Unagdomed
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.498
Реакции:353
Баллы:83
– Вы предлагаете вместо привычного определения «юлианский календарь» употреблять термин «константинов календарь». Почему?
– Мы называем юлианским календарем или старым стилем счет времени, который до сих пор принят в Русской Православной Церкви и был утвержден на I Вселенском Соборе, созванном императором Константином. Тот вклад, который внес Константин в формирование христианской системы хронологических координат, по своему историческому значению вполне сопоставим с основанием Царьграда. Называть этот календарь юлианским представляется мне крайне неудачным. Юлий Цезарь не имел никакого отношения к Церкви, а созданный им календарь является лишь частью (пусть и важной) календаря, создание которого было инициировано Константином. Поэтому называть календарь Церкви юлианским – примерно то же, что называть автомобиль мотором. Последнее, в свою очередь, сбивает с толку массу людей, мешая разобраться в научных и богословских спорах между сторонниками и противниками перехода на новый стиль (григорианский календарь).
– Некоторые последствия хронологических реформ Константина Великого для нас вполне очевидны…
– Конечно. Именно св. Константин закрепил в общем употреблении тот порядок дней недели, которому мы сейчас следуем. Первым шагом императора стало провозглашение Воскресения официальным государственным праздничным днем в 312 г. А в 325-м он созвал Первый Вселенский Собор, установивший общие для всех христиан правила определения даты празднования Пасхи. Чтобы закрепить ее связь с Воскресением Христовым, она должна была приходиться только на один день недели – воскресный. Кстати, единственным дошедшим до нас историческим документом, фиксирующим постановления Собора, стало послание Константина к епископам, которые по каким-то причинам не могли там присутствовать.
– Каковы, на Ваш взгляд, основные принципы «Константинова календаря»?
– Именно к св. Константину восходят принципы определения смещающегося каждый год празднования Пасхи, от которого зависят остальные даты церковного календаря (пасхалия). В том же 312 г., когда император ввел пасхалию, он декретировал новый отсчет времени по индиктионам продолжительностью в 15 лет. Введение индиктионов должно было вытеснить хронологию «по олимпиадам», представлявшим собой чисто языческие культовые действа.
Таким образом, неделя, индикт и унифицированная пасхалия стали основой для нового календаря. Можно сказать, что Константин интегрировал между собой три потока времени: объективное (космическое) время – солнечный год юлианского календаря- сакральное (литургическое) время – пасхалию, зависящую от фаз луны и наступления весеннего равноденствия- и политическое (имперское) время – 15-летний индиктион, заменивший исчисление по олимпиадам.
Исследователями хронологий древности не раз отмечалось, что календарь, укорененный в религиозной традиции, обладает способностью не только фиксировать прошлое, но и структурировать будущее, которое как известно, начинается в настоящем. Я позволю себе опереться на мнение ученого-хронолога А.Н. Зелинского, считающего, что календарь, учрежденный при Константине, перестал зависеть от времени, и сделал, скорее, время зависимым от него.
Воскресение Христово, к которому был привязан отсчет Пасхалии и Индиктионов, не воспринималось верующими как принадлежность времени, тем более не зависело от точности определения равноденственной точки и правильности лунных фаз. Единожды свершившись на земле Палестины, Воскресение Христа создало в нем некий «разрыв», мост, уходящий в бесконечность. Таким образом, в центре христианского чувства времени, которое утвердил своим календарем Константин, лежит, как это ни парадоксально независимость от временого потока. При этом, как отмечает Зелинский, сам ритм переходящих и непереходящих праздников, как и ритм всего церковного богослужения, «стал за тысячу лет неотъемлемым ритмом многих и многих поколений… христианского мира».
Индиктон – единственный официально закрепленный в доктрине Церкви способ отмечать большие промежутки времени, определенные мини-эпохи, заменившие языческие олимпиады. Кстати, для античных историков отсчет по олимпиадам имел серьезное значение. Имена олимпийских победителей связывали сакральное языческое время с сакральной географией: города, откуда происходили победители, были центрами культа тех или иных богов, что указывало на усиление или ослабление их влияния.
Вероятно, христианские индиктионы для летописцев православной ойкумены (Византии, Болгарии, Руси, Сербии…) имели не меньший священный смысл. Ведь они ставили рядом с событиями не только дату от Сотворения Мира, но и текущий год индиктиона.
– Расскажите подробнее о смысле и значении индиктиона.
– Это очень интересный вопрос. Календарь Константина Великого дает нам примеры того, как система хронологических координат накладывается на границы исторических эпох помимо каких-либо субъективных ожиданий. Константинов календарь имеет период в 532 года, именуемый Великим Индиктионом или Миротворным кругом. Когда Великий Индиктион совершает свой полный цикл, расчетные фазы Луны и дни недели приходятся на те же самые числа месяца. Благодаря этому через каждые 532 года праздник Пасхи выпадает на одну и ту же дату.
Эра календаря Константина Великого («от сотворения мира») устанавливает границы Миротворных кругов на шкале хронологических координат. Начиная с ее принятия в IV веке, прошло три Великих Индиктиона: 344 – 876, 876 – 1408, 1408 – 1940, если вести расчет по «сентябрьской эре», и 345 – 877, 877 – 1409, 1409 – 1941 по «мартовской».
С каждым из этих циклов соотносятся вполне законченные исторические периоды, составившие эпохи в жизни христианских государств и народов.
В период 344 – 876 христианский мир с политическим центром в Константинополе и духовным центром в Риме был единым целым (долгое время один из двух консулов находился в «вечном городе», а другой – в Царьграде) и его границы примерно совпадали с границами Римской ойкумены. К концу этого цикла Римская ойкумена раскололась, и европейский Запад отпал от полноты христианства.
Однако в это же время миссия свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия (866 – 886) дает мощнейший импульс к религиозному просвещению славянских народов Восточной Европы. Так рождается «Второй Рим», Ромейская ойкумена (ойкумена Царьграда), православная цивилизация греков и славян с духовным центром в Константинополе.
Время существования «ойкумены Царьграда» соотносимо с границами следующего Миротворного круга 876 – 1408.
В конце XIV в. – начале XV в. судьбы народов «Второго Рима» решительно меняются. Гибнут Сербское (1389) и Болгарское царства (1396), уния с Ватиканом (1439) предопределяет трагический финал Константинополя (1453). Древняя Русь превращается в Россию и почти на весь следующий Великий Индиктион (1408 – 1940) становится единственной суверенной православной державой, «Третьим Римом». Для католического Запада рубеж нового Великого Индиктиона принес конец «рыцарской эпохи» (1410, битва при Грюнвальде), начало неоязыческого Возрождения и распада консолидированных вокруг папского Рима «духовных провинций» (1410 – казнь Яна Гуса, начало религиозных войн, преддверие Реформации).
Последний по счету Миротворный круг начался в сентябре 1940 года. На его хронологических рубежах – Первая Мировая война, падение монархии в России, Вторая Мировая / Великая Отечественная война. События, произошедшие в начале очередного Великого Индиктиона (1940 – 2472), радикально изменили мир и продолжают менять его до сих пор.
Как видим, границы Великих Индиктионов, которые во все времена интересовали лишь церковных хронологов, наполняются принципиально новым смыслом. Причем обнаружить сам факт наличия закономерности со статистической точки зрения стало возможным лишь в наше время, когда с момента принятия Календаря Константина Великого миновало уже три таких цикла.
– Мы называем юлианским календарем или старым стилем счет времени, который до сих пор принят в Русской Православной Церкви и был утвержден на I Вселенском Соборе, созванном императором Константином. Тот вклад, который внес Константин в формирование христианской системы хронологических координат, по своему историческому значению вполне сопоставим с основанием Царьграда. Называть этот календарь юлианским представляется мне крайне неудачным. Юлий Цезарь не имел никакого отношения к Церкви, а созданный им календарь является лишь частью (пусть и важной) календаря, создание которого было инициировано Константином. Поэтому называть календарь Церкви юлианским – примерно то же, что называть автомобиль мотором. Последнее, в свою очередь, сбивает с толку массу людей, мешая разобраться в научных и богословских спорах между сторонниками и противниками перехода на новый стиль (григорианский календарь).
– Некоторые последствия хронологических реформ Константина Великого для нас вполне очевидны…
– Конечно. Именно св. Константин закрепил в общем употреблении тот порядок дней недели, которому мы сейчас следуем. Первым шагом императора стало провозглашение Воскресения официальным государственным праздничным днем в 312 г. А в 325-м он созвал Первый Вселенский Собор, установивший общие для всех христиан правила определения даты празднования Пасхи. Чтобы закрепить ее связь с Воскресением Христовым, она должна была приходиться только на один день недели – воскресный. Кстати, единственным дошедшим до нас историческим документом, фиксирующим постановления Собора, стало послание Константина к епископам, которые по каким-то причинам не могли там присутствовать.
– Каковы, на Ваш взгляд, основные принципы «Константинова календаря»?
– Именно к св. Константину восходят принципы определения смещающегося каждый год празднования Пасхи, от которого зависят остальные даты церковного календаря (пасхалия). В том же 312 г., когда император ввел пасхалию, он декретировал новый отсчет времени по индиктионам продолжительностью в 15 лет. Введение индиктионов должно было вытеснить хронологию «по олимпиадам», представлявшим собой чисто языческие культовые действа.
Таким образом, неделя, индикт и унифицированная пасхалия стали основой для нового календаря. Можно сказать, что Константин интегрировал между собой три потока времени: объективное (космическое) время – солнечный год юлианского календаря- сакральное (литургическое) время – пасхалию, зависящую от фаз луны и наступления весеннего равноденствия- и политическое (имперское) время – 15-летний индиктион, заменивший исчисление по олимпиадам.
Исследователями хронологий древности не раз отмечалось, что календарь, укорененный в религиозной традиции, обладает способностью не только фиксировать прошлое, но и структурировать будущее, которое как известно, начинается в настоящем. Я позволю себе опереться на мнение ученого-хронолога А.Н. Зелинского, считающего, что календарь, учрежденный при Константине, перестал зависеть от времени, и сделал, скорее, время зависимым от него.
Воскресение Христово, к которому был привязан отсчет Пасхалии и Индиктионов, не воспринималось верующими как принадлежность времени, тем более не зависело от точности определения равноденственной точки и правильности лунных фаз. Единожды свершившись на земле Палестины, Воскресение Христа создало в нем некий «разрыв», мост, уходящий в бесконечность. Таким образом, в центре христианского чувства времени, которое утвердил своим календарем Константин, лежит, как это ни парадоксально независимость от временого потока. При этом, как отмечает Зелинский, сам ритм переходящих и непереходящих праздников, как и ритм всего церковного богослужения, «стал за тысячу лет неотъемлемым ритмом многих и многих поколений… христианского мира».
Индиктон – единственный официально закрепленный в доктрине Церкви способ отмечать большие промежутки времени, определенные мини-эпохи, заменившие языческие олимпиады. Кстати, для античных историков отсчет по олимпиадам имел серьезное значение. Имена олимпийских победителей связывали сакральное языческое время с сакральной географией: города, откуда происходили победители, были центрами культа тех или иных богов, что указывало на усиление или ослабление их влияния.
Вероятно, христианские индиктионы для летописцев православной ойкумены (Византии, Болгарии, Руси, Сербии…) имели не меньший священный смысл. Ведь они ставили рядом с событиями не только дату от Сотворения Мира, но и текущий год индиктиона.
– Расскажите подробнее о смысле и значении индиктиона.
– Это очень интересный вопрос. Календарь Константина Великого дает нам примеры того, как система хронологических координат накладывается на границы исторических эпох помимо каких-либо субъективных ожиданий. Константинов календарь имеет период в 532 года, именуемый Великим Индиктионом или Миротворным кругом. Когда Великий Индиктион совершает свой полный цикл, расчетные фазы Луны и дни недели приходятся на те же самые числа месяца. Благодаря этому через каждые 532 года праздник Пасхи выпадает на одну и ту же дату.
Эра календаря Константина Великого («от сотворения мира») устанавливает границы Миротворных кругов на шкале хронологических координат. Начиная с ее принятия в IV веке, прошло три Великих Индиктиона: 344 – 876, 876 – 1408, 1408 – 1940, если вести расчет по «сентябрьской эре», и 345 – 877, 877 – 1409, 1409 – 1941 по «мартовской».
С каждым из этих циклов соотносятся вполне законченные исторические периоды, составившие эпохи в жизни христианских государств и народов.
В период 344 – 876 христианский мир с политическим центром в Константинополе и духовным центром в Риме был единым целым (долгое время один из двух консулов находился в «вечном городе», а другой – в Царьграде) и его границы примерно совпадали с границами Римской ойкумены. К концу этого цикла Римская ойкумена раскололась, и европейский Запад отпал от полноты христианства.
Однако в это же время миссия свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия (866 – 886) дает мощнейший импульс к религиозному просвещению славянских народов Восточной Европы. Так рождается «Второй Рим», Ромейская ойкумена (ойкумена Царьграда), православная цивилизация греков и славян с духовным центром в Константинополе.
Время существования «ойкумены Царьграда» соотносимо с границами следующего Миротворного круга 876 – 1408.
В конце XIV в. – начале XV в. судьбы народов «Второго Рима» решительно меняются. Гибнут Сербское (1389) и Болгарское царства (1396), уния с Ватиканом (1439) предопределяет трагический финал Константинополя (1453). Древняя Русь превращается в Россию и почти на весь следующий Великий Индиктион (1408 – 1940) становится единственной суверенной православной державой, «Третьим Римом». Для католического Запада рубеж нового Великого Индиктиона принес конец «рыцарской эпохи» (1410, битва при Грюнвальде), начало неоязыческого Возрождения и распада консолидированных вокруг папского Рима «духовных провинций» (1410 – казнь Яна Гуса, начало религиозных войн, преддверие Реформации).
Последний по счету Миротворный круг начался в сентябре 1940 года. На его хронологических рубежах – Первая Мировая война, падение монархии в России, Вторая Мировая / Великая Отечественная война. События, произошедшие в начале очередного Великого Индиктиона (1940 – 2472), радикально изменили мир и продолжают менять его до сих пор.
Как видим, границы Великих Индиктионов, которые во все времена интересовали лишь церковных хронологов, наполняются принципиально новым смыслом. Причем обнаружить сам факт наличия закономерности со статистической точки зрения стало возможным лишь в наше время, когда с момента принятия Календаря Константина Великого миновало уже три таких цикла.