Divider

Хизр Ильяс 1

RIGDEN

Administrator
Регистрация:28 Июн 2016
Сообщения:1.293
Реакции:103
Баллы:48
tqoU506NNUo.jpg


Значительное место в исламской литературе занимают легенды и мифы о пророке Хизре.
Пророк Хизр – фигура одиозная в суфийских источниках. Имя его соответствует арабскому слову
«хазир» - некто в зеленом, что совпадает с цветом ислама. Ритуалам суфизма можно научиться не только
от непосредственного общения с живым учителем – суфийским шейхом, но и от высшего источника – от
Хизра, могущего встретиться на пути. Он вечен, так как испил живую воду. Вдохновляя или спасая
встреченных людей, он дарил им хирку – рубище суфия, такая хирка воспринимается как знак
прохождения инициации.
Крупный суфийский поэт М.Икбал называл святого Хизра «велением космоса». Анализируя его
работу «Хизр-проповедник», известный пакистанский литературовед И.Баревели пишет, что в диалоге
поэта с Хизром «голоса обоих собеседников сливаются, что позволяет назвать произведение в целом
монологичным . Исследователи образа Хизра сходятся во мнении, что такое «слияние» служит
подтверждением идеи: «Хизр – «внутренний голос» человека, причем голос чистый, не замутненный
земными страстями. О том же свидетельствует сравнение Хизра с виночерпием, символизирующим в
суфизме истинное знание.
Имя этого пророка притягивало внимание известных востоковедов. В.Бартольд в одной из своих
работ отмечал, что «Хизр появляется странникам и подвижникам чаще всего в образе старика, подвергал
их испытанию и выводил на прямой путь « Те же самые факты и выводы имеются в трудах других
ученых, в частности Е.Э.Бертельса.
«Хизр живет на отдаленном острове, наделен способностью летать по воздуху, путешествуя по
миру. Он покровительствует плывущим по морю, спасает от происков джиннов, оберегает от краж и
пожаров» /4/. Сам факт встречи с Хизром признается чудом. Известна следующая история, произошедшая
с хорасанским шейхом Абу Саидом ибн Аби-л –Хайром (967-1049 гг.). Однажды кто-то рассказал ему о
мистике, способном ходить по воде, и Аби-л-Хайр сказал: «Это умеют делать и лягушки, и всякая водная
дичь!». А когда собеседник продолжил: «А такой-то летает по воздуху,» - он ответил: «Так поступают и
птицы, и насекомые!». Когда же собеседник поведал ему, что кто-то перебрался из одного города в
другой всего за одну минуту, он отпарировал: «Подумаешь, Сатана перелетает в одно мгновение с
Востока на Запад!». В другой раз его спросили, какие чудеса числятся за неким суфием, он возмутился и
ответил: «Разве не величайшее чудо, что мясник вступил на мистический Путь, что он беседует с
Хизром?» .
В одном из своих трудов гениальный теоретик суфизма Ибн Араби повествует о том, как однажды
в ранней молодости он поспорил со своим наставником Абул Хасаном ал-Уруани, не разделив его доводов
относительно того, кого Пророк Мухаммед облагодетельствовал своим явлением. Ибн Араби покинул
учителя, так и оставшись при своем мнении. Через некоторое время ему встретился незнакомец, который
неожиданно воскликнул: «Верь своему учителю!» Ибн Араби решил вернуться, чтобы признать свою
неправоту. Шейх, увидев его, сразу понял, зачем он вернулся, и сказал: «Неужели к тебе должен был
явиться Хизр, чтобы ты поверил словам учителя?» Маститый теософ Ибн Араби, первым
сформировавший все основные идеи и теории суфизма, уверял, что позже еще несколько раз виделся с
Хизром».
Хизр является человеку и во сне. Суфийский поэт Дж.Руми изложил в одной из своих поэм
историю человека, смущенного Сатаной:

«Его сердце было разбито, и он лег спать,
Во сне он увидел
Хизра среди зеленой листвы,
Который говорил: «Послушай! Ты перестал
Восхвалять Бога:
Почему ты раскаиваешься в том,
Что взывал к Нему?»
Он ответил: «Ни одного. «Вот Я»
Не приходит мне в ответ;
Я боюсь, что отвергнут от Двери».
Сказал Хизр: «Неправда, Господь говорит:
«Твое Аллах» -
Это Мое «Вот Я», а твои мольбы, печаль и
рвение
Это Мой посланник к тебе.

Анализируя представления степняков о Хизре, С.Каскабасов отмечает, что Кыдыр-благодетель,
даритель счастья и богатства. Но он незряч и невидим. Чтобы получить от него блага или помощь, надо
увидеть его или же нужно быть увидимым им. Для этого необходимо зажечь костер, лампу или что-
нибудь другое – лишь бы был свет. И Кыдыр придет на свет, явится в образе старца, странника или
дервиша. Все это очень похоже на обстоятельста появления и встречи человека с аруахом – духом
мертвых. Кыдыр бестелесен и слеп, как аруах, он любит белый цвет и является только к белому цвету
(свету). А белый цвет считается цветом мертвых. Следовательно, у нас есть все основания считать
Кыдыра мусульманизированным духом предков. Мусульманизируясь, он получает черты мусульманских
ангелов».
О связи с миром мертвых говорит И.М.Пиотровский. Ссылаясь на древнюю ближневосточную
символику, он отмечет, что встречающиеся в истории путешествия Мусы и Хизра «корабль, дом, стена,
толкуются как элементы, складывающиеся в образ потустороннего мира и символизирующие загробную
жизнь» .
Кыдыр пользуется у казахов особым почтением и любовью. Степняки часто нарекают своих детей
именами Кыдыр, Кыдырбай, Кыдырали. Увидеть этого святого во сне и взять его за руки – хорошая
примета. «Жорытқанда жолын болсын, жолдасын Қыдыр болсын», - традиционное благословение
казахов. Кыдыр не только невидим для окружающих, но и сам не видит. Считалось, что святой имел
обыкновение утром идти впереди стада баранов, а вечером сзади. Поэтому суеверный казах, встречаясь со
стадом баранов, утром объезжал его спереди, а вечером – сзади, стараясь попасть на глаза невидимому
святому, один взгляд которого принесет счастье человеку.
Свидетельствуя о представлениях казахов начала ХХ века, Г.Потанин пишет: «Когда Кыдыр
поднимает свою плеть (а это он делает каждую весну), то «не остается с иголку комка земли, с монету
снега». Тогда сходит с земли снег, замерзшая земля оттаивает и появляется зелень. Каждый человек видит
Кыдыра три раза в своей жизни, но не узнает его. Он является или под видом нищего, или под видом
странника и т.п. Если бы узнать его в это время и попросить счастья, он осчастливит на всю жизнь, но
редко кому это удастся»…
В произведении «Мұнды-Зарлық» Хизр предстает перед нами в окружении сорока аулие,
предрекает рождение детей и вообще будущее:

Когда горько плакал,
Бог исполнил его желание.
Приняв образ седого старца,
Явился к нему Хазрет Кыдыр
И сказал: «Вернись, домой, царь,
Женись на красивой девушке
После того, как ты женишься на ней,
Родятся мальчик и девочка.
Будь спутником, Кыдыр-ата,
Поддержите меня, чильтены,
Господь, сделай мой путь удачным.

Вещие слова сбываются. Хизр начинает покровительствовать и сыну царя. Когда наступает время
и царевичу отправиться в путь, он не оставляет его, и в тяжелую минуту юноше приснился пророк Кыдыр:
«….Сынок, встань, - услышал юноша и пошел дальше, словно наполнился силой энергичных людей,
обрадовался. В сказке «Дочь хана» Тазша попадает в немилость к правителю города. Его жена –
дочь хана, подсказывает ему обратиться к хану и просить того повелеть три дня и три ночи не зажигать в
городе огонь. Хан соглашается. Сам же Тазша зажигает огонь, и к нему приходит Кыдыр, и на следующий
он становится знатным владельцем большого количества скота.
Л.Климович указывает, что .. Хизр – «владетель живой воды»… Одет он будто бы в зеленое и, по
поверью, одного его появления в бесплодной пустыне достаточно, чтобы она зазеленела, покрылась
растительностью.
Персонаж сказки «Каратал», брошенный вероломными братьями в зиндан, увидел глубокого
старца и почтительно его приветствует. Аксакал оказался не кем иным, а самим Хызыр Ильясом,
превращается в большую птицу и на себе выносит юношу на поверхность земли. Кыдыр ата связан с
живой водой, с зеленым цветом, благодаря ему идут дожди и земля покрывается цветами, он – «дающий
сыновей», защитник от джиннов, покровитель путников. С его именем связаны транспереходы,
инициации, транспутешествия, способность дарить людям богатство, удачу, счастье, исполнение мольбы
и просьбы. Все эти удивительные качества присущи Хизру потому, что принято считать его кораническим
пророком и святым, «Хизр, или аль-Хадир в мусульманской мифологии -один из четырех «бессмертных»
наряду с Исой, Ильясом и Идрисом, считается потомком Ноя в пятом поколении, проповедник.
М.Пиотровский, анализируя сюжетные линии Корана о Мусе и встреченном им на пути «рабе
Аллаха», пишет: «Мудрый спутник пророка остался в Коране безымянным. Предание же затем дало имя
ему аль-Хадир. Так назвала мусульманская мифология «таинственный персонаж, символизирующий
собой вечность и постоянное обновление природы. Аль-Хадир считается одним из тех людей, которые не
умерли даже первой смертью и живыми пребывают в ожидании Судного дня» .
В тюркской среде Центральной Азии облик Хизра наделен новыми элементами. Они особенно
прослеживаются в материале, собранном С. Каскабасовым. В этих мифах о Хизре говорится: «Некто
видит рассыпавшиеся кости мертвого человека и думает: «Аллах прощает и говорит ему: «Ты уже раз
умирал. Теперь будешь жить до конца света. Ты стал Хизром. Будешь оказывать помощь обездоленным и
несчастным».
Хизр по разрешению Аллаха 30 лет учит Коран под руководством главного имама Магзама. Устаз
умирает, и Хизр еще 25 лет ночует в его могиле и учит Коран. Никем не замеченный, Хизр в образе старца
в белой одежде учит детей».
Этот пророк связан с культом предков в тюркском сознании – аруахами. Следующие детали прямо
свидетельствуют об этом: появление его при зажжении источника света, склонность к белым одеждам,
проживание и появление из могилы, превращение в птицу.
Казахское мифическое сознание обогатило рассказы о Хизре символами и мифологемами: огонь,
перевоплощение в птиц и т. д. А самое главное–органично сохранило суфийскую идеологию легенды о
Хизре, выработанную многими поколениями мусульманских мыслителей.
Известно, что на протяжении всей жизни святые люди и пророки–хранители и передатчики
божественного сакрального знания сопровождали и опекали Иассауи, оказывая ему всяческую помощь.
Ахмет был отмечен особыми знаками внимания со стороны божественных сил. Его посещали и с
ним общались в первый год жизни –аруахи, во второй–пророки, в третий–чильтены, в четвертый–пророк
Мухаммед и Хизр–Баба. Одни из этих святых людей и духовных существ были связаны с местными
доисламскими верованиями, шаманизмом (аруахи, чильтены), другие с исламом и суфизмом. Они
подготавливали Ахмета к вступлению на путь служения Аллаху, передавали ему сакральное знание,
благословляли и посвящали его.
В «Диуани хикмет» есть эпизод, где 31–летний Иассауи пьет «вино» с святым Хызыр Баба,
, ведь способ общения со святыми людьми, согласно доисламской традиции у иранцев и тюрок,
проходил «путем передачи избраннику символической чаши с вином, либо совместного винопития у
шейха». С ними связаны многочисленные проявления божественной любви.
В суфийской доктрине «вино» и «любовное опьянение»–приметная метафора. Но у Иассауи
сквозь нее проглядывают старые местные традиции получения сакрального знания.
Образ святого Хизра, заставивший человека вести внутрений диалог с собой, позволил казахам

более гармонично воспринимать действительность. Легенды о Кыдыр ата–плод многовекового
народного мифопоэтического творчества, выражение постоянной потребности народа в покровителе,
благодетеле и помощнике.
 

Ариада_

Магистр RIGDEN, благодарю вас за тему!
С уважением!
 

Clarissa

Well-Known Member
Регистрация:15 Июн 2013
Сообщения:3.001
Реакции:0
Баллы:0
Уважаемый Магистр RIGDEN, благодарю Вас за тему.
С уважением.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу