толкованиями святых Отцов, к Марии относятся пророческие слова о "Звезде, являющей Солнце", "живом Запечатанном Источнике", "Вертограде Заключенном". Вазоны с цветами, процветший жезл — это своего рода знаки Рая, "Вертограда". Полисемантический образ "вертограда", популярный в христианской литературе и поэзии, в данном случае выступает в своем устойчивом значении атрибута Богородицы, Которая "на земли была... Вертоградом ради ненарушенного девства" (Антоний Радивиловский).
Вероятно, на сложение иконографии оказали воздействие и "Слова" на Рождество Богоматери Иоанна Дамаскина и Андрея Критского. Так, на иконе из голутвинской церкви Богоматерь и Спаситель изображены в царских облачениях, обильно украшенных золотом. В "Слове на Рождество Богоматери" Иоанн Дамаскин воспевает Богоматерь, "облеченную благолепием добродетелей, как златоткаными одеждами". Златотканые одежды Марии ("в ризах позлащенных одеянна, преиспещренна", Пс. 44) и Младенца, расположение Марии одесную от Спасителя со склоненной к Божественному Сыну головой ("приклони ухо Твое") рождают явные аллюзии с древней иконографией "Предста Царица".
На двух болгарских и одной афонской иконах, которые принадлежат тому же иконографическому типу, Богоматерь как бы поддерживается облаком. Образ облака, который был связан в новозаветной традиции с Марией: "Тя Облак легок древле зрит просвещаем Духом Пророк Исайя, на Нем же седе славы Господь",— вспоминает и Андрей Критский в его "Слове на Рождество Богоматери".
 

чародей

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:2.518
Реакции:0
Баллы:36
Возраст:44
Адрес: Россия
Иконографическая программа "Неувядаемого Цвета" находит параллели и в современных ей литературных произведениях. В "Слове на Рождество Богородицы" святитель Димитрий Ростовский со свойственной ему ясностью, логикой, образностью раскрывает значение Богоматери в домостроительстве Божием. Он говорит о Ее предызбранности и чистоте, Ее физической красоте и духовном совершенстве, Ее царственном происхождении. В "Слове" митрополита Ростовского хвала Марии строится вокруг образа "Палаты славы Царя Небесного", Пресвятой Девы как "Нерукотворного храма". Почему возникла необходимость "уготовления места селения", "каким строителем был создан храм", из каких "веществ", на каком месте "была устроена сия Одушевленная палата", "какова красота той Мысленной палаты" — эти вопросы задает автор похвального "Слова" и отвечает на них, используя Писание, творения отцов Церкви и, безусловно, "Канон благодарный" Иосифа Песнописца. Мария, Одушевленный храм Премудрости, была рождена в месте, называемом Назарет. Святитель Димитрий трактует названия городов Вифлеем (дом хлеба) и Назарет (отрасль, ветвь, кустарник, огражденное сокровенное место), сравнивает их. Если Вифлеем тайно прообразовал то, что Христос "есть Хлеб, сшедший с неба", то Назарет — "цветущее, огражденное, увенчанное и сокровенное место": "и все сие ясно предызображает Пресвятую Деву". Сад живоносный, Вертоград заключенный, Плодоносная земля, взрастившая Хлеб небесный, — это традиционные уподобления Марии, проходящие через многие сочинения. Она сравнивается с колосом, дающим живоносный хлеб человечеству. В соответствии с этим в руках у Марии в иконах "Богоматерь Неувядаемый Цвет" нередко изображался колос. И далее святитель пишет, вторя прославленному гимнографу древности: "Она есть Цвет, прозябший от неплодной и застарелой утробы сухого дерева, Цвет Неувядаемый, присноцветущий девством, Цвет Благоухающий, родящий благоухание Единого Царя,— Цвет, приносящий плод — Христа Бога Господа, единственное Яблоко Благовонное" .
Отдельная тема у Димитрия Ростовского — Дева — Престол херувимский. "Дева Богородица есть Херувим, ибо в Ней Христос почил телом Своим, и на пречистых руках Ея Бог воссел, как на престоле: Дева стала Престолом херувимским".
Этот аспект, издавна понятный и соотносимый с любой иконой Марии с Младенцем, теперь получает, как уже отмечалось, буквальную интерпретацию.
 

Svetlana.Vendina

Well-Known Member
Регистрация:5 Июл 2013
Сообщения:1.960
Реакции:0
Баллы:0
Возраст:54
Веб-сайт:vk.com
Благодарю Вас уважаемый Чародей за доступное описание иконы БОГОРОДИЦА НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ , полезно почитать и расширить свое познание .
Благодарю что Вы дали нам эту информацию.
 

Prototype

Well-Known Member
Регистрация:14 Янв 2014
Сообщения:2.021
Реакции:1
Баллы:36
Благодарю Вас уважаемый Чародей, за интересную статью и описание иконы БОГОРОДИЦА НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ.
С уважением!!!
 

katerina1963

Well-Known Member
Регистрация:7 Дек 2016
Сообщения:562
Реакции:0
Баллы:16
Адрес: тамбов
Благодарю уважаемый Чародей ...у меня есть такая икона давно уже ,очень хотелось бы знать ритуалы с этой иконой .
 

Ника Черная

Well-Known Member
Регистрация:25 Янв 2015
Сообщения:2.117
Реакции:1
Баллы:0
Благодарю Вас, уважаемый Чародей, за интересную информацию!
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу