Rustam
Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:765
Реакции:16
Баллы:0
Дев — др.-инд. devб — «бог», собств. «небесный» < div- — «сиять»
В древнеиндийской мифологии класс богов- обычно говорят о 33 богах (хотя в текстах есть упоминания о 333, 3306, 3339 богах), распределяемых по трём космическим сферам:
небесные — Дьяус, Варуна, Митра и др. адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины-
атмосферные (воздушное пространство) — Индра, маруты, Ваю, Вата, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, Парджанья, Апас-
земные — Притхиви, Агни, Сома, Брихаспати, Сарасвати и др.
Иногда класс богов членят на группы: васу — 8, рудры — 11, адитьи — 12, противопоставленные по тому же принципу, и к ним добавляют ещё божества (Ашвинов, Дьяуса, Притхиви, Индру, Праджапати — в разных сочетаниях). В умозрительных системах упанишад эти три группы получают новые интерпретации, цель которых — установление соответствий между составом пантеона и элементами архаичных космологических схем (включая сюда и структуру микромира). Так, в «Брихадараньяка-упанишаде»[1]:
васу — огонь, земля, ветер, воздушное пространство, солнце, небо, луна, звёзды-
рудры — 10 органов жизнедеятельности и мировой дух Атман-
адитьи — 12 месяцев года.
Особый вид объединения богов уже в «Ригведе» — Вишведева, то есть «все-боги» — весь пантеон с некоторыми расширениями, — представляемые как единое целое. Иногда конкретные характеристики богов, составляющих «все-боги», оказываются в более или менее случайном распределении. В класс богов входят также персонифицированные абстрактные понятия, которые, видимо, могли относительно свободно включаться в древнеиндийский пантеон.
Своё особое значение дева (боги) получают в рамках противопоставления асурам, небесным персонажам, обладающим колдовской силой (maya). В ведийский период (особенно в «Ригведе») к асурам относили и ряд дева — адитьев, Индру, Агни и др. Но уже в «Атхарваведе» боги-девы более не назывались асурами (последнее название было закреплено за демонами), но, напротив, иногда именовались сурами (sura-)[2], что даёт основание понимать слово «асуры» как «небоги». Многочисленные мифы актуализируют противопоставление богов (дева) асурам, рисуя постоянные битвы, в которых боги как нечто целое сражаются со всем классом асур.
Понятие дева и его языковая форма являются общими для индоевропейских народов: ср. авест. daeva-, лат. deus (и divus), др.-ирл. dia, др.-герм. teiwa, др.-исл. tivar, прус. deiws, литов. dievas, рус. Див и др.
В древнеиндийской мифологии класс богов- обычно говорят о 33 богах (хотя в текстах есть упоминания о 333, 3306, 3339 богах), распределяемых по трём космическим сферам:
небесные — Дьяус, Варуна, Митра и др. адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины-
атмосферные (воздушное пространство) — Индра, маруты, Ваю, Вата, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, Парджанья, Апас-
земные — Притхиви, Агни, Сома, Брихаспати, Сарасвати и др.
Иногда класс богов членят на группы: васу — 8, рудры — 11, адитьи — 12, противопоставленные по тому же принципу, и к ним добавляют ещё божества (Ашвинов, Дьяуса, Притхиви, Индру, Праджапати — в разных сочетаниях). В умозрительных системах упанишад эти три группы получают новые интерпретации, цель которых — установление соответствий между составом пантеона и элементами архаичных космологических схем (включая сюда и структуру микромира). Так, в «Брихадараньяка-упанишаде»[1]:
васу — огонь, земля, ветер, воздушное пространство, солнце, небо, луна, звёзды-
рудры — 10 органов жизнедеятельности и мировой дух Атман-
адитьи — 12 месяцев года.
Особый вид объединения богов уже в «Ригведе» — Вишведева, то есть «все-боги» — весь пантеон с некоторыми расширениями, — представляемые как единое целое. Иногда конкретные характеристики богов, составляющих «все-боги», оказываются в более или менее случайном распределении. В класс богов входят также персонифицированные абстрактные понятия, которые, видимо, могли относительно свободно включаться в древнеиндийский пантеон.
Своё особое значение дева (боги) получают в рамках противопоставления асурам, небесным персонажам, обладающим колдовской силой (maya). В ведийский период (особенно в «Ригведе») к асурам относили и ряд дева — адитьев, Индру, Агни и др. Но уже в «Атхарваведе» боги-девы более не назывались асурами (последнее название было закреплено за демонами), но, напротив, иногда именовались сурами (sura-)[2], что даёт основание понимать слово «асуры» как «небоги». Многочисленные мифы актуализируют противопоставление богов (дева) асурам, рисуя постоянные битвы, в которых боги как нечто целое сражаются со всем классом асур.
Понятие дева и его языковая форма являются общими для индоевропейских народов: ср. авест. daeva-, лат. deus (и divus), др.-ирл. dia, др.-герм. teiwa, др.-исл. tivar, прус. deiws, литов. dievas, рус. Див и др.