Zervan
Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:57
Реакции:1
Баллы:0
Братья-священники: Манушчихр и Затспрам
В девятом веке - религиозной жизнью и помыслами зороастрийского общества управляли два брата, оба первосвященники. Один – Манушчихр, Первосвященник Шираза и Кирмана, другой – Затспрам, первосвященник Сиркана. Оба брата оставили после себя трактаты об основных принципах зороастризма, как видно в «Посланиях» Манушчихра, которые недвусмысленно направлены против нововведений брата в священные обряды- он (Манушчихр) относился к брату (Затспараму) не намного лучше, чем к манихею. «Ты должен знать», - пишет Манушчихр своему брату, - «что, если бы тебе довелось выступать на собрании Тугазгазов, тебе бы противоречили немногие». Тугазгазы были не только тюркским народом, что было очень плохо, но также они были манихеями, что намного хуже. Это было серьезным обвинением и из личных писаний Затспарама видно, что оно небезосновательно. Затспрам был в какой-то степени зурванитом, по крайней мере, признавал Зурвана, который для него был олицетворением Бесконечного Времени, первоисточником, независимым от Ормазда и аХримана и, отчасти, арбитром между ними. Он был последним сторонником некогда мощной ереси, однако эта ересь уже менее выразительна, по сравнению с оригиналом, т.к. Затспрам не осмеливался больше утверждать, что Ормазд и аХриман произошли от Бесконечного Времени, которое само по себе предвечно6.
[6 Ну где он такой только нерадивый взялся на головы европейских мудрецов! Самое удивительное, что тех, кто утверждает о единстве причин, мы среди зороастрийцев пока не обнаружили! Будем искать...]
Если Затспрама можно считать последним из числа Зурванитов, то Манушчихр представляется как само воплощение Ортодоксальности, и его основную работу Дадестан-и дин, «Постановления Веры» можно рассматривать как официальную формулировку ортодоксии. В равной степени ортодоксальным в дуалистическом смысле является 'Шканд-гуманиг визар' «Разъяснения развеивающие сомнения», написанный Мардан-Фаррухом, который тоже жил в девятом веке. Это чрезвычайно интересная Зороастрийская книга, поскольку она преподносит философское оправдание Зороастрийского дуализма в более или менее согласованной форме, более того она содержит подробную критику монотеистических вероучений, ислама, иудаизма, христианства, и в то же время нападки на соперника зороастрийского дуализма – манихейство.
Из оставшихся пехлевийских книг, мы остановимся только на т.н. Бундахишне. Бундахишн означает «Сотворение» и это, безусловно, один из основных вопросов, которые раскрывает книга. Однако, кроме этого, она несколько необычно рассматривает большое количество тем, начиная с нападений аХримана на благие творения и воскресение из мертвых с одной стороны, заканчивая обсуждением природы растений, животных, т.п., с другой стороны.
В девятом веке - религиозной жизнью и помыслами зороастрийского общества управляли два брата, оба первосвященники. Один – Манушчихр, Первосвященник Шираза и Кирмана, другой – Затспрам, первосвященник Сиркана. Оба брата оставили после себя трактаты об основных принципах зороастризма, как видно в «Посланиях» Манушчихра, которые недвусмысленно направлены против нововведений брата в священные обряды- он (Манушчихр) относился к брату (Затспараму) не намного лучше, чем к манихею. «Ты должен знать», - пишет Манушчихр своему брату, - «что, если бы тебе довелось выступать на собрании Тугазгазов, тебе бы противоречили немногие». Тугазгазы были не только тюркским народом, что было очень плохо, но также они были манихеями, что намного хуже. Это было серьезным обвинением и из личных писаний Затспарама видно, что оно небезосновательно. Затспрам был в какой-то степени зурванитом, по крайней мере, признавал Зурвана, который для него был олицетворением Бесконечного Времени, первоисточником, независимым от Ормазда и аХримана и, отчасти, арбитром между ними. Он был последним сторонником некогда мощной ереси, однако эта ересь уже менее выразительна, по сравнению с оригиналом, т.к. Затспрам не осмеливался больше утверждать, что Ормазд и аХриман произошли от Бесконечного Времени, которое само по себе предвечно6.
[6 Ну где он такой только нерадивый взялся на головы европейских мудрецов! Самое удивительное, что тех, кто утверждает о единстве причин, мы среди зороастрийцев пока не обнаружили! Будем искать...]
Если Затспрама можно считать последним из числа Зурванитов, то Манушчихр представляется как само воплощение Ортодоксальности, и его основную работу Дадестан-и дин, «Постановления Веры» можно рассматривать как официальную формулировку ортодоксии. В равной степени ортодоксальным в дуалистическом смысле является 'Шканд-гуманиг визар' «Разъяснения развеивающие сомнения», написанный Мардан-Фаррухом, который тоже жил в девятом веке. Это чрезвычайно интересная Зороастрийская книга, поскольку она преподносит философское оправдание Зороастрийского дуализма в более или менее согласованной форме, более того она содержит подробную критику монотеистических вероучений, ислама, иудаизма, христианства, и в то же время нападки на соперника зороастрийского дуализма – манихейство.
Из оставшихся пехлевийских книг, мы остановимся только на т.н. Бундахишне. Бундахишн означает «Сотворение» и это, безусловно, один из основных вопросов, которые раскрывает книга. Однако, кроме этого, она несколько необычно рассматривает большое количество тем, начиная с нападений аХримана на благие творения и воскресение из мертвых с одной стороны, заканчивая обсуждением природы растений, животных, т.п., с другой стороны.