Unagdomed
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.498
Реакции:353
Баллы:83
Уже рассказывалось, что аистов почитали в культурной традиции многих народов. Древние германцы считали, что белый аист, посланец богов, приносит с неба новую жизнь на поля после длительной зимней ночи. Они соотносили птицу, прежде всего, с богиней Хольдой, которая приносила весной возрождение природы.
Они прилетают ее вестниками, а по осени возвращаются в светлое царство богини, что находится в стране эльфов, и там принимают человеческий облик. Право же, совершенно неслучайно в одном из диалектов Нижней Саксонии последний весенний снег называют «аистиным снегом» (и в Турции, кстати сказать, буря в конце марта тоже зовется «аистиной»).
У балтийских пруссов белый аист связан с богом весны Потримпосом, у армян асит (арагил) – священная птица, вестник Ара Гехецика – умирающего и воскресающего бога, подобного финикийскому Таммузу, египетскому Осирису, греческому Адонису. Он символизировал годичный цикл – отмирание и оживание природы. В христианстве аист как предвестник весны считается символом новой жизни, благовещенской птицей.
Космогонические воззрения индоарийских народов связывают аиста с посмертным существованием души в его образе. У древних существовали развитые представления о реинкарнации, т.е. о перерождении души. В частности, была широко распространена идея о том, что она после смерти человека отдыхает в некоем месте, а через определенное время возрождается в одном из своих потомков.
Что же это за место?
Имеется в виду некий идеальный мир, который находится или на небе, или где-то очень далеко, за морями, например, на волшебных островах блаженных у кельтов и древних греков. У славян это Ирий (Вырий), где душа обретает встречу с предками и счастье. В украинском языке до сих пор сохранилось выражение: птахи відлітають у вирій. Славяне считали, что аисты приносят из Вырия весну (которую в ряде регионов и встречали лишь с их прилетом), а осенью забирает тепло обратно.
Французы считали, что родиной их является гора Синай, где аисты становятся людьми. Болгары называли паломниками, исходя из того, что они ежегодно посещают святую землю. Верили и в то, что аисты отправляются зимовать в далекую землю на краю света, где, искупавшись в чудесном озере, обретают человеческий облик, а весной, окунувшись в другом водоеме, вновь оборачиваются птицами и возвращаются, так как в своей земле Господь запретил им обзаводиться потомством.
Схожее поверье хранят поляки. По их версии, аисты улетают далеко за море, где превращаются в людей. Весной они вновь становятся аистами и прилетают назад, причем человек, попав на берег того моря, может таким же образом обратиться в аиста и перелететь в ту таинственную землю. По другому преданию, аист, прилетев в теплые края, мочит свой клюв в крови и становится человеком, а окунувшись в воду, превращается в птицу. Армяне тоже верили, что аисты – это люди из дальних стран, которые лишь на короткое время облачаются в перья.
Что сулит встреча с аистом?
Поскольку к аистам у славян, немцев и у многих других народов было принято относиться, как к благодетельным предкам, которые заботятся об оставшихся на земле потомках, существовали разнообразные способы получить их помощь. Например, для пользы здоровья полагалось при виде первого аиста совершать различные ритуальные действия, какими бы забавными они не показались досужему свидетелю:
– бежать вслед за ним, приседать, кувыркаться (чтобы не болели ноги)-
– прислоняться к дереву или плетню (чтобы не болела спина)-
– завязывать узел на шнурке от шейного креста (чтобы летом не встречаться со змеей)-
– брать из-под ноги землю и бросать в воду, которойзатем окропить и себя, и дом (чтобы не было блох).
На Благовещение к прилету птиц выпекали специальные хлебцы с изображением аистиной ноги. Детям доверялось подбрасывать их вверх, обращаясь к птице с просьбой об урожае. У южных славян дети приветствовали аиста в надежде, что он принесет кошелек с деньгами. В Полесье просили у него урожая, приговаривая: «Бузьку, бузьку, на тобі галіопу, а ти мені дай жита копу, на тобі борону, а мені дай жита сторону, на тобі серпа, а мені дай жита снопа».
Галиопой (или жаворонками) называлось обрядовое печенье в форме птицы. Просили у аиста и ветра при зное во время жатвы: «Іванько, Іванько, зашли нам трохи вітру, бо не здюжимо жати». Считалось, что если молодая девушка ранней весной увидит первый раз пару аистов, то выйдет в этом году замуж, а если одиночного, то останется в девичестве. Сербы считали, что тот, кто впервые увидит стоящего аиста, будет здоровым, сидящего – не миновать болезней.
Они прилетают ее вестниками, а по осени возвращаются в светлое царство богини, что находится в стране эльфов, и там принимают человеческий облик. Право же, совершенно неслучайно в одном из диалектов Нижней Саксонии последний весенний снег называют «аистиным снегом» (и в Турции, кстати сказать, буря в конце марта тоже зовется «аистиной»).
У балтийских пруссов белый аист связан с богом весны Потримпосом, у армян асит (арагил) – священная птица, вестник Ара Гехецика – умирающего и воскресающего бога, подобного финикийскому Таммузу, египетскому Осирису, греческому Адонису. Он символизировал годичный цикл – отмирание и оживание природы. В христианстве аист как предвестник весны считается символом новой жизни, благовещенской птицей.
Космогонические воззрения индоарийских народов связывают аиста с посмертным существованием души в его образе. У древних существовали развитые представления о реинкарнации, т.е. о перерождении души. В частности, была широко распространена идея о том, что она после смерти человека отдыхает в некоем месте, а через определенное время возрождается в одном из своих потомков.
Что же это за место?
Имеется в виду некий идеальный мир, который находится или на небе, или где-то очень далеко, за морями, например, на волшебных островах блаженных у кельтов и древних греков. У славян это Ирий (Вырий), где душа обретает встречу с предками и счастье. В украинском языке до сих пор сохранилось выражение: птахи відлітають у вирій. Славяне считали, что аисты приносят из Вырия весну (которую в ряде регионов и встречали лишь с их прилетом), а осенью забирает тепло обратно.
Французы считали, что родиной их является гора Синай, где аисты становятся людьми. Болгары называли паломниками, исходя из того, что они ежегодно посещают святую землю. Верили и в то, что аисты отправляются зимовать в далекую землю на краю света, где, искупавшись в чудесном озере, обретают человеческий облик, а весной, окунувшись в другом водоеме, вновь оборачиваются птицами и возвращаются, так как в своей земле Господь запретил им обзаводиться потомством.
Схожее поверье хранят поляки. По их версии, аисты улетают далеко за море, где превращаются в людей. Весной они вновь становятся аистами и прилетают назад, причем человек, попав на берег того моря, может таким же образом обратиться в аиста и перелететь в ту таинственную землю. По другому преданию, аист, прилетев в теплые края, мочит свой клюв в крови и становится человеком, а окунувшись в воду, превращается в птицу. Армяне тоже верили, что аисты – это люди из дальних стран, которые лишь на короткое время облачаются в перья.
Что сулит встреча с аистом?
Поскольку к аистам у славян, немцев и у многих других народов было принято относиться, как к благодетельным предкам, которые заботятся об оставшихся на земле потомках, существовали разнообразные способы получить их помощь. Например, для пользы здоровья полагалось при виде первого аиста совершать различные ритуальные действия, какими бы забавными они не показались досужему свидетелю:
– бежать вслед за ним, приседать, кувыркаться (чтобы не болели ноги)-
– прислоняться к дереву или плетню (чтобы не болела спина)-
– завязывать узел на шнурке от шейного креста (чтобы летом не встречаться со змеей)-
– брать из-под ноги землю и бросать в воду, которойзатем окропить и себя, и дом (чтобы не было блох).
На Благовещение к прилету птиц выпекали специальные хлебцы с изображением аистиной ноги. Детям доверялось подбрасывать их вверх, обращаясь к птице с просьбой об урожае. У южных славян дети приветствовали аиста в надежде, что он принесет кошелек с деньгами. В Полесье просили у него урожая, приговаривая: «Бузьку, бузьку, на тобі галіопу, а ти мені дай жита копу, на тобі борону, а мені дай жита сторону, на тобі серпа, а мені дай жита снопа».
Галиопой (или жаворонками) называлось обрядовое печенье в форме птицы. Просили у аиста и ветра при зное во время жатвы: «Іванько, Іванько, зашли нам трохи вітру, бо не здюжимо жати». Считалось, что если молодая девушка ранней весной увидит первый раз пару аистов, то выйдет в этом году замуж, а если одиночного, то останется в девичестве. Сербы считали, что тот, кто впервые увидит стоящего аиста, будет здоровым, сидящего – не миновать болезней.