IPSISSIMUS
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.263
Реакции:1.396
Баллы:113
НАМЧУВАНГДАН (тибетск. = “Десять могущественных форм” или “Сила в десяти формах”), священная монограмма, принятая в непальском буддизме (см. Илл. 36). (Сравн. МАНДАЛА.)
“«Намчувангдан» — один из самых сильных ламаистских талисманов, поэтому он почитается наряду со знаменитой шестислоговой мантрой «Ом-мани-падме-хум» («О сокровище на лотосе») и встречается бессчетное количество раз на книгах, крышках ларцов, сундуков и коробочек для амулетов, на флагах, украшающих ступы, на молитвенных мельницах, на воротах храмов (его изображение найдено на развалинах знаменитого буддийского университета IV—VII веков в Наланде, в теперешнем индийском штате Бихар), и, конечно, на дверях и стенах домов — для защиты крова, имущества и здоровья их обитателей.
Как все эзотерические восточные изображения, эта ламаистская монограмма имеет много смыслов, к которым надо пробиваться как бы вглубь, снимая один слой за другим. Так, посвященные понимают, что охранительная функция — это лишь самое поверхностное «массовое» значение «Намчувангдана». Другой глубинный смысл — соотношение Мира и человека, макрокосма и микрокосма.
Очертания «Намчувангдана» состоят из санскритских знаков-слогов «ХА, КША, МА, ЛА, ВА, РА, Я », причудливо сплетенных в единое целое- над ними расположены стилизованные изображения: пламя мудрости, диск солнца и серп луны. Каждый из знаков имеет два сокровенных смысла — космический и человеческий (то есть части человеческого тела соотносятся с определенными элементами буддийского макрокосма). Но и это не всё: цвета, в которые они окрашены, имеют символический смысл.
Вот как интерпретируются знаки, составляющие «Намчувангдан», в книге «Мудрость и Врата. Буддийские легенды», изданной в 1978 году на немецком языке в Лейпциге-Веймаре. Нумерация сверху вниз по приводимой здесь схеме:
Илл. 36. Монограмма Намчувангдан. № Символ Санскритский аналог Фонема [лат./русск.]
1. — —
2. — —
3. — —
4. ha / ха
5. kha / кха
6. ma / ма
7. la / ла
8. va / ва
9. ra / ра
10. ya / йа
Табл. 5. СимволикаНамчувангдана.
1. Пламя мудрости. Цвет: зеленый. Смысл: макрокосм — невидимая астрономам планета Раху- макрокосм — центральная артерия.
2. Солнце. Цвет: белый (серебристый). Смысл: макрокосм — солнце- микрокосм — артерия лала.
3. Луна. Цвет: красный. Смысл: макрокосм — луна- микрокосм — артерия раса.
4. ХА. Цвет: голубой. Смысл: макрокосм — бесформенный (без границ) мир- микрокосм — участок макушка головы.
5. КША . Цвет: зеленый. Смысл: макрокосм — ограниченный мир- микрокосм — участок от затылка до лба.
6. МА. Цвет: многоцветный, в котором пять цветов означают: красный — запад, голубой — юг, белый — восток, желтый — север, зеленый — центр. Смысл: макрокосм — мировая гора Меру- микрокосм — позвоночник.
7. ЛА. Цвет: желтый (золотой). Смысл: макрокосм — земля- микрокосм — бедро.
8. ВА. Цвет: белый. Смысл: макрокосм — вода- микрокосм — колено.
9. РА. Цвет: красный. Смысл: макрокосм — огонь- микрокосм — икра ноги.
10. Я. Цвет: черный. Смысл: макрокосм — ветер - микрокосм — подошва ноги.
«Намчувангдан» — не что иное, как запись древним алфавитом ланчжа (или ранджа — основанное на санскритской графике стилизованное письмо, которое использовалось для надписей в непальском буддизме) санскритской мантры «Шри»: несколько ее изображений наложены с некоторым смещением одно на другое. Знак «Шри», символ богатства и преуспеяния, можно видеть в Индии повсюду — в лавках и магазинах, в офисах, на поздравительных открытках и приглашениях на свадьбу. Он изображается также на особых серебряных монетах-медалях, приносимых индуистами на домашние алтари во время праздненства. Невинная хитрость: жертвуемое богам-покровителям серебро остается в доме.”
“«Намчувангдан» — один из самых сильных ламаистских талисманов, поэтому он почитается наряду со знаменитой шестислоговой мантрой «Ом-мани-падме-хум» («О сокровище на лотосе») и встречается бессчетное количество раз на книгах, крышках ларцов, сундуков и коробочек для амулетов, на флагах, украшающих ступы, на молитвенных мельницах, на воротах храмов (его изображение найдено на развалинах знаменитого буддийского университета IV—VII веков в Наланде, в теперешнем индийском штате Бихар), и, конечно, на дверях и стенах домов — для защиты крова, имущества и здоровья их обитателей.
Как все эзотерические восточные изображения, эта ламаистская монограмма имеет много смыслов, к которым надо пробиваться как бы вглубь, снимая один слой за другим. Так, посвященные понимают, что охранительная функция — это лишь самое поверхностное «массовое» значение «Намчувангдана». Другой глубинный смысл — соотношение Мира и человека, макрокосма и микрокосма.
Очертания «Намчувангдана» состоят из санскритских знаков-слогов «ХА, КША, МА, ЛА, ВА, РА, Я », причудливо сплетенных в единое целое- над ними расположены стилизованные изображения: пламя мудрости, диск солнца и серп луны. Каждый из знаков имеет два сокровенных смысла — космический и человеческий (то есть части человеческого тела соотносятся с определенными элементами буддийского макрокосма). Но и это не всё: цвета, в которые они окрашены, имеют символический смысл.
Вот как интерпретируются знаки, составляющие «Намчувангдан», в книге «Мудрость и Врата. Буддийские легенды», изданной в 1978 году на немецком языке в Лейпциге-Веймаре. Нумерация сверху вниз по приводимой здесь схеме:
Илл. 36. Монограмма Намчувангдан. № Символ Санскритский аналог Фонема [лат./русск.]
1. — —
2. — —
3. — —
4. ha / ха
5. kha / кха
6. ma / ма
7. la / ла
8. va / ва
9. ra / ра
10. ya / йа
Табл. 5. СимволикаНамчувангдана.
1. Пламя мудрости. Цвет: зеленый. Смысл: макрокосм — невидимая астрономам планета Раху- макрокосм — центральная артерия.
2. Солнце. Цвет: белый (серебристый). Смысл: макрокосм — солнце- микрокосм — артерия лала.
3. Луна. Цвет: красный. Смысл: макрокосм — луна- микрокосм — артерия раса.
4. ХА. Цвет: голубой. Смысл: макрокосм — бесформенный (без границ) мир- микрокосм — участок макушка головы.
5. КША . Цвет: зеленый. Смысл: макрокосм — ограниченный мир- микрокосм — участок от затылка до лба.
6. МА. Цвет: многоцветный, в котором пять цветов означают: красный — запад, голубой — юг, белый — восток, желтый — север, зеленый — центр. Смысл: макрокосм — мировая гора Меру- микрокосм — позвоночник.
7. ЛА. Цвет: желтый (золотой). Смысл: макрокосм — земля- микрокосм — бедро.
8. ВА. Цвет: белый. Смысл: макрокосм — вода- микрокосм — колено.
9. РА. Цвет: красный. Смысл: макрокосм — огонь- микрокосм — икра ноги.
10. Я. Цвет: черный. Смысл: макрокосм — ветер - микрокосм — подошва ноги.
«Намчувангдан» — не что иное, как запись древним алфавитом ланчжа (или ранджа — основанное на санскритской графике стилизованное письмо, которое использовалось для надписей в непальском буддизме) санскритской мантры «Шри»: несколько ее изображений наложены с некоторым смещением одно на другое. Знак «Шри», символ богатства и преуспеяния, можно видеть в Индии повсюду — в лавках и магазинах, в офисах, на поздравительных открытках и приглашениях на свадьбу. Он изображается также на особых серебряных монетах-медалях, приносимых индуистами на домашние алтари во время праздненства. Невинная хитрость: жертвуемое богам-покровителям серебро остается в доме.”