Rustam
Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:766
Реакции:28
Баллы:0
Деви
Деви ("богиня"), в индуистской мифологии жена бога Шивы. В ее образе персонифицирована творческая энергия супруга(шакти). В соответствии с двумя основными аспектами Шивы, бога-создателя и бога-разрушителя, она также выступает то в кротком облике, как Парвати (горная), Сати (добродетельная), Ума (светлая), Джаганмата (мать мира), Аннапурна (богатая питанием), то в грозном, как Кали (черная), Чанди (гневная), Дурга (труднодоступная), Бхайрави (ужасная) и т. д.
Кали
Кали ("черная"), в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей великой богини-матери Деви, или Дурги, жены Шивы, олицетворение смерти и разрушения. Она появилась на свет из черного от гнева лба Дурги: с кроваво-красными глазами, четырехрукая; из раскрытого рта свисал язык, обагренный кровью жертв; нагота ее была прикрыта лить кушаком из отрубленных вражеских голов или рук, ожерельем из черепов и тигровой шкурой. Подобно Шиве, Кали имела третий глаз во лбу. В одной руке она держала оружие, в другой — отрубленную голову Рактабиджи, две руки подняты для благословения. Последователи Кали считали ее любящей богиней-матерью, способной уничтожить смерть и демонов. Один из мифов повествует о том, как чудовище Рактабиджа угрожало миру. Из каждой капли крови, сочившейся из его ран, рождалось 1000 демонов. По просьбе богов Кали выпила кровь Рактабиджи, затем проглотила его самого. Празднуя победу, она пустилась в пляс. Ее движения становились все более порывистыми, все вокруг сотрясалось, и миру грозило разрушение. Боги умоляли Шиву остановить неистовый танец богини, но даже ему не удалось успокоить ее. Тогда Шива лег на землю перед Кали, и она, продолжая танцевать, попирала его, пока не осознала происходящего и не прекратила танец. Город Калькутта назван в честь богини; его название означает "шаги Кали".
Лакшми
Лакшми, Шри ("добрый знак", "счастье", "красота"), в индийской мифологии ассоциируется со многими богинями и наиболее широко известна как прекрасная супруга великого бога Вишну, воплощение его творческой энергии. Богиню богатства и счастливой судьбы изображали в виде красавицы, сидящей на цветке лотоса, символе материнства, бессмертия и духовной чистоты. Во время праздника света Дивали и ныне зажигают тысячи фонарей и устраивают фейерверки в честь богини. Люди играют и веселятся, а богиня, верят многие, ходит из дома в дом в поисках места для отдыха, даруя богатство тем жилищам, которые ярко освещены. Все хотели обладать Лакшми, но она немедленно покидала тех, кто усаживал ее себе на голову, а именно так и поступили демоны, когда им удалось захватить ее. Согласно одному преданию, однажды богиня оказалась настолько близко от Индры, что из него пошел обильный дождь и хлеба пышно заколосились. Лакшми упоминается в знаменитом мифе о пахтанье богами океана, который постепенно превратился в молоко, и из него появились не только амрита, но и "четырнадцать чудес", в том числе сама богиня, сидящая на цветке лотоса. Небесные музыканты и мудрецы воспевали Лакшми, реки молили ее искупаться в их водах, молочные моря предлагали венец из цветов бессмертия, а священные слоны, держащие мир на своих спинах, поливали ее водой из священной для всех индийцев реки Ганг.
По вполне понятным причинам Лакшми, богиня - богатства, более почитаема, нежели Сарасвати, богиня знания. Будучи силой и супругой Вишну, поддержателя мира, она представляется – как сила множественности и богиня удачи, что, в равной мере необходимо для процесса поддержания Щри или Лакшми, как она описывается в Ведах является богиней богатства и удачи, силы и красоты.
Согласно пуранам, в своём первом воплощении она была дочерью мудреца Бхригу и его жены Кхьяти. Позднее она родилась из молочного океана во время его пахтания. Будучи Супругой Вишну, она выступает как его вторая половина, когда бы он ни воплощался. Когда он воплощался как Вамана, Парашурама, Рама и Кришна, она соответственно появлялась как Падма (или Камала), Дхарани, Сита и Рукмини. Она так же неотделима от Вишну как речь от выражаемого ею , значения, как знание от интеллекта или же как добрые дела от праведности. Если Вишну представляет все мужское, то Лакшми - все, что является женским.
Лакиши обычно описывается как чарующе красивая молодая женщина, стоящая на лотосе и держащая лотос в каждой из двух рук. Возможно, поэтому её называют также Падма или Камала. Она также украшена гирляндой из лотосов. Очень часто рядом с ней по обеим сторонам можно видеть слонов, поливающих её водой из кувшинов, подаренных, небесными девами. Ее цвет описывается по-разному: как темный, розовый, золотисто - жёлтый или белый. Когда она вместе с Вишну, она изображается только с двумя руками. Когда ей поклоняются в храме (отдельные храмы для Лакиши довольно редки), то там она изображается сидящей на лотосе - троне с четырьмя руками, держащими падму, шанкху, амрита-калашу (сосуд с амброзией) и плоды бильвы. Иногда вместо бильвы она держит махалунгу (лимон). Когда она изображается с десятью руками, добавляются лук, стрела, булава и диск. В этом случае она являет собой Махалакшми – образ Богини Дурги.
Теперь можно попытаться объяснить, что скрывается за этой в высшей, степени символической картиной. Если Лакшми изображается тёмной по цвету, это указывает на то, что она супруга Вишну, темноликого бога. Если она изображается золотисто-жёлтой, это означает, что она источник всякого богатства. Если она белого цвета, то это обозначает чистейшую форму природы. Розоватый цвет, который более общепринят, отражает её сострадание ко всем существам, поскольку она - Матерь всего сущего.
Ее четыре руки указывают, на её способность даровать четыре цели человеческой жизни: дхарму - праведность, артху - богатство, Каму - телесные наслаждения и мокшу - блаженство.
Лотосы в различных стадиях раскрытия символизируют миры и существа на различной стадии эволюции. Плоды в её руках - это плоды нашего труда. Как много бы, мы ни трудились, до тех пор, пока Матерь не будет достаточно милостивой, чтобы даровать нам плоды наших трудов, всё будет бесполезно. Если плод, находящийся в руках богини, кокосовый орех, состоящий из скорлупы, сердцевины и сока, то это означает, что из неё происходят три уровня творения - грубый, тонкий и причинный миры. Если этот плод - гранат или цитрон, то это означает, что различные миры находятся под её контролем и она их, все превосходит. Если это плод бильвы (вид дикой яблони), - который, между прочим, не очень приятен на вкус, однако очень полезен для здоровья, - то это означает мокшу, высший плод духовной .жизни. Амритакалаша (сосуд с амброзией) означает то же самое, а именно то, что она способна даровать блаженство бессмертия.
На некоторых скульптурных изображениях можно видеть в качестве её ваханы сову. Необычно и странно, что богиня богатства и красоты, может иметь в качестве своей ваханы уродливую птицу, одно появление которой уже считалось дурным предзнаменованием! Но, как только символическое значение этой необычности будет раскрыто, мы сможем правильнее оцепить бедную птицу и её сострадательную хозяйку. Санскритское слово 'улука' (сова) - это одно из имён властелина богов Индры. Поэтому, являясь богиней богатства, Лакшми не могла найти для себя лучшего средства передвижения, чем царя богов, символизирующего богатство, силу и славу, то есть то, к чему стремится в жизни человек. В то же время здесь заключено и предупреждение, адресованное к стремящимся обрести мирское богатство вместо духовного, которое усматривается в сравнении даже величия Индры с уродливой и частично слепой птицей! Этот символ может означать, что Матерь Лакшми является властительницей духовной мудрости. Если мы будем не столь великодушны, тогда мы можем извлечь для себя урок в иной форме, а именно: "Не закрывай глаза перед светом мудрости, исходящим от солнца знания!" Из чувства заботы о человечестве всемилостивая Матерь держит это олицетворение невежества под своим контролем.
Сарасвати
У Брахмы, Вишну и Шивы, каждого из них, есть супруга - Шакти. Шакти Брахмы - это Сарасвати. Сарасвати управляет мудростью и искусствами, она изобрела письменность. Сарасвати -- символ мудрости, искусства и музыки -- является дочерью Шивы и Дурги. Сарасвати наделяет человека силой речи, мудростью и образованностью. У нее четыре руки, представляющие четыре аспекта человеческой личности в познании: ум, интеллект, пробужденность и эго. Она держит священные писания в одной руке и лотос -- символ истинного знания -- в другой. Двумя другими руками она играет музыку любви и жизни на струнном инструменте, называемом Виина (Вина). Она одета в белое -- символ чистоты -- и сидит на белом лебеде, символизирующем образ чистоты и способности различать, состояние благости.
Святые и духовные люди придают большое значение почитанию Сарасвати. Люди образования и обучения почитают Сарасвати для просвещения и просветления. Они говорят, нет никакого сравнения между статусом короля и учёного или духовного человека. Король ограничен пределами своего королевства, в то время как учёного или духовного человека уважают и почитают во всем мире. Сарасвати часто изображается в индуистском искусстве, чаще всего со светильником или лютней в руке. Сарасвати посвящены несколько крупных праздников, один из которых – наваратри – «девять ночей», три последних из которых посвящены ей (первые шесть Лакшми и Дурге).
Парвати
Парвати ("дочь гор"), в индуистской мифологии одно из имен супруги бога Шивы. Она дочь царя гор Химавата и мать слоноподобного бога Гашеши, которого создала из своего пота. Согласно одному из мифов, Шива породил шесть детей без участия Парвати. Богиня полюбила малюток супруга и однажды так крепко обняла, что их тела слились в одно, образовав мальчика с шестью головами. Впоследствии он стал богом воины Скандой. Согласно другому преданию, Парвати, впервые увидев Сканду, почувствовала такой прилив материнской любви и нежности, что из ее грудей полилось молоко. Известен миф о том, как Шива упрекнул Парвати за то, что она темнокожая. От стыда богиня удалилась в лес и стала аскетом. Брахма высоко оценил самоотречение Парвати и превратил ее в Гаури. богиню с золотой кожей. Однажды Парвати, желая подшутить над супругом, подкралась сзади к Шиве и закрыла его глаза руками. Тьма охватила мир и тогда Шива создал себе третий глаз во лбу.
Наги
Наги, в индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами, дети Кадру, жены мудреца Кашьяпы. Наги постоянно враждовали с птицами и их царем Гарудой, рожденным другой женой Кашьяпы — Винатой. Наги являлись владыками подземного мира — паталы, где находилась их столица Бхагавати и где они стерегли несметные сокровища земли. Нагов почитали как мудрецов и магов, способных оживлять мертвых и менять свое обличье. Наги, приняв человеческий облик, жили среди людей, причем их женщины, нагини, славящиеся своей красотой, нередко становились женами смертных царей и героев. Среди царей нагов наиболее известен тысячеголовый змей Шеша, поддерживающий землю. Один из мифов повествует, как наги получили бессмертие, отведав амриты, и почему их языки раздвоились — им пришлось слизывать амриту с острых травинок куши.
ЯКШИНИ
ЯКШИНИ и Якши, в индуистской мифологии полубожественные существа, которые родились из стопы Брахмы одновременно с ракшасами, одним из основных классов демонов. Якши были благожелательны к людям и являлись слугами бога богатства Куберы — они охраняли его чудесные сады на священной горе Кайласе, а также сокровища, зарытые в земле и пещерах. Чаще всего якши изображались в облике прекрасных юношей, иногда — карликами с отвислыми животами, с короткими руками и ногами. Считалось, что якши женского пола, якшини, опасны для людей, поскольку едят человечину и пьют кровь детей. Якшини, прекрасные полубожественные девы, были опасны для людей: они истязали мужчин, ели человеческое мясо и пили кровь детей.
Деви ("богиня"), в индуистской мифологии жена бога Шивы. В ее образе персонифицирована творческая энергия супруга(шакти). В соответствии с двумя основными аспектами Шивы, бога-создателя и бога-разрушителя, она также выступает то в кротком облике, как Парвати (горная), Сати (добродетельная), Ума (светлая), Джаганмата (мать мира), Аннапурна (богатая питанием), то в грозном, как Кали (черная), Чанди (гневная), Дурга (труднодоступная), Бхайрави (ужасная) и т. д.
Кали
Кали ("черная"), в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей великой богини-матери Деви, или Дурги, жены Шивы, олицетворение смерти и разрушения. Она появилась на свет из черного от гнева лба Дурги: с кроваво-красными глазами, четырехрукая; из раскрытого рта свисал язык, обагренный кровью жертв; нагота ее была прикрыта лить кушаком из отрубленных вражеских голов или рук, ожерельем из черепов и тигровой шкурой. Подобно Шиве, Кали имела третий глаз во лбу. В одной руке она держала оружие, в другой — отрубленную голову Рактабиджи, две руки подняты для благословения. Последователи Кали считали ее любящей богиней-матерью, способной уничтожить смерть и демонов. Один из мифов повествует о том, как чудовище Рактабиджа угрожало миру. Из каждой капли крови, сочившейся из его ран, рождалось 1000 демонов. По просьбе богов Кали выпила кровь Рактабиджи, затем проглотила его самого. Празднуя победу, она пустилась в пляс. Ее движения становились все более порывистыми, все вокруг сотрясалось, и миру грозило разрушение. Боги умоляли Шиву остановить неистовый танец богини, но даже ему не удалось успокоить ее. Тогда Шива лег на землю перед Кали, и она, продолжая танцевать, попирала его, пока не осознала происходящего и не прекратила танец. Город Калькутта назван в честь богини; его название означает "шаги Кали".
Лакшми
Лакшми, Шри ("добрый знак", "счастье", "красота"), в индийской мифологии ассоциируется со многими богинями и наиболее широко известна как прекрасная супруга великого бога Вишну, воплощение его творческой энергии. Богиню богатства и счастливой судьбы изображали в виде красавицы, сидящей на цветке лотоса, символе материнства, бессмертия и духовной чистоты. Во время праздника света Дивали и ныне зажигают тысячи фонарей и устраивают фейерверки в честь богини. Люди играют и веселятся, а богиня, верят многие, ходит из дома в дом в поисках места для отдыха, даруя богатство тем жилищам, которые ярко освещены. Все хотели обладать Лакшми, но она немедленно покидала тех, кто усаживал ее себе на голову, а именно так и поступили демоны, когда им удалось захватить ее. Согласно одному преданию, однажды богиня оказалась настолько близко от Индры, что из него пошел обильный дождь и хлеба пышно заколосились. Лакшми упоминается в знаменитом мифе о пахтанье богами океана, который постепенно превратился в молоко, и из него появились не только амрита, но и "четырнадцать чудес", в том числе сама богиня, сидящая на цветке лотоса. Небесные музыканты и мудрецы воспевали Лакшми, реки молили ее искупаться в их водах, молочные моря предлагали венец из цветов бессмертия, а священные слоны, держащие мир на своих спинах, поливали ее водой из священной для всех индийцев реки Ганг.
По вполне понятным причинам Лакшми, богиня - богатства, более почитаема, нежели Сарасвати, богиня знания. Будучи силой и супругой Вишну, поддержателя мира, она представляется – как сила множественности и богиня удачи, что, в равной мере необходимо для процесса поддержания Щри или Лакшми, как она описывается в Ведах является богиней богатства и удачи, силы и красоты.
Согласно пуранам, в своём первом воплощении она была дочерью мудреца Бхригу и его жены Кхьяти. Позднее она родилась из молочного океана во время его пахтания. Будучи Супругой Вишну, она выступает как его вторая половина, когда бы он ни воплощался. Когда он воплощался как Вамана, Парашурама, Рама и Кришна, она соответственно появлялась как Падма (или Камала), Дхарани, Сита и Рукмини. Она так же неотделима от Вишну как речь от выражаемого ею , значения, как знание от интеллекта или же как добрые дела от праведности. Если Вишну представляет все мужское, то Лакшми - все, что является женским.
Лакиши обычно описывается как чарующе красивая молодая женщина, стоящая на лотосе и держащая лотос в каждой из двух рук. Возможно, поэтому её называют также Падма или Камала. Она также украшена гирляндой из лотосов. Очень часто рядом с ней по обеим сторонам можно видеть слонов, поливающих её водой из кувшинов, подаренных, небесными девами. Ее цвет описывается по-разному: как темный, розовый, золотисто - жёлтый или белый. Когда она вместе с Вишну, она изображается только с двумя руками. Когда ей поклоняются в храме (отдельные храмы для Лакиши довольно редки), то там она изображается сидящей на лотосе - троне с четырьмя руками, держащими падму, шанкху, амрита-калашу (сосуд с амброзией) и плоды бильвы. Иногда вместо бильвы она держит махалунгу (лимон). Когда она изображается с десятью руками, добавляются лук, стрела, булава и диск. В этом случае она являет собой Махалакшми – образ Богини Дурги.
Теперь можно попытаться объяснить, что скрывается за этой в высшей, степени символической картиной. Если Лакшми изображается тёмной по цвету, это указывает на то, что она супруга Вишну, темноликого бога. Если она изображается золотисто-жёлтой, это означает, что она источник всякого богатства. Если она белого цвета, то это обозначает чистейшую форму природы. Розоватый цвет, который более общепринят, отражает её сострадание ко всем существам, поскольку она - Матерь всего сущего.
Ее четыре руки указывают, на её способность даровать четыре цели человеческой жизни: дхарму - праведность, артху - богатство, Каму - телесные наслаждения и мокшу - блаженство.
Лотосы в различных стадиях раскрытия символизируют миры и существа на различной стадии эволюции. Плоды в её руках - это плоды нашего труда. Как много бы, мы ни трудились, до тех пор, пока Матерь не будет достаточно милостивой, чтобы даровать нам плоды наших трудов, всё будет бесполезно. Если плод, находящийся в руках богини, кокосовый орех, состоящий из скорлупы, сердцевины и сока, то это означает, что из неё происходят три уровня творения - грубый, тонкий и причинный миры. Если этот плод - гранат или цитрон, то это означает, что различные миры находятся под её контролем и она их, все превосходит. Если это плод бильвы (вид дикой яблони), - который, между прочим, не очень приятен на вкус, однако очень полезен для здоровья, - то это означает мокшу, высший плод духовной .жизни. Амритакалаша (сосуд с амброзией) означает то же самое, а именно то, что она способна даровать блаженство бессмертия.
На некоторых скульптурных изображениях можно видеть в качестве её ваханы сову. Необычно и странно, что богиня богатства и красоты, может иметь в качестве своей ваханы уродливую птицу, одно появление которой уже считалось дурным предзнаменованием! Но, как только символическое значение этой необычности будет раскрыто, мы сможем правильнее оцепить бедную птицу и её сострадательную хозяйку. Санскритское слово 'улука' (сова) - это одно из имён властелина богов Индры. Поэтому, являясь богиней богатства, Лакшми не могла найти для себя лучшего средства передвижения, чем царя богов, символизирующего богатство, силу и славу, то есть то, к чему стремится в жизни человек. В то же время здесь заключено и предупреждение, адресованное к стремящимся обрести мирское богатство вместо духовного, которое усматривается в сравнении даже величия Индры с уродливой и частично слепой птицей! Этот символ может означать, что Матерь Лакшми является властительницей духовной мудрости. Если мы будем не столь великодушны, тогда мы можем извлечь для себя урок в иной форме, а именно: "Не закрывай глаза перед светом мудрости, исходящим от солнца знания!" Из чувства заботы о человечестве всемилостивая Матерь держит это олицетворение невежества под своим контролем.
Сарасвати
У Брахмы, Вишну и Шивы, каждого из них, есть супруга - Шакти. Шакти Брахмы - это Сарасвати. Сарасвати управляет мудростью и искусствами, она изобрела письменность. Сарасвати -- символ мудрости, искусства и музыки -- является дочерью Шивы и Дурги. Сарасвати наделяет человека силой речи, мудростью и образованностью. У нее четыре руки, представляющие четыре аспекта человеческой личности в познании: ум, интеллект, пробужденность и эго. Она держит священные писания в одной руке и лотос -- символ истинного знания -- в другой. Двумя другими руками она играет музыку любви и жизни на струнном инструменте, называемом Виина (Вина). Она одета в белое -- символ чистоты -- и сидит на белом лебеде, символизирующем образ чистоты и способности различать, состояние благости.
Святые и духовные люди придают большое значение почитанию Сарасвати. Люди образования и обучения почитают Сарасвати для просвещения и просветления. Они говорят, нет никакого сравнения между статусом короля и учёного или духовного человека. Король ограничен пределами своего королевства, в то время как учёного или духовного человека уважают и почитают во всем мире. Сарасвати часто изображается в индуистском искусстве, чаще всего со светильником или лютней в руке. Сарасвати посвящены несколько крупных праздников, один из которых – наваратри – «девять ночей», три последних из которых посвящены ей (первые шесть Лакшми и Дурге).
Парвати
Парвати ("дочь гор"), в индуистской мифологии одно из имен супруги бога Шивы. Она дочь царя гор Химавата и мать слоноподобного бога Гашеши, которого создала из своего пота. Согласно одному из мифов, Шива породил шесть детей без участия Парвати. Богиня полюбила малюток супруга и однажды так крепко обняла, что их тела слились в одно, образовав мальчика с шестью головами. Впоследствии он стал богом воины Скандой. Согласно другому преданию, Парвати, впервые увидев Сканду, почувствовала такой прилив материнской любви и нежности, что из ее грудей полилось молоко. Известен миф о том, как Шива упрекнул Парвати за то, что она темнокожая. От стыда богиня удалилась в лес и стала аскетом. Брахма высоко оценил самоотречение Парвати и превратил ее в Гаури. богиню с золотой кожей. Однажды Парвати, желая подшутить над супругом, подкралась сзади к Шиве и закрыла его глаза руками. Тьма охватила мир и тогда Шива создал себе третий глаз во лбу.
Наги
Наги, в индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами, дети Кадру, жены мудреца Кашьяпы. Наги постоянно враждовали с птицами и их царем Гарудой, рожденным другой женой Кашьяпы — Винатой. Наги являлись владыками подземного мира — паталы, где находилась их столица Бхагавати и где они стерегли несметные сокровища земли. Нагов почитали как мудрецов и магов, способных оживлять мертвых и менять свое обличье. Наги, приняв человеческий облик, жили среди людей, причем их женщины, нагини, славящиеся своей красотой, нередко становились женами смертных царей и героев. Среди царей нагов наиболее известен тысячеголовый змей Шеша, поддерживающий землю. Один из мифов повествует, как наги получили бессмертие, отведав амриты, и почему их языки раздвоились — им пришлось слизывать амриту с острых травинок куши.
ЯКШИНИ
ЯКШИНИ и Якши, в индуистской мифологии полубожественные существа, которые родились из стопы Брахмы одновременно с ракшасами, одним из основных классов демонов. Якши были благожелательны к людям и являлись слугами бога богатства Куберы — они охраняли его чудесные сады на священной горе Кайласе, а также сокровища, зарытые в земле и пещерах. Чаще всего якши изображались в облике прекрасных юношей, иногда — карликами с отвислыми животами, с короткими руками и ногами. Считалось, что якши женского пола, якшини, опасны для людей, поскольку едят человечину и пьют кровь детей. Якшини, прекрасные полубожественные девы, были опасны для людей: они истязали мужчин, ели человеческое мясо и пили кровь детей.