Divider

шейх Фахруддин Рази

vilen

Сегодня я поведаю вам об одном великом ученом мусульманского мира, - шейхе Фахри Рази. Вкушайте же сладкие плоды, о читающие сие!

Фахрудди́н Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн Ума́р ар-Рази́, известен как Фахруддин ар-Рази (فخرالدین الرازی‎; 1149, Рей —1209, Герат — великий персидский ученый, султан мутакаллимов, проповедник, факих, мухаддис, философ, видный комментатор Корана, видный представитель ашаритского калама, шестой муджаддид. Его родители были из потомства Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллаh. Служил при дворе гуридских султанов и хорезмшахов. Полемизировал с мутазилитами, ханбалитами, исмаилитами и каррамитами. Ему принадлежит знаменитый незавершенный тафсир «Мафатих аль-гайб», который он написал в ответ на тафсир мутазилита аз-Замахшари.

Его полное имя: Абу Абдуллах Мухаммад ибн Умар аль-Хусейн ат-Тайми аль-Бакри ат-Табаристани Фахруддин ар-Рази. Он родился в Рее (ныне Иран) в 1149 году. Отец Фахруддина ар-Рази был хатибом города Рей отчего его прозвали Ибн аль-Хатиб (сын хатиба). Первоначальное образование в области шафиитского фикха, усуль аль-фикха и калама получил под руководством отца и Камала ас-Симнани. Философским наукам он научился у Мадждуддина аль-Джили.

Ар-Рази много скитался по городам Среднего Востока. Он служил при дворе гуридских султанов и хорезмшахов. Ар-Рази основал Мадраса в Герате (ныне Афганистан) и там же он провел последние годы своей жизни.

Фахруддин ар-Рази был знаменит активностью и резкостью в борьбе со своими идейными противниками и эта борьба составляла значительную часть его деятельности. Он полемизировал с мутазилитами, ханбалитами, исмаилитами. Особенно часто ар-Рази полемизировал с каррамитами, которые обвиняли его в отступничестве от ислама и возможно имели отношение к его смерти. Ар-Рази составил также комментарий к дивану арабского поэта-скептика Абуль-Ала аль-Маарри.

Фахруддин ар-Рази расширил круг вопросов, по которым Абуль-Баракат аль-Багдади критиковал восточных перипатетиков и вместе с тем стремился к сближению калама с фальсафа. Ар-Рази выступал против позиции, которой придерживался аль-Газали по отношению к фальсафа. Попытки сблизить калам и фальсафа вызывала активное противодействие со стороны других исламских богословов, из-за чего за ним даже закрепилась репутация вольнодумца. По некоторым сведениям к концу жизни ар-Рази отказался от калама и перешёл в суфизм. Сохранился текст послания к нему шейха Ибн Араби, в котором рассматривается событие перехода в суфизм
Фахруддин ар-Рази был одним из немногих исламских философов, которые признавали существование иных миров, помимо нашего. По его мнению, существование только одного мира несовместимо с всемогуществом Создателя. В своей книге Ключи от сокровенного философ пишет:

«Установлено, что за пределами мира лежит беспредельная пустота, и также установлено, что сила Бога Наивысочайшего превосходит силу всех возможных существ. Поэтому в Его, Наивысочайшего, силе создать тысячу тысяч миров за пределами этого мира, и каждый из этих миров больше и массивнее нашего мира, имея все, что имеет наш мир: … небеса, землю, солнце, луну. Аргументы философов в пользу единственности мира слабы, хрупкие аргументы, основанные на невнятных предпосылка».

Точка зрения сторонников существования других миров означала радикальный выход за пределы геоцентрической системы мира, ведь в этом случае Земля, хотя она и оставалась центром нашего мира, лишалась выделенного статуса во Вселенной в целом.
Фахруддину ар-Рази принадлежит знаменитый незавершенный тафсир Мафатих аль-гайб, который в мусульманском мире считаются несколько отклоняющимся от привычных толкований в сторону рационализма. Этот тафсир считался как бы ответом на тафсир «аль-Кашшаф» мутазилита аз-Замахшари.

Одним из самых известных современников шейха Нажмуддина Кубра являлся Фахруддин ар-Рази. Этого великого учёного многие считают обновителем религии в 6 веке по Хиджре. Историки приводят сведения о том, что однажды они встретились и между ними состоялась дискуссия, после чего Фахруддин ар-Рази вступил под руководство шейха.

Имам Захаби пишет, что Фахруддин ар-Рази с ещё одним учёным посетил шейха и что между ними состоялась дискуссия. В конце они спросили о познании Аллаха, и шейх ответил: «Это состояния, которые посещают души, и они не могут им противодействовать». Шейха спросили: «Как же достичь этого?» Обратившись к Фахруддину ар-Рази, шейх ответил: «Отказавшись от того, в чём находишься ты». То есть отказавшись от почёта и авторитета. Фахруддин ар-Рази ответил: «Я не могу сделать этого». Что же касается его товарища, то он тоже вступил под руководство шейха и стал его учеником.

Другой учёный Ташкубра Задах пишет, что когда имам ар-Рази прибыл в Герат, то навестить его пришли учёные, праведники и правители города. В один из дней Фахруддин ар-Рази поинтересовался, остался ли кто-нибудь, кто не посетил его. Ему сказали, что один из праведных людей остался. Тогда Фахруддин ар-Рази сказал: «Я являюсь имамом мусульман, почему же он меня не навестил?» Когда праведнику передали слова ар-Рази, тот никак не отреагировал на них.

Тогда горожане приготовили угощения и позвали их обоих. Когда они встретились, Фахруддин ар-Рази спросил праведника о том, по какой причине тот отказался посетить его. Праведник ответил: «Я бедный человек, и нет никакой чести для тебя в моём посещении». Ар-Рази сказал: «Это ответ людей адаба (то есть суфиев), расскажи мне об истинной причине». Тогда праведник спросил: «По какой причине я должен был тебя посетить?» Ар-Рази ответил: «Я предводитель мусульман, и является обязательным возвеличивание предводителей мусульман». Праведник сказал: «Гордость твоя из-за знаний, которыми ты обладаешь. Основой же всех знаний является познание Аллаха. Скажи, каково твоё познание Аллаха ?» Ар-Рази ответил: «Целой сотней доводов!» Праведник сказал: «Доводы необходимы для того, чтобы очиститься от сомнений. А Всевышний сказал: "Сердце познавшего Меня озарено светом познания, и в нём нет сомнения, не говоря о необходимости каких-либо доводов"». Эта дискуссия сильно подействовала на Фахруддина ар-Рази, и он, раскаявшись, стал учеником праведника, и ему открылись знания суфиев. После этого он составил свой знаменитый тафсир Корана. Далее Ташкубра Задах поясняет, что праведником этим был сам шейх Нажмуддин Кубра.

В любом случае вне зависимости от того, стал ли Фахруддин ар-Рази учеником шейха Нажмуддина Кубра или нет (как это считают некоторые невежды), из его книг мы можем понять, что ар-Рази считал суфизм истинным путём познания и высоко оценивал суфиев и их путь.
5dxmDkhBnuI.jpg

-الدين-الرازي_9616.jpg

Продолжение следует....
 

Clarissa

Well-Known Member
Регистрация:15 Июн 2013
Сообщения:3.001
Реакции:0
Баллы:0
Благодарю Вас за статью о великом ученом мусульманского мира, - шейхе Фахри Рази, уважаемый Vilen Эфенди.
С уважением.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу