МИМИР
Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.958
Реакции:0
Баллы:36
ИРОДОВЫ ДОЧЕРИ - СЕСТРЫ ТРЯСОВИЦЫ.
В традиционной славянской культуре лихорадки персонифицировались в образе женских демонических существ. Обычно считали, что существует много лихорадок: 7, 9, 12, 40, 77 или 99. Лихорадок считали сестрами. Их имена часто отражают действие, которое болезнь оказывает на человека. Тресея вызывает дрожь, Огнея бросает больного в жар, а Ледея – в холод, Ломея ломает, Желтея вызывает желтый цвет кожи и так далее.
Порою лихорадок называли также трясовицами или Иродовыми дочерями – традиция называла их отцом царя Ирода, а причиной их превращения в демонов – наказание за оскорбление Иоанна Крестителя или за его гибель. Терские казаки, например, рассказывали, что 77 дочерей Ирода, встретив Иоанна, стали над ним насмехаться, а он за это их проклял и вселил болезнь, которая трясет, корчит, ломает, знобит и сушит.
Каноническим борцом с Иродовыми дочерьми апокрифы рисуют Св. Сисиния. Его культ распространился из Греции по самым разным уголкам средневекового христианского мира. Его изображения и молитвы ему известны и у сирийцев на Ближнем Востоке, и у коптов в Северной Африке, и у болгар и румын на Балканах. Он один из сорока мучеников севастийских, стал восприниматься восточными славянами как избавитель от лихорадки. Ближневосточный образ святого Сисиния – это воин, который побеждает женского демона.
На Руси же Сисиний предстает в облике благочестивого старца, по молитве которого архангел Михаил (или Сихаил) побеждает лихорадок. Обычно в заговорах рассказывалось, что Сисиний, сидя на горе Синайской творит молитву, Иисус посылает своего архангела, который, встречая лихорадок, спрашивает, как их зовут. Лихорадки перечисляют свои имена и рассказывают, как каждая из них мучит человека. Архангел бьет лихорадок, а те клянутся, что не подступятся к дому, где будет упоминаться имя архангела.
Тексты этих апокрифических молитв-заговоров влияли и на иконописные сюжеты. Есть описания 16 икон, изображающих, как архангел Михаил (Сихаил, Рафаил) побивает 7 или 12 лихорадок. Написаны были эти иконы от XVII до XIX века. На них был изображен святой Сисиний, возносящий молитву к нарисованному в верхней части иконы Иисусу Христу. Иногда рядом есть другие святые. С другой стороны иконы находился архангел, поражающий копьем или трезубцем лихорадок (реже архангел бьет их розгами).
Сами лихорадки, нарисованные в нижней части, имели вид обнаженных дев, часто с разными демоническими атрибутами: кожистыми крыльями, остроконечными головами и так далее. Фигуры дев-лихорадок чаще всего значительно меньше размером, чем Сисиний и архангел. Размещаются лихорадки обычно в пещере или водоеме. Девы-лихорадки на иконах разноцветные: красные, зеленые, желтые...
Кроме икон этот сюжет обнаруживался и в иллюстрированных рукописях. В одной из них дева-лихорадка в ярко-красном платье держит на руках маленького человечка, объятого пламенем. Ее поза напоминает мать, держащую младенца, однако у человечка есть борода, а согнутые в локтях руки он поднимает в ужасе. Видимо, это образ человека, охваченного болезнь. Иллюстратор снабдил эту часть рисунка подписью: «Яко пещь распаляет дровами, тако я распаляю у человека все члены и кости».
Такие иконы встречались в Владимирской, Тверской, Московской и Орловской губерниях. Основным центром их изготовления была Владимирская область. Он встречался в Новгороде в XIV веке. Подобная икона присутствует на знаменитом складне мастера Лукиана (1413 год), хранящемся в Оружейной палате. Но в этом сюжете отсутствовали девы-лихорадки.
В традиционной славянской культуре лихорадки персонифицировались в образе женских демонических существ. Обычно считали, что существует много лихорадок: 7, 9, 12, 40, 77 или 99. Лихорадок считали сестрами. Их имена часто отражают действие, которое болезнь оказывает на человека. Тресея вызывает дрожь, Огнея бросает больного в жар, а Ледея – в холод, Ломея ломает, Желтея вызывает желтый цвет кожи и так далее.
Порою лихорадок называли также трясовицами или Иродовыми дочерями – традиция называла их отцом царя Ирода, а причиной их превращения в демонов – наказание за оскорбление Иоанна Крестителя или за его гибель. Терские казаки, например, рассказывали, что 77 дочерей Ирода, встретив Иоанна, стали над ним насмехаться, а он за это их проклял и вселил болезнь, которая трясет, корчит, ломает, знобит и сушит.
Каноническим борцом с Иродовыми дочерьми апокрифы рисуют Св. Сисиния. Его культ распространился из Греции по самым разным уголкам средневекового христианского мира. Его изображения и молитвы ему известны и у сирийцев на Ближнем Востоке, и у коптов в Северной Африке, и у болгар и румын на Балканах. Он один из сорока мучеников севастийских, стал восприниматься восточными славянами как избавитель от лихорадки. Ближневосточный образ святого Сисиния – это воин, который побеждает женского демона.
На Руси же Сисиний предстает в облике благочестивого старца, по молитве которого архангел Михаил (или Сихаил) побеждает лихорадок. Обычно в заговорах рассказывалось, что Сисиний, сидя на горе Синайской творит молитву, Иисус посылает своего архангела, который, встречая лихорадок, спрашивает, как их зовут. Лихорадки перечисляют свои имена и рассказывают, как каждая из них мучит человека. Архангел бьет лихорадок, а те клянутся, что не подступятся к дому, где будет упоминаться имя архангела.
Тексты этих апокрифических молитв-заговоров влияли и на иконописные сюжеты. Есть описания 16 икон, изображающих, как архангел Михаил (Сихаил, Рафаил) побивает 7 или 12 лихорадок. Написаны были эти иконы от XVII до XIX века. На них был изображен святой Сисиний, возносящий молитву к нарисованному в верхней части иконы Иисусу Христу. Иногда рядом есть другие святые. С другой стороны иконы находился архангел, поражающий копьем или трезубцем лихорадок (реже архангел бьет их розгами).
Сами лихорадки, нарисованные в нижней части, имели вид обнаженных дев, часто с разными демоническими атрибутами: кожистыми крыльями, остроконечными головами и так далее. Фигуры дев-лихорадок чаще всего значительно меньше размером, чем Сисиний и архангел. Размещаются лихорадки обычно в пещере или водоеме. Девы-лихорадки на иконах разноцветные: красные, зеленые, желтые...
Кроме икон этот сюжет обнаруживался и в иллюстрированных рукописях. В одной из них дева-лихорадка в ярко-красном платье держит на руках маленького человечка, объятого пламенем. Ее поза напоминает мать, держащую младенца, однако у человечка есть борода, а согнутые в локтях руки он поднимает в ужасе. Видимо, это образ человека, охваченного болезнь. Иллюстратор снабдил эту часть рисунка подписью: «Яко пещь распаляет дровами, тако я распаляю у человека все члены и кости».
Такие иконы встречались в Владимирской, Тверской, Московской и Орловской губерниях. Основным центром их изготовления была Владимирская область. Он встречался в Новгороде в XIV веке. Подобная икона присутствует на знаменитом складне мастера Лукиана (1413 год), хранящемся в Оружейной палате. Но в этом сюжете отсутствовали девы-лихорадки.