Belsiger
Well-Known Member
О СТОЯНИИ В ЦЕРКВИ,
О КАЖДЕНИИ И О ТОМ, КАК СТАВИТЬ
СВЕЧИ И БРАТЬ ПРОСФОРУ.
Основной чертой поведения человека в церкви должно быть благоговение, то есть почтительное отношение к храму и его святыням. Войдя в церковь и совершив семипоклон-ный "начал", следует встать на определенное место, на котором подобает находиться в течение всей службы. "Потом, - наставляет книга "Сын церковный", - поклонися в пояс около тебе стоящим людем", произнося тихо: "простите мя, отцы и братия" (глава 35-я). "Аще где прилучится власти быти, - продолжает учить "Сын церковный", - и ты власти всегда прежде поклонися до земли, глаголя: прости мя, владыко святыи (или: отче честный), и благослови мя, и помолися за мя грешнаго" (глава 36-я). У людей, ходящих в храм в течение долгого времени, как правило, есть свои молельные места внутри храма, например, около определенной иконы или столпа. Этот издавна сложившийся обычай следует уважать. Однако, если место уже занято, то требовать освободить его - нельзя. Иными словами, избегая ненужных конфликтов, лучше становиться на свободное, не занятое место, никого не утесняя и тем более не толкая.
На молитве подобает стоять прямо, держа ноги вместе, а не расставленными в стороны, но мысы стоп могут быть (для удобного стояния) несколько разведены. Руки же складываются на груди горизонтально, на уровне локтей, одна на другую, но правая должна быть поверх левой. Согласно одному из святоотеческих толкований, такое положение рук молящихся подобно сложению крыльев святых Небесных Сил безплот-ных, предстоящих страшному Престолу Господа Славы. Об этом было открыто в видении святому пророку Исайи: в благоговейном ужасе от величия Божия огненные Херувимы и Серафимы, имевшие по шесть крыльев, одной парой крыл закрывали лица, другой - ноги, а с помощью третьей пары летали (Ис. 6, 1-4). Именно поэтому, то есть чтобы выразить благоговение перед Божеством, подобное ангельскому, православные християне-старообрядцы таким образом складывают на молитве руки.
Говоря о месте для молящихся в церкви, следует упомянуть и о том, что лицам мужского и женского пола необходимо во время службы стоять раздельно, в разных частях церкви. В прошлом, когда количество прихожан-мужчин было большим, чем ныне, они занимали переднюю, ближнюю к иконостасу половину храма, женщины же стояли сзади. В настоящее время мужчины занимают обычно часть внутреннего пространства церкви перед правой половиной иконостаса.
Став на свое место, надо и находиться на нем в течение всей службы, в молчании, сосредоточении ума на смиренной молитве Богу о своих прегрешениях и во внимании ко святому чтению и пению. Необходимо стремиться к тому, чтобы без крайней необходимости не ходить по церкви вообще, а в определенные части службы всякое передвижение воспрещено церковным Уставом. Никакое хождение, а тем более разговоры, не допускаются в следующих случаях:
1) во всяком начале любой из служб, то есть от начального возгласа священника или уставщика до молитвы "Приидите, поклонимся"-
2) во время чтения в начале Утрени шести псалмов, начинающихся словами "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" (экса-псалмы). Эти псалмы имеют особое молитвенное содержание и духовное значение, поэтому во время их чтения не только нельзя ходить, но и стоять положено с наклоненной к груди головой, "во образ смирения и покаяния"-
3) во время чтения Апостола и Евангелия. Как и при чтении экса-псалмов, в это время молящиеся стоят с опущенной головой, смиренно внимая слову Божию-
4) во время чтения или пения Символа Православной веры: "Верую во Единаго Бога..."-
5) во время чтения молитв "Трисвятого" и до "Отче наш", в какой бы момент богослужения эти молитвы ни совершались, а также когда "Отче наш" поется или читается отдельно (на Литургии или на Часах)-
6) во время пения Великого Славословия за праздничной Утреней, а также в рядовой службе, когда Великое Славословие читается-
7) во время произнесения старшим в службе (лицом, завершающего службу) отпуста (который обычно начинается словами "Христос, истинный Бог наш...", или "Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради...")-
на Божественной Литургии во время пения (или чтения на Часах) "Единородный Сын..."-
9) во время пения "Херувимской песни" ("Иже херувими...") и совершения переноса жертвенных хлеба и вина- во время пения "Иже херувими..." до и после переноса молящиеся должны стоять с наклоненной главой с чувством смирения и покаяния. Следующая после "Херувимской" часть Литургии также является по своему содержанию весьма ответственной духовно. Именно тогда, в отрезке времени между "Иже херувими..." (после Великого входа) и "Достойно есть..." и совершается собственно преложение (таинственное превращение) хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Исуса Христа, поэтому хождение по храму в эти минуты запрещается. Не принято ходить и во время пространного пения клиросами "причастна", указанного Уставом стиха из Псалтыря, во время исполнения которого (после возгласа "Святая святым") священство причащается в алтаре и приготовляет святые Дары для причащения молящихся-
10) во время чтения акафиста Пресвятой Богородице, пространного молитвенного обращения к Царице Небесной, которое состоит из 12-ти частей (кондаков и икосов), заканчивающихся поочередно словами "Радуйся, Не-весто Неневестная" и "Аллилуйя". Акафист (или, правильнее, акафисто) читается в церкви в посты, на так называемых "правильных канонах", после общего начала Исповеди, а также, по особому уставу, на Утрени в субботу 5-ю Великого Поста, в службе Похвалы Пресвятой Богородице (в современной практике, - в 5-ю пятницу Поста вечером).
Во время службы нельзя разговаривать с прихожанами (тем более с опаздывающими). По делу же надо сказать коротко и шепотом или указать молча. Сотрудники храма и дежурные миряне должны соблюдать те же правила и должны быть примером для прихожан, а в случае нарушения тишины или порядка - делать замечания. Однако, замечания делать добрым, спокойным тоном, т.е. увещевать, а не раздражаться. Не гнать инаковерующих, только указать отведенное для них место. Помни: если ты отвратишь от истинной веры хоть одну душу, то погубишь свою.
Детей поведению в храме учить надо дома, чтобы придя в храм, они уже знали, как себя вести. А в храме лишь шепотом подсказать, что
делать.
Нельзя разговаривать с детьми вслух, не понукать, не поучать в то время, когда уже идет служба. Всему научи заранее, а не в то время, когда все молятся.
Дети должны соблюдать те же правила, что и взрослые: не разговаривать, не ходить, не бегать по храму. Следи, чтобы они вели себя скромно. Приучай детей слушать молитву. Внушай страх перед Богом за свое плохое поведение.
Не позволяй ребенку есть в храме. Если малое дитя расплакалось в храме, то сразу вынеси его.
Водить за ручку детей по храму можно только в том случае, если они самостоятельно еще плохо ходят.
Приучай же детей, чтобы они осеняли себя крестным знамением непоспешно, благоговейно, ибо молитвой взываем ко Господу о милости и благодати. Если дети сильно плачут перед причастием, и отворачиваются от святой Чаши, то родители должны обратить серьезное внимание на свою духовную жизнь и стараться вести себя достойно звания християнина.
Находясь в храме, не осуждай невольных ошибок служащих и прихожан, полезнее будет сокрушаться и вникать в собственные грехи, недостатки и просить Господа помиловать нас. Если во время богослужения кто-то мешает молиться, постарайся справиться с этим искушением, не раздражаясь, или отойди в другое место.
Если во время службы возникла острая необходимость выйти из храма (только не во время вышеперечисленных случаев особенного благоговения), то следует помолиться 3 поклона (в пояс) с молитвой: "Боже, милостив..." и тихо и скромно выйти... Входя обратно, у дверей прислушайся, что читается или поется, - если что-то из "тех случаев", то обожди у дверей, затем пройди на свое место, помолись также три поклона с молитвой "Боже, милостив..." и вникай в общую церковную молитву.
Еще до пришествия Христова, или, выражаясь по-современному, до нашей эры, богослужение древнего Израиля в Иеросалимском храме сопровождалось каждением, то есть возжением благовоний, в знак молитвы Богу, в особых металлических сосудах на цепях (кадилах), находившихся в определённые моменты в руках священников. Эта традиция унаследована и християнской Церковию, - во время службы в храме достаточно часто можно видеть кадящего священнослужителя. Совершая каждение, он тайно (про себя) произносит 50-й псалом ("Помилуй мя, Боже..."), а обратясь к людям и кадя их, говорит: "Дух Святыи найдет на вас и сила Вышняго осенит вас." На это молящиеся (после полного каждения), (не крестясь) кланяются в пояс, и каждый тихо отвечает: "Дух Твой благйи наставит мя на землю праву." Данный обычай связан со значением фимиама (кадильного дыма): по святоотеческому толкованию, он видимо обозначает невидимую благодать Святаго Духа Божия, находящуюся в Церкви.
Иным видом богослужебной жертвы Богу являются восковые свечи. Их горение на подсвечниках перед святыми иконами выражает наше внутреннее молитвенное горение перед Самим Господом, Его Пречистой Материю и святыми, поэтому и ставить каждую свечу надо с молитвой. Молитва эта должна относиться к тому образу, перед которым ставится свеча. Так, ставя свечу перед иконой Спасителя, перекрестясь, произносят молитву Исусову: "Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго." Или: "Господи, благослови". Эти молитвы можно произносить и перед любой другой иконой. Соответственно, перед образом Божией Матери молятся: "Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба Твоего", перед святым Крестом Христовым: "Слава, Господи, Кресту Твоему Честному", а перед иконами святых произносят молитвы им (например, святителю Николе: "Святителю Христов Николае, моли Бога о мне, грешнем"). Свечу необходимо ставить прямо, без наклона в какую-либо сторону, а поставив ее, вновь перекреститься и поклониться единожды в пояс с соответствующей молитвой. В некоторых храмах "до и после свечи" принято кланяться по трижды, а ставя свечу, осенять себя крестным знамением без поклона. Такое допустимо вне службы- до ее начала или после, но во время богослужения, отвлекаясь самому и отвлекая других от молитвы и уставных поклонов, этого делать нельзя, ибо такое поведение есть нарушение церковного благочиния. Следует добавить, что без благословения входить на солею (возвышение перед иконостасом) миряне не должны. Если есть желание поставить свечу к иконе, надо передать благословенным прихожанам и попросить поставить.
В завершение данной темы нужно сказать и о том, что необходимость расставить свечи или убрать с подсвечника догорающие огарки не является уважительной причиной для ходьбы по храму тогда, когда это запрещено церковным Уставом. Наша жертва бывает приятна и угодна Богу только в том случае, если она приносится без нарушения обязательного для християнской службы благочинного порядка.
Особый порядок существует и в отношении просфоры. Просфорой, или просвирой, называется круглый церковный хлеб небольшого размера, испеченный из муки и воды с добавлением соли. На верхней части просфоры ставится печать с изображением восьмиконечного Креста Христова и надписью: "Се Агнец Божий, взёмляи грехи всего мира". Во время чтения Полунощницы и Часов совершается Проскомидия, когда священник вынимает из просфор частицы за живых, достойно звания християнского живущих, православных християн-старообрядцев, и за усопших в вере и благочестии. В конце Литургии (обычно, - во время ограждения молящихся св. Крестом, а в некоторых храмах, - несколько раньше) просфоры, из которых были вынуты частицы, раздаются верующим для потребления (вкушения- иногда, в больших приходах, - в разрезанном виде). Беря просфору, следует помнить, что она является не простым хлебом, а одной из святынь, так как имеет отношение к Телу и Крови Господа. Поэтому брать ее и употреблять (т.е. съедать) не следует тем, кто по грехам своим не может прикасаться к церковным святыням (об этом уже говорилось выше). Тем же, кто достойно касается святыни, следует относится к просфоре с благоговением и страхом Божиим. Вот как говорится об этом в одном из древнерусских наставлений: "Когда потребляешь просфору, взяв ее у священника после Литургии, помни, как ее употребить: со всей осторожностью, стоя, а не сидя- и надо постелить чистый плат, и над ним потребить. Или над столом, или над чем-либо чистым, чтобы по твоей небрежности не падали крохи и не были бы затоптаны, хлеб бо той свят есть. И чтобы достойно вкусить просфору, нужно того дня все церковное правило "слушать", т.е. молиться: Вечерню, Павечерницу, Полунощицу, Утреню, Часы и Обедню...( "Сын церковный. Памятник древнерусской церковной литературы: славянский текст и перевод с комментариями" М., 1995, с. 164.) . Нужды ради (болезнь, дальность расстояния от храма) многие (накануне праздника) не приходят в храм, а желают вкусить святыни, таковым нужно дома молиться за церковную службу, как указано в книге "Молитвенник" в главе "О домашней молитве".
Потребление просфоры должно быть спокойным, без поспешного проглатывания. Затем потребивший молитвенно благодарит Господа, совершая три поклона с крестным знамением, первые два - в пояс, а третий - в землю. При этом произносят молитву: "Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си (поклон). Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си (поклон). Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си" (поклон земной).
Добавим здесь некоторые сведения и о том, что такое "Дора", или "Дары", и когда они "потребляются". "Дора", или точнее "Антидор" (с греческого - буквально "вместо дара"), - просфора, а вернее - остатки (называемые еще "подножие") той просфоры, из которой на Проскомидии был вынут св. Агнец для последующего (в Литургии верных) освящения священнослужителем (иереем или епископом) и преложения Духом Святым в истинное Тело Христово.
Церковный обычай раздавать "дары" восходит к християнской древности, когда в каждый воскресный день за Литургией (во исполнение заповеди Спасителя: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк.22, 19) были причащающиеся (не только младенцы) св. Тайн Тела и Крови Христовых. Несподобившимся "сих страшных Даров" (Симеон Солунский), св. Церковь, как бы взамен св. Тайн, предлагает меньшую святыню на благословение и очищение души и телу, - живущим достойно звания християнского. Как и когда это совершается? После причащения себя (во время пения "причастных" стихов) священнодействующий раздробляет "подножие" по потребности: каждый священник примерно знает, сколько достойных могут приступить к этой святыне- при необходимости можно присовокупить и просфору Богородичную, и другие, из числа семи. После заамвонной молитвы, во время пения (или чтения) 33-го псалма, священнослужитель (епископ или иерей) раздает "дары" народу. Раздавая дору, он складывает персты руки так, как на благословение и крестное знамение, и берет дору тремя перстами, т.е. большим, безымянным и мизинцем, и к каждому приходящему говорит: "Милостив и щедр Господь: пищу дал есть боящимся Его" (Пс.110, 4). Приходящий поклоняется священнослужителю в пояс (без крестного знамения), затем перекрестившись с молитвой Исусовой, принимает в правую свою руку св. дары, поддерживая левою, целует дающую руку священнослужителя, отходит на свое место и, не крес-тяся, потребляет дары с благоговением. Как правило, в тех приходах, где это имеет место, потребив св. дары, молящийся берет свою просфору, перекрестившись, целует ее во св. Крест и потребляет со страхом Божиим. После потребления доры и просфиры молится, как было указано выше. А благословенный Всенощный хлеб (если он есть) предлагается молящимся, во время целования Креста. Как подходить ко Кресту, будет сказано ниже. Поцеловав св. Крест, берут благословенный хлеб и, потребив его, благодарят Бога следующей молитвой и поклонами: "Твоих даров достойны сотвори нас, Богородице Дево (поклон), презрящи согрешения наша (поклон), и подающи исцеления, иже с верою приемлющим благословение Твое, Пречистая" (поклон земной).
Следующая глава рассказывает о поклонах, совершаемых, согласно Уставу, во время церковной службы.
Все материалы взяты со старообрядческих сайтов
О КАЖДЕНИИ И О ТОМ, КАК СТАВИТЬ
СВЕЧИ И БРАТЬ ПРОСФОРУ.
Основной чертой поведения человека в церкви должно быть благоговение, то есть почтительное отношение к храму и его святыням. Войдя в церковь и совершив семипоклон-ный "начал", следует встать на определенное место, на котором подобает находиться в течение всей службы. "Потом, - наставляет книга "Сын церковный", - поклонися в пояс около тебе стоящим людем", произнося тихо: "простите мя, отцы и братия" (глава 35-я). "Аще где прилучится власти быти, - продолжает учить "Сын церковный", - и ты власти всегда прежде поклонися до земли, глаголя: прости мя, владыко святыи (или: отче честный), и благослови мя, и помолися за мя грешнаго" (глава 36-я). У людей, ходящих в храм в течение долгого времени, как правило, есть свои молельные места внутри храма, например, около определенной иконы или столпа. Этот издавна сложившийся обычай следует уважать. Однако, если место уже занято, то требовать освободить его - нельзя. Иными словами, избегая ненужных конфликтов, лучше становиться на свободное, не занятое место, никого не утесняя и тем более не толкая.
На молитве подобает стоять прямо, держа ноги вместе, а не расставленными в стороны, но мысы стоп могут быть (для удобного стояния) несколько разведены. Руки же складываются на груди горизонтально, на уровне локтей, одна на другую, но правая должна быть поверх левой. Согласно одному из святоотеческих толкований, такое положение рук молящихся подобно сложению крыльев святых Небесных Сил безплот-ных, предстоящих страшному Престолу Господа Славы. Об этом было открыто в видении святому пророку Исайи: в благоговейном ужасе от величия Божия огненные Херувимы и Серафимы, имевшие по шесть крыльев, одной парой крыл закрывали лица, другой - ноги, а с помощью третьей пары летали (Ис. 6, 1-4). Именно поэтому, то есть чтобы выразить благоговение перед Божеством, подобное ангельскому, православные християне-старообрядцы таким образом складывают на молитве руки.
Говоря о месте для молящихся в церкви, следует упомянуть и о том, что лицам мужского и женского пола необходимо во время службы стоять раздельно, в разных частях церкви. В прошлом, когда количество прихожан-мужчин было большим, чем ныне, они занимали переднюю, ближнюю к иконостасу половину храма, женщины же стояли сзади. В настоящее время мужчины занимают обычно часть внутреннего пространства церкви перед правой половиной иконостаса.
Став на свое место, надо и находиться на нем в течение всей службы, в молчании, сосредоточении ума на смиренной молитве Богу о своих прегрешениях и во внимании ко святому чтению и пению. Необходимо стремиться к тому, чтобы без крайней необходимости не ходить по церкви вообще, а в определенные части службы всякое передвижение воспрещено церковным Уставом. Никакое хождение, а тем более разговоры, не допускаются в следующих случаях:
1) во всяком начале любой из служб, то есть от начального возгласа священника или уставщика до молитвы "Приидите, поклонимся"-
2) во время чтения в начале Утрени шести псалмов, начинающихся словами "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" (экса-псалмы). Эти псалмы имеют особое молитвенное содержание и духовное значение, поэтому во время их чтения не только нельзя ходить, но и стоять положено с наклоненной к груди головой, "во образ смирения и покаяния"-
3) во время чтения Апостола и Евангелия. Как и при чтении экса-псалмов, в это время молящиеся стоят с опущенной головой, смиренно внимая слову Божию-
4) во время чтения или пения Символа Православной веры: "Верую во Единаго Бога..."-
5) во время чтения молитв "Трисвятого" и до "Отче наш", в какой бы момент богослужения эти молитвы ни совершались, а также когда "Отче наш" поется или читается отдельно (на Литургии или на Часах)-
6) во время пения Великого Славословия за праздничной Утреней, а также в рядовой службе, когда Великое Славословие читается-
7) во время произнесения старшим в службе (лицом, завершающего службу) отпуста (который обычно начинается словами "Христос, истинный Бог наш...", или "Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради...")-
на Божественной Литургии во время пения (или чтения на Часах) "Единородный Сын..."-
9) во время пения "Херувимской песни" ("Иже херувими...") и совершения переноса жертвенных хлеба и вина- во время пения "Иже херувими..." до и после переноса молящиеся должны стоять с наклоненной главой с чувством смирения и покаяния. Следующая после "Херувимской" часть Литургии также является по своему содержанию весьма ответственной духовно. Именно тогда, в отрезке времени между "Иже херувими..." (после Великого входа) и "Достойно есть..." и совершается собственно преложение (таинственное превращение) хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Исуса Христа, поэтому хождение по храму в эти минуты запрещается. Не принято ходить и во время пространного пения клиросами "причастна", указанного Уставом стиха из Псалтыря, во время исполнения которого (после возгласа "Святая святым") священство причащается в алтаре и приготовляет святые Дары для причащения молящихся-
10) во время чтения акафиста Пресвятой Богородице, пространного молитвенного обращения к Царице Небесной, которое состоит из 12-ти частей (кондаков и икосов), заканчивающихся поочередно словами "Радуйся, Не-весто Неневестная" и "Аллилуйя". Акафист (или, правильнее, акафисто) читается в церкви в посты, на так называемых "правильных канонах", после общего начала Исповеди, а также, по особому уставу, на Утрени в субботу 5-ю Великого Поста, в службе Похвалы Пресвятой Богородице (в современной практике, - в 5-ю пятницу Поста вечером).
Во время службы нельзя разговаривать с прихожанами (тем более с опаздывающими). По делу же надо сказать коротко и шепотом или указать молча. Сотрудники храма и дежурные миряне должны соблюдать те же правила и должны быть примером для прихожан, а в случае нарушения тишины или порядка - делать замечания. Однако, замечания делать добрым, спокойным тоном, т.е. увещевать, а не раздражаться. Не гнать инаковерующих, только указать отведенное для них место. Помни: если ты отвратишь от истинной веры хоть одну душу, то погубишь свою.
Детей поведению в храме учить надо дома, чтобы придя в храм, они уже знали, как себя вести. А в храме лишь шепотом подсказать, что
делать.
Нельзя разговаривать с детьми вслух, не понукать, не поучать в то время, когда уже идет служба. Всему научи заранее, а не в то время, когда все молятся.
Дети должны соблюдать те же правила, что и взрослые: не разговаривать, не ходить, не бегать по храму. Следи, чтобы они вели себя скромно. Приучай детей слушать молитву. Внушай страх перед Богом за свое плохое поведение.
Не позволяй ребенку есть в храме. Если малое дитя расплакалось в храме, то сразу вынеси его.
Водить за ручку детей по храму можно только в том случае, если они самостоятельно еще плохо ходят.
Приучай же детей, чтобы они осеняли себя крестным знамением непоспешно, благоговейно, ибо молитвой взываем ко Господу о милости и благодати. Если дети сильно плачут перед причастием, и отворачиваются от святой Чаши, то родители должны обратить серьезное внимание на свою духовную жизнь и стараться вести себя достойно звания християнина.
Находясь в храме, не осуждай невольных ошибок служащих и прихожан, полезнее будет сокрушаться и вникать в собственные грехи, недостатки и просить Господа помиловать нас. Если во время богослужения кто-то мешает молиться, постарайся справиться с этим искушением, не раздражаясь, или отойди в другое место.
Если во время службы возникла острая необходимость выйти из храма (только не во время вышеперечисленных случаев особенного благоговения), то следует помолиться 3 поклона (в пояс) с молитвой: "Боже, милостив..." и тихо и скромно выйти... Входя обратно, у дверей прислушайся, что читается или поется, - если что-то из "тех случаев", то обожди у дверей, затем пройди на свое место, помолись также три поклона с молитвой "Боже, милостив..." и вникай в общую церковную молитву.
Еще до пришествия Христова, или, выражаясь по-современному, до нашей эры, богослужение древнего Израиля в Иеросалимском храме сопровождалось каждением, то есть возжением благовоний, в знак молитвы Богу, в особых металлических сосудах на цепях (кадилах), находившихся в определённые моменты в руках священников. Эта традиция унаследована и християнской Церковию, - во время службы в храме достаточно часто можно видеть кадящего священнослужителя. Совершая каждение, он тайно (про себя) произносит 50-й псалом ("Помилуй мя, Боже..."), а обратясь к людям и кадя их, говорит: "Дух Святыи найдет на вас и сила Вышняго осенит вас." На это молящиеся (после полного каждения), (не крестясь) кланяются в пояс, и каждый тихо отвечает: "Дух Твой благйи наставит мя на землю праву." Данный обычай связан со значением фимиама (кадильного дыма): по святоотеческому толкованию, он видимо обозначает невидимую благодать Святаго Духа Божия, находящуюся в Церкви.
Иным видом богослужебной жертвы Богу являются восковые свечи. Их горение на подсвечниках перед святыми иконами выражает наше внутреннее молитвенное горение перед Самим Господом, Его Пречистой Материю и святыми, поэтому и ставить каждую свечу надо с молитвой. Молитва эта должна относиться к тому образу, перед которым ставится свеча. Так, ставя свечу перед иконой Спасителя, перекрестясь, произносят молитву Исусову: "Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго." Или: "Господи, благослови". Эти молитвы можно произносить и перед любой другой иконой. Соответственно, перед образом Божией Матери молятся: "Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба Твоего", перед святым Крестом Христовым: "Слава, Господи, Кресту Твоему Честному", а перед иконами святых произносят молитвы им (например, святителю Николе: "Святителю Христов Николае, моли Бога о мне, грешнем"). Свечу необходимо ставить прямо, без наклона в какую-либо сторону, а поставив ее, вновь перекреститься и поклониться единожды в пояс с соответствующей молитвой. В некоторых храмах "до и после свечи" принято кланяться по трижды, а ставя свечу, осенять себя крестным знамением без поклона. Такое допустимо вне службы- до ее начала или после, но во время богослужения, отвлекаясь самому и отвлекая других от молитвы и уставных поклонов, этого делать нельзя, ибо такое поведение есть нарушение церковного благочиния. Следует добавить, что без благословения входить на солею (возвышение перед иконостасом) миряне не должны. Если есть желание поставить свечу к иконе, надо передать благословенным прихожанам и попросить поставить.
В завершение данной темы нужно сказать и о том, что необходимость расставить свечи или убрать с подсвечника догорающие огарки не является уважительной причиной для ходьбы по храму тогда, когда это запрещено церковным Уставом. Наша жертва бывает приятна и угодна Богу только в том случае, если она приносится без нарушения обязательного для християнской службы благочинного порядка.
Особый порядок существует и в отношении просфоры. Просфорой, или просвирой, называется круглый церковный хлеб небольшого размера, испеченный из муки и воды с добавлением соли. На верхней части просфоры ставится печать с изображением восьмиконечного Креста Христова и надписью: "Се Агнец Божий, взёмляи грехи всего мира". Во время чтения Полунощницы и Часов совершается Проскомидия, когда священник вынимает из просфор частицы за живых, достойно звания християнского живущих, православных християн-старообрядцев, и за усопших в вере и благочестии. В конце Литургии (обычно, - во время ограждения молящихся св. Крестом, а в некоторых храмах, - несколько раньше) просфоры, из которых были вынуты частицы, раздаются верующим для потребления (вкушения- иногда, в больших приходах, - в разрезанном виде). Беря просфору, следует помнить, что она является не простым хлебом, а одной из святынь, так как имеет отношение к Телу и Крови Господа. Поэтому брать ее и употреблять (т.е. съедать) не следует тем, кто по грехам своим не может прикасаться к церковным святыням (об этом уже говорилось выше). Тем же, кто достойно касается святыни, следует относится к просфоре с благоговением и страхом Божиим. Вот как говорится об этом в одном из древнерусских наставлений: "Когда потребляешь просфору, взяв ее у священника после Литургии, помни, как ее употребить: со всей осторожностью, стоя, а не сидя- и надо постелить чистый плат, и над ним потребить. Или над столом, или над чем-либо чистым, чтобы по твоей небрежности не падали крохи и не были бы затоптаны, хлеб бо той свят есть. И чтобы достойно вкусить просфору, нужно того дня все церковное правило "слушать", т.е. молиться: Вечерню, Павечерницу, Полунощицу, Утреню, Часы и Обедню...( "Сын церковный. Памятник древнерусской церковной литературы: славянский текст и перевод с комментариями" М., 1995, с. 164.) . Нужды ради (болезнь, дальность расстояния от храма) многие (накануне праздника) не приходят в храм, а желают вкусить святыни, таковым нужно дома молиться за церковную службу, как указано в книге "Молитвенник" в главе "О домашней молитве".
Потребление просфоры должно быть спокойным, без поспешного проглатывания. Затем потребивший молитвенно благодарит Господа, совершая три поклона с крестным знамением, первые два - в пояс, а третий - в землю. При этом произносят молитву: "Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си (поклон). Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си (поклон). Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си" (поклон земной).
Добавим здесь некоторые сведения и о том, что такое "Дора", или "Дары", и когда они "потребляются". "Дора", или точнее "Антидор" (с греческого - буквально "вместо дара"), - просфора, а вернее - остатки (называемые еще "подножие") той просфоры, из которой на Проскомидии был вынут св. Агнец для последующего (в Литургии верных) освящения священнослужителем (иереем или епископом) и преложения Духом Святым в истинное Тело Христово.
Церковный обычай раздавать "дары" восходит к християнской древности, когда в каждый воскресный день за Литургией (во исполнение заповеди Спасителя: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк.22, 19) были причащающиеся (не только младенцы) св. Тайн Тела и Крови Христовых. Несподобившимся "сих страшных Даров" (Симеон Солунский), св. Церковь, как бы взамен св. Тайн, предлагает меньшую святыню на благословение и очищение души и телу, - живущим достойно звания християнского. Как и когда это совершается? После причащения себя (во время пения "причастных" стихов) священнодействующий раздробляет "подножие" по потребности: каждый священник примерно знает, сколько достойных могут приступить к этой святыне- при необходимости можно присовокупить и просфору Богородичную, и другие, из числа семи. После заамвонной молитвы, во время пения (или чтения) 33-го псалма, священнослужитель (епископ или иерей) раздает "дары" народу. Раздавая дору, он складывает персты руки так, как на благословение и крестное знамение, и берет дору тремя перстами, т.е. большим, безымянным и мизинцем, и к каждому приходящему говорит: "Милостив и щедр Господь: пищу дал есть боящимся Его" (Пс.110, 4). Приходящий поклоняется священнослужителю в пояс (без крестного знамения), затем перекрестившись с молитвой Исусовой, принимает в правую свою руку св. дары, поддерживая левою, целует дающую руку священнослужителя, отходит на свое место и, не крес-тяся, потребляет дары с благоговением. Как правило, в тех приходах, где это имеет место, потребив св. дары, молящийся берет свою просфору, перекрестившись, целует ее во св. Крест и потребляет со страхом Божиим. После потребления доры и просфиры молится, как было указано выше. А благословенный Всенощный хлеб (если он есть) предлагается молящимся, во время целования Креста. Как подходить ко Кресту, будет сказано ниже. Поцеловав св. Крест, берут благословенный хлеб и, потребив его, благодарят Бога следующей молитвой и поклонами: "Твоих даров достойны сотвори нас, Богородице Дево (поклон), презрящи согрешения наша (поклон), и подающи исцеления, иже с верою приемлющим благословение Твое, Пречистая" (поклон земной).
Следующая глава рассказывает о поклонах, совершаемых, согласно Уставу, во время церковной службы.
Все материалы взяты со старообрядческих сайтов