Astaroth
Well-Known Member
Имам аль-Газали
Лучи мудрости
(Анвар аль-Хикмат)
Предисловие
Слава Аллаху, осветившему светильники
сердец лучами Божественной мудрости и
украсившему сады душ цветами Божественной ми-
лости. Благословение и приветствие Мухаммаду и
его роду, отличающимся Божественным совершен-
ством, и его Сподвижникам, предводительствую-
щим в Божественном адабе.
В наше время большинство людей поглоще-
но мирской суетой и проводит жизнь в погоне за
благами бренного мира, не задумываясь о смысле
жизни, об ее истинных и вечных ценностях. Вслед-
ствие этого они оказываются неподготовленными
к вечной жизни, и уходят на тот свет без необходи-
мых благих деяний.
Чтобы не оказаться в подобном положении,
нам следует, провести жизнь, дарованную Все-
вышним Аллахом, в соответствии с Его велени-
ями и наставлениями.
Мы надеемся, что наставления выдающегося
мусульманского ученого, мыслителя и довода Ис-
лама, Имама Абу Хамида аль-Газали (450 г.х. /1059
г. н.э. – 505г.х./1111 г. н.э.), да смилуется над ним
Аллах, помогут читателям стать истинно богобояз-
ненными.
О Аллах, ради уважения тех, кто сжег сияние
своего усердия на поле довольства малым и потра-
тил наличность жизни на приобретение орудий
для уединения и оставление необходимых средств
для связи (с мирским) – тех, кто не открывает в
сердце двери радости существованию нижнего
мира и не проявляет огорчение по поводу его ис-
чезновения – освежи обоняние нашей души (ду-
новением) зефира из цветника Твоей поддержки
и освети взор нашего сердца отблеском этих слов,
названных «Лучи Мудрости».
Краткая биография
имама аль-Газали
Его отец был бедным и благочестивым челове-
ком, жил только на то, что зарабатывал своими
руками. Он прял шерсть и продавал ее в своей лавке в
городе Тусе (ныне город в Иране). Всегда посещал али-
мов и проповедников, общался с ними и оказывал им
свою помощь и услуги. Каждый раз, когда он слушал
их речь, начинал плакать и просил Аллаха, чтобы Он
даровал ему сына, подобного им. И Всевышний Ал-
лах внял его мольбам, и у него вскоре родились двое
сыновей, одного из которых назвал Абу Хамидом Му-
хаммадом, (позднее его стали звать Имам аль-Газали)
который в последствии стал великим ученым, а дру-
гого – Абул Футух Ахмад, ставший одним из извест-
ных проповедников. Умер в 520 г. Хиджры.
Перед кончиной он поручил их воспитание
своему другу, который был суфием, и сказал ему:
«Я очень жалею, что не смог достичь знаний, и
хочу, чтобы этого достигли эти двое моих сыновей.
Обучи их любым способом, даже если это будет сто-
ить всего того, что я оставляю им в наследство».
После смерти отца, его друг стал обучать их за
счет их наследства, пока оно не иссякло. И посколь-
ку он сам был очень беден, ему было трудно содер-
жать их за свой счет, и по этой причине он предло-
жил им поступить в медресе в качестве учащихся,
чтобы прокормить самих себя. Они приняли пред-
ложение и поступили в медресе, и это стало основ-
ной причиной их счастья и достижения высокой
степени перед Аллахом.
Позднее, рассказывая об этом другим, Имам аль-
Газали, сущность своего юношеского прошлого вы-
разил словами:
«Мы начали знания искать не ради Аллаха, но
Он захотел, чтобы это было только ради Аллаха».
О матери, к сожалению, не сохранилось ника-
кой информации, кроме того, что она оставила его
сиротой, когда он был еще младенцем.
Аль-Газали1 – Шейх, Имам, редкая личность
своего времени, большой авторитет в Исламе. Он
совершенный духовный руководитель ученых,
Муджтахид2 своего времени, автор многих полез-
ных изданий, искусно разбирающийся в мазхабах,
1 Его полное имя - Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ат-Тусий аш-Шафиий (шафи-
итского толка (мазхаба)).
2 Ученый, имеющий право самостоятельно выносить решения по вопросам мусульманско-
го права непосредственно из Корана и Сунны, изучив все необходимые для этого науки.
основах Ислама, разногласиях, спорах и логике.
Обладая глубоким аналитическим умом, в совер-
шенстве изучил философию.
Его жизнь соответственно многократным путе-
шествиям, совершенным в поисках знаний, можно
разделить на следующие этапы:
1. Город Тус.
Там он родился в 450 г. х. и вырос. В нем же сде-
лал первые шаги к знаниям и изучил мусульман-
ское право у своего первого учителя Имама Ахмада
Ар-Разакани.
2. Город Горгон.
Когда ему еще не исполнилось и 20 лет, в поис-
ках знаний он в 470 г. х. отправился в Горгон. Для
этого он захватил с собой книги «Комментарии
по вопросам мусульманского права» в нескольких
томах, автором которых является Абу Наср Аль-
Исмаили.
Во время путешествия, с этими книгами, с ним
приключилась курьезная история. Вот что он об
этом говорит:
«В пути на нас (т.е. на караван) напали разбой-
ники. Они отобрали у меня все мои вещи; и когда
они стали уходить, я последовал за ними. Меня за-
метил их старший, который, пригрозив мне, ска-
зал: «Горе тебе, возвращайся назад, а не то – ты
погибнешь». Я сказал ему: «Ради Аллаха прошу
тебя возвратить мне только мои книги. Вам нет
от них никакого толка (а мне они очень нужны)».
Он спросил: «Что это за книги?» Я ответил: «Те, что
в той торбе. Я очень много трудился над ними, слу-
шал, писал и познал то, что в них». Он посмеялся и
сказал: «Как же ты можешь знать то, что в них? Ведь
когда мы их у тебя забрали, ты остался без знаний!»
Затем он повелел одному из своих людей вернуть
их мне, и тот принес их в торбе».
Далее Имам аль-Газали говорит: «Я тогда обра-
тился к самому себе и сказал: «Поистине, эти сло-
ва, Аллах специально вложил в уста тому человеку,
чтобы направить меня на более Правильный Путь
в моей учебе». И когда возвратился из города Горго-
на, я занялся изучением этих книг в течение трех
лет, пока не выучил их наизусть, чтобы не остаться
без знаний, если на меня нападут разбойники».
3. Город Нисабур.
Приобретенные знания его не могли удовлетво-
рять, ибо он жаждал большего. И поэтому в 473 г. х.
поехал в Нисабур и довольно серьезно взялся за уче-
бу, а в последствии и сам составлял книги. В это вре-
мя он был уже женатым человеком, возраста 28 лет.
4. Королевский лагерь в городе Аль-Муаскар.
В 478 г. х. из Нисабура он отправился в Аль-
Муаскар, где познакомился с главой министров Ни-
зам аль-Мульк, и тот приблизил его к себе из-за
его знаний, авторитета, высокой степени перед
Аллахом и умения дискутировать. И вскоре он
занял высокое положение в Совете министров. Все-
го в Аль-Муаскаре он пробыл 5 лет.
5. Город Багдад.
Затем в 484 г. Низам аль-Мульк назначил Имама
аль-Газали на должность главного учителя в медре-
се «Ан-Низамия» в Багдаде. У него было 300 своих
учеников. Тогда ему было 43 года.
Он удивлял людей своим характером, красно-
речием, благородством, и все очень полюбили его.
Они чаще стали посещать его, и получать исчерпы-
вающие ответы на интересующие их вопросы. И
так продолжалось до тех пор, пока он не отрекся от
мирской суеты, отказавшись от своей славы и высо-
кой должности.
Пробыв в Багдаде всего 4 года, он в 488 г. х., на-
значив родного брата своим заместителем и оста-
вив все, что имел, покинул город. Что же могло по-
служить причиной этому?
Вот что он в последствии сказал об этом случае,
придавая своим словам огромное значение:
«Затем, понаблюдав за собою со стороны, я об-
наружил свое положение опасным для меня, и что
я очень привязался ко всему тому, что приобрел
из благ земной жизни, и всему тому, что окружало
меня.
Затем я, последив за своими делами, заме-
тил, что лучшее, чем я могу быть занят – это
преподавание и обучение. Но это были науки,
не приносящие пользы на Том Свете и не столь
важные для земной тленной жизни. Я вспомнил
о своем намерении в обучении, и оказалось, что
делаю это не чисто ради Аллаха, а ради славы и по-
чета. Тогда я убедился, что нахожусь на краю раз-
валивающейся пропасти и в итоге могу попасть в
Ад, если не возьмусь за исправление своего поло-
жения. И поэтому задумал выехать из Багдада, по-
скольку мои мысли о своем положении не давали
мне покоя, но моей душе (нафсу) это отнюдь не по-
нравилось, и она стала мне противиться.
И таким образом я стал колебаться между при-
тяжением своей необузданной страсти и эгоизма
и призывами Того Света до тех пор, пока дело не
перешло от выбора к необходимости...».
В это время Имам аль-Газали заболел настолько
сильно, что не мог промолвить ни одного слова. Он
говорит: «Я постарался преподавать хотя бы один
день, чтобы успокоить сердца тех, кто часто посе-
щал меня, но все оказалось тщетным. Язык мой за-
вязался, не переваривал пищу из-за переживаний,
она стала для меня горькой. Я не мог пожевать даже
кусочек хлеба, тело очень ослабло, и ни один док-
тор не нашел для меня исцеление.
Тогда я обратился за помощью к Всевышнему Ал-
лаху, как это случается с тем или иным челове-
ком, попавшим в беду. И Тот, Кто отвечает на зов
лица, взывающего к Нему, внял моим мольбам
и облегчил мое положение, помогая моему сердцу
отказаться от славы и денег.
Всем знакомым я объявил, что уезжаю в Мекку,
сам же вознамерился в страну Шам (ныне: терри-
тория Сирии, Иордании, Палестины и Ливана), и
остаться там навсегда. А поступил я так во избежа-
ние уговоров Халифа и моих друзей.
Таким образом, я покинул Багдад и все свое иму-
щество, взяв с собой только самое необходимое для
себя и семьи.
6. Дамаск, Иерусалим и Священная Земля
«Хиджаз».
В 489 г. х. он прибыл в Дамаск. Там он всерьез
занялся приблизительно два года уединением (Хал-
ват), внутренними упражнениями (Риязат), духов-
ным старанием (Муджахадат). Погрузился также в
самоочищение, избавляясь от дурных качеств и,
приобретая благие, а также очищением сердца от
любви к земной мимолетной жизни, чтобы оно в
каждый миг поминало Всевышнего Аллаха. Обо
всем этом он узнал из науки о суфизме3.
Он некоторое время пребывал в служении Алла-
ху (Иътикаф) в Омеййядской Соборной Мечети.
Затем он отправился в Байтул Мукаддас (Иеру-
салим). Он каждый день выбирал отдельное место
в Мечети Куббат ас-Сахраъ (расположенной на
3 «ат-Тасаввуф», то есть «Тарикат» – исламская наука о постижении Истины на Пути к Аллаху посредством внутреннего очищения и постоянного ощущения на себе взора Аллаха.
одном участке земли с Мечетью аль-Акса с которой
вознесся Пророк Мухаммад , третьей по святости
после Мечетей «аль-Харам» города Мекки и «ан-
Набави» города Медины, где похоронен Пророк Му-
хаммад (ради которого создан этот мир и который
является заключительной печатью всех Пророков))
и там проводил время в служении Аллаху.
Там же Имам аль-Газали начал работу над своей
четырехтомной книгой под названием «Оживление
наук Исламской религии», а завершил ее в Дамаске.
Вскоре она получила широкую известность во всем
мире.
Далее он говорит: «Затем во мне загорелось жела-
ние отправиться в Мекку, чтобы совершить Хадж и до-
стичь благословения (баракат) Мекки и Медины, со-
вершить Зиярат к могилам посланника Всевышнего
Аллаха, Мухаммада , пророка Ибрахима , в ны-
нешний город Шалиурфа (на территории Турции). И я
отправился в благословенные земли Хиджаза.
Вскоре мои дети стали просить моего возвра-
щения на родину, но я долго отказывал им в этом,
пока они многократными просьбами полностью не
уговорили меня, ибо намеревался остаться здесь
навсегда.
Всего в уединении я пробыл 11 лет».
7. Нисабур (вторично).
В 499 г. х. Имам аль-Газали, оставив уедине-
ние, возвратился в Нисабур. Причиной этому
явилось то, что люди стали отклоняться от основ-
ных принципов Исламского Вероубеждения и при-
давать значение суевериям. Сердце подсказало ему,
что он должен прекратить уединение и выйти к лю-
дям. аль-Газали, обратившись к самому себе, сказал:
«Нет, уединение не поможет тебе ничем, когда бо-
лезнь (то есть ослабление Веры) распространилась
повсеместно, и сами доктора заболели, и люди на-
ходятся на грани гибели». Далее он говорит: «Это
положение можно исправить только посредством
набожного, сильного правителя, соответствующего
требованию времени.
Я посоветовался по этому поводу с шейхами, и
они все единодушно посоветовали прекратить уе-
динение, и, согласившись с ними, я стал обучать
людей Исламу.
Но я был уже уверен, что, возвратившись к
прежнему положению, я не обманусь мирски-
ми соблазнами и своей славой, а наоборот, ис-
пользую свой авторитет и богатство для распро-
странения Исламских наук и Вероучения. Такова
моя цель, и Аллах – этому Свидетель. Теперь я
искренне верю, что действительно нет мощи и
силы ни у кого, кроме как у Аллаха, Великого,
Высочайшего.
Я понял, что все это заставил меня сделать
Сам Аллах, чтобы я видел в Истине – Истину и
следовал ей, и во лжи – ложь и остерегался ее».
Он познакомился с Шейхом Абу Али Аль-
Фармади (являющийся седьмым в цепочке (сильси-
ля) великих ученных и святых угодников Накшбан-
дийского Тариката, именуемых Грядою Великих) и
служил Аллаху под его руководством и наставлени-
ем, пока не прошел все ступени «ат-Тасаввуфа» и не
открылось ему то, что скрыто от других. Это и стало
причиной его счастья.
8. Тус (вторично).
Покинув Нисабур, он возвратился на свою роди-
ну, в свой дом. Рядом с ним он построил медресе и
Богадельню для суфиев.
Строго распределив свое время, он преуспевал
в Богоугодных делах: обучение Корану, общение с
суфиями, преподавание Исламских наук. И ни од-
но мгновение не проводил он без пользы. Каждый
свой день он завершал чтением Хадисов и общени-
ем с семьей.
В 505 г. х., в понедельник, 14 числа, месяца Джу-
мадаль Ахир он покинул Этот бренный Мир и пере-
селился в Мир Вечности.
Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах)
прожил всего 55 лет. Он был человеком редчайшей
простоты, скромности и умеренности. Ему не раз
предлагали богатства, деньги, но он каждый раз
отказывался от них. Он располагал достаточны-
ми средствами для содержания семьи, зарабо-
танных честным трудом. Он всегда довольство-
вался тем, что имел. Аль-Газали не имел привычки
просить, у кого бы то ни было помочь ему в матери-
альном отношении.
О нем отзывались очень много ученых, но нам
достаточно привести здесь высказывания лишь
двоих из них:
Ибн Касир, широко известный толкователь Ко-
рана: «Он был очень способным и одаренным уче-
ным, проницательным во всем, что говорил».
Мухаммад ибн Яхия ан-Нисабури, известный
ученый в Нисабуре: «Никто в мире, кроме тех, кто
достиг или уже достигает совершенства интеллекта
и разума не в состоянии узнать и понять Имама аль-
Газали и его достоинство подобающим образом».
Лучи мудрости
(Анвар аль-Хикмат)
Предисловие
Слава Аллаху, осветившему светильники
сердец лучами Божественной мудрости и
украсившему сады душ цветами Божественной ми-
лости. Благословение и приветствие Мухаммаду и
его роду, отличающимся Божественным совершен-
ством, и его Сподвижникам, предводительствую-
щим в Божественном адабе.
В наше время большинство людей поглоще-
но мирской суетой и проводит жизнь в погоне за
благами бренного мира, не задумываясь о смысле
жизни, об ее истинных и вечных ценностях. Вслед-
ствие этого они оказываются неподготовленными
к вечной жизни, и уходят на тот свет без необходи-
мых благих деяний.
Чтобы не оказаться в подобном положении,
нам следует, провести жизнь, дарованную Все-
вышним Аллахом, в соответствии с Его велени-
ями и наставлениями.
Мы надеемся, что наставления выдающегося
мусульманского ученого, мыслителя и довода Ис-
лама, Имама Абу Хамида аль-Газали (450 г.х. /1059
г. н.э. – 505г.х./1111 г. н.э.), да смилуется над ним
Аллах, помогут читателям стать истинно богобояз-
ненными.
О Аллах, ради уважения тех, кто сжег сияние
своего усердия на поле довольства малым и потра-
тил наличность жизни на приобретение орудий
для уединения и оставление необходимых средств
для связи (с мирским) – тех, кто не открывает в
сердце двери радости существованию нижнего
мира и не проявляет огорчение по поводу его ис-
чезновения – освежи обоняние нашей души (ду-
новением) зефира из цветника Твоей поддержки
и освети взор нашего сердца отблеском этих слов,
названных «Лучи Мудрости».
Краткая биография
имама аль-Газали
Его отец был бедным и благочестивым челове-
ком, жил только на то, что зарабатывал своими
руками. Он прял шерсть и продавал ее в своей лавке в
городе Тусе (ныне город в Иране). Всегда посещал али-
мов и проповедников, общался с ними и оказывал им
свою помощь и услуги. Каждый раз, когда он слушал
их речь, начинал плакать и просил Аллаха, чтобы Он
даровал ему сына, подобного им. И Всевышний Ал-
лах внял его мольбам, и у него вскоре родились двое
сыновей, одного из которых назвал Абу Хамидом Му-
хаммадом, (позднее его стали звать Имам аль-Газали)
который в последствии стал великим ученым, а дру-
гого – Абул Футух Ахмад, ставший одним из извест-
ных проповедников. Умер в 520 г. Хиджры.
Перед кончиной он поручил их воспитание
своему другу, который был суфием, и сказал ему:
«Я очень жалею, что не смог достичь знаний, и
хочу, чтобы этого достигли эти двое моих сыновей.
Обучи их любым способом, даже если это будет сто-
ить всего того, что я оставляю им в наследство».
После смерти отца, его друг стал обучать их за
счет их наследства, пока оно не иссякло. И посколь-
ку он сам был очень беден, ему было трудно содер-
жать их за свой счет, и по этой причине он предло-
жил им поступить в медресе в качестве учащихся,
чтобы прокормить самих себя. Они приняли пред-
ложение и поступили в медресе, и это стало основ-
ной причиной их счастья и достижения высокой
степени перед Аллахом.
Позднее, рассказывая об этом другим, Имам аль-
Газали, сущность своего юношеского прошлого вы-
разил словами:
«Мы начали знания искать не ради Аллаха, но
Он захотел, чтобы это было только ради Аллаха».
О матери, к сожалению, не сохранилось ника-
кой информации, кроме того, что она оставила его
сиротой, когда он был еще младенцем.
Аль-Газали1 – Шейх, Имам, редкая личность
своего времени, большой авторитет в Исламе. Он
совершенный духовный руководитель ученых,
Муджтахид2 своего времени, автор многих полез-
ных изданий, искусно разбирающийся в мазхабах,
1 Его полное имя - Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ат-Тусий аш-Шафиий (шафи-
итского толка (мазхаба)).
2 Ученый, имеющий право самостоятельно выносить решения по вопросам мусульманско-
го права непосредственно из Корана и Сунны, изучив все необходимые для этого науки.
основах Ислама, разногласиях, спорах и логике.
Обладая глубоким аналитическим умом, в совер-
шенстве изучил философию.
Его жизнь соответственно многократным путе-
шествиям, совершенным в поисках знаний, можно
разделить на следующие этапы:
1. Город Тус.
Там он родился в 450 г. х. и вырос. В нем же сде-
лал первые шаги к знаниям и изучил мусульман-
ское право у своего первого учителя Имама Ахмада
Ар-Разакани.
2. Город Горгон.
Когда ему еще не исполнилось и 20 лет, в поис-
ках знаний он в 470 г. х. отправился в Горгон. Для
этого он захватил с собой книги «Комментарии
по вопросам мусульманского права» в нескольких
томах, автором которых является Абу Наср Аль-
Исмаили.
Во время путешествия, с этими книгами, с ним
приключилась курьезная история. Вот что он об
этом говорит:
«В пути на нас (т.е. на караван) напали разбой-
ники. Они отобрали у меня все мои вещи; и когда
они стали уходить, я последовал за ними. Меня за-
метил их старший, который, пригрозив мне, ска-
зал: «Горе тебе, возвращайся назад, а не то – ты
погибнешь». Я сказал ему: «Ради Аллаха прошу
тебя возвратить мне только мои книги. Вам нет
от них никакого толка (а мне они очень нужны)».
Он спросил: «Что это за книги?» Я ответил: «Те, что
в той торбе. Я очень много трудился над ними, слу-
шал, писал и познал то, что в них». Он посмеялся и
сказал: «Как же ты можешь знать то, что в них? Ведь
когда мы их у тебя забрали, ты остался без знаний!»
Затем он повелел одному из своих людей вернуть
их мне, и тот принес их в торбе».
Далее Имам аль-Газали говорит: «Я тогда обра-
тился к самому себе и сказал: «Поистине, эти сло-
ва, Аллах специально вложил в уста тому человеку,
чтобы направить меня на более Правильный Путь
в моей учебе». И когда возвратился из города Горго-
на, я занялся изучением этих книг в течение трех
лет, пока не выучил их наизусть, чтобы не остаться
без знаний, если на меня нападут разбойники».
3. Город Нисабур.
Приобретенные знания его не могли удовлетво-
рять, ибо он жаждал большего. И поэтому в 473 г. х.
поехал в Нисабур и довольно серьезно взялся за уче-
бу, а в последствии и сам составлял книги. В это вре-
мя он был уже женатым человеком, возраста 28 лет.
4. Королевский лагерь в городе Аль-Муаскар.
В 478 г. х. из Нисабура он отправился в Аль-
Муаскар, где познакомился с главой министров Ни-
зам аль-Мульк, и тот приблизил его к себе из-за
его знаний, авторитета, высокой степени перед
Аллахом и умения дискутировать. И вскоре он
занял высокое положение в Совете министров. Все-
го в Аль-Муаскаре он пробыл 5 лет.
5. Город Багдад.
Затем в 484 г. Низам аль-Мульк назначил Имама
аль-Газали на должность главного учителя в медре-
се «Ан-Низамия» в Багдаде. У него было 300 своих
учеников. Тогда ему было 43 года.
Он удивлял людей своим характером, красно-
речием, благородством, и все очень полюбили его.
Они чаще стали посещать его, и получать исчерпы-
вающие ответы на интересующие их вопросы. И
так продолжалось до тех пор, пока он не отрекся от
мирской суеты, отказавшись от своей славы и высо-
кой должности.
Пробыв в Багдаде всего 4 года, он в 488 г. х., на-
значив родного брата своим заместителем и оста-
вив все, что имел, покинул город. Что же могло по-
служить причиной этому?
Вот что он в последствии сказал об этом случае,
придавая своим словам огромное значение:
«Затем, понаблюдав за собою со стороны, я об-
наружил свое положение опасным для меня, и что
я очень привязался ко всему тому, что приобрел
из благ земной жизни, и всему тому, что окружало
меня.
Затем я, последив за своими делами, заме-
тил, что лучшее, чем я могу быть занят – это
преподавание и обучение. Но это были науки,
не приносящие пользы на Том Свете и не столь
важные для земной тленной жизни. Я вспомнил
о своем намерении в обучении, и оказалось, что
делаю это не чисто ради Аллаха, а ради славы и по-
чета. Тогда я убедился, что нахожусь на краю раз-
валивающейся пропасти и в итоге могу попасть в
Ад, если не возьмусь за исправление своего поло-
жения. И поэтому задумал выехать из Багдада, по-
скольку мои мысли о своем положении не давали
мне покоя, но моей душе (нафсу) это отнюдь не по-
нравилось, и она стала мне противиться.
И таким образом я стал колебаться между при-
тяжением своей необузданной страсти и эгоизма
и призывами Того Света до тех пор, пока дело не
перешло от выбора к необходимости...».
В это время Имам аль-Газали заболел настолько
сильно, что не мог промолвить ни одного слова. Он
говорит: «Я постарался преподавать хотя бы один
день, чтобы успокоить сердца тех, кто часто посе-
щал меня, но все оказалось тщетным. Язык мой за-
вязался, не переваривал пищу из-за переживаний,
она стала для меня горькой. Я не мог пожевать даже
кусочек хлеба, тело очень ослабло, и ни один док-
тор не нашел для меня исцеление.
Тогда я обратился за помощью к Всевышнему Ал-
лаху, как это случается с тем или иным челове-
ком, попавшим в беду. И Тот, Кто отвечает на зов
лица, взывающего к Нему, внял моим мольбам
и облегчил мое положение, помогая моему сердцу
отказаться от славы и денег.
Всем знакомым я объявил, что уезжаю в Мекку,
сам же вознамерился в страну Шам (ныне: терри-
тория Сирии, Иордании, Палестины и Ливана), и
остаться там навсегда. А поступил я так во избежа-
ние уговоров Халифа и моих друзей.
Таким образом, я покинул Багдад и все свое иму-
щество, взяв с собой только самое необходимое для
себя и семьи.
6. Дамаск, Иерусалим и Священная Земля
«Хиджаз».
В 489 г. х. он прибыл в Дамаск. Там он всерьез
занялся приблизительно два года уединением (Хал-
ват), внутренними упражнениями (Риязат), духов-
ным старанием (Муджахадат). Погрузился также в
самоочищение, избавляясь от дурных качеств и,
приобретая благие, а также очищением сердца от
любви к земной мимолетной жизни, чтобы оно в
каждый миг поминало Всевышнего Аллаха. Обо
всем этом он узнал из науки о суфизме3.
Он некоторое время пребывал в служении Алла-
ху (Иътикаф) в Омеййядской Соборной Мечети.
Затем он отправился в Байтул Мукаддас (Иеру-
салим). Он каждый день выбирал отдельное место
в Мечети Куббат ас-Сахраъ (расположенной на
3 «ат-Тасаввуф», то есть «Тарикат» – исламская наука о постижении Истины на Пути к Аллаху посредством внутреннего очищения и постоянного ощущения на себе взора Аллаха.
одном участке земли с Мечетью аль-Акса с которой
вознесся Пророк Мухаммад , третьей по святости
после Мечетей «аль-Харам» города Мекки и «ан-
Набави» города Медины, где похоронен Пророк Му-
хаммад (ради которого создан этот мир и который
является заключительной печатью всех Пророков))
и там проводил время в служении Аллаху.
Там же Имам аль-Газали начал работу над своей
четырехтомной книгой под названием «Оживление
наук Исламской религии», а завершил ее в Дамаске.
Вскоре она получила широкую известность во всем
мире.
Далее он говорит: «Затем во мне загорелось жела-
ние отправиться в Мекку, чтобы совершить Хадж и до-
стичь благословения (баракат) Мекки и Медины, со-
вершить Зиярат к могилам посланника Всевышнего
Аллаха, Мухаммада , пророка Ибрахима , в ны-
нешний город Шалиурфа (на территории Турции). И я
отправился в благословенные земли Хиджаза.
Вскоре мои дети стали просить моего возвра-
щения на родину, но я долго отказывал им в этом,
пока они многократными просьбами полностью не
уговорили меня, ибо намеревался остаться здесь
навсегда.
Всего в уединении я пробыл 11 лет».
7. Нисабур (вторично).
В 499 г. х. Имам аль-Газали, оставив уедине-
ние, возвратился в Нисабур. Причиной этому
явилось то, что люди стали отклоняться от основ-
ных принципов Исламского Вероубеждения и при-
давать значение суевериям. Сердце подсказало ему,
что он должен прекратить уединение и выйти к лю-
дям. аль-Газали, обратившись к самому себе, сказал:
«Нет, уединение не поможет тебе ничем, когда бо-
лезнь (то есть ослабление Веры) распространилась
повсеместно, и сами доктора заболели, и люди на-
ходятся на грани гибели». Далее он говорит: «Это
положение можно исправить только посредством
набожного, сильного правителя, соответствующего
требованию времени.
Я посоветовался по этому поводу с шейхами, и
они все единодушно посоветовали прекратить уе-
динение, и, согласившись с ними, я стал обучать
людей Исламу.
Но я был уже уверен, что, возвратившись к
прежнему положению, я не обманусь мирски-
ми соблазнами и своей славой, а наоборот, ис-
пользую свой авторитет и богатство для распро-
странения Исламских наук и Вероучения. Такова
моя цель, и Аллах – этому Свидетель. Теперь я
искренне верю, что действительно нет мощи и
силы ни у кого, кроме как у Аллаха, Великого,
Высочайшего.
Я понял, что все это заставил меня сделать
Сам Аллах, чтобы я видел в Истине – Истину и
следовал ей, и во лжи – ложь и остерегался ее».
Он познакомился с Шейхом Абу Али Аль-
Фармади (являющийся седьмым в цепочке (сильси-
ля) великих ученных и святых угодников Накшбан-
дийского Тариката, именуемых Грядою Великих) и
служил Аллаху под его руководством и наставлени-
ем, пока не прошел все ступени «ат-Тасаввуфа» и не
открылось ему то, что скрыто от других. Это и стало
причиной его счастья.
8. Тус (вторично).
Покинув Нисабур, он возвратился на свою роди-
ну, в свой дом. Рядом с ним он построил медресе и
Богадельню для суфиев.
Строго распределив свое время, он преуспевал
в Богоугодных делах: обучение Корану, общение с
суфиями, преподавание Исламских наук. И ни од-
но мгновение не проводил он без пользы. Каждый
свой день он завершал чтением Хадисов и общени-
ем с семьей.
В 505 г. х., в понедельник, 14 числа, месяца Джу-
мадаль Ахир он покинул Этот бренный Мир и пере-
селился в Мир Вечности.
Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах)
прожил всего 55 лет. Он был человеком редчайшей
простоты, скромности и умеренности. Ему не раз
предлагали богатства, деньги, но он каждый раз
отказывался от них. Он располагал достаточны-
ми средствами для содержания семьи, зарабо-
танных честным трудом. Он всегда довольство-
вался тем, что имел. Аль-Газали не имел привычки
просить, у кого бы то ни было помочь ему в матери-
альном отношении.
О нем отзывались очень много ученых, но нам
достаточно привести здесь высказывания лишь
двоих из них:
Ибн Касир, широко известный толкователь Ко-
рана: «Он был очень способным и одаренным уче-
ным, проницательным во всем, что говорил».
Мухаммад ибн Яхия ан-Нисабури, известный
ученый в Нисабуре: «Никто в мире, кроме тех, кто
достиг или уже достигает совершенства интеллекта
и разума не в состоянии узнать и понять Имама аль-
Газали и его достоинство подобающим образом».