Unagdomed
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.498
Реакции:371
Баллы:83
1
"Бог - это Вселенский Разум, который задумал, проявил и оживил Творение в соответствии с неизменными и совершенными законами".
Этот закон ставит проблему существования и природы Бога. Многие не верят в Него, потому что думают, что, если бы Он существовал, то не было бы ни войн, ни несчастий, ни страданий. И хотя такое чувство закономерно на человеческом уровне, оно отражает неправильное понимание того, что есть Бог, или, точнее, Его роли в Творении. В этом отношении я думаю, что атеизм есть не абсолютное отрицание Его существования, а отказ допустить возможность того, что Он не всегда вмешивается, дабы остановить людское безумие или предотвратить какую-либо опасность. Вы можете заметить, что большинство атеистов не всегда были неверующими. Многие из них стали таковыми из отчаяния перед человеческим горем или в ответ на видимую несправедливость мира.
Как правило, все религии учат, что Бог есть Любовь, Доброта и Милосердие. Поэтому трудно понять, почему люди убивают друг друга, страдают от разных болезней или испытывают бесчисленные невзгоды. В попытке объяснить это противоречие, многие думают о фатальности, судьбе, неудаче или даже о Божьей каре. В действительности же то, что случается с человеком, происходит чаще всего в результате известного всем розенкрейцерам закона кармы. Этот закон, как я объясню в следующем Послании, лежит в основе большинства переживаемых нами частных и коллективных испытаний. При этом он включает в себя также и наши радости, и наше счастье. Зная его, возможно управлять нашей жизнью и привести её в большее соответствие с нашими надеждами.
Независимо от вопроса о Боге, даже убеждённый материалист не станет отрицать, что мироздание является творением одновременно восхитительным и таинственным. А разве звёздное небо не является самым прекрасным зеркалом? Сама Земля есть выражение совершенной гармонии и красоты. Кто не был очарован закатом солнца, цветущим полем или полётом перелётных птиц? Религиозный или нет, любой человек, достаточно умный и чувствующий, признает, что природа - самое прекрасное святилище. Человек же находится в самом центре этого святилища, потому что его физическое тело являет собой синтез минерального, растительного и животного царств. Кроме того, он обладает свойством, делающим его самым развитым существом нашей планеты, - самосознанием. Но это свойство нематериальной природы и исходит из причины, которую мы можем назвать "духовной". Как бы то ни было, сам факт нашего самосознания придаёт особый смысл нашему предназначению.
С чисто рациональной точки зрения Творение необходимо имеет Творца, так как существующее не может само возникнуть из небытия. И поскольку мироздание, природа и человек управляются законами, которые восхищают самих учёных, то этот Творец чрезвычайно разумен. Отсюда, почему не называть Его "Богом" и не считать Вселенским Разумом? В действительности большинство современных учёных признаёт, что "случай и необходимость", не могут объяснить появление и эволюцию жизни на Земле. Такая концепция свидетельствует о чрезмерном материализме и ничего не объясняет. Сегодня наука более открыта духовности и охотнее соглашается с тем, что многие тайны недоступны её пониманию, что уже является свидетельством некоторого смирения. Известные химики и физики мирового уровня пришли к допущению Бога как рабочей гипотезы. Такое отношение заслуживает только одобрения, потому что всё исходит из трансцендентальной Причины.
Как понимают Бога розенкрейцеры? Согласно первому закону Онтологии, Он является Вселенским Разумом, который задумал, проявил и оживил Творение. Будучи таковым, Он есть всеведущая, вездесущая и всемогущая Энергия. Поэтому Его нельзя считать Сверхчеловеком, восседающим на троне в какой-то части неба. Он также не имеет чувств, характерных для человека, положительных или отрицательных. То есть Бог не есть антропоморфное Существо, наблюдающее за Своими созданиями, как отец за своими детьми. Большинство людей имеет о Нём упрощённое представление и убеждено, что Он может быть добрым или злым, милосердным или мстительным, завистливым или равнодушным, в зависимости от Своего настроения в данный момент.
В отличие от теистов, которые считают, что Бог отделён от Своего Творения и не поддерживает с ним никакой связи, розенкрейцеры скорее являются пантеистами. Они полагают, что Он присутствует во всякой вещи и всяком существе, что выражается в понятии Его вездесущности. То есть Он наполняет собой как "инертную", так и живую материю. Это предполагает, что человек есть воплощение Божественного Существа в самом благородном и мистическом значении термина "воплощение". В этом смысле, действительно, как и говорят многие религии, человек был создан по образу Божьему и является Его живым отражением. И мы можем считать, что наша способность мыслить, говорить и действовать является продолжением Его Мысли, Его Слова и Его Действия - то есть Тройственности, которую мы встречаем в разных аспектах в различных религиях и мистических традициях.
И с научной, и с мистической точек зрения Бог непостижим и неопределим. Поэтому розенкрейцеры не претендуют на то, что знают Его или знают, чем Он является. Когда они упоминают о Нём, то они говорят о "Боге их сердца" или "Боге их понимания". Эти два символических выражения свидетельствуют о различном эмоциональном и ментальном подходе каждого из них. Мне представляется, что любая религия или философия, которая заявляет о своём обладании абсолютной Истиной о природе Бога, заблуждается и показывает свою слабость, если не нетерпимость. Однако возможно познавать законы, через которые Он проявляется в мире, природе и человеке, а совокупность этих законов в учении Ордена Розы и Креста называется "Космосом". В конечном счёте, это означает, что Космос - это Бог в движении и действии в видимых и невидимых планах Творения.
Розенкрейцеры считают, что космические законы включают три категории законов: законы природы, законы всеобщие и законы духовные. Обычно учёных интересуют только две первые категории, потому что в них выражаются физические следствия, поддающиеся объективному наблюдению и техническому измерению. Таков, например, закон всемирного притяжения. Розенкрейцеры же придают одинаковое значение и духовному и материальному. Поэтому они изучают и последнюю категорию законов, являющихся областью метафизики. Но в действительности конечное исходит из бесконечного, а видимое - из невидимого. Пока наука не примет этот фундаментальный принцип, она будет блуждать в лабиринте видимостей и множества, тогда как всё сущее является эманацией Единой Реальности, берущей начало в высших планах Творения.
Все законы - природные, всеобщие и духовные - неизменны в том смысле, что одинаковые причины вызывают одинаковые следствия, как в физическом, так и метафизическом аспектах. Как подтверждают чудеса мироздания и природы, они также совершенны. Если вы допускаете, что эти законы являются выражением Бога в движении и действии, то из этого следует, что Он есть само Совершенство. И именно это Абсолютное Совершенство, источник всего, что было, есть и будет, человек имеет миссией проявлять в своих трудах и своих поступках. Чтобы достичь этого, у него нет иного выбора, кроме как полностью осознать свою божественную природу и выразить это осознание в своих мыслях, словах и делах.
2
"Всё Творение наполнено Вселенской Душой, которая эволюционирует к совершенству своей собственной природы".
Как было сказано в предыдущем законе, Бог - это Вселенский Разум, который задумал, проявил и оживил Творение в соответствии с неизменными и совершенными законами. Поэтому "большой взрыв", о котором говорят многие учёные, не является началом мироздания. Допустив, что этот гигантский космический взрыв действительно имел место в "начале времён", мы должны сказать, что он был первым следствием Трансцендентной Причины. Иными словами, он был лишь первичным проявлением реализации плана, разработанного Божественной Мыслью. Это значит, что все законы - духовные, всеобщие и законы природы - уже существовали виртуально до того, как они смогли проявиться в своих соответствующих мирах и областях. Именно по этой причине розенкрейцеры всегда считали, что материальное происходит из нематериального. И, наоборот, всё материальное станет вновь нематериальным в "конце времён".
В начале мироздания Бог как Вселенский Разум эманировал из Себя Душу, которую мы также можем назвать "Вселенской" по причине её природы. Как указывает её название, эта Вселенская Душа, называемая "Атман" в индуистской и буддистской традициях, пронизывает всё Творение, как видимое, так и невидимое. По образу своего источника, она чиста и совершенна. То есть она содержит в потенциале всю Божественную Мудрость и все космические законы. И это объясняет, почему мироздание и природа являют собой выражение столь замечательной гармонии и красоты и в макрокосме, и в микрокосме. Оба мира наполнены врождённым Стремлением эволюционировать к высшим архетипам - отражениям Чистоты и Совершенства Создателя.
Хотя Вселенская Душа чиста и совершенна, она не осознаёт ни эту чистоту, ни это совершенство. Её цель как раз и состоит в эволюции к этому осознанию и возвращению к своему источнику, откуда она изошла, то есть к Богу. И для этого она использует в качестве носителя материю и жизнь. И поэтому материальный мир и живые творения не имеют иного назначения, как содействовать эволюции Вселенской Души и её конечному соединению с Богом. Конечно, такая концепция Космической Эволюции глубоко спиритуалистична, потому что она представляет Творение второстепенным по отношению к превосходящей его Причине. Но при этом я убеждён, что настанет день, когда учёные представят доказательства существования Божественного Плана, лежащего в основе всего того, что доступно человеческому пониманию. Осознают они это или нет, но именно к этой конечной Истине подведут их поиски, потому что в ней находится ключ всех тайн и ответ на фундаментальный вопрос: "Зачем существует мироздание?"
Конечно, трудно понять, как Вселенская Душа, имеющая Божественное происхождение, не осознаёт своего сокрытого совершенства. Однако это так. Обратимся к аналогии. Самый великий учёный уже от рождения имеет ум, необходимый для его будущего становления. Однако он развивает его и осознаёт его только в процессе обучения. Если бы он не прилагал усилий для того, чтобы понять и образоваться, он не имел бы свойственного ему знания, благодаря которому он в какой-то степени может использовать ставшие известные ему законы. Таким же образом, Вселенская Душа совершенна в своей сущности, но она должна осознать это, только непосредственно пережив все свои потенциальные возможности. Вдохнув Душу во всё Творение, Бог имел целью дать ей необходимый для этого опыта носитель, что является непреложным условием для её эволюции к своему истоку.
Поскольку Вселенская Душа проницает всё Творение, она наполняет собой всё сущее на нашей планете. Она присутствует во всех царствах природы и, следовательно, наделяет их духовным измерением. На первый взгляд трудно допустить, что растения и животные обладают таким измерением, потому что даже большинство религий утверждает, что только человек наделён душой и способен к эволюции. Такая склонность делать человека единственным существом, получившим Божью "милость", на мой взгляд, является свидетельством его гордыни. По этой же причине на протяжении веков считали, что Земля находится в центре Вселенной и что она плоская. Нужно было дождаться появления Коперника, чтобы усомниться в этом убеждении и затем отбросить его. Добавим в связи с этим, что предрассудки, какой бы ни была их природа, являются основными врагами Истины.
Теперь мы должны рассмотреть следующий вопрос: "Как Вселенская Душа эволюционирует в различных царствах природы?" Многие века Орден Розы и Креста учит, что Душа обладает неотъемлемым свойством своей божественной природы - Космическим Сознанием, которое можно также назвать "Вселенским Сознанием". И именно это сознание оживляет все творения, живущие на нашей планете. Естественно, оно проявляется по-разному в каждом из них и наполняет их в разной степени. Поэтому сознание растения менее развито, чем сознание животного, которое, в свою очередь, более ограничено, чем сознание человека. Но при этом важно понять, что все царства образуют непрерывную цепь в процессе Космической Эволюции. В конечном счёте, это единство объясняет гармонию жизни и замечательную простоту законов, согласно которым она осуществляется.
Для розенкрейцеров эта идея единства является основополагающей, потому что на ней покоится их Онтология. Она подразумевает, что все люди оживлены одной духовной сущностью. Отсюда, они имеют одно божественное происхождение и различаются только физически. С розенкрейцерской точки зрения человеческие расы являют только внешние различия, которые не могут служить основой для каких-либо расистских умопостроений. С другой стороны, ни одна религия не обладает монополией на Истину и Веру. И поэтому все религиозные "фундаменталисты" подлежат осуждению, так как являют собой оскорбление Бога, о служении которому они громогласно заявляют. Однако во имя Его велись все "священные" войны. Как бы то ни было, все люди являются клетками одного и того же тела, а это единое тело - храмом коллективной души человечества.
Хотя царство человека является самым развитым в природе, оно не имеет никаких особых прав в отношении других царств, в частности царства животных. Будучи живыми творениями, животные являются также носителями Вселенской Души и развиваются по свойственным им законам. В этом смысле они полноправно участвуют в Космической Эволюции и занимают своё достойное место в Божественном Плане. И поэтому мы должны относиться к ним, как к нашим меньшим братьям, и оказывать им уважение, так как Братство должно включать в себя все существа, порождённые жизнью. Лично я считаю, что животные - это создания, находящиеся на пути становления людьми - в частности, наиболее развитые их виды. И поэтому они также являются предметом моего сострадания за те муки, которые они переживают из-за алчности человека, варварских традиций или ради некоторых научных идей. И здесь я убеждён, что их страдания порождают негативные кармы, объясняющие многие испытания, которые люди переживают и коллективно и в одиночку, в частности в области болезней.
Заключая объяснение второго закона розенкрейцерской Онтологии, я просто скажу, что Творение есть зеркало, в которое Бог созерцает себя, а Вселенская Душа есть действующая сила этого созерцания. Четыре царства природы составляют неотъемлемую часть этого зеркала и образуют пирамиду Космической Эволюции в том виде, в котором она проявляется на нашей планете. С точки зрения Вселенского Разума ни одна из сторон этой пирамиды не важнее другой. Каждая включена в Священное Здание, которое воздвигла рука Великого Архитектора Вселенной на нашей Земле. По причине своего особого положения, человек имеет миссией поддерживать это Здание и сделать его самым прекрасным святилищем нашей солнечной системы. Независимо от наших философских, религиозных или других убеждений, будем достойными хранителями этого святилища и сбережём его красоту для грядущих поколений!
3
"Жизнь является носителем Космической Эволюции, в том виде, в каком она проявляется во вселенной и на Земле".
Независимо от того, является человек мистиком или нет, Жизнь представляется ему одной из самых великих загадок, с которыми он сталкивается. Для большинства учёных она является следствием физико-химического процесса, имеющего своим источником саму природу. Конечно, мы не можем отрицать существование этого процесса, тем более что его возможно наблюдать объективно. Однако при этом мы всё же не знаем его истинной причины. То есть ни один учёный не может сегодня точно определить, что такое Жизнь. В конечном счёте, мы можем только описать её проявления и выявить характеристики, общие для всех живых существ: они рождаются, растут, размножаются и умирают. Но эти четыре характеристики не объясняют, почему растительное, животное царства и царство человека оживлены силой, исчезновение которой влечёт за собой смерть. И здесь опять мы должны обратиться к мистицизму, чтобы попытаться понять источник и природу этой Силы.
Как это детально объясняется в учении Ордена Розы и Креста, Жизнь не ограничивается физико-химическими процессами. Она содержит в себе духовное измерение, которое исходит из Вселенского Разума, откуда эманировало всё Творение. Сказать точнее, она является Космической Энергией, которую розенкрейцеры всегда называли "Жизненной Силой". Как и Вселенская Душа, эта Жизненная Сила пронизывает всё сущее в мироздании, включая саму материю. И в этом отношении не существует инертного мира, так как живое не может произойти от неживого. Я убеждён, что минеральное царство содержит в себе зёрна Жизни и обладает ею в непроявленном состоянии. Именно поэтому растения растут из почвы. А что уж говорить о необычайной активности, имеющей место внутри атомов?
В начале XIX века известные учёные думали, что открыли тайну Жизни. Более того, они считали себя способными её создать. Эта теория, известная как "теория спонтанного зарождения", увлекла научный мир, и это вполне понятно. Но в действительности же учёным удалось создать в лаборатории только условия, благоприятные для возникновения Жизни. Одноклеточные организмы, которые они создали, были живыми, но через несколько часов после "рождения" прекращали развиваться и погибали от истощения. Учёные были вынуждены признать, что для создания Жизни недостаточно сочетания в верных пропорциях химических элементов, подверженных затем точно расчитанному физическому воздействию (освещение, температура, влажность и т.д.). И в данной области человек не может и никогда не сможет заменить собою Творца, хотя бы потому что сам является одним из Его творений и не обладает Его Всемогуществом.
Вышесказанное подводит меня к одному вопросу. Сегодня учёные проводят всё более сложные эксперименты в области генетики. Их исследования позволили далеко продвинуться в лечении или облегчении некоторых заболеваний. Однако не является ли их деятельность деятельностью "учеников волшебника", когда они затрагивают законы, которыми не владеют, и в частности, в области клонирования? Вполне вероятно, что такая генетическая манипуляция, которая состоит в воспроизведении живого существа без оплодотворения из тканей базового организма, уже проделывается тайно с человеком в каких-то лабораториях. Это мне кажется в корне отрицательным в этическом плане. С другой стороны, такая практика влечёт за собой большую опасность, потому что, я считаю, что души, способные воплотиться в гуманоидах, созданных таким образом, будут очень низкого уровня, если не сказать примитивными. Может быть, это будут даже души животных? Поэтому уровень сознания таких существ будет таковым, что нельзя будет предсказать их будущее поведение и знать, как они будут эволюционировать.
В некоторых древних текстах, в частности в толкованиях Каббалы, сказано, что Падение Человека произошло потому, что Адам захотел заменить собой Бога и самому создавать существа, подчинённые своей воле. Поступая так, он нарушил пределы своих изначально определённых прав и был наказан за своё неповиновение. Так он был изгнан из Рая и утратил своё особое положение рядом с Создателем. Хотя этот эпизод о началах мира частично аллегоричен, он являет собой, тем не менее, предупреждение от неправильного использования своего разума. В этом отношении фраза "знание без осознания есть погибель души" полностью правомерна. Вне зависимости от религиозного или философского аспекта, любой благонамеренный учёный должен признать, что исследования в области генетики представляют собой реальную опасность, если не находятся под строгим контролем компетентных и независимых органов. Это поднимает проблему деонтологических границ, которые следует установить для науки, или которые она сама должна для себя определить (деонтология - раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного).
Согласно розенкрейцерской Онтологии, Жизнь имеет космическое, а не земное происхождение, и представляет собой планетарное проявление универсальной энергии - Жизненной Силы. Конечно, мы не можем отрицать, что растениям, животным и человеку для жизни необходимы воздух, вода и пища. Однако ни один из этих элементов не является сам по себе причиной Жизни. Они только содействуют поддержанию её в живых организмах. Кроме этого, недавние исследования показали, что некоторые бактерии развиваются, черпая силы для своей жизни непосредственно в солнечном излучении. А розенкрейцерское учение многие века утверждало, что именно это излучение несёт в себе Жизненную Силу. Поэтому Солнце для Земли - это не только источник света и тепла. Оно является также очагом, от которого к ней приходит эссенция Жизни. Эта эссенция имеет духовную природу, она пронизывает нашу планету на большую глубину, что объясняет, почему в пустотах, лишённых кислорода и света, существуют простейшие живые организмы.
Нельзя говорить о Жизни, не задавая себе вопроса о её существовании за пределами нашей планеты. Я отвечаю на него утвердительно, так как убеждён, что она является свойством Вселенского Разума и охватывает поэтому всё мироздание. И хотя этому ещё нет научного подтверждения, мне кажется очевидным, что она присутствует в иных мирах. С другой стороны, я думаю, что она должна быть достаточно схожей в своих проявлениях. То есть вероятно, что растения, животные и люди, живущие в других планетарных системах, схожи с теми, которые населяют нашу Землю. Поэтому нет никакого основания полагать, что инопланетяне являются безобразными, отталкивающими или даже страшными. Поэтому же мы не должны переносить на них наши слабости и заранее считать их захватчиками, желающими завоевать и подчинить нас. К сожалению, именно этот образ представляют нам посвящённые им книги и фильмы.
Если признать, что другие человеческие сообщества, схожие с нашим, живут в других звёздных системах, то можно предположить, что некоторые из них более развиты не только в материальном, но и в духовном плане. Тогда нам следует их не опасаться, а готовиться их принять и получить от них знания, которые они могут нам передать. Некоторые эзотерические тексты говорят, что Первичная Традиция была принесена на нашу планету "людьми, пришедшими с Неба через Великий Космический Океан".
Как бы то ни было, мы знаем, что наша галактика насчитывает 100 миллиардов звёзд, значительная часть которых образуют системы, подобные солнечной. Поэтому было бы излишне самонадеянным полагать, что Земля - единственная планета, населённая живыми существами. Мы знаем, что Мироздание является Творением Вселенского Разума и местом эволюции Вселенской Души. А Жизнь является носителем этой эволюции. Эти две космические энергии неразделимы и проникают друг в друга, образуя вместилище для сознательной жизни, проявляющейся в различных царствах природы.
4
"Материя обязана своим существованием энергии, распространяющейся во всём мироздании в форме вибраций и пронизывающей каждый атом".
Четвёртый закон розенкрейцерской Онтологии подводит нас к рассмотрению темы, не имеющей на первый взгляд отношения к мистицизму. Многие философские школы не проявляют интереса к материальному миру и считают, что его изучение несовместимо с духовностью и что он портит человеческую душу. Некоторые школы доходят до его отрицания и утверждают, что он является психо-сенсорной иллюзией. Исходя из этого принципа, последователи таких учений стараются жить вдали от него и ищут Истину в прямом контакте с Богом, чаще всего посредством медитаций и продолжительных молитв. И хотя всякий духовный поиск достоин уважения, такой способ постижения Бога ограничен и в лучшем случае даёт лишь некоторое приближение к Знанию. В крайних проявлениях такое понимание мистицизма ведёт к аскетизму, к затворничеству - тому, что Орден Розы и Креста никогда не проповедовал. Наоборот, он всегда призывал своих членов к жизни среди людей, с тем, чтобы они воспринимали мир как горнило своей эволюции.
Розенкрейцеры считают, что материя является неотъемлемой частью Божественного. Отрицать эту очевидность означало бы допускать, что мироздание было создано Силой, внешней по отношению к Богу, что противоречит законам, рассмотренным нами ранее. Это также означало бы также, что тело человека не имеет никакой духовной функции. Однако мы утверждаем, что оно является храмом нашей души и служит её духовной эволюции. И поэтому оно заслуживает нашего самого большого уважения. Поэтому же не следует думать, что необходимо страдать телесно, чтобы приблизиться к Богу и познать Царство Небесное. Если бы это было так, то нужно спросить себя, зачем сам Учитель Иисус посвящал столько времени исцелению больных. И в конечном счёте, страдание никогда не было необходимостью для духовной эволюции- идеальным было бы никогда не знать его, что, к сожалению, невозможно в настоящем положении человека.
Вне связи с людьми, умерщвляющими свою плоть, которые надеются таким образом понравиться Богу и получить Его благословение, мы встречаемся с фактами калечения детей в соответствии с этническими или религиозными обычаями, существующими, в частности в некоторых африканских странах. Я искренне полагаю, что такая практика никак не оправдана в глазах Бога. В большинстве случаев она является проявлением варварских традиций или сохранением отживших ритуалов, не имеющих никакого духовного источника. В любом случае я думаю, что те, кто прибегают к такой практике или поддерживают её, создают себе негативную карму, которую рано или поздно они должны будут компенсировать. Они познают физические или моральные страдания, подобные тем, которые они сами причиняли другим, потому что долг человека состоит в том, чтобы научиться уважать своё тело. Следовательно, истязать своё тело или тело другого человека представляется посягательством на человеческое достоинство и не имеет никакого духовного оправдания.
После этих весьма важных замечаний вернёмся к четвёртому закону розенкрейцерской Онтологии. Как гласит этот закон, материя существует благодаря энергии, которая распространяется в мироздании в форме вибраций. В учении Ордена Розы и Креста эта энергия на протяжении веков называется "Духом". Это название ей дал Анаксагор. В пятом веке до нашей эры этот греческий учёный и философ был убеждён, что материальный мир, будучи осязаемым, является крайней конденсацией нематериальной эссенции. По его мнению, эта эссенция представляет собой эманацию Бога, которого он считал организующим Разумом, внешним по отношению к самому Творению. Поэтому он был теистом, а не пантеистом. Однако его концепция происхождения материи в основе своей правильна. Добавим также, что он был одним из первых биологов и много занимался эволюцией видов животных.
Согласно вышеизложенному, слово "Дух", как оно употребляется в розенкрейцерской Традиции, не относится к духовному измерению человека. То есть оно не означает его душу или разум. Оно также не соотносится со "Святым Духом", третьей ипостасью христианской Троицы. Как я говорил, оно является традиционным обозначением энергии, лежащей в основе материи, которая распространяется в пространстве из того же центра, что и Вселенская Душа и Жизненная Сила. Эти три энергии имеют общий исток, и каждая является отдельным проявлением Божественного Дыхания, которое во многих традициях называется Глаголом. Я добавлю, что всякое живое и сознательное существо представляет собой особый синтез их вибраций, которые подчиняются точным физическим и метафизическим законам. И в этой области мы стоим перед великой загадкой: как и когда свершается переход от материи к жизни?
Сегодня физикам известны космические лучи, гамма излучение, электромагнитные, световые и звуковые волны. Но очень важно осознать, что эти лучи и эти волны не являются полностью отдельными и независимыми явлениями. В действительности это различные проявления единой энергии - энергии Духа. То же самое можно сказать о силах притяжения и отталкивания, проявляющихся в атомах или в мнимой пустоте, разделяющей земные или небесные тела. Как предвидел Анаксагор, о котором я уже упоминал, земной мир - это осязаемое проявление эссенции, уплотняющейся по мере её удаления от её источника. И как бы это ни казалось противоречивым, материя имеет происхождение духовное, то есть божественное. И учёные должны изучать её, помня об этом.
Всем известно, что материя состоит из атомов. Это открытие, на первый взгляд недавнее, в действительности восходит к Демокриту, который первым выдвинул эту гипотезу в начале пятого века до нашей эры. Он был автором термина "атом", что буквально означает "неделимый". Многие современные учёные считают его отцом атомной теории. Этот великий учёный и философ был убеждён, что каждый атом состоит из мельчайших частиц, называвшихся в его время "эонами". Конечно, он не мог знать точно их структуру или полярность, но он интуитивно чувствовал их существование, что показывает, насколько он находился в гармонии с Космической Мудростью. В этом отношении мистицизм никогда не противостоял науке. Более того, эти два пути Знания дополняют друг друга, и оба направлены на постижение тайн мироздания, природы и человека.
Только в начале двадцатого века были открыты составляющие атом частицы: электроны, протоны и нейтроны с соответствующими отрица- тельными, положительными и нейтральными зарядами. Это великое открытие дало опытное подтверждение теориям, которые выдвинули, опираясь на интуицию, великие мыслители Древней Греции, получившие своё знание из ещё более древнего источника. Оно также подтвердило обоснованность герметической формулы, известной всем розенкрейцерам: "Внизу всё так, как наверху...". В самом деле, подобно планетам, вращающимся вокруг солнца, электроны вращаются вокруг ядра, и ядро является сердцем жизни атома. Микрокосм - бесконечно малый мир, отражает законы, управляющие макрокосмом - миром бесконечно большим. Поэтому можно многое узнать о каждом из двух, внимательно изучая другой.
Что же это за энергия, которая обеспечивает жизнь атомов? Согласно розенкрейцерской Онтологии - это Дух. Именно эта энергия заставляет вибрироваать электроны, протоны и нейтроны, из которых состоит материя. Благодаря ей существует притяжение и взаимоотталкивание атомов. Под влиянием её соединяющей и сцепляющей силы молекулы образуют все материальные субстанции. В конечном счёте, мироздание представляет собой океан вибраций, в котором движется бесконечное множество частиц, объединённых в звёзды, планеты и все создания, участвующие в Космической Эволюции. И в силу своего особого положения человек может созерцать этот океан и созерцать в нём себя, и именно в этом двойном созерцании находится ключ настоящей Науки.
5
"Время и пространство являются производными сознания и не имеют материальной реальности, независимой от человека".
Для лучшего понимания этого закона следует определить то, что розенкрейцеры подразумевают под "материальной реальностью". Согласно объяснениям, приведённым в предыдущем Послании, материя обязана своим существованием вибрациям Духа. Именно эти вибрации поддерживают активность составляющих её атомов. Однако роль вибраций не ограничивается этим. Они позволяют нам осознавать наше земное окружение, потому что всё, что мы знаем о материальном мире, является следствием восприятия вибраций, постоянно исходящих от него. То есть то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем посредством вкуса или обоняния, исходит от вибраций, которые мы интерпретируем как ощущения или впечатления. Поэтому реальность, которой мы наделяем объекты восприятия, субъективна и является относительной истиной.
Как подробно объясняется в учении розенкрейцеров, наше восприятие материального мира зависит от наших сенсорных способностей, в частности от зрения, слуха или осязания. Но эти способности подвержены многим иллюзиям. Один из самых известных примеров состоит в кажущемся изменении величины предметов, в зависимости от расстояния, отделяющего их от наблюдателя. Однако на самом деле это расстояние никак не влияет на их величину или форму. Этим явлением мы обязаны эффекту перспективы. В любом случае, вещи нам представляются такими, какими мы их воспринимаем, а не такими, какими они являются в их внутренней реальности. Кроме того, понимание их нами определяется образом интерпретацией нашего объективного сознания, а эта интерпретация является произвол
"Бог - это Вселенский Разум, который задумал, проявил и оживил Творение в соответствии с неизменными и совершенными законами".
Этот закон ставит проблему существования и природы Бога. Многие не верят в Него, потому что думают, что, если бы Он существовал, то не было бы ни войн, ни несчастий, ни страданий. И хотя такое чувство закономерно на человеческом уровне, оно отражает неправильное понимание того, что есть Бог, или, точнее, Его роли в Творении. В этом отношении я думаю, что атеизм есть не абсолютное отрицание Его существования, а отказ допустить возможность того, что Он не всегда вмешивается, дабы остановить людское безумие или предотвратить какую-либо опасность. Вы можете заметить, что большинство атеистов не всегда были неверующими. Многие из них стали таковыми из отчаяния перед человеческим горем или в ответ на видимую несправедливость мира.
Как правило, все религии учат, что Бог есть Любовь, Доброта и Милосердие. Поэтому трудно понять, почему люди убивают друг друга, страдают от разных болезней или испытывают бесчисленные невзгоды. В попытке объяснить это противоречие, многие думают о фатальности, судьбе, неудаче или даже о Божьей каре. В действительности же то, что случается с человеком, происходит чаще всего в результате известного всем розенкрейцерам закона кармы. Этот закон, как я объясню в следующем Послании, лежит в основе большинства переживаемых нами частных и коллективных испытаний. При этом он включает в себя также и наши радости, и наше счастье. Зная его, возможно управлять нашей жизнью и привести её в большее соответствие с нашими надеждами.
Независимо от вопроса о Боге, даже убеждённый материалист не станет отрицать, что мироздание является творением одновременно восхитительным и таинственным. А разве звёздное небо не является самым прекрасным зеркалом? Сама Земля есть выражение совершенной гармонии и красоты. Кто не был очарован закатом солнца, цветущим полем или полётом перелётных птиц? Религиозный или нет, любой человек, достаточно умный и чувствующий, признает, что природа - самое прекрасное святилище. Человек же находится в самом центре этого святилища, потому что его физическое тело являет собой синтез минерального, растительного и животного царств. Кроме того, он обладает свойством, делающим его самым развитым существом нашей планеты, - самосознанием. Но это свойство нематериальной природы и исходит из причины, которую мы можем назвать "духовной". Как бы то ни было, сам факт нашего самосознания придаёт особый смысл нашему предназначению.
С чисто рациональной точки зрения Творение необходимо имеет Творца, так как существующее не может само возникнуть из небытия. И поскольку мироздание, природа и человек управляются законами, которые восхищают самих учёных, то этот Творец чрезвычайно разумен. Отсюда, почему не называть Его "Богом" и не считать Вселенским Разумом? В действительности большинство современных учёных признаёт, что "случай и необходимость", не могут объяснить появление и эволюцию жизни на Земле. Такая концепция свидетельствует о чрезмерном материализме и ничего не объясняет. Сегодня наука более открыта духовности и охотнее соглашается с тем, что многие тайны недоступны её пониманию, что уже является свидетельством некоторого смирения. Известные химики и физики мирового уровня пришли к допущению Бога как рабочей гипотезы. Такое отношение заслуживает только одобрения, потому что всё исходит из трансцендентальной Причины.
Как понимают Бога розенкрейцеры? Согласно первому закону Онтологии, Он является Вселенским Разумом, который задумал, проявил и оживил Творение. Будучи таковым, Он есть всеведущая, вездесущая и всемогущая Энергия. Поэтому Его нельзя считать Сверхчеловеком, восседающим на троне в какой-то части неба. Он также не имеет чувств, характерных для человека, положительных или отрицательных. То есть Бог не есть антропоморфное Существо, наблюдающее за Своими созданиями, как отец за своими детьми. Большинство людей имеет о Нём упрощённое представление и убеждено, что Он может быть добрым или злым, милосердным или мстительным, завистливым или равнодушным, в зависимости от Своего настроения в данный момент.
В отличие от теистов, которые считают, что Бог отделён от Своего Творения и не поддерживает с ним никакой связи, розенкрейцеры скорее являются пантеистами. Они полагают, что Он присутствует во всякой вещи и всяком существе, что выражается в понятии Его вездесущности. То есть Он наполняет собой как "инертную", так и живую материю. Это предполагает, что человек есть воплощение Божественного Существа в самом благородном и мистическом значении термина "воплощение". В этом смысле, действительно, как и говорят многие религии, человек был создан по образу Божьему и является Его живым отражением. И мы можем считать, что наша способность мыслить, говорить и действовать является продолжением Его Мысли, Его Слова и Его Действия - то есть Тройственности, которую мы встречаем в разных аспектах в различных религиях и мистических традициях.
И с научной, и с мистической точек зрения Бог непостижим и неопределим. Поэтому розенкрейцеры не претендуют на то, что знают Его или знают, чем Он является. Когда они упоминают о Нём, то они говорят о "Боге их сердца" или "Боге их понимания". Эти два символических выражения свидетельствуют о различном эмоциональном и ментальном подходе каждого из них. Мне представляется, что любая религия или философия, которая заявляет о своём обладании абсолютной Истиной о природе Бога, заблуждается и показывает свою слабость, если не нетерпимость. Однако возможно познавать законы, через которые Он проявляется в мире, природе и человеке, а совокупность этих законов в учении Ордена Розы и Креста называется "Космосом". В конечном счёте, это означает, что Космос - это Бог в движении и действии в видимых и невидимых планах Творения.
Розенкрейцеры считают, что космические законы включают три категории законов: законы природы, законы всеобщие и законы духовные. Обычно учёных интересуют только две первые категории, потому что в них выражаются физические следствия, поддающиеся объективному наблюдению и техническому измерению. Таков, например, закон всемирного притяжения. Розенкрейцеры же придают одинаковое значение и духовному и материальному. Поэтому они изучают и последнюю категорию законов, являющихся областью метафизики. Но в действительности конечное исходит из бесконечного, а видимое - из невидимого. Пока наука не примет этот фундаментальный принцип, она будет блуждать в лабиринте видимостей и множества, тогда как всё сущее является эманацией Единой Реальности, берущей начало в высших планах Творения.
Все законы - природные, всеобщие и духовные - неизменны в том смысле, что одинаковые причины вызывают одинаковые следствия, как в физическом, так и метафизическом аспектах. Как подтверждают чудеса мироздания и природы, они также совершенны. Если вы допускаете, что эти законы являются выражением Бога в движении и действии, то из этого следует, что Он есть само Совершенство. И именно это Абсолютное Совершенство, источник всего, что было, есть и будет, человек имеет миссией проявлять в своих трудах и своих поступках. Чтобы достичь этого, у него нет иного выбора, кроме как полностью осознать свою божественную природу и выразить это осознание в своих мыслях, словах и делах.
2
"Всё Творение наполнено Вселенской Душой, которая эволюционирует к совершенству своей собственной природы".
Как было сказано в предыдущем законе, Бог - это Вселенский Разум, который задумал, проявил и оживил Творение в соответствии с неизменными и совершенными законами. Поэтому "большой взрыв", о котором говорят многие учёные, не является началом мироздания. Допустив, что этот гигантский космический взрыв действительно имел место в "начале времён", мы должны сказать, что он был первым следствием Трансцендентной Причины. Иными словами, он был лишь первичным проявлением реализации плана, разработанного Божественной Мыслью. Это значит, что все законы - духовные, всеобщие и законы природы - уже существовали виртуально до того, как они смогли проявиться в своих соответствующих мирах и областях. Именно по этой причине розенкрейцеры всегда считали, что материальное происходит из нематериального. И, наоборот, всё материальное станет вновь нематериальным в "конце времён".
В начале мироздания Бог как Вселенский Разум эманировал из Себя Душу, которую мы также можем назвать "Вселенской" по причине её природы. Как указывает её название, эта Вселенская Душа, называемая "Атман" в индуистской и буддистской традициях, пронизывает всё Творение, как видимое, так и невидимое. По образу своего источника, она чиста и совершенна. То есть она содержит в потенциале всю Божественную Мудрость и все космические законы. И это объясняет, почему мироздание и природа являют собой выражение столь замечательной гармонии и красоты и в макрокосме, и в микрокосме. Оба мира наполнены врождённым Стремлением эволюционировать к высшим архетипам - отражениям Чистоты и Совершенства Создателя.
Хотя Вселенская Душа чиста и совершенна, она не осознаёт ни эту чистоту, ни это совершенство. Её цель как раз и состоит в эволюции к этому осознанию и возвращению к своему источнику, откуда она изошла, то есть к Богу. И для этого она использует в качестве носителя материю и жизнь. И поэтому материальный мир и живые творения не имеют иного назначения, как содействовать эволюции Вселенской Души и её конечному соединению с Богом. Конечно, такая концепция Космической Эволюции глубоко спиритуалистична, потому что она представляет Творение второстепенным по отношению к превосходящей его Причине. Но при этом я убеждён, что настанет день, когда учёные представят доказательства существования Божественного Плана, лежащего в основе всего того, что доступно человеческому пониманию. Осознают они это или нет, но именно к этой конечной Истине подведут их поиски, потому что в ней находится ключ всех тайн и ответ на фундаментальный вопрос: "Зачем существует мироздание?"
Конечно, трудно понять, как Вселенская Душа, имеющая Божественное происхождение, не осознаёт своего сокрытого совершенства. Однако это так. Обратимся к аналогии. Самый великий учёный уже от рождения имеет ум, необходимый для его будущего становления. Однако он развивает его и осознаёт его только в процессе обучения. Если бы он не прилагал усилий для того, чтобы понять и образоваться, он не имел бы свойственного ему знания, благодаря которому он в какой-то степени может использовать ставшие известные ему законы. Таким же образом, Вселенская Душа совершенна в своей сущности, но она должна осознать это, только непосредственно пережив все свои потенциальные возможности. Вдохнув Душу во всё Творение, Бог имел целью дать ей необходимый для этого опыта носитель, что является непреложным условием для её эволюции к своему истоку.
Поскольку Вселенская Душа проницает всё Творение, она наполняет собой всё сущее на нашей планете. Она присутствует во всех царствах природы и, следовательно, наделяет их духовным измерением. На первый взгляд трудно допустить, что растения и животные обладают таким измерением, потому что даже большинство религий утверждает, что только человек наделён душой и способен к эволюции. Такая склонность делать человека единственным существом, получившим Божью "милость", на мой взгляд, является свидетельством его гордыни. По этой же причине на протяжении веков считали, что Земля находится в центре Вселенной и что она плоская. Нужно было дождаться появления Коперника, чтобы усомниться в этом убеждении и затем отбросить его. Добавим в связи с этим, что предрассудки, какой бы ни была их природа, являются основными врагами Истины.
Теперь мы должны рассмотреть следующий вопрос: "Как Вселенская Душа эволюционирует в различных царствах природы?" Многие века Орден Розы и Креста учит, что Душа обладает неотъемлемым свойством своей божественной природы - Космическим Сознанием, которое можно также назвать "Вселенским Сознанием". И именно это сознание оживляет все творения, живущие на нашей планете. Естественно, оно проявляется по-разному в каждом из них и наполняет их в разной степени. Поэтому сознание растения менее развито, чем сознание животного, которое, в свою очередь, более ограничено, чем сознание человека. Но при этом важно понять, что все царства образуют непрерывную цепь в процессе Космической Эволюции. В конечном счёте, это единство объясняет гармонию жизни и замечательную простоту законов, согласно которым она осуществляется.
Для розенкрейцеров эта идея единства является основополагающей, потому что на ней покоится их Онтология. Она подразумевает, что все люди оживлены одной духовной сущностью. Отсюда, они имеют одно божественное происхождение и различаются только физически. С розенкрейцерской точки зрения человеческие расы являют только внешние различия, которые не могут служить основой для каких-либо расистских умопостроений. С другой стороны, ни одна религия не обладает монополией на Истину и Веру. И поэтому все религиозные "фундаменталисты" подлежат осуждению, так как являют собой оскорбление Бога, о служении которому они громогласно заявляют. Однако во имя Его велись все "священные" войны. Как бы то ни было, все люди являются клетками одного и того же тела, а это единое тело - храмом коллективной души человечества.
Хотя царство человека является самым развитым в природе, оно не имеет никаких особых прав в отношении других царств, в частности царства животных. Будучи живыми творениями, животные являются также носителями Вселенской Души и развиваются по свойственным им законам. В этом смысле они полноправно участвуют в Космической Эволюции и занимают своё достойное место в Божественном Плане. И поэтому мы должны относиться к ним, как к нашим меньшим братьям, и оказывать им уважение, так как Братство должно включать в себя все существа, порождённые жизнью. Лично я считаю, что животные - это создания, находящиеся на пути становления людьми - в частности, наиболее развитые их виды. И поэтому они также являются предметом моего сострадания за те муки, которые они переживают из-за алчности человека, варварских традиций или ради некоторых научных идей. И здесь я убеждён, что их страдания порождают негативные кармы, объясняющие многие испытания, которые люди переживают и коллективно и в одиночку, в частности в области болезней.
Заключая объяснение второго закона розенкрейцерской Онтологии, я просто скажу, что Творение есть зеркало, в которое Бог созерцает себя, а Вселенская Душа есть действующая сила этого созерцания. Четыре царства природы составляют неотъемлемую часть этого зеркала и образуют пирамиду Космической Эволюции в том виде, в котором она проявляется на нашей планете. С точки зрения Вселенского Разума ни одна из сторон этой пирамиды не важнее другой. Каждая включена в Священное Здание, которое воздвигла рука Великого Архитектора Вселенной на нашей Земле. По причине своего особого положения, человек имеет миссией поддерживать это Здание и сделать его самым прекрасным святилищем нашей солнечной системы. Независимо от наших философских, религиозных или других убеждений, будем достойными хранителями этого святилища и сбережём его красоту для грядущих поколений!
3
"Жизнь является носителем Космической Эволюции, в том виде, в каком она проявляется во вселенной и на Земле".
Независимо от того, является человек мистиком или нет, Жизнь представляется ему одной из самых великих загадок, с которыми он сталкивается. Для большинства учёных она является следствием физико-химического процесса, имеющего своим источником саму природу. Конечно, мы не можем отрицать существование этого процесса, тем более что его возможно наблюдать объективно. Однако при этом мы всё же не знаем его истинной причины. То есть ни один учёный не может сегодня точно определить, что такое Жизнь. В конечном счёте, мы можем только описать её проявления и выявить характеристики, общие для всех живых существ: они рождаются, растут, размножаются и умирают. Но эти четыре характеристики не объясняют, почему растительное, животное царства и царство человека оживлены силой, исчезновение которой влечёт за собой смерть. И здесь опять мы должны обратиться к мистицизму, чтобы попытаться понять источник и природу этой Силы.
Как это детально объясняется в учении Ордена Розы и Креста, Жизнь не ограничивается физико-химическими процессами. Она содержит в себе духовное измерение, которое исходит из Вселенского Разума, откуда эманировало всё Творение. Сказать точнее, она является Космической Энергией, которую розенкрейцеры всегда называли "Жизненной Силой". Как и Вселенская Душа, эта Жизненная Сила пронизывает всё сущее в мироздании, включая саму материю. И в этом отношении не существует инертного мира, так как живое не может произойти от неживого. Я убеждён, что минеральное царство содержит в себе зёрна Жизни и обладает ею в непроявленном состоянии. Именно поэтому растения растут из почвы. А что уж говорить о необычайной активности, имеющей место внутри атомов?
В начале XIX века известные учёные думали, что открыли тайну Жизни. Более того, они считали себя способными её создать. Эта теория, известная как "теория спонтанного зарождения", увлекла научный мир, и это вполне понятно. Но в действительности же учёным удалось создать в лаборатории только условия, благоприятные для возникновения Жизни. Одноклеточные организмы, которые они создали, были живыми, но через несколько часов после "рождения" прекращали развиваться и погибали от истощения. Учёные были вынуждены признать, что для создания Жизни недостаточно сочетания в верных пропорциях химических элементов, подверженных затем точно расчитанному физическому воздействию (освещение, температура, влажность и т.д.). И в данной области человек не может и никогда не сможет заменить собою Творца, хотя бы потому что сам является одним из Его творений и не обладает Его Всемогуществом.
Вышесказанное подводит меня к одному вопросу. Сегодня учёные проводят всё более сложные эксперименты в области генетики. Их исследования позволили далеко продвинуться в лечении или облегчении некоторых заболеваний. Однако не является ли их деятельность деятельностью "учеников волшебника", когда они затрагивают законы, которыми не владеют, и в частности, в области клонирования? Вполне вероятно, что такая генетическая манипуляция, которая состоит в воспроизведении живого существа без оплодотворения из тканей базового организма, уже проделывается тайно с человеком в каких-то лабораториях. Это мне кажется в корне отрицательным в этическом плане. С другой стороны, такая практика влечёт за собой большую опасность, потому что, я считаю, что души, способные воплотиться в гуманоидах, созданных таким образом, будут очень низкого уровня, если не сказать примитивными. Может быть, это будут даже души животных? Поэтому уровень сознания таких существ будет таковым, что нельзя будет предсказать их будущее поведение и знать, как они будут эволюционировать.
В некоторых древних текстах, в частности в толкованиях Каббалы, сказано, что Падение Человека произошло потому, что Адам захотел заменить собой Бога и самому создавать существа, подчинённые своей воле. Поступая так, он нарушил пределы своих изначально определённых прав и был наказан за своё неповиновение. Так он был изгнан из Рая и утратил своё особое положение рядом с Создателем. Хотя этот эпизод о началах мира частично аллегоричен, он являет собой, тем не менее, предупреждение от неправильного использования своего разума. В этом отношении фраза "знание без осознания есть погибель души" полностью правомерна. Вне зависимости от религиозного или философского аспекта, любой благонамеренный учёный должен признать, что исследования в области генетики представляют собой реальную опасность, если не находятся под строгим контролем компетентных и независимых органов. Это поднимает проблему деонтологических границ, которые следует установить для науки, или которые она сама должна для себя определить (деонтология - раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного).
Согласно розенкрейцерской Онтологии, Жизнь имеет космическое, а не земное происхождение, и представляет собой планетарное проявление универсальной энергии - Жизненной Силы. Конечно, мы не можем отрицать, что растениям, животным и человеку для жизни необходимы воздух, вода и пища. Однако ни один из этих элементов не является сам по себе причиной Жизни. Они только содействуют поддержанию её в живых организмах. Кроме этого, недавние исследования показали, что некоторые бактерии развиваются, черпая силы для своей жизни непосредственно в солнечном излучении. А розенкрейцерское учение многие века утверждало, что именно это излучение несёт в себе Жизненную Силу. Поэтому Солнце для Земли - это не только источник света и тепла. Оно является также очагом, от которого к ней приходит эссенция Жизни. Эта эссенция имеет духовную природу, она пронизывает нашу планету на большую глубину, что объясняет, почему в пустотах, лишённых кислорода и света, существуют простейшие живые организмы.
Нельзя говорить о Жизни, не задавая себе вопроса о её существовании за пределами нашей планеты. Я отвечаю на него утвердительно, так как убеждён, что она является свойством Вселенского Разума и охватывает поэтому всё мироздание. И хотя этому ещё нет научного подтверждения, мне кажется очевидным, что она присутствует в иных мирах. С другой стороны, я думаю, что она должна быть достаточно схожей в своих проявлениях. То есть вероятно, что растения, животные и люди, живущие в других планетарных системах, схожи с теми, которые населяют нашу Землю. Поэтому нет никакого основания полагать, что инопланетяне являются безобразными, отталкивающими или даже страшными. Поэтому же мы не должны переносить на них наши слабости и заранее считать их захватчиками, желающими завоевать и подчинить нас. К сожалению, именно этот образ представляют нам посвящённые им книги и фильмы.
Если признать, что другие человеческие сообщества, схожие с нашим, живут в других звёздных системах, то можно предположить, что некоторые из них более развиты не только в материальном, но и в духовном плане. Тогда нам следует их не опасаться, а готовиться их принять и получить от них знания, которые они могут нам передать. Некоторые эзотерические тексты говорят, что Первичная Традиция была принесена на нашу планету "людьми, пришедшими с Неба через Великий Космический Океан".
Как бы то ни было, мы знаем, что наша галактика насчитывает 100 миллиардов звёзд, значительная часть которых образуют системы, подобные солнечной. Поэтому было бы излишне самонадеянным полагать, что Земля - единственная планета, населённая живыми существами. Мы знаем, что Мироздание является Творением Вселенского Разума и местом эволюции Вселенской Души. А Жизнь является носителем этой эволюции. Эти две космические энергии неразделимы и проникают друг в друга, образуя вместилище для сознательной жизни, проявляющейся в различных царствах природы.
4
"Материя обязана своим существованием энергии, распространяющейся во всём мироздании в форме вибраций и пронизывающей каждый атом".
Четвёртый закон розенкрейцерской Онтологии подводит нас к рассмотрению темы, не имеющей на первый взгляд отношения к мистицизму. Многие философские школы не проявляют интереса к материальному миру и считают, что его изучение несовместимо с духовностью и что он портит человеческую душу. Некоторые школы доходят до его отрицания и утверждают, что он является психо-сенсорной иллюзией. Исходя из этого принципа, последователи таких учений стараются жить вдали от него и ищут Истину в прямом контакте с Богом, чаще всего посредством медитаций и продолжительных молитв. И хотя всякий духовный поиск достоин уважения, такой способ постижения Бога ограничен и в лучшем случае даёт лишь некоторое приближение к Знанию. В крайних проявлениях такое понимание мистицизма ведёт к аскетизму, к затворничеству - тому, что Орден Розы и Креста никогда не проповедовал. Наоборот, он всегда призывал своих членов к жизни среди людей, с тем, чтобы они воспринимали мир как горнило своей эволюции.
Розенкрейцеры считают, что материя является неотъемлемой частью Божественного. Отрицать эту очевидность означало бы допускать, что мироздание было создано Силой, внешней по отношению к Богу, что противоречит законам, рассмотренным нами ранее. Это также означало бы также, что тело человека не имеет никакой духовной функции. Однако мы утверждаем, что оно является храмом нашей души и служит её духовной эволюции. И поэтому оно заслуживает нашего самого большого уважения. Поэтому же не следует думать, что необходимо страдать телесно, чтобы приблизиться к Богу и познать Царство Небесное. Если бы это было так, то нужно спросить себя, зачем сам Учитель Иисус посвящал столько времени исцелению больных. И в конечном счёте, страдание никогда не было необходимостью для духовной эволюции- идеальным было бы никогда не знать его, что, к сожалению, невозможно в настоящем положении человека.
Вне связи с людьми, умерщвляющими свою плоть, которые надеются таким образом понравиться Богу и получить Его благословение, мы встречаемся с фактами калечения детей в соответствии с этническими или религиозными обычаями, существующими, в частности в некоторых африканских странах. Я искренне полагаю, что такая практика никак не оправдана в глазах Бога. В большинстве случаев она является проявлением варварских традиций или сохранением отживших ритуалов, не имеющих никакого духовного источника. В любом случае я думаю, что те, кто прибегают к такой практике или поддерживают её, создают себе негативную карму, которую рано или поздно они должны будут компенсировать. Они познают физические или моральные страдания, подобные тем, которые они сами причиняли другим, потому что долг человека состоит в том, чтобы научиться уважать своё тело. Следовательно, истязать своё тело или тело другого человека представляется посягательством на человеческое достоинство и не имеет никакого духовного оправдания.
После этих весьма важных замечаний вернёмся к четвёртому закону розенкрейцерской Онтологии. Как гласит этот закон, материя существует благодаря энергии, которая распространяется в мироздании в форме вибраций. В учении Ордена Розы и Креста эта энергия на протяжении веков называется "Духом". Это название ей дал Анаксагор. В пятом веке до нашей эры этот греческий учёный и философ был убеждён, что материальный мир, будучи осязаемым, является крайней конденсацией нематериальной эссенции. По его мнению, эта эссенция представляет собой эманацию Бога, которого он считал организующим Разумом, внешним по отношению к самому Творению. Поэтому он был теистом, а не пантеистом. Однако его концепция происхождения материи в основе своей правильна. Добавим также, что он был одним из первых биологов и много занимался эволюцией видов животных.
Согласно вышеизложенному, слово "Дух", как оно употребляется в розенкрейцерской Традиции, не относится к духовному измерению человека. То есть оно не означает его душу или разум. Оно также не соотносится со "Святым Духом", третьей ипостасью христианской Троицы. Как я говорил, оно является традиционным обозначением энергии, лежащей в основе материи, которая распространяется в пространстве из того же центра, что и Вселенская Душа и Жизненная Сила. Эти три энергии имеют общий исток, и каждая является отдельным проявлением Божественного Дыхания, которое во многих традициях называется Глаголом. Я добавлю, что всякое живое и сознательное существо представляет собой особый синтез их вибраций, которые подчиняются точным физическим и метафизическим законам. И в этой области мы стоим перед великой загадкой: как и когда свершается переход от материи к жизни?
Сегодня физикам известны космические лучи, гамма излучение, электромагнитные, световые и звуковые волны. Но очень важно осознать, что эти лучи и эти волны не являются полностью отдельными и независимыми явлениями. В действительности это различные проявления единой энергии - энергии Духа. То же самое можно сказать о силах притяжения и отталкивания, проявляющихся в атомах или в мнимой пустоте, разделяющей земные или небесные тела. Как предвидел Анаксагор, о котором я уже упоминал, земной мир - это осязаемое проявление эссенции, уплотняющейся по мере её удаления от её источника. И как бы это ни казалось противоречивым, материя имеет происхождение духовное, то есть божественное. И учёные должны изучать её, помня об этом.
Всем известно, что материя состоит из атомов. Это открытие, на первый взгляд недавнее, в действительности восходит к Демокриту, который первым выдвинул эту гипотезу в начале пятого века до нашей эры. Он был автором термина "атом", что буквально означает "неделимый". Многие современные учёные считают его отцом атомной теории. Этот великий учёный и философ был убеждён, что каждый атом состоит из мельчайших частиц, называвшихся в его время "эонами". Конечно, он не мог знать точно их структуру или полярность, но он интуитивно чувствовал их существование, что показывает, насколько он находился в гармонии с Космической Мудростью. В этом отношении мистицизм никогда не противостоял науке. Более того, эти два пути Знания дополняют друг друга, и оба направлены на постижение тайн мироздания, природы и человека.
Только в начале двадцатого века были открыты составляющие атом частицы: электроны, протоны и нейтроны с соответствующими отрица- тельными, положительными и нейтральными зарядами. Это великое открытие дало опытное подтверждение теориям, которые выдвинули, опираясь на интуицию, великие мыслители Древней Греции, получившие своё знание из ещё более древнего источника. Оно также подтвердило обоснованность герметической формулы, известной всем розенкрейцерам: "Внизу всё так, как наверху...". В самом деле, подобно планетам, вращающимся вокруг солнца, электроны вращаются вокруг ядра, и ядро является сердцем жизни атома. Микрокосм - бесконечно малый мир, отражает законы, управляющие макрокосмом - миром бесконечно большим. Поэтому можно многое узнать о каждом из двух, внимательно изучая другой.
Что же это за энергия, которая обеспечивает жизнь атомов? Согласно розенкрейцерской Онтологии - это Дух. Именно эта энергия заставляет вибрироваать электроны, протоны и нейтроны, из которых состоит материя. Благодаря ей существует притяжение и взаимоотталкивание атомов. Под влиянием её соединяющей и сцепляющей силы молекулы образуют все материальные субстанции. В конечном счёте, мироздание представляет собой океан вибраций, в котором движется бесконечное множество частиц, объединённых в звёзды, планеты и все создания, участвующие в Космической Эволюции. И в силу своего особого положения человек может созерцать этот океан и созерцать в нём себя, и именно в этом двойном созерцании находится ключ настоящей Науки.
5
"Время и пространство являются производными сознания и не имеют материальной реальности, независимой от человека".
Для лучшего понимания этого закона следует определить то, что розенкрейцеры подразумевают под "материальной реальностью". Согласно объяснениям, приведённым в предыдущем Послании, материя обязана своим существованием вибрациям Духа. Именно эти вибрации поддерживают активность составляющих её атомов. Однако роль вибраций не ограничивается этим. Они позволяют нам осознавать наше земное окружение, потому что всё, что мы знаем о материальном мире, является следствием восприятия вибраций, постоянно исходящих от него. То есть то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем посредством вкуса или обоняния, исходит от вибраций, которые мы интерпретируем как ощущения или впечатления. Поэтому реальность, которой мы наделяем объекты восприятия, субъективна и является относительной истиной.
Как подробно объясняется в учении розенкрейцеров, наше восприятие материального мира зависит от наших сенсорных способностей, в частности от зрения, слуха или осязания. Но эти способности подвержены многим иллюзиям. Один из самых известных примеров состоит в кажущемся изменении величины предметов, в зависимости от расстояния, отделяющего их от наблюдателя. Однако на самом деле это расстояние никак не влияет на их величину или форму. Этим явлением мы обязаны эффекту перспективы. В любом случае, вещи нам представляются такими, какими мы их воспринимаем, а не такими, какими они являются в их внутренней реальности. Кроме того, понимание их нами определяется образом интерпретацией нашего объективного сознания, а эта интерпретация является произвол