С ПРОСТОРОВ..
ХОТЕЛОСЬ БЫ УСЛЫШАТЬ ВАШЕ МНЕНИЕ .
Речь пойдет об одном стереотипе, связанном с одним изначалием некоторых заговоров - "Не во имя, не Отца, не Сына и не Духа Святаго. Не аминь."
Обычно, прочитав такое начало заговора, морщишся и на текст и на ритуал.
Почему?
Потому, что возникает стереотип - вышеуказанное начало заговора одна из визитных карточек "школы Белоконя".
Так и я думал до недавнего. Так как нигде, кроме как в широкоизвестных заговорах-новоделах Белоконя, такого начала не встречал.
Ну как говориться - "Если такого не видели, это не значит, что такого не существует".
Люблю иногда порыться на различных этнографических, букинистических, антикварных и археологических сайтах.
Найти на них можно много интересного и полезного для дела.
Например - ...............................
Не во имя, не Отца, не Сына и не Духа Святаго. Не аминь.
Встану я, раба Божія (имя рекъ), не благословясь, пойду, не перекрестясь, изъ дверей не въ двери, изъ воротъ не въ ворота, сквозь дыру огородную. Выйду я не въ чистое поле, не въ подвосточную сторону, посмотрю въ подзакатную сторону. Подъ той ли подзакатной стороной течетъ смородяная р?ка- по той ли смородяной р?к? плыветъ смердячій челнъ, въ смердячемъ челн? сидитъ Немалъ-челов?къ — чертова рожа, зм?иная кожа, сычьи глаза, волчья пасть, медв?жій взглядъ, образъ зв?риный, а вздохъ зм?иный. И какъ этотъ Немалъ-челов?къ страшенъ и ужастенъ, горекъ и приторенъ, — такъ же бы казался и страшенъ, и ужастенъ, и горекъ, и приторенъ рабъ Божій (имя рекъ) раб? Божіей (имя рекъ) днемъ и ночью, утромъ и вечеромъ, въ полдень и заполдень, въ полночь и заполночь, на ветхомъ м?сяц? и на молодик?, и на перекро?- во всякое время и безвремя?нье! Какъ бы зв?рь рыскучій въ темномъ л?с?, какъ зм?й ползучій въ чистомъ пол?. Не могъ бы рабъ Божій (имя рекъ) съ рабой Божіей (имя рекъ) ни думы подумать, ни мысли помыслить, ни взглядъ взглянуть, ни бес?ды побес?довать. Дрались бы и цапа?лись, и въ глаза кидались, въ кровь царапались и навстр?чу бы не встр?чались, и на ум? другъ друга не держали всегда, нын? и присно, и вов?ки в?ковъ. Аминь, аминь, аминь!.
Посл? этого заговора взять сучекъ двойняшку, разломить надвое, одну часть сожечь, а другую закопать въ землю, съ приговоромъ.
В анотации к заговору сказано:
"Отговорить девку от парня («Не во имя, не Отца, не Сына и не Духа Святого...»): [Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. Вып. II. № 73] // Живая старина: Периодическое издание отделения Этнографии Имп. Русского Географического Общества. — СПб.: Тип. Мин-ва Путей Сообщения (Т-ва И. Н. Кушнерев и К°), 1908. — Год XVI. — Вып. I. — Отд. II. — С. 73.
Что это? Очередной новодел?
Но вряд ли господин Белоконь и еже с ним проживали в 1908 году и уже в то время издавали свою "чернокнижную" продукцию.
И вряд ли тогда можно было вообще говорить о "новоделах" в заговорной традиции. Священники, монахи и народ - этим не страдали. Мастерам было не до этого. А собранных этнографами того времени заговоров было вполне достаточно для удовлетворения любопытства той невеликой по количеству публики, которая интересовалась всяким таким.
Понятно, что "случайно" обнаружился один из источников плагиата г-на Белоконя. Интересно другое.
Если заговоры с таким началом (типа "Не аминь") действительно существовали и применялись до революции 1917 г., то почему в начале стоит - "Не аминь"?
С "не воимя Отца и тд" и "из двери не в двери" - понятно и логично связано с путешествием Алисы в "огородную дыру".
Но почему в начале "не аминь" (т.е. "да не будет так" или "не истинно" в отношении "не воимя отца" - аннигилируют друг друга), все-таки не понятно...
P.S.: Правда, иногда, ну чтобы отстали, мастера любили всунуть этнографу придуманное барахло или "недосказ" - вместо самого "завалящегося" но настоящего полноценного заговора/ритуала...
№ 73. Отговорить д?вку отъ парня.
Не во имя, не Отца, не Сына и не Духа Святаго. Не аминь.
Встану я, раба Божія (имя рекъ), не благословясь, пойду, не перекрестясь, изъ дверей не въ двери, изъ воротъ не въ ворота, сквозь дыру огородную. Выйду я не въ чистое поле, не въ подвосточную сторону, посмотрю въ подзакатную сторону. Подъ той ли подзакатной стороной течетъ смородяная1) р?ка- по той ли смородяной р?к? плыветъ смердячій челнъ, въ смердячемъ челн? сидитъ Немалъ-челов?къ — чертова рожа, зм?иная кожа, сычьи глаза, волчья пасть, медв?жій взглядъ, образъ зв?риный, а вздохъ зм?иный. И какъ этотъ Немалъ-челов?къ страшенъ и ужастенъ, горекъ и приторенъ, — такъ же бы казался и страшенъ, и ужастенъ, и горекъ, и приторенъ рабъ Божій (имя рекъ) раб? Божіей (имя рекъ) днемъ и ночью, утромъ и вечеромъ, въ полдень и заполдень, въ полночь и заполночь, на ветхомъ м?сяц? и на молодик?, и на перекро?- во всякое время и безвремя?нье! Какъ бы зв?рь рыскучій въ темномъ л?с?, какъ зм?й ползучій въ чистомъ пол?. Не могъ бы рабъ Божій (имя рекъ) съ рабой Божіей (имя рекъ) ни думы подумать, ни мысли помыслить, ни взглядъ взглянуть, ни бес?ды побес?довать. Дрались бы и цапа?лись, и въ глаза кидались, въ кровь царапались и навстр?чу бы не встр?чались, и на ум? другъ друга не держали всегда, нын? и присно, и вов?ки в?ковъ. Аминь, аминь, аминь! (207).
Посл? этого заговора взять сучекъ двойняшку, разломить надвое, одну часть сожечь, а другую закопать въ землю, съ приговоромъ:
Или вот например, "грамоты бесовские на всяку потребу" из виртуальной "тетради Евдокии".
Читаем "новоселовщину" -
"...Грамоты ко бесам на мнози потребы. Велико еси число сих грамот, еси седмь да по десяти на обиходну потребу. Тридесять срединных на извод целовецев. Пятидесят на веку волю править еси. Да ныне-то пишу которы вем, а и еси велика приказна грамота..." и так далее.
Мнений разных много. Кто говорит - "новодел". Кто говорит - "староруское". Кто говорит - перевранное и/или неполное. А кто - просто морщится.
И действительно, напечатать можно что угодно и как угодно на древлеправославном языке, - представьте как говориться вещественные доказательства.
И начинают представлять... - сканы страниц из школьных тетрадок с текстом, написанным шариковой ручкой...
Как пел известный персонаж из фильма "Буратино" - "На дурака не нужен нож..."!
Но бывает, поиск преподносит интересные казусы - http://photo.online.ua/charodiy/495067/sizes/.
"Бесей (?!?)стию, грамоты ко бесинам на всяку черну потребу. Велико число грамот сих, еси седми да по десяти на обиходну потребу. Тридесять на извод человек..."
Дальше я закрыл черным и вообще обрезал страницу, так как текст начинает значительно отличаться от текста Новоселова.
Спрос рождает предложения и дельцы этим умело пользуются, выкупая часть знаний (а скорее всего - только названия ритуалов/заговоров и того, что они успели запомнить из них при просмотре бумаг мастеров) у родственников бывших мастеров.