Samir7
Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.463
Реакции:107
Баллы:48
Математическое и экспериментальное естествознание стало возможно, когда была снята принципиальная граница между небесным и земным. Аристотелев запрет применять математику к исследованию природных явлений объясняется тем, что в представлениях, характерных в целом для античной науки, математические законы, т.е. постоянные и точные соотношения, имеют место лишь там, где нет материи, изменчивой и текучей, или по крайней мере где она предстаёт уже почти идеальной - в виде эфира. Считалось, что математика не соответствует миру, некогда возникающего и неизбежно уничтожимого, где не существует чего-либо вечного[13]. Аристотелева физика, хотя и имела конкурентов как в античные времена, так в эпоху зрелой схоластики, оставалась наиболее влиятельной вплоть до Галилея. Движения в ней различались на естественные (совершаемые по наиболее прекрасным круговым траекториям движения небесных тел в эфире, не требующие затрат энергии) и искусственные (которые требовали затрат энергии, и могли на какое-то время переместить тело в несвойственное ему от природы положение, при этом неизбежно порядок в природе постепенно восстанавливался - «огонь» и «воздух» устремлялись к своему «естественному месту» на периферию мироздания, а «земля» и «вода» устремлялись в сторону центра нашей планеты). Наряду с разрушением границы между «надлунным» (с его идеальным эфиром и идеальными движениями) и «подлунным» мирами необходимо также было отказаться целевой аристотелевской причины. Переосмысление этих представлений происходит в поздней схоластике и у мыслителей Возрождения. Схоластическая физика начиная с XIII - XIV вв. ищет действующие причины там, где Аристотель указывал на причины целевые. В новоевропейской физике нет понятия «природы» того или иного тела, объясняющей его свойства. В XVII в. произошло если не отождествление, то максимальное сближение природного и искусственного, преобладающими представлениями о мире стали механистические. Для астрологии и натуральной магии эпохи Возрождения характерны были организмические представления о мире. Несколько ранее в позднем средневековье природа мыслилась как machina mundi - машина мира. Механицист Галилей испытал влияние физических идей схоласта Ж. Буридана. Таким образом, можно проследить влияние догмата о творение мира Богом на становление механистических представлений[14].
Механистическая научная картина мира, остававшаяся парадигмальной для большинства учёных того времени вплоть до утверждения в науке второй половины XIX в. электромагнитных представлений, в отличие от аристотелевской физики, от средневековых и возрожденческих натурфилософских представлений не допускала существования каких-либо внутренних оккультных качеств вещей. Классики новоевропейской науки настаивали в целях познания природы на возможности принципиального отождествления естественного и сконструированного. Если мыслить природу - пример тому отождествление Декартом самосущего и сконструированного - как механизм из мельчайших пружинок и трубок, сотворённых Богом, то чего-либо скрытого, оккультного в природе не существует. Новоевропейская философия и наука в своих исходных постулатах отбрасывала, «выносила за скобки» все природные явления, которые не могли быть истолкованы механистически. XVII век наряду с блестящими научными открытиями: с открытием трёх астрономических законов Кеплером, созданием математической физики Галилеем, математического анализа Лейбницем и Ньютоном, классической механики Ньютоном и т.д. стал веком критики натурфилософских спекуляций и реакции против герметических наук. Известно, что Кеплер, увлечённый пифагорейско-платоновскими правильными многогранниками, идеей гармонии небесных сфер, восходящей к тем же пифагорейцам и платоникам идеей духовного центра, трансформировавшейся у него вслед за Коперником в идею центрального положения Солнца по отношению к Земле и другим планетам, наконец, увлечённый построением гороскопов, в последние годы жизни выступал против увлечения «туманными загадками вещей»[15]. Известно стремление Р. Бойля отделить научную химию от алхимии Парацельса и его последователей. Известно, что П. Бейль разоблачал шарлатанские методы астрологов. Даже Ф. Бэкон - один из последних мыслителей Ренессанса и одновременно один из первых учёных-экспериментаторов стремился отмежеваться от тайных учений и отделить «научную магию» от «ненаучной». Отголоски той же борьбы с духом Ренессанса слышны и у Ньютона, «не измышлявшего гипотез» в смысле натурфилософских доэкспериментальных объяснений природы и изгонявшего «оккультные качества» из науки. Известно, что тот же Ньютон много времени и сил отдал нумерологии, алхимии и богословию[16]. Несомненно, что Ньютон верил в высшие герметические законы природы, но при этом отметал всевозможное шарлатанство и спекуляции на герметических знаниях. XVII век далеко не однозначно отверг герметическое «жёсткое ядро»[17] научно-исследовательских программ. При этом дух критичности (бэконовская критика «идолов», мешающих адекватному познанию природы, картезианское стремление к ясности и отчётливости наших знаний и т.д.) налицо. Конечно, поиск «простых природ» Бэконом ближе к традиционной натурфилософии, чем к научной физике или химии, да и картезианский идеал выводимых из интуитивно ясных первичных истин всё более сложных научных законов далёк от реальной научной практики. Пробабилизм - осознание вероятностного характера экспериментальной науки у учёных XVII столетия парадоксально сочетался с убеждённостью в возможности открытия абсолютных истин[18], не подверженных релятивизму, непрояснённости многих положений, которые были характерны для алхимических, астрологических и магических трактатов. XVII век - век конкуренции, идеологической борьбы за признание европейцами их успешности нескольких познавательных программ: экспериментализма, не сдававшегося без боя герметизма, а также не собиравшейся сдавать свои позиции схоластики, с восходящими к Аристотелю её физическими представлениями.
По очень точной характеристике исследовательницы герметической традиции Ф. А. Йейтс, «ключевое различие между магом и учёным по отношению к миру состоит в том, что первый хочет вобрать мир в себя, а второй хочет противоположного: он мир выносит вовне и обезличивает, то есть его воля направлена в сторону точно обратную той, которая описана в герметических текстах, где на первое место ставится именно отражение мира в душе (mens)»[19]. Но так ли очевиден этот обезличенный мир? Гуссерль, называвший Галилея «зачинателем и завершителем физикалистского понимания природы» и «наиболее выдающимся мыслителем Нового времени»[20] подчёркивал, что итальянский физик не был ещё физиком в современном понимании этого слова. Мысль Галилея не развёртывалась в символике, чуждой наглядности, в отличие от современных математики и представителей математической физики. Нам столь привычно смешение априорной теории и эмпирии, что мы обычно не склонны проводить различие между теми пространственными формами и пространством, о которых говорит геометрия, и пространственными формами и пространством, существующими в действительности, воспринимаемой нами. Мы смешиваем их так, как будто они одно и то же. Однако если геометрию следует понимать как смысловой фундамент точной физики, то необходимо и здесь соблюдать особую точность. Поэтому при объяснении генезиса мысли Галилея необходимо реконструировать не только осознаваемые им самим мотивы. В задачу Гуссерля входило прояснение того, что имплицитно содержится в его образе математики, хотя и осталось скрытым для самого Галилея в силу специфической направленности его интересов: эта неявная смысловая предпосылка, конечно же, должна включаться и в его физику[21]. Подлинная философия требует рефлексии над основаниями наших знаний. Философия вновь и вновь открывает не учтённые ранее предпосылки. Тема данного доклада не предполагает ни анализа эволюции феноменологии Гуссерля, ни оценки принципиальной возможности реализации феноменологического проекта. В контексте темы доклада важно подчеркнуть неочевидность оснований новоевропейского математического и экспериментального естествознания. Гуссерль отмечал, что «математическое естествознание - это чудесная техника, ведущая к выводам такой силы, такой правдоподобности, детальности и точности, о которой прежде нельзя было и помыслить. Это достижение - триумф человеческого духа. Что же касается рациональности его методов и теорий, то она насквозь релятивна. Уже предполагаемое его основание полностью лишено подлинной рациональности. Поскольку наглядный мир, это просто субъективное, упущен тематикой науки, забытым оказывается сам работающий субъект, и учёный не становится темой.»[22]
Наука классическая элиминировавшая человека из научной теории абсолютизировала роль математики и фактически приравнивала человеческий разум божественному[23]. Абсолютная достоверность, достижима в математических науках, именно в них, как это представлялось Галилею и Декарту, человеческий разум, хотя и уступает божественному в количественном знании истин, но не уступает ему по объективной достоверности познания[24]. Человеческий разум ограничен лишь количественно, так человеку, в отличие от Бога, не постичь актуальную бесконечность[25], но в целом никогда прежде человек не имел таких интеллектуальных претензий. Новоевропейский человек вооружённый идеей метода фактически становится на место Бога, он начинает методично исчислять и подчинять себе сущее, а с конца XX века с появлением биотехнологий начинается переделка и покорение человеческого тела[26]. Научный метод не сводится к известным четырём правилам, которые Декарт излагает в Части второй «Рассуждения о методе…»[27] или к двадцати одному правилу «Правил для руководства ума»[28]. Гуссерль отмечал такую характеристику метода экспериментального и математического естествознания как постоянное совершенствование «точности» измерений - метод постоянно сам себя улучшает с помощью изобретения всё новых и всё более искусных средств (например, инструментов). Идея универсальной физики Галилея - это гипотеза, хотя и гипотеза в высшей степени значительная- её проверка осуществляется на протяжении столетий, любая мыслимая проверка этой универсальной гипотезы оказывается бесконечным процессом проверки- суть естествознания - быть бесконечно гипотетическим и бесконечно проверяемым знанием. В бесконечном прогрессе всё более корректных теорий, где отдельные теории называются «естествознанием определённого времени», мы сталкиваемся, по словам Гуссерля, с прогрессом гипотез, с прогрессом выдвижения гипотез и их проверки. Процесс включает в себя непрерывное совершенствование, а для естествознания, взятого в целом, характерно то, что оно всё более и более возвращается к самому себе, к своему «предельному» истинному бытию, что оно даёт всё лучшее и лучшее представление о том, что же такое «истинная природа»[29]. Благодаря Галилею впервые была сформулирована идея природы как рационального, замкнутого физического мира. Вместе с математизацией, вскоре ставшей чем-то само собой разумеющимся, возникло и представление о замкнутой в себе природной каузальности, в которой все события были однозначно и заранее детерминированы[30]. Античная математика признавала конечные задачи, конечное, замкнутое априори. Греки, всё-таки, пошли не настолько далеко, чтобы понять возможность бесконечных задач, которые для нас кажутся чем-то само собой разумеющимся и связаны с пониманием геометрического пространства и геометрии как науки о пространстве. Для нас идеальному пространству принадлежит универсальное, систематическое, единое априори, некая бесконечная и, несмотря на бесконечность внутренне замкнутая, единая, систематически развёртываемая теория, которая, будучи построена на базе аксиоматических понятий и положений, позволяет сконструировать любые мыслимые пространственные фигуры с дедуктивной однозначностью[31]. В греческой физике было понятие места, но не было понятия гомогенного и изотропного пространства. Важнейшей идеей новоевропейской философии стало представление о том, что целостность бесконечно сущего мира - это внутренне рациональная целостность.
Универсальная математика (mathesis universalis) или универсальная наука тождественна тому, что Декарт называл методом. Новоевропейская философия на протяжении нескольких столетий имела смысл всеохватывающей науки, науки о тотальности сущего. Гуссерль в своих поздних работах констатировал кризис европейских наук при их внешнем впечатляющем успехе, выхолащивание смысла математического естествознания при «технизации» и обращал внимание читателей своих работ на жизненный мир как забытый смысловой фундамент естествознания. Подвергавший приблизительно в те же годы критике науку за отсутствие философского осмысления её методов с несколько иных позиций Хайдеггер показал как последовательно развёртывается новоевропейская метафизика от Бэкона и Декарта до Ницше с его нигилизмом и идеей переоценки всех ценностей. Метод в трудах Декарта, как показал Хайдеггер, нужно понимать не только «методологически» как способ изыскания и исследования, но метафизически как путь к сущностному определению истины, обосновываемой исключительно способностью человека. Новоевропейский метод - это не ситуативно упорядоченная последовательность различных шагов рассмотрения, доказательства, изложения и упорядочения познаний и учений по способу схоластической «суммы», имеющей своё правильное и постоянно повторяющееся строение. Метод теперь - это название обеспечивающего, покоряющего подхода к сущему как противостоящему, чтобы удостоверить его как объект для субъекта[32]. Хайдеггер показал, что современная борьба мировоззрений, подменяющих собой свободное философское вопрошание и плановая экономика - всё это звенья раскрытия положений новоевропейской метафизики. Ницшевская воля к власти и современные биотехнологии[33] - это звенья всё той же цепи.
Возможно ли избежать технизации мышления? Позитивная роль математизации естествознания явно преувеличивается. Учебники по истории науки постулируют, что качественный скачёк в развитии той или иной научной дисциплины наступал с момента применения в ней математики. В физике это произошло во времена Ньютона, в химии веком позже во времена Лавуазье. Не подошла ли наука к определённому уровню, когда стал возможен качественный скачёк, связанный с развитием духовного научного познания? Представляется в этой связи, что математическое естествознание останется математическим естествознанием, его авторитету ничто не угрожает[34]. Роль математики в соответствующих дисциплинах при усложнении возможности экспериментальной проверки гипотез, по-видимому, будет только возрастать. И всё-таки представляется, что новая наука, о которой идёт речь в Живой Этике, постепенно становится реальностью нашей жизни. Академик В. П. Казначеев полагает, что наступил новый этап развития науки, связанный с признанием наряду с белково-нуклеиновой формой жизни существования в форме биологических полей. Живая Этика постулирует психическую энергию, которой каждый человек может осознанно распоряжаться, в качестве агента его целерациональных и ценностнорациональных действий и посредника между субъектом и объектом. Учение в качестве эволюционного достижения человечества называет овладение им своей же психической энергией. На мой взгляд, подлинная эпоха Просвещения ещё только начинается. В то время как просветители XVIII в. в своей борьбе с религиями, мифами и суевериями растиражировали механистические представления[35], подлинное Просвещение возвращает на новом витке культуры знания об общекосмических законах эволюционного развития сознания. Во многом, проблема распространения новых знаний - это не проблема преподавателей и учёных, но проблема для государственных чиновников, проблема необходимости реформирования социальных институтов адекватно не только политико-экономическим реалиям своего времени, но общекультурным, даже общекосмическим изменениям. Представляется в этой связи, что в подлинно новой парадигме образования человек должен быть представлен как космопланетарный феномен[36]. Политико-экономический подход по-прежнему господствующий в социогуманитарных науках пригоден разве что для восполнения трудовых ресурсов капиталистического государства.
Исторически расцвет герметических знаний пришёлся в Европе на эпоху Возрождения. Стоическое понятие пневмы - тонкой материи пронизывающей материю плотную сближалось эклектически мыслящими натурфилософами Возрождения с мировой душой неоплатоников, которая также мыслилась как тончайшая материя или даже одушевлённое пространство. В отличие от атомиста Демокрита, согласно которому тела представляют собой вечно твёрдые атомы различных размеров и конфигураций, а весь мировой процесс сводится к слепому, бездушному движению этих атомов в пространстве и случайным, бесцельным столкновениям их, у стоиков сама телесность есть действование: наполнение пространства есть напряжение (?????), отталкивание наружу и притяжение внутрь. Эти процессы не бездушны и не бессмысленны: в основе их лежит симпатия частей мира друг к другу, они разумны и целесообразны. Последовательный пантеизм стоиков близок теософским представлениям «Тайной доктрины» и Блаватской и соответствующим представлениям рериховского наследия. Божественное начало, согласно стоикам, безлично, его нельзя представлять антропоморфно. В традиционных греческих богах персонифицируются различные функции единого Логоса-Зевса, - мыслящей огненной пневмы, которая не имеет определённой формы, но способна превращаться во что угодно. Стоики постулировали бесконечную делимость и полную взаимопроницаемость телесных структур и их качеств. Соответственно душа человека как горячая разумная пневма является частицей космической пневмы, она пронизывает всё тело целиком и полностью подобно тому, как огонь целиком пронизывает раскалённое железо. С механистической научной картиной мира в XVII веке конкурировали организмические представления стоиков. Даже у последовательного редукциониста Декарта, в конечном счёте механистически объяснявшего все явления природы пространственным перемещением частиц материи, обладающих минимальным количеством свойств геометрически-физического характера, - представление об отсутствии в пространстве абсолютной пустоты, представление об относительной незаполненности пространства, позволяющей образование различных сгущений мельчайших частиц материи, являются отголосками учения стоиков. «Божественное чувствилище» или пространство И. Ньютона и С. Кларка - это всё тот же всепроникающий spiritus mundi стоиков и герметиков эпохи Возрождения. Выражение «ньютоно-картезианский механицизм» появилось уже в XX веке[37]. Даже Декарт и тем более Ньютон не были такими механицистами, какими были представлены в позднейших учебниках[38]. Окончательно только в XVIII веке, когда началась критика метафизики со стороны учёных-естествоиспытателей и философов-просветителей в науке утвердилась механистическая парадигма, отовсюду устранялось понятие цели, появилось стремление понять человека как полностью детерминированного внешними обстоятельствами, «средой», т.е. цепочкой «действующих причин». В XX веке психология переоткрыла многомерность психики, началось создание картографии внутреннего пространства, стало очевидным, что встреча с миром Высшим, встреча с божественным, для которой на протяжении всей истории человеческой культуры требовались внешние религиозные институты, происходит независимо от религиозных ритуалов в душе самого человека, и обусловлена эта встреча с Высшим соответствующими этому Высшему миру характерными устремлениями человека, характерными цепочками его мыслей. Так современная наука о душе способствует единению людей, пролагает путь к осознанию Единого Источника искажаемых самими людьми Основ мировых и национальных религий. В XVII же веке опиравшийся на «теологию воли» Декарт подверг критике неоплатоническую теорию эманации и ввёл учение о двух субстанциях: субстанции мыслящей (res cogitans) и субстанции протяжённой (res extensae). Ссылка на Бога, который не может обманывать, позволила французскому философу обосновать возможность объективного описания материального мира без отсылки к человеку-наблюдателю. Однако это влиятельное учение на несколько столетий закрепило в нашей культуре представление о «нематериальности» человеческой мысли. Мыслящая субстанция, согласно Декарту, не имеет какой-либо физической характеристики, её нет в материальном мире. Перед новоевропейскими философами встала психофизическая проблема. Более того, для механицистов XVII века чувственные качества, такие как «вкус», «запах», «цвет» чисто субъективны, напротив математические свойства природы - объективны. Тем самым обесценивались все истины до и вненаучной жизни. Постнеклассическая современная наука в отличие от науки новоевропейской-классической уже не абстрагируется от учёного как личности, от всей человеческой практики, придающей вещам культурные свойства[39]. В контексте темы доклада хочется обратить внимание лишь на то обстоятельство, что метафизические постулаты новоевропейской науки сделали невозможными какое-либо учение о психической энергии, которой обладает человек. Наука о душе натурализировалась. С Декарта и Гоббса, противопоставлявших природу и дух, психология по своему стилю стала чуждой предшествующим ей учениям о душе, поскольку мыслилась как психофизическая антропология в рационалистическом духе[40]. Натурализация психического, как отмечал Гуссерль, была осуществлена Джоном Локком и сохраняется в наши дни.
В конце XIX в. зарождается экспериментальная психология. Наука о душе подошла вплотную к исследованию психической энергии. К этому времени относятся энергетические концепции психики русского философа Н. Я. Грота, психолога Пьера Жане, создателя психоанализа Зигмунда Фрейда и других учёных. Жане ввёл понятие психологической силы и психологического напряжения. В норме адекватная предметная организация психических процессов маскирует энергетический потенциал, который работает на эту организацию, но именно поэтому остаётся скрытым за ней. В патологии же этот энергетический потенциал в его дефицитах и излишках оказывается источником дезорганизации. Этим совершается естественный эксперимент фактического абстрагирования от предметной организации, маскирующей энергетический фактор. Тем самым энергетическая природа мотивационного или движущего начала психического акта становится отчётливо видной. А затем из области невропатологии и психопатологии понятие энергии вводится в концептуальный аппарат общепсихологической теории[41]. В концепции З. Фрейда основным генератором психической энергии является сексуальная сфера, в которой энергетические характеристики выражены наиболее отчётливо и с максимальной интенсивностью и которая к тому же служит существенным фактором разного рода психических дезорганизаций в клинических ситуациях. Но с распространением фундаментального общенаучного понятия энергии на область психических процессов неизбежно возникла необходимость выделить основную форму психической энергии и изучать её в рамках общего закона сохранения. Тогда выясняется, что либидо в узко сексуальной интерпретации Фрейда или в более общей интерпретации либидо (психической энергии) в концепции К. Г. Юнга не выходят за рамки натурфилософии, ведь психоаналитикам неизвестен материальный носитель психической энергии. Это же относится к представлениям о психической энергии Курта Левина, сделавшего шаг вперёд по сравнению с Фрейдом - перешедшего от представления о том, что энергия мотива сжата в системе организма, к представлению о системе «организм-среда». Л. М. Веккер метко сравнил психологический энергетизм психоанализа с физическим энергетизмом У. Освальда. Выявить специфичность психической энергии в отрыве от специфики материала психических структур невозможно в такой же мере и на тех же основаниях, по которым невозможно определить качественную специфичность какого-либо физического вида энергии (механической, тепловой, химической, электрической и т.д.) в отрыве от соответствующих характеристик вещества или поля, служащего материалом данной физической структуры. Кроме того, как показывают общебиологические и психонейрокибернетические исследования, картина энергетических превращений в живой системе не может быть абстрагирована не только от материала, но и от структуры, поскольку сама структура является носителем психической энергии. Это относится и к общебиологической, и к психической энергии[42].
Принципиально новый этап в исследовании психической энергии наметился вместе со становлением трансперсональной психологии, - точнее целого трансперсонального движения, общемировоззренческой парадигмы, поскольку представителями его наряду с психологами являются математики[43], физики[44], нейрофизиологи и психологи[45], востоковеды[46] и учёные других специальностей[47]. Представители трансперсонального направления в современной науке[48] критикуют механицизм фрейдизма[49]. Богатейший эмпирический материал, полученный на сеансах трансперсональной психологии смыкается с религиоведческим материалом, подтверждает единство опыта бессмертной составляющей человека в различных эпохах и культурах. Реинкарнационные воспоминания характерные для состояний, которые С. Гроф называет состояниями конденсированного опыта (СКО) имеют и другое косвенное подтверждение - тщательно расследуемые учёными и фиксируемые на аудио и видеоносителях случаи реинкарнационных воспоминаний детей[50]. Становление трансперсонального междисциплинарного движения связано с радикальным пересмотром новоевропейских метафизических оснований науки. На место тезиса о необходимости покорения природы, понимания знания как силы пришло осознание единства законов эволюции всех существ. Представление о необходимости диалога и сотрудничества с природой достаточно характерно для научных и философских концепций конца XX в.[51] При всех своих крайностях[52] трансперсональная психология способствовала радикальному изменению современной культуры. Если классическая новоевропейская философия была тесно привязана к физическим представлениям своего времени[53] - в частности к представлению о гомогенном и изотропном пространстве, не допускавшем существования иных миров и размерностей, то трансперсональная психология переоткрыла иные размерности нашего сознания. Эмпирический материал, накопленный психологами этого направления, столь богат и многообразен, что не может трактоваться исключительно с позиций учения о реинкарнации[54]. На сеансах холотропного дыхания часто переживается осознаваемое отождествление с другими формами жизни, включая вирусы, растения и даже различные неорганические аспекты космоса[55]. Если в «нормальном», обычном состоянии сознания мы осознаём себя в границах своего физического тела (образа тела), наше восприятие окружающего мира стеснено физически детерминированным диапазоном чувствительности внешних рецепторов, оно ограничено привычными временными и пространственными рамками, то в трансперсональных переживаниях, по словам Грофа, происходит трансценденция некоторых из этих ограничений. Многие переживания интерпретируются испытавшими их как возвращение в исторические времена и исследование своего биологического и духовного прошлого, другие интерпретируются как воспоминания плода и эмбриона, существуют описания происходящего на уровне клеточного сознания. Психологами описаны также случаи трансцендирования пространственных барьеров - опыт слияния сознания человека с другим существом, несколькими существами, а в пределе со всей материальной Вселенной, описан также опыт встречи с душами умерших или со сверхчеловеческим духовными сущностями. Учёные в настоящее время не располагают убедительными гипотезами, которые могут однозначно объяснить эти феномены. Важно, что этот эмпирический материал расколол скорлупу упрощённо материалистических научных представлений. Принципиально важно, что наука о душе изучает теперь феномены ранее не изучавшиеся научно
Механистическая научная картина мира, остававшаяся парадигмальной для большинства учёных того времени вплоть до утверждения в науке второй половины XIX в. электромагнитных представлений, в отличие от аристотелевской физики, от средневековых и возрожденческих натурфилософских представлений не допускала существования каких-либо внутренних оккультных качеств вещей. Классики новоевропейской науки настаивали в целях познания природы на возможности принципиального отождествления естественного и сконструированного. Если мыслить природу - пример тому отождествление Декартом самосущего и сконструированного - как механизм из мельчайших пружинок и трубок, сотворённых Богом, то чего-либо скрытого, оккультного в природе не существует. Новоевропейская философия и наука в своих исходных постулатах отбрасывала, «выносила за скобки» все природные явления, которые не могли быть истолкованы механистически. XVII век наряду с блестящими научными открытиями: с открытием трёх астрономических законов Кеплером, созданием математической физики Галилеем, математического анализа Лейбницем и Ньютоном, классической механики Ньютоном и т.д. стал веком критики натурфилософских спекуляций и реакции против герметических наук. Известно, что Кеплер, увлечённый пифагорейско-платоновскими правильными многогранниками, идеей гармонии небесных сфер, восходящей к тем же пифагорейцам и платоникам идеей духовного центра, трансформировавшейся у него вслед за Коперником в идею центрального положения Солнца по отношению к Земле и другим планетам, наконец, увлечённый построением гороскопов, в последние годы жизни выступал против увлечения «туманными загадками вещей»[15]. Известно стремление Р. Бойля отделить научную химию от алхимии Парацельса и его последователей. Известно, что П. Бейль разоблачал шарлатанские методы астрологов. Даже Ф. Бэкон - один из последних мыслителей Ренессанса и одновременно один из первых учёных-экспериментаторов стремился отмежеваться от тайных учений и отделить «научную магию» от «ненаучной». Отголоски той же борьбы с духом Ренессанса слышны и у Ньютона, «не измышлявшего гипотез» в смысле натурфилософских доэкспериментальных объяснений природы и изгонявшего «оккультные качества» из науки. Известно, что тот же Ньютон много времени и сил отдал нумерологии, алхимии и богословию[16]. Несомненно, что Ньютон верил в высшие герметические законы природы, но при этом отметал всевозможное шарлатанство и спекуляции на герметических знаниях. XVII век далеко не однозначно отверг герметическое «жёсткое ядро»[17] научно-исследовательских программ. При этом дух критичности (бэконовская критика «идолов», мешающих адекватному познанию природы, картезианское стремление к ясности и отчётливости наших знаний и т.д.) налицо. Конечно, поиск «простых природ» Бэконом ближе к традиционной натурфилософии, чем к научной физике или химии, да и картезианский идеал выводимых из интуитивно ясных первичных истин всё более сложных научных законов далёк от реальной научной практики. Пробабилизм - осознание вероятностного характера экспериментальной науки у учёных XVII столетия парадоксально сочетался с убеждённостью в возможности открытия абсолютных истин[18], не подверженных релятивизму, непрояснённости многих положений, которые были характерны для алхимических, астрологических и магических трактатов. XVII век - век конкуренции, идеологической борьбы за признание европейцами их успешности нескольких познавательных программ: экспериментализма, не сдававшегося без боя герметизма, а также не собиравшейся сдавать свои позиции схоластики, с восходящими к Аристотелю её физическими представлениями.
По очень точной характеристике исследовательницы герметической традиции Ф. А. Йейтс, «ключевое различие между магом и учёным по отношению к миру состоит в том, что первый хочет вобрать мир в себя, а второй хочет противоположного: он мир выносит вовне и обезличивает, то есть его воля направлена в сторону точно обратную той, которая описана в герметических текстах, где на первое место ставится именно отражение мира в душе (mens)»[19]. Но так ли очевиден этот обезличенный мир? Гуссерль, называвший Галилея «зачинателем и завершителем физикалистского понимания природы» и «наиболее выдающимся мыслителем Нового времени»[20] подчёркивал, что итальянский физик не был ещё физиком в современном понимании этого слова. Мысль Галилея не развёртывалась в символике, чуждой наглядности, в отличие от современных математики и представителей математической физики. Нам столь привычно смешение априорной теории и эмпирии, что мы обычно не склонны проводить различие между теми пространственными формами и пространством, о которых говорит геометрия, и пространственными формами и пространством, существующими в действительности, воспринимаемой нами. Мы смешиваем их так, как будто они одно и то же. Однако если геометрию следует понимать как смысловой фундамент точной физики, то необходимо и здесь соблюдать особую точность. Поэтому при объяснении генезиса мысли Галилея необходимо реконструировать не только осознаваемые им самим мотивы. В задачу Гуссерля входило прояснение того, что имплицитно содержится в его образе математики, хотя и осталось скрытым для самого Галилея в силу специфической направленности его интересов: эта неявная смысловая предпосылка, конечно же, должна включаться и в его физику[21]. Подлинная философия требует рефлексии над основаниями наших знаний. Философия вновь и вновь открывает не учтённые ранее предпосылки. Тема данного доклада не предполагает ни анализа эволюции феноменологии Гуссерля, ни оценки принципиальной возможности реализации феноменологического проекта. В контексте темы доклада важно подчеркнуть неочевидность оснований новоевропейского математического и экспериментального естествознания. Гуссерль отмечал, что «математическое естествознание - это чудесная техника, ведущая к выводам такой силы, такой правдоподобности, детальности и точности, о которой прежде нельзя было и помыслить. Это достижение - триумф человеческого духа. Что же касается рациональности его методов и теорий, то она насквозь релятивна. Уже предполагаемое его основание полностью лишено подлинной рациональности. Поскольку наглядный мир, это просто субъективное, упущен тематикой науки, забытым оказывается сам работающий субъект, и учёный не становится темой.»[22]
Наука классическая элиминировавшая человека из научной теории абсолютизировала роль математики и фактически приравнивала человеческий разум божественному[23]. Абсолютная достоверность, достижима в математических науках, именно в них, как это представлялось Галилею и Декарту, человеческий разум, хотя и уступает божественному в количественном знании истин, но не уступает ему по объективной достоверности познания[24]. Человеческий разум ограничен лишь количественно, так человеку, в отличие от Бога, не постичь актуальную бесконечность[25], но в целом никогда прежде человек не имел таких интеллектуальных претензий. Новоевропейский человек вооружённый идеей метода фактически становится на место Бога, он начинает методично исчислять и подчинять себе сущее, а с конца XX века с появлением биотехнологий начинается переделка и покорение человеческого тела[26]. Научный метод не сводится к известным четырём правилам, которые Декарт излагает в Части второй «Рассуждения о методе…»[27] или к двадцати одному правилу «Правил для руководства ума»[28]. Гуссерль отмечал такую характеристику метода экспериментального и математического естествознания как постоянное совершенствование «точности» измерений - метод постоянно сам себя улучшает с помощью изобретения всё новых и всё более искусных средств (например, инструментов). Идея универсальной физики Галилея - это гипотеза, хотя и гипотеза в высшей степени значительная- её проверка осуществляется на протяжении столетий, любая мыслимая проверка этой универсальной гипотезы оказывается бесконечным процессом проверки- суть естествознания - быть бесконечно гипотетическим и бесконечно проверяемым знанием. В бесконечном прогрессе всё более корректных теорий, где отдельные теории называются «естествознанием определённого времени», мы сталкиваемся, по словам Гуссерля, с прогрессом гипотез, с прогрессом выдвижения гипотез и их проверки. Процесс включает в себя непрерывное совершенствование, а для естествознания, взятого в целом, характерно то, что оно всё более и более возвращается к самому себе, к своему «предельному» истинному бытию, что оно даёт всё лучшее и лучшее представление о том, что же такое «истинная природа»[29]. Благодаря Галилею впервые была сформулирована идея природы как рационального, замкнутого физического мира. Вместе с математизацией, вскоре ставшей чем-то само собой разумеющимся, возникло и представление о замкнутой в себе природной каузальности, в которой все события были однозначно и заранее детерминированы[30]. Античная математика признавала конечные задачи, конечное, замкнутое априори. Греки, всё-таки, пошли не настолько далеко, чтобы понять возможность бесконечных задач, которые для нас кажутся чем-то само собой разумеющимся и связаны с пониманием геометрического пространства и геометрии как науки о пространстве. Для нас идеальному пространству принадлежит универсальное, систематическое, единое априори, некая бесконечная и, несмотря на бесконечность внутренне замкнутая, единая, систематически развёртываемая теория, которая, будучи построена на базе аксиоматических понятий и положений, позволяет сконструировать любые мыслимые пространственные фигуры с дедуктивной однозначностью[31]. В греческой физике было понятие места, но не было понятия гомогенного и изотропного пространства. Важнейшей идеей новоевропейской философии стало представление о том, что целостность бесконечно сущего мира - это внутренне рациональная целостность.
Универсальная математика (mathesis universalis) или универсальная наука тождественна тому, что Декарт называл методом. Новоевропейская философия на протяжении нескольких столетий имела смысл всеохватывающей науки, науки о тотальности сущего. Гуссерль в своих поздних работах констатировал кризис европейских наук при их внешнем впечатляющем успехе, выхолащивание смысла математического естествознания при «технизации» и обращал внимание читателей своих работ на жизненный мир как забытый смысловой фундамент естествознания. Подвергавший приблизительно в те же годы критике науку за отсутствие философского осмысления её методов с несколько иных позиций Хайдеггер показал как последовательно развёртывается новоевропейская метафизика от Бэкона и Декарта до Ницше с его нигилизмом и идеей переоценки всех ценностей. Метод в трудах Декарта, как показал Хайдеггер, нужно понимать не только «методологически» как способ изыскания и исследования, но метафизически как путь к сущностному определению истины, обосновываемой исключительно способностью человека. Новоевропейский метод - это не ситуативно упорядоченная последовательность различных шагов рассмотрения, доказательства, изложения и упорядочения познаний и учений по способу схоластической «суммы», имеющей своё правильное и постоянно повторяющееся строение. Метод теперь - это название обеспечивающего, покоряющего подхода к сущему как противостоящему, чтобы удостоверить его как объект для субъекта[32]. Хайдеггер показал, что современная борьба мировоззрений, подменяющих собой свободное философское вопрошание и плановая экономика - всё это звенья раскрытия положений новоевропейской метафизики. Ницшевская воля к власти и современные биотехнологии[33] - это звенья всё той же цепи.
Возможно ли избежать технизации мышления? Позитивная роль математизации естествознания явно преувеличивается. Учебники по истории науки постулируют, что качественный скачёк в развитии той или иной научной дисциплины наступал с момента применения в ней математики. В физике это произошло во времена Ньютона, в химии веком позже во времена Лавуазье. Не подошла ли наука к определённому уровню, когда стал возможен качественный скачёк, связанный с развитием духовного научного познания? Представляется в этой связи, что математическое естествознание останется математическим естествознанием, его авторитету ничто не угрожает[34]. Роль математики в соответствующих дисциплинах при усложнении возможности экспериментальной проверки гипотез, по-видимому, будет только возрастать. И всё-таки представляется, что новая наука, о которой идёт речь в Живой Этике, постепенно становится реальностью нашей жизни. Академик В. П. Казначеев полагает, что наступил новый этап развития науки, связанный с признанием наряду с белково-нуклеиновой формой жизни существования в форме биологических полей. Живая Этика постулирует психическую энергию, которой каждый человек может осознанно распоряжаться, в качестве агента его целерациональных и ценностнорациональных действий и посредника между субъектом и объектом. Учение в качестве эволюционного достижения человечества называет овладение им своей же психической энергией. На мой взгляд, подлинная эпоха Просвещения ещё только начинается. В то время как просветители XVIII в. в своей борьбе с религиями, мифами и суевериями растиражировали механистические представления[35], подлинное Просвещение возвращает на новом витке культуры знания об общекосмических законах эволюционного развития сознания. Во многом, проблема распространения новых знаний - это не проблема преподавателей и учёных, но проблема для государственных чиновников, проблема необходимости реформирования социальных институтов адекватно не только политико-экономическим реалиям своего времени, но общекультурным, даже общекосмическим изменениям. Представляется в этой связи, что в подлинно новой парадигме образования человек должен быть представлен как космопланетарный феномен[36]. Политико-экономический подход по-прежнему господствующий в социогуманитарных науках пригоден разве что для восполнения трудовых ресурсов капиталистического государства.
Исторически расцвет герметических знаний пришёлся в Европе на эпоху Возрождения. Стоическое понятие пневмы - тонкой материи пронизывающей материю плотную сближалось эклектически мыслящими натурфилософами Возрождения с мировой душой неоплатоников, которая также мыслилась как тончайшая материя или даже одушевлённое пространство. В отличие от атомиста Демокрита, согласно которому тела представляют собой вечно твёрдые атомы различных размеров и конфигураций, а весь мировой процесс сводится к слепому, бездушному движению этих атомов в пространстве и случайным, бесцельным столкновениям их, у стоиков сама телесность есть действование: наполнение пространства есть напряжение (?????), отталкивание наружу и притяжение внутрь. Эти процессы не бездушны и не бессмысленны: в основе их лежит симпатия частей мира друг к другу, они разумны и целесообразны. Последовательный пантеизм стоиков близок теософским представлениям «Тайной доктрины» и Блаватской и соответствующим представлениям рериховского наследия. Божественное начало, согласно стоикам, безлично, его нельзя представлять антропоморфно. В традиционных греческих богах персонифицируются различные функции единого Логоса-Зевса, - мыслящей огненной пневмы, которая не имеет определённой формы, но способна превращаться во что угодно. Стоики постулировали бесконечную делимость и полную взаимопроницаемость телесных структур и их качеств. Соответственно душа человека как горячая разумная пневма является частицей космической пневмы, она пронизывает всё тело целиком и полностью подобно тому, как огонь целиком пронизывает раскалённое железо. С механистической научной картиной мира в XVII веке конкурировали организмические представления стоиков. Даже у последовательного редукциониста Декарта, в конечном счёте механистически объяснявшего все явления природы пространственным перемещением частиц материи, обладающих минимальным количеством свойств геометрически-физического характера, - представление об отсутствии в пространстве абсолютной пустоты, представление об относительной незаполненности пространства, позволяющей образование различных сгущений мельчайших частиц материи, являются отголосками учения стоиков. «Божественное чувствилище» или пространство И. Ньютона и С. Кларка - это всё тот же всепроникающий spiritus mundi стоиков и герметиков эпохи Возрождения. Выражение «ньютоно-картезианский механицизм» появилось уже в XX веке[37]. Даже Декарт и тем более Ньютон не были такими механицистами, какими были представлены в позднейших учебниках[38]. Окончательно только в XVIII веке, когда началась критика метафизики со стороны учёных-естествоиспытателей и философов-просветителей в науке утвердилась механистическая парадигма, отовсюду устранялось понятие цели, появилось стремление понять человека как полностью детерминированного внешними обстоятельствами, «средой», т.е. цепочкой «действующих причин». В XX веке психология переоткрыла многомерность психики, началось создание картографии внутреннего пространства, стало очевидным, что встреча с миром Высшим, встреча с божественным, для которой на протяжении всей истории человеческой культуры требовались внешние религиозные институты, происходит независимо от религиозных ритуалов в душе самого человека, и обусловлена эта встреча с Высшим соответствующими этому Высшему миру характерными устремлениями человека, характерными цепочками его мыслей. Так современная наука о душе способствует единению людей, пролагает путь к осознанию Единого Источника искажаемых самими людьми Основ мировых и национальных религий. В XVII же веке опиравшийся на «теологию воли» Декарт подверг критике неоплатоническую теорию эманации и ввёл учение о двух субстанциях: субстанции мыслящей (res cogitans) и субстанции протяжённой (res extensae). Ссылка на Бога, который не может обманывать, позволила французскому философу обосновать возможность объективного описания материального мира без отсылки к человеку-наблюдателю. Однако это влиятельное учение на несколько столетий закрепило в нашей культуре представление о «нематериальности» человеческой мысли. Мыслящая субстанция, согласно Декарту, не имеет какой-либо физической характеристики, её нет в материальном мире. Перед новоевропейскими философами встала психофизическая проблема. Более того, для механицистов XVII века чувственные качества, такие как «вкус», «запах», «цвет» чисто субъективны, напротив математические свойства природы - объективны. Тем самым обесценивались все истины до и вненаучной жизни. Постнеклассическая современная наука в отличие от науки новоевропейской-классической уже не абстрагируется от учёного как личности, от всей человеческой практики, придающей вещам культурные свойства[39]. В контексте темы доклада хочется обратить внимание лишь на то обстоятельство, что метафизические постулаты новоевропейской науки сделали невозможными какое-либо учение о психической энергии, которой обладает человек. Наука о душе натурализировалась. С Декарта и Гоббса, противопоставлявших природу и дух, психология по своему стилю стала чуждой предшествующим ей учениям о душе, поскольку мыслилась как психофизическая антропология в рационалистическом духе[40]. Натурализация психического, как отмечал Гуссерль, была осуществлена Джоном Локком и сохраняется в наши дни.
В конце XIX в. зарождается экспериментальная психология. Наука о душе подошла вплотную к исследованию психической энергии. К этому времени относятся энергетические концепции психики русского философа Н. Я. Грота, психолога Пьера Жане, создателя психоанализа Зигмунда Фрейда и других учёных. Жане ввёл понятие психологической силы и психологического напряжения. В норме адекватная предметная организация психических процессов маскирует энергетический потенциал, который работает на эту организацию, но именно поэтому остаётся скрытым за ней. В патологии же этот энергетический потенциал в его дефицитах и излишках оказывается источником дезорганизации. Этим совершается естественный эксперимент фактического абстрагирования от предметной организации, маскирующей энергетический фактор. Тем самым энергетическая природа мотивационного или движущего начала психического акта становится отчётливо видной. А затем из области невропатологии и психопатологии понятие энергии вводится в концептуальный аппарат общепсихологической теории[41]. В концепции З. Фрейда основным генератором психической энергии является сексуальная сфера, в которой энергетические характеристики выражены наиболее отчётливо и с максимальной интенсивностью и которая к тому же служит существенным фактором разного рода психических дезорганизаций в клинических ситуациях. Но с распространением фундаментального общенаучного понятия энергии на область психических процессов неизбежно возникла необходимость выделить основную форму психической энергии и изучать её в рамках общего закона сохранения. Тогда выясняется, что либидо в узко сексуальной интерпретации Фрейда или в более общей интерпретации либидо (психической энергии) в концепции К. Г. Юнга не выходят за рамки натурфилософии, ведь психоаналитикам неизвестен материальный носитель психической энергии. Это же относится к представлениям о психической энергии Курта Левина, сделавшего шаг вперёд по сравнению с Фрейдом - перешедшего от представления о том, что энергия мотива сжата в системе организма, к представлению о системе «организм-среда». Л. М. Веккер метко сравнил психологический энергетизм психоанализа с физическим энергетизмом У. Освальда. Выявить специфичность психической энергии в отрыве от специфики материала психических структур невозможно в такой же мере и на тех же основаниях, по которым невозможно определить качественную специфичность какого-либо физического вида энергии (механической, тепловой, химической, электрической и т.д.) в отрыве от соответствующих характеристик вещества или поля, служащего материалом данной физической структуры. Кроме того, как показывают общебиологические и психонейрокибернетические исследования, картина энергетических превращений в живой системе не может быть абстрагирована не только от материала, но и от структуры, поскольку сама структура является носителем психической энергии. Это относится и к общебиологической, и к психической энергии[42].
Принципиально новый этап в исследовании психической энергии наметился вместе со становлением трансперсональной психологии, - точнее целого трансперсонального движения, общемировоззренческой парадигмы, поскольку представителями его наряду с психологами являются математики[43], физики[44], нейрофизиологи и психологи[45], востоковеды[46] и учёные других специальностей[47]. Представители трансперсонального направления в современной науке[48] критикуют механицизм фрейдизма[49]. Богатейший эмпирический материал, полученный на сеансах трансперсональной психологии смыкается с религиоведческим материалом, подтверждает единство опыта бессмертной составляющей человека в различных эпохах и культурах. Реинкарнационные воспоминания характерные для состояний, которые С. Гроф называет состояниями конденсированного опыта (СКО) имеют и другое косвенное подтверждение - тщательно расследуемые учёными и фиксируемые на аудио и видеоносителях случаи реинкарнационных воспоминаний детей[50]. Становление трансперсонального междисциплинарного движения связано с радикальным пересмотром новоевропейских метафизических оснований науки. На место тезиса о необходимости покорения природы, понимания знания как силы пришло осознание единства законов эволюции всех существ. Представление о необходимости диалога и сотрудничества с природой достаточно характерно для научных и философских концепций конца XX в.[51] При всех своих крайностях[52] трансперсональная психология способствовала радикальному изменению современной культуры. Если классическая новоевропейская философия была тесно привязана к физическим представлениям своего времени[53] - в частности к представлению о гомогенном и изотропном пространстве, не допускавшем существования иных миров и размерностей, то трансперсональная психология переоткрыла иные размерности нашего сознания. Эмпирический материал, накопленный психологами этого направления, столь богат и многообразен, что не может трактоваться исключительно с позиций учения о реинкарнации[54]. На сеансах холотропного дыхания часто переживается осознаваемое отождествление с другими формами жизни, включая вирусы, растения и даже различные неорганические аспекты космоса[55]. Если в «нормальном», обычном состоянии сознания мы осознаём себя в границах своего физического тела (образа тела), наше восприятие окружающего мира стеснено физически детерминированным диапазоном чувствительности внешних рецепторов, оно ограничено привычными временными и пространственными рамками, то в трансперсональных переживаниях, по словам Грофа, происходит трансценденция некоторых из этих ограничений. Многие переживания интерпретируются испытавшими их как возвращение в исторические времена и исследование своего биологического и духовного прошлого, другие интерпретируются как воспоминания плода и эмбриона, существуют описания происходящего на уровне клеточного сознания. Психологами описаны также случаи трансцендирования пространственных барьеров - опыт слияния сознания человека с другим существом, несколькими существами, а в пределе со всей материальной Вселенной, описан также опыт встречи с душами умерших или со сверхчеловеческим духовными сущностями. Учёные в настоящее время не располагают убедительными гипотезами, которые могут однозначно объяснить эти феномены. Важно, что этот эмпирический материал расколол скорлупу упрощённо материалистических научных представлений. Принципиально важно, что наука о душе изучает теперь феномены ранее не изучавшиеся научно