Феникс71
В исламе существуют 5 мазхабов(богословско-правовых течений): ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. 1 шиитский мазхаб-джафаритский. У каждого из них свои методы вынесения религиозно правовых решений(фетв) по различным вопросам богослужения (ибады) и практической жизни. В основе они все совпадают, но в некоторых деталях могут расходится, ввиду различного определения достоверности правильного совершения того или иного действия. Кто-то усложняет боясь ошибиться, кто-то упрощает для облегчения соблюдения религии. Каждый мазхаб правилен, тк по некоторым вопросам Пророк Мухаммад (сас) не дал четких ответов или эти вопросы в его время не возникали.
При вынесении фетв( шариатских заключений) применяются следующие инструменты:
1. Коран. Если в коране говорится "не ешь свинью", то необходимость в др. инструментах отпадает сама собой. Ибо слово Господне превыше всего.
2. Сунна. Это хадисы и комментарии к Корану. Допустим, в коране говорится: "соблюдайте молитву", а как её совершать не указано. Вот хадис это и объясняет.
3. Иджма( единогласное мнение сахабов (сподвижников Пророка) по какому либо вопросу). Иногда возникают два противоположных хадиса. Это связано с тем, что бывали различные ситуации или какой либо хадис был затем отменен. Тк они были свидетелями, они лучше знают, как понимать тот или иной хадис. С их мнением не спорят.
4. Кыяс (аналогия). Бывает так, что ни в хадисах, ни в коране нет решения по какому либо вопросу, тогда обращаются к иджма. В коране говорится "не ешь свинью". А вдруг такая ситуация, что ты попал на необитаемый остров, где только одни кабаны? Тогда используется аят (стих корана) в котором сказано, что жизнь человечесекая дороже всего. В таком случае есть свинью можно. В противном случае помрешь, а самоубийство-грех.
5. Истихсан (предпочтение). Предпочтение в сторону удобства, легкости.
6. Ар-рай. мнение одного факиха. Он так решил и создал прецедент, по которому следуют остальные.
Вся проблема ихтиляф(различий) между мазхабами лежит в том, что если в первых трех инструментах все солидарны, то в остальных у каждого мнение различно. Кто-то признает истихсан, кто-то нет. Кто-то признает кыяс, а кто-то не признает. Это уже область субъективных суждений и сам Аллах по своей милости создал такую ситуацию, чтобы дать возможность выбирать наиболее оптимальное решение в соответствии с той ситуацией, в которой он находится.