Divider

СМИРЕННОСТЬ В НАМАЗЕ

NuRLucheZaR

Well-Known Member
Регистрация:12 Авг 2013
Сообщения:1.917
Реакции:6
Баллы:38
Возраст:44
Адрес: Казахстан, Алматы



Во имя Аллаха, Милостливого, Милосердного!


Смиренность в намазе



Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорил:

رُبَّ قَائِمٍ لَيْسَ لَهُ مِنْ قِيَامِهِ إِلَّا السَّهَرُ

«Бывает молящийся, который не получает от намаза ничего кроме усталости» (передал ибн Маджах, хадис № 1690).



Нам следует позаботиться о том, чтобы намаз не был лишь набором физических движений, от которых мы получаем лишь усталость.

</B>
Что же такое смиренность?​
<i>
</i>


Сказано: «Является сунной (здесь имеется ввиду фарды возникшие из сунны) в намазе быть со смиренным сердцем, т.е. не думая ни о чём другом, кроме как о том, что относится к намазу, даже если это касается ахирата (Того света), и не делая лишних движений» («Ианату-тталибин», том 1, стр. 354-355).


</B>
Почему же смиренность так важна в намазе?​
<i>
</i>


Некоторые учёные считали, что смиренность является условием в намазе, и что без неё намаз недействителен.


Имам аль-Газали говорит в разъяснении о том, почему смиренность сделали условием в намазе:

«
Знай, что этому есть много доказательств​
!


К ним относятся и слова Аллаха:
وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

«И совершай намаз, чтобы помнить обо Мне»
(сура «Таха», аят 14).


Ясно, что это веление для вменения в обязанность. Отвлечённость есть антоним смиренности, а если кто-то весь намаз отвлечён, то как его намаз будет считаться вспоминанием Аллаха?!» («Ианату-Тталибин», том 1, стр. 356).​


Далее имам аль-Газали говорит, что нельзя считать недействительным намаз того, кто не был в смиренности, потому что это будет противоречием единогласному мнению факихов (знатоков мусульманского права).


В одном из хадисов сказано:

«Сподвижники Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) поднимали глаза в небо, находясь в намазе, поворачивались направо налево, и тогда Аллах ниспослал аят:

قد أفلح المؤمنون الذين هم في صلاتهم خاشعون
«Преуспели верующие, которые в молитвах своих смиренны»
(сура «аль-Муминун», аят 2), и они перестали поднимать глаза в намазе и не поворачивались по сторонам» («ад-Дурр аль-Мансур», стр. 342).


Ат-Тирмизи приводит хадис от Абу Хурайры:

«Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) увидел человека, который игрался своей бородой в намазе и сказал: «Если бы у него сердце было смиренным, то и органы его были бы смиренны»»
(«Мусаннаф» Абд ар-Раззак, хадис №3308).


В другом хадисе сказано:

ليس للعبد من صلاته الا ما عقل منها

«Нет рабу ничего от намаза, кроме того, что он осмыслил»
(«Ихья», «Тайны намаза и его важности», том 1, стр. 226).

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) в завещании, переданном Абу Аюбом аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), сказал:

"Когда стоишь в намазе, совершай его подобно покидающему этот мир" (Хадис рассказал Ахмад, 5/412).


ОТ ИБН АББАСА ПЕРЕДАНО: "НЕТ ТЕБЕ ЗА ТВОЙ НАМАЗ НАГРАДЫ КРОМЕ ТОГО, ЧТО ТЫ ПОНИМАЕШЬ В НЕМ". (МАДЖМУ АЛЬ-ФАТАВА 22/612).


В Коране об этом говорится:

«Счастливы верующие, которые в своих намазах смиренны ….. это они наследники, которые наследуют Фирдаус (джаннат), они в нём пребудут вечно». (23 Верующие: 1-11)

«И истинно, он (намаз) - великая тягота, но только не для смиренных, которые думают, что они встретят своего Господа, и что они к Нему вернутся». (2 Бакара: 45-46) «И стойте перед Аллахом смиренно» и т.д.

Смиренностьэто спокойствие, осознание того, перед Кем ты стоишь и к Кому обращаешься с молитвой, чувствуя, что Аллах смотрит на тебя, знает каждую твою мысль. Это когда ты стоишь в намазе, очистив сердце от всех посторонних мыслей, думая только об Аллахе, осознавая, что ты говоришь.


То есть следуя хадисам Пророка ( САС ):

«Когда каждый из вас стоит в намазе, он начинает разговаривать со своим Господом, и пусть он посмотрит как он это делает» ( Ахмад).

А также :

«Всевышний Аллах сказал:

«Я разделил намаз на две половины, между Мной и Моим рабом и Моему рабу дам то, что он просит……» ( Бухари).

Если каждый из нас во время намаза будет мысленно это помнить, помнить что мы разговариваем с Аллахом и ОН нам отвечает в намазе, то у нас, иншАллах, будет совершенная смиренность.

'Аммар бин Ясир (радиаллаху 'анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) говорил:

«Когда человек заканчивает намаз, он получает одну десятую, одну девятую, одну восьмую, одну седьмую, одну шестую, одну пятую, одну четвертую, одну третью или половину от максимальной награды (согласно качеству совершённого им намаза)».

Сказано в Кур`ане (Сура «Аль-Хашр», Аят 21) означающее
«Если бы Кур`ан был ниспослан на какую-либо гору, ты бы увидел, как она раскололась бы из-за боязни и смирения перед Аллаhом».

А также сказано (Сура «Аль-Му`минун», Аяты 1-2) означающее

«Будут в благополучии верующие, которые, совершая Намаз, пребывают в смирении перед Аллаhом».

Смирение перед Аллаhом - одно из благодеяний сердца, которого, по Воле Аллаhа, можно достичь разными путями. Один из путей обретения смирения - частое воспоминание о смерти.


Передано в одном из изречений Пророк Мухаммада, мир Ему:

«Часто вспоминайте разрушительницу наслаждений», т.е смерть.



слова Хузайфы (да будет доволен им Аллах): "Первое, что вы потеряете в вашей религии - это смирение, а последнее - намаз, и может даже в молящемся не будет добра, а когда входишь в мечеть, то почти невозможно будет увидеть смиренного". ("Аль-Мадаридж" 1/521)


Великий Аллах сказал:

"Преуспели верующие, которые в молитвах своих смиренны", то есть боязливы, неподвижны. "И само слово "Смиренность" означает - спокойствие, неподвижность, кротость, скромность, и на все это побуждает страх перед Аллахом и Его видением". ("Тафсир ибн Касир" 6/414) .

Также "Смиренность" - это когда сердце находится перед Аллахом покорно "Чувствуя свою ничтожность перед ним" ("Аль-Мадаридж" 1/520) .

От Муджахида рассказывают, что в аяте

"И выстаивайте перед Аллахом покорными", в слово покорность входит: стояние, смиренность, опускание глаз, мягкость, и ко всему этому побуждает страх перед Аллахом. ("Тазым кадр ас-соля" 1/188).

Сподвижник Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил:

"Остерегайтесь лицемерной смиренности".


У него спросили:

"А что это -лицемерная смиренность?"


Он ответил:

"Когда ты видишь тело смиренным, а в сердце его нет"


Смиренность в намазе достигается, когда сердце открыто для нее, занято ею, предпочитает ее всему остальному, и только тогда намаз будет ему отдыхом, радостью, как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): "Моя радость - это намаз". ("Тафсир ибн Касир" 5/456, этот хадис у Ахмада в "Муснаде" 3/128, он же в "Сахих аль-Джамиг"3124).

Также польза, которую дает смиренность, это то, что она облегчает рабу само выполнение намаза.

Великий Аллах сказал:

"И обратитесь за помощью к терпению и молитве, ведь она великая тягота, но только не для смиренных" (Корова 45) т.е. проблематичность намаза и его трудность существуют, но только не для смиренных. ("Тафсир ион Касир" 1/125) .


Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

"Первое что исчезнет в этой умме - это смиренность, что даже невозможно будет увидеть ни одного смиренного ". (Хайсами об этом рассказал в "Аль-Муджма" 2/136, Табарани рассказал этот хадис Б "Аль-Кабир" и его иснад (цепочка передатчиков хадиса) хороший и этот же хадис в "Сахих ат-Таргиб" № 543 и сказано - достоверный).



Некоторые саляфы (предшественники, следовавшие пути Пророка) говорили: "Намаз подобен рабыне, которую преподносят в дар царю всех царей и что можно подумать про того, кто преподносит ее или парализованной, или косой, или слепой, с отрубленными конечностями рук или ног, больную, некрасивую или уродину, или вообще мертвую (усопшей) ? Так что же тогда с намазом, которым раб приближается к Аллаху? Ведь Аллах хороший и принимает только хорошее, а намаз, в котором нет души не считается благодеянием, как и освобождение мертвого раба - не есть хорошее освобождение". ("Аль-Маларидж" 526) .


Более достоверным считается, что смиренность в намазе является обязательной.

Шейх ислама сказал:

"Великий Аллах говорит:

"Обратитесь за помощью к терпению и молитве, ведь она великая тягота, но только не для смиренных". И это вызывает порицание несмиренных, а порицание заслуживает тот, кто оставляет ваджиб или совершает харам (запретное) и если несмиренные, порицаемы, то это указывает на ее обязательность.


Также на ее обязательность указывают слова Всевышнего:

"</I>
<B>Счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны" до слов: "Это они наследники наследующие рай, они в нем прибудут вечно.​
<I><B>"


Аллах Свят Он и Велик, сообщает нам, что это они унаследуют рай - Фирдаус (Высшая степень рая) и не унаследуют другие помимо них. И если смиренность в намазе является обязательной, то это включает в себя спокойствие и покорность, и кто выполняет намаз как клюющая ворона, без смиренности в земном поклоне, и также не поднимает головы в поясном поклоне, не утвердившись в стояние перед опусканием, он не считается спокойным, т.к. спокойствие проявляется в ее самой сущности, а кто неспокоен - тот не смиренен в поясном и земном поклонах, а кто не смиренен - тот ослушивающийся и грешник.


Также на обязательность смирения указывает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обещал наказание оставившим ее, например: "Тот, кто поднимает свой взор к небу, т.к. это движение является антиподом положения смиренного" ("Маджму аль-Фатава" 22/553 - 558).

И пророк (да благословит его Аллах и приветствует) о достоинстве смиренности и наказании того, кто ее не выполняет, сказал:

"Пять намазов Аллах сделал Обязательными, и кто должным образом совершит омовение и выполнит их в свое время полноценно совершит руку (поясной поклон) , он берет с Аллаха обещание, что Он ему простит грехи, а кто не сделает, у того нет с Аллахом договора, если Он пожелает, простит его, а если не пожелает, накажет. " (Хадис рассказал Абу Дауд 425 и он в "Сахихаль-Джамиг" 3242) .

Также Пророк (Соллалаху алейхис вассалям!) о достоинстве смиренности сказал:

"Кто хорошо выполнит омовение и совершит два ракаата, обратившись в молитве сердцем и лицом (в других преданиях сказано: " Не разговаривая с самим собой"), ему простят грехи, которые он совершил (т.е. маленькие) . (В другом придании: "Ему воздадут за это раем. ") (Имам Бухари, №158 и Насаи1/95) .

И во время исследования причин смиренности в намазе нам проясняется, что они делятся на две категории:


1) приобретение того, что дает возможность получить эту смиренность и укрепить её;

2) устранение причин удаляющих ее и делающие ее слабой.


Про второй пункт шейх Ислама объясняя что помогает обрести смиренность сказал:

"Помогает этому две вещи, сила обстоятельств и уменьшение помех":

1. Сила обстоятельств: это когда человек старается осмыслить, что он говорит и совершает, задумывается над чтением, поминанием Аллаха, представляет мысленно, что он разговаривает с Аллахом, как будто он Его видит, т.к. молящийся когда стоит, он беседует с Аллахом.

А ихсан (благодеяние) это: "Чтобы ты поклонялся Аллаху как будто бы ты Его видишь, а если ты не видишь, то поистине Он видит тебя,"

И всякий раз, когда человек чувствует сладость намаза, это еще больше его притягивает, но это смотря на силу имана. И причин укрепляющих смиренность много, поэтому Пророк,(да благословит его Аллах и приветствует!), говорит:

"Мне привили любовь в этом мире к женщинам и благовониям, а моей радостью сделали намаз."

В другом хадисе сказано:

"Успокой нас намазом, о Билял", но не сказано: "Дай нам отдохнуть от намаза."

2. Устранение препятствий: это старание оттолкнуть, что занимает сердце мыслями человека о том, что его не должно касаться, и размышлять о прелестях, которые можно получить в намазе, это должно быть в каждом в отдельности. А большинство наущений происходит из-за множества сомнительностей и страстей, к которым сердце приковано любя их, и ища, и нежелательностей, которых хочется оттолкнуть. ("Маджму аль-Фатава" 22/606-607.)


Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) успокаивался в намазе, пока каждая кость не возвращалась на свое место. И приказал человеку, плохо совершающему намаз следовать этому, сказав:


"Ни одна молитва ни одного из вас не будет полноценной, пока не сделает этого."
(Абу Дауд 1/536 №858).

Абу Катада от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) передал, что он сказал:

"Самый худший вор, это тот, который ворует из своего намаза !!!".

Он сказал:

"О посланник Аллаха, как можно воровать в своем намазе?"

он ответил:

"Не полное совершение поясного и земного поклонов." (Хадис рассказал Ахмад и Хаким 1/229 он же в "Сахих аль-Джамиг" 997).

От Абу Абдуллы аль-Ашъари передали, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

"Тот, кто не полностью совершает поясной поклон и выполняет земной поклон подобно клюющему, похож на изголодавшегося, который кушает один финик или два финика, но они его не насыщают." (Хадис рассказал Ат-Табарани в "Аль-Кабир" 4/115 и в "Сахих аль-Джами" сказано - хороший).


Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), сказал:

"Вспоминайте смерть в намазе, ведь поистине человек, когда вспоминает смерть в намазе, он вынужден выполнять свой намаз в лучшем виде, и будет молиться подобно тому, кто не доживет до следующего". (от Ассуюты передали, что Хафиз ибн Хаджар считал этот хадис хорошим).

И на аналогичный смысл этого хадиса также указывает завещание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) переданный Абу Аюбу:

"Когда ты стоишь в намазе, то совершай его подобно покидающему этот мир". (Хадис рассказал Ахмад 5/412 он же в "Сахих аль-Джами" №742).



От Айши передано, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) когда молился, склонял голову и бросал взгляд на землю. (Хадис рассказал Хаким 1/479 и сказал, что хадис достоверный, подходящий под условия Бухари и Муслима).

А когда входил в Каабу, он не переставал (в намазе) смотреть на место земного поклона, пока не выходил оттуда. (Хадис рассказал Хаким в "Аль-Мустадрак" 1/479 и сказал: "Достоверный хадис подходящий под условия Бухари и Муслима" и с ним согласился Захаби, ).

А когда садился на "ташахуд", то смотрел на свой указательный палец, двигая им, как было передано от него, да благословит его Аллах и приветствует. Также, во время "ташахуда" он указывал пальцем, который следовал за большим на Киблу и бросал свой взор туда". (Хадис расрассказал Ибн Хузайма 1/355 № 719. Исследователь этого хадиса сказал: "Иснад хадиса достоверный".).

В другом предании: "И указывал пальцем и взгляд его не переходил дальше указательного расстояния". (Ахмад 4/3 и Абу Дауд № 990).


Муджахид сказал:
"Когда кто либо из них начинал молиться, то он так боялся Милостивого Аллаха, что ничем не отвлекал своего внимания, не поворачивался, не хватал камушки, не забавлялся ни чем или разговаривал с самим собой о мирских делах, если только по забывчивости во время намаза." ("Тазым кадр ас-соля" 1/118).

Ибн Зубайр, когда стоял в намазе, был смиренен как шест, и когда выполнял земной поклон снаряд катапульты разорвал часть его одежды, а он даже не поднял головы.

Мусаллима ибн Бишар, когда молился в мечети, часть этой мечети обрушилась и люди встали (в панике), а он в намазе даже не почувствовал этого.

До нас дошло, что некоторые из них были подобны брошенной одежде (во время суджуда), у некоторых после намаза был изменен цвет лица, когда он стоял перед Аллахом, Свят Он и Могуч, некоторые в намазе даже не замечали, кто стоит от них справа и слева. У некоторых желтели лица, когда совершали омовение перед намазом. У одного спросили:

"Мы видим, когда ты совершаешь омовение перед намазом, изменяется твое состояние".

Он отвечал:

"Потому что знаю, перед кем сейчас буду стоять".

Али ибн Абу Талиб (д.д.и.А.), когда приходило время намаза, он начинал дрожать и изменялся цвет его лица. У него спрашивали:

"Что с тобой?"

Он отвечал:

"Клянусь Аллахом, пришло время обязанностей, которые Аллах предложил небесам и земле и они отказались вынести такую ношу".

Сагид Атануджи когда молился, слезы не переставали стекать с его щек на бороду. Также до нас дошло о некоторых "табиинах" (те, кто родился после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), и следовавших истинного пути), что когда они молились, их цвет лица менялся и они говорили:

"Знаете ли вы перед кем сейчас стою и с кем разговариваю?"
И у кого же из вас есть такой страх перед Аллахом. (Книга "Силях альякзан литард ашайтан" Абдулазиза Салмана, стр. 209).



У Амир ибн Абд аль-Кайса спросили:

"Ты сам с собой разговариваешь в намазе?"


Он ответил:

"Что может быть лучше намаза для меня и думать о другом не по мне".

Они сказали:

"А мы разговариваем с собой в намазе".

Он спросил:

"О рае и гуриях или что-то в этом роде?"


Они сказали:

"Нет, мы думаем о наших семьях и имуществах".


Он сказал:

"Если бы мое тело истыкали копьем, это было бы милее для меня, чем думать о мирских делах в намазе!".




Сад ибн Муаз сказал:

"У меня есть три качества и в каком положении я не находился бы, всегда остаюсь самим собой:
" (1) Когда я нахожусь в молитве, я не думаю ни о чем, кроме того, что читаю, (2) когда услышу хадис от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!, в моем сердце нет сомнений, что это истина, (3) и когда нахожусь на похоронах, я тревожусь только тем диалогом, который происходит между усопшим и теми, кто его допрашивает
".


Хатим (д.с.н.А.) сказал:

"Я выполняю обязанность (намаз), иду (к намазу) со страхом, вхожу с намерением, произношу "такбир" (Аллаху Акбар) с величием, читаю (Коран) нараспев (с тажвидом) и вдумываюсь, совершаю (рукуъ) со смирением, (суджуд) со скромностью, полностью сажусь на ташахуд, даю салям с намерением и заканчиваю (намаз) с искренностью, ради Аллаха, Свят Он и Могуч, возвращаюсь в себя с опаской боясь, что намаз у меня не примется, и старательно буду оберегать это до самой смерти".
("Альхушу фи ассоля" 27 - 28).



Мухаммад ибн Якуб Альахрам сказал:

"Я не видел более совершенной молитвы, чем у Махаммада ибн Насра, когда муха садилась ему на ухо, он ее не отгонял, и мы удивлялись его совершенному намазу и его смиренности, его почтению к намазу, он клал свой подбородок себе на грудь (долго стоя так, не шелохнувшись и был словно вбитый кол"
. (Тазым кадр ассолл 1/38).


Шейх Ислама Ибн Таймия (д.с.н.А.), когда входил в намаз его части тела начинали дрожать, пока он не склонялся вправо и влево. ("Алькавакиб аддурийя". стр.83).


Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

"Любой мусульманин, когда приходит время обязательной молитвы, если хорошо совершит омовение, будет полностью смиренен и выполнит поясной поклон, это стирает грехи, совершенные до этого, кроме больших, и так каждый раз". (Муслим 1/206 N 2,4,7).

Также воздаяние за намаз будет ровно на столько, на сколько он был смиренен.



Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!):

"Поистине, когда раб совершает намаз ему записывается или десятая часть или девятая, восьмая, седьмая, шестая, пятая, четвертая, треть, половина". (Имам Ахмад 4/321, он же в сборнике достоверных хадисов 1626).

За намаз нет награды, кроме того, что он понимает.


От Ибн Аббаса передано:

"Нет тебе за твой намаз награды кроме того, что ты понимаешь в нем". (Маджму аль-Фатава 22/612).

Грехи и прегрешения спадают с него, когда он молится с полным смирением, как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!):

"Поистине, когда раб встает молиться, все его грехи кладут ему на голову и плечи и каждый раз, когда он совершает рукуъ или суджуд, они сыпятся с него".

(Хадис рассказал Байхаки в "Сунан аль-Кубра" 3/10, он же приведен в "Сборнике достоверных хадисов").


Маннави говорит:

"Имеется в виду, что всякий раз, когда он выполняет какой-либо из столпов намаза, с него падает столп грехов, это только в случае с соблюдением условий, столпами и смиренностью, как подобает это рабу Аллаха, и "стояние" (в намазе) это указание на то, что он стоит перед Царем всех царей, как подобает покорному рабу". ("Файд аль-Кадир" 2/368).


Бухари (д.с.н.А.) передал от Муайкиба (д.д.и.А.):

"Пророк сказал о человеке, разравнивающем землю, перед тем как совершить суджуд:

"Если бы я это сделал, то один раз (т.е. разравнивание камушков)".

(Хадис рассказал Абу Дауд №946, он же в "Сборнике достоверных хадисов" №7452).


Причина этого запрета
- это сохранение смиренности, и не увеличение лишних движений в намазе. И более подходяще, что если место суджуда нужно подравнять, то перед намазом.

Также "макрухом" (непозволительным)
считается вытирание лба и носа, т.к. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) совершал суджуд на воде и глине и след оставался на его лбу, он не отвлекался при каждом поднимании с суджуда, чтобы удалить то, что зацепилось.

Погружение в намаз и смиренность в нем заставляет забыть об этом, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), сказал:

"Поистине в намазе - занятость"
. (Бухари "Фатх альбари" 3/72).

Ибн Абу Шайба от Абу Дарда рассказал:

"Я бы не выбрал красных верблюдов взамен, чтобы протереть лоб от песка". Ияд говорит: "Саляфы считали макрухом вытирать лоб перед тем как уйти (т.е. уйти с намаза)". ("Фатх" 379).

В хадисе от Абу Зарра (д.д.и.А.) от Посланника Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует!), сказано:

"Аллах не перестает быть обращенным к своему рабу в намазе, пока он не поворачивается, а если поворачивается, уходит от него".[font=][/font]

(Хадис рассказал Абу Дауд № 909, он же в "Сахихе" Абу Дауда).

В словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

"Если кто-либо из вас в намазе, то пусть не поднимает свой взор к небу". (Хадис рассказал Ахмад 5/294, он же в "Сборнике достоверных хадисов" № 762).

В другом риваяте:
"Что нужно людям, когда они поднимают свои взоры к небу в намазе." В другом риваяте: "Когда они поднимают взоры во время дуа в намазе". (Муслим № 429).

"Или вы перестанете делать это, или вы лишитесь их!"
. (Имам Ахмад № 5/258, Бухари в своем "Сахихе")

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Если кто из вас зевает в намазе, то пусть подавит насколько сможет, так как шайтан может войти". (Муслим 4/2293).



Абу Хурайра сказал:

"Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) запретил класть руки на бока в намазе". (Абу Дауд №947, и он приведен в "Сахих аль-Бухари").

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил три вещи:

"(1) Клевать как ворона, (2) расстилаться как зверь и (3) приучаться к одному месту для намаза, как это делает верблюд". (Хадис рассказал Ахмад 3/428).

Говорят, что смысл этого, когда человек придерживается определенного места в мечети избрав только это место и молится, наподобие верблюда, не меняя его, приучившись к нему, он уподобляется ему. ("Аль-Фатх аррабани" 4/91).

В другом риваяте:

"Запретил мне клевать подобно петуху, сидеть, как сидят на задних лапах собаки и поворачиваться подобно лисе". (Хадис рассказал имам Ахмад 2/311, он же в "Сахих ат-Таргиб" №556).

Если в намазе участились наущения, считается ли его намаз правильным или он должен его повторить? Ибн Кайим сказал:

"Если речь идет о том, засчитывается ли ему намаз или нет, если он не был смиренен?


Сказано:

Если имеется в виду, что засчитывается воздаянием за это, то нет, кроме того, что он осмысливал и был смиренным к своему Господу.



Ибн Аббас сказал:

"Нет тебе из твоего намаза, кроме того, что осмысливал".

В "Муснаде" упомянуто:

"Поистине раб совершает намаз и ему записывается или половина, или треть, или четверть до десятой части".

И Аллах связал успех молящихся со смирением в намазе, и это указывает, что если кто не смиренен, он не попадает в группу преуспевших, И если бы ему засчитывалось воздаяние, он стал бы из преуспевших. А что касается воздаяния по поводу решения об отпадении обязательного проведения, то если смиренность преобладает в намазе и связана с ним, ему воздается за это, по единогласному решению мусульманских ученых. А сунны и зикры после намаза восстанавливают и дополняют недостатки.
Если же, не смиренность преобладает в намазе
и нет у нее связи с намазом, то мусульманские правоведы расходятся по этому поводу, обязан ли он повторить этот намаз?

К этому мнению склонились Ибн Хамид из сподвижников имама Ахмада. Здесь же разногласия о смиренности, в намазе и здесь у мусульманских правоведов два мнения и о них упомянуто в мазхабе Ахмада и других.

Так же на два мнения разделились ученые в том, необходимо ли совершать намаз повторно, если в нем преобладало наущение?

О необходимости повтора придерживается Ибн Хамид из сподвижников Ахмада, но большинство мусульманских правоведов говорят о его необязательности. И аргументируются тем, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), приказал сделавшему упущение в намазе совершить два "суджуда ассахву" и не приказал повторно молиться, сказав:

"Поистине шайтан, когда придет кому-либо из вас в намазе, он скажет: "Вспомни это, вспомни то, о чем он не думал, пока человек не собьется и не будет знать сколько он отмолился".


Но нет спора в том, что за намаз ему нет воздаяния, кроме как настолько, насколько его сердце присутствовало в намазе и было смиренно. Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!):

"Поистине раб удаляется с намаза и ему засчитывается или половина, треть, четверть и до десятой части". Ибн Аббас сказал: "Нет тебе из всего намаза, кроме того, что ты осмысливал в нем". И намаз не считается действительным с точки зрения полноценности, требуемого в нем, даже если он считается действительным с точки зрения, что его не совершают повторно. ("Мадаридж Ас-Салнкин" 1/1 12).
«....и стойте перед Аллахом смиренно»​
[Сура “Аль-Бакара”, 2:238]

и сообщил относительно молитвы:
وَإِنَّهَا لَكَبِيرَةٌ إِلاَّ عَلَى الْخَاشِعِينَ

“...Воистину, молитва является тяжким бременем для всех, кроме смиренных”​
[Сура «Аль-Бакара», 2:45].



Молитва является самым главным столпом Ислама, а смирение предписано шариатом.

Когда Иблис, враг Аллаха, поклялся искушать сыновей Адама и сталкивать их с пути истинного, он сказал:

ثُمَّ لآتِيَنَّهُم مِّن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَن شَمَآئِلِهِمْ
«А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева...»
[Сура «Аль-Араф», 7:17].


Самой главной задачей Иблиса всегда было отвлекать внимание человека от молитвы всевозможными способами и нашептывать ему во время молитвы, дабы лишить его радости поклонения и награды от Аллаха.


Поскольку смирение будет самым первым, что исчезнет на этой земле, а мы живем в то время, когда близок конец света, то актуальными для нас являются слова Хузайфа (да будет доволен им Аллах)(прибл.перевод):

«Первое, что вы потеряете в вашей религии, - это хушу´а, а самое последнее – это молитва.



Очень скоро настанет время, когда человек будет совершать молитву, не имея доброты в сердце, а когда ты зайдешь в мечеть, то не найдешь ни одного человека, у которого бы осталось хушу´а» (аль-Маадаридж, 1/521).

Аллах сказал:

قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ
الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ

«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв»
[Сура “Аль-Му´минун”, 23:1-2]

– то есть, трепещущие пред Всевышним Аллахом и полные спокойствия.

Хушу´а означает спокойствие, безмятежность, умиротворенность, достоинство и скромность. Страх пред Аллахом и ощущение того, что Он смотрит на нас, заставляет человека наполняться смирением (хушу´а). Хушу´а - это состояние, когда сердце человека, стоящего перед Аллахом во время молитвы, смиренно и покорно.

وَقُومُواْ لِلّهِ قَانِتِينَ
«...и стойте пред Аллахом смиренно»
[Сура «Аль-Бакара», 2:238], где под смиренностью понимается поклонение, серьезность и повиновение, потупление взора и смирение из страха пред Всевышним, Велик Он и Славен.

Место смирения - в сердце, но это состояние влияет и на тело. Поклонение тела следует за поклонением сердца: если сердце небрежно к молитве или подвержено наущениям шайтана, то и поклонение тела будет также небрежно.


Сердце подобно владыке, а тело – его войску, которое выполняет его приказы и идет, куда ему приказано. Если короля смещают, он теряет свое окружение; то же самое происходит, когда сердце не поклоняется должным образом.
Скрытое смирение​

Показное смирение осуждается!.

Хузайфа (да будет доволен им Аллах) обычно поговаривал (прибл.перевод):
«Остерегайтесь показного смирения».

Его спросили:
«А что значит лицемерие в смирении?»

. И Хузайфа (да будет доволен им Аллах) ответил:

«Это когда тело изображает смирение, но в сердце его нет».

Ибн аль-Каййим (да будет доволен им Аллах) так объяснял разницу между смирением искренной веры и лицемерием в искренности:


“Смирение искренней веры – это осознание и дрожь пред величием Аллаха и наполнение сердца благоговеянием, страхом и робостью, любовью и пониманием того блага, которое даровано нам Всевышним, а также осознанием свoих собственных грехов. Без сомнения, за смирением сердца следует смирение тела. Что же касается лицемерия в смирении, то это показное смирение, которого совсем нет в сердце ”.


Один из сподвижников Пророка просил Аллаха (прибл.перевод): “Я прибегаю к Аллаху от лицемерия в смирении”.

Его спросили:

“Что значит лицемерие в смирении?”.

И он ответил:

“Это когда тело изображает смирение, но в сердце его нет”.

Человек, искренне ощущающий смирение перед Всевышним, - это человек, чье сердце чисто и наполнено светом веры. Его собственные желания ичезли, а душа наполнена страхом и благоговеянием. Он стал покорным (мухбит) Аллаху...”



Показное смирение выражается в том, что человек изображает его, однако глубоко внутри, в душе, он все еще полон желаний. “Внешне человек покорен своему Господу, однако змея в долине и лев в лесу рыщут в поисках новой жертвы” (аль-Рух).


В молитве состояние хушу’а достигается лишь тогда, когда человек освобождает свое сердце от всего лишнего и акцентирует все свое внимание на молитве. Только тогда он почувствует наслаждение и радость в молитве. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал(прибл.перевод): “...моей радостью стала молитва”.


Аллах упомянул (прибл.перевод): “аль-хааши’иина уа’ль-хааши’аат»

(мужчин и женщин, которые смиренны (пред Аллахом) и описал это качество, как одно из качеств людей избранных. Он сказал, что приготовил для таких людей прощение и великую награду (то есть Рай). [Сура «Аль-Ахзааб», 33:35]
Одно из преимуществ смирения- это облегчение молитвы.​

Аллах сказал нам:

وَاسْتَعِينُواْ بِالصَّبْرِ وَالصَّلاَةِ وَإِنَّهَا لَكَبِيرَةٌ إِلاَّ عَلَى الْخَاشِعِينَ

“Обратитесь за помощью к терпению и молитве. Воистину, молитва является тяжким бременем для всех, кроме смиренных” [Сура «Аль-Бакара», 2:45].


Смирение очень важно, но его очень легко потерять, и в наши дни, которые являются последними временами, оно редко встречается в людях. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал (прибл.перевод):

“Самым первым, что исчезнет из этой уммы, будет хушу’а, до тех пор, пока не останется ни одного человека с таким качеством”.



Смирение в Исламе является обязательным!

وَاسْتَعِينُواْ بِالصَّبْرِ وَالصَّلاَةِ وَإِنَّهَا لَكَبِيرَةٌ إِلاَّ عَلَى الْخَاشِعِينَ

“Обратитесь за помощью к терпению и молитве. Воистину, молитва является тяжким бременем для всех, кроме смиренных...”
[Сура «Аль-Бакара», 2:45], что подразумевает осуждение всех тех, которые не являются покорными Аллаху. (“хааши’ун”)...

Осуждается, как правило, то, что является обязательным и не выполняется, либо совершается то, что запрещено. Если те, которые не смиренны, осуждаются Аллахом, значит покорность (хушу’а) является обязательным (ваджиб). Это видно из следующих айатов:


قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ
الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ...
أُوْلَئِكَ هُمُ الْوَارِثُونَ
الَّذِينَ يَرِثُونَ الْفِرْدَوْسَ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

“Воистину, преуспеливерующие, которые смиренны во время своих молитв... Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус,в котором они пребудут вечно
[Cypa «Аль-Му’минун», 23:1-2, 10-11].


Еще одним доказательством того, что покорность является обязательным в молитве, является предостережения Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) тем, у кого не было смирения, а именно тем, которые во время молитвы поднимали взор свой к небу.


Говоря о смирении, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал (прибл.перевод):


“Аллах предписал вам обязательную пятикратную молитву. Те, кто совершает правильно омовение, молится вовремя, правильно делает поясной поклон (руку’) и с должной покорностью, тому Аллах обещает прощение, но тот, кто не будет делать этого, тому ничего не обещается – если пожелает Аллах, Он простит его, и если пожелает Он, то накажет его”. (хадис передан Абу Даудом).


Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал (прибл.перевод):

“Тому, кто сделает малое омовение (вуду’) должным образом, затем совершит молитву в два рак’ата, не думая ни о чем постороннем, тому будут прощены все прежние грехи [ по другой версии: ему будет обещан Рай]
”. (Аль-Бухари)
Раби' бину Хайсам так усердно приучал себя ходить с потупленным взором и опущенной головой, что многие считали его слепым.​


В течение двадцати лет он ходил к Ибну Мас'уду. И когда он приходил, дочь Ибну Мас'уда говорила отцу:

«Пришел твой слепой друг».


Ибну Мас'уд смеялся над ее словами и говорил своему другу:

«Если бы это увидел Пророк (с.а.с.), он был бы рад за тебя и полюбил бы тебя за эти качества».



Однажды, когда они вместе шли по улицам Куфы, Раби' бину Хайсам увидел людей, разжигавших огонь в глиняных печах. От одного вида пылающего огня он потерял сознание и упал в обморок. Ибну Мас'уд отнес его домой и не отходил от него в течение суток, пока тот не пришел в сознание. И все это время, глядя на него, Ибну Мас'уд твердил: «Вот, кто действительно боится Аллаха».
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу