Возникновение столпничества. Столпники православного Востока
Столп, на котором подвизались аскеты, представлял собой суживающуюся кверху башенку. Наверху была площадка, огороженная стенкой, где и стояли столпники. Обычно площадка не была покрыта навесом, и столпники переносили и палящий зной дня, и ночной холод, и ветер, и дождь. От площадки вниз шла лестница. Под площадкой иногда устраивалось ложе - ???????????.
Происхождение столпничества как особой формы монашеского подвига древние церковные историки (Феодор Чтец, Евагрий Схоластик) связывают с именем преп. Симеона Столпника († 459- память 1/14 сентября). Известно, что уже до него были подвижники, которые выдерживали подвиг более или менее продолжительного стояния (stationarii). Но у подвига преп. Симеона не было еще примера. Блаженный Феодорит Кирский, современник и свидетель подвигов преподобного, писал: "Знаменитого Симеона — это великое чудо вселенной — знают все подвластные Римской державы: узнали о нём и персы, и мидяне, и эфиопы- распространившаяся молва о его трудолюбии и любомудрии долетела даже до скифских кочевников. Но я, даже имея свидетелями, как говорится, всех людей вселенной, которые подтвердят моё слово о подвигах святого, боюсь, однако, чтобы моё повествование не показалось потомкам невероятным и чуждым истине. Ибо то, что было с Симеоном, превышает человеческое естество". “Житие" преп. Симеона, написанное учеником его Антонием, начинается так: “Новое и чудное таинство совершилось в наши времена".
Преп. Симеон родился в пределах Антиохии Сирийской в середине IV века. Он принадлежал к этнической группе так называемых "левкосирийцев" (??????????), о которых упоминает еще Страбон в своей "Географии". Родители его были христианами. Из многочисленных детей у них осталось в живых только двое — Симеон и его брат Шемши, который впоследствии также стал монахом.
На 12-м году жизни преп. Симеон поступил в монастырь, а на 18-м принял постриг. Когда преп. Симеон был иноком в общежительном монастыре, образ его подвижничества вызвал недовольство и ропот со стороны братии. "Например, чтобы приучить себя к лишению сна и сплошным ночным бдениям, он становился на круглое дерево, стоя на котором, должен был соблюдать равновесие и при первом наступлении дремотного состояния падать. Справедливо видят в подобных монастырских подвигах преп. Симеона своего рода приготовительную школу для будущего его столпничества" (см.: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/o/0926.htm). Покинув монастырь, преп. Симеон подвизался в отшельничестве, а затем взошел на столп. Согласно сирийскому "Житию", перед своим столпничеством во время Четыредесятницы преп. Симеон видел небесного мужа огненного вида в военных доспехах. Он сначала молился, а затем стал на камне, на котором воскурялся фимиам, и, загнувши свои руки назад, наклонялся и снова выпрямлялся, смотря на преп. Симеона, потом опять простирал свои руки кверху и устремлял свой взор к небу. Такое видение, которое находят возможным сравнивать с видением, бывшим преп. Антонию Великому, повторялось три раза подряд с вечера до утра. После этого святой Симеон, уразумев, что видение было для него, сам, по свидетельству сирийского жития, в течение 3 месяцев стоял на камне, а затем начал стоять на столпе. Стоя днем и ночью, как свеча, в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строжайшего воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной и стужу. Питался он размоченной пшеницей и водой, которые приносили ему добрые люди.
Житие преп. Симеона повествует: "О такой жизни Симеона услыхали святые отцы, жившие в пустынях, и удивлялись его необычайным подвигам, ибо никто еще не изобретал себе такого жития, чтобы стоять на столпе. Желая же испытать его, послали сказать ему: “Отчего не идешь ты путем отцов наших, но изобрел другой — новый? Сойди со столпа и последуй житию древних пустынников”.
При этом научили посланных, чтобы они, если Симеон не послушается, силою заставили его сойти со столпа- если же послушает и пожелает сойти, то оставить его так стоять, как начал: ибо тогда, сказали они, ясно будет, что новый образ жития его – от Бога. Когда посланные пришли к Симеону и возвестили решение Собора святых отцов-пустынников, то он тотчас ступил ногою на лестницу, желая сойти вниз.
Видя сие, посланные закричали: “Нет, не сходи, святой отче, но пребывай на столпе: теперь мы знаем, что начатое тобою дело — от Бога. Да будет же Он тебе помощником до конца”