dr.hamelion
Well-Known Member
Яркий, с белыми крапинками гриб-мухомор получил свое название благодаря губительному действию на мух, однако для лосей, к примеру, он служит лекарством. На организм человека он оказывает действие, напоминающее отравление наркотиками. Издревле люди искали и находили растения, употребление которых вызывало бы подобное воздействие: дурман-трава, белена, беладонна в наших краях, кактусы, древесные грибы у индейцев и т. д. Б разных уголках мира ядовитые грибы использовали для того, чтобы вызвать галлюцинации и искусственные психозы.
Этнографы и путешественники отмечали, что многие коренные народы Сибири употребляли мухоморы в пищу во время ритуалов. Да и в наши дни нет-нет да и промелькнет в печати упоминание о том, что кто-то из журналистов или участников экспедиций где-то в таежной глуши столкнулся с подобным удивительным фактом.
Сибирские аборигены пили мухомор в виде настоя на воде, употребляли в сушеном виде: сворачивали его в трубочку и заглатывали целиком. Даже пили мочу человека, вкусившего предварительно ядовитое зелье: «вымочась в ковш костяной из оленьего рогу и подают другому, который, приняв, должен выпить и от того сделаться больше пьяным, «ежели тот, который наелся оного мухомору». Симптомы отравления первоначально выражались в сильном опьянении, которое переходило в белую горячку, сменяющуюся оцепенением и затем летаргическим сном. Если число съеденных ядовитых грибов не превышало четырех-пяти, то человек чувствовал временный прилив сил и мог, к примеру, быстро преодолеть дальний путь сквозь ледяные переправы и глубокие снега или же перетащить огромный камень, который, по преданию, поднимали лишь легендарные богатыри. Для храбрости принимали мухомор замышлявшие злодейское убийство коряки и ительмены, а также хантыйские и мансийские разбойники. Викинги после мухоморной трапезы приходили в неистовство и в безумной отваге грудью бросались на своих врагов. У ительменов подобное опьянение называли «быть в мухоморе». О человеке, натворившем несуразные поступки, ханты говорили, что он «мухомора объелся».
Традиция предписывала, чтобы количество мухоморов, съеденных в ритуальных целях, соответствовало магическому числу семь.
У камчадалов мухомор считается богом пьянства и начальником ядовитых зелий, и употребляют его для питья настоянным в водке. На камчадалов, как и на их шаманов, этот напиток производит одуряющее действие, на кого — веселящее, на кого — пасмурное- вообще представляются при этом привидения и призраки. В момент наркотического влияния мухомора камчадалам, как и от белены, скважины представляются большими проходами, соломина — бревном, лужа воды — озером. Мысли в это время тоже бывают самые разнообразные, в зависимости от дозы употребления этого напитка. В малых дозах он действует, как гашиш, или опиум, вызывает веселье, смех, делает человека отважным, а в больших — толкает камчадалов на самоубийства- было много случаев, когда они вешались или топились.
Известно, что у первобытных народов пьяные воспринимались как прорицатели. Сибирские шаманы нередко для достижения состояния экстаза при камлании в качестве допинга приобщались к мухоморному дурманящему зелью. Опьянение священным напитком должно было помочь настроиться на контакт с духами, стимулировать ясновидение шамана. «Пьяный грибок» — мухомор, по мнению хантов, не только опьяняет, но и сообщает человеку особое состояние, когда он «все знает». Во время камлания шаман осуществляет посредничество между миром людей — Средним миром — и иными мирами: светлым небесным Верхним и темным подземным Нижним. Для этого ему требовались шаманские атрибуты, такие как ритуальное одеяние, бубен — одновременно и музыкальный инструмент, и карта-модель мира — и транспортное средство (конь), а также колотушка (плеть). Ритуальное поедание мухоморов приводило шамана в состояние исступления, когда, пробиваясь как гриб сквозь космические зоны, он устанавливал связь между ними.
Этнографы и путешественники отмечали, что многие коренные народы Сибири употребляли мухоморы в пищу во время ритуалов. Да и в наши дни нет-нет да и промелькнет в печати упоминание о том, что кто-то из журналистов или участников экспедиций где-то в таежной глуши столкнулся с подобным удивительным фактом.
Сибирские аборигены пили мухомор в виде настоя на воде, употребляли в сушеном виде: сворачивали его в трубочку и заглатывали целиком. Даже пили мочу человека, вкусившего предварительно ядовитое зелье: «вымочась в ковш костяной из оленьего рогу и подают другому, который, приняв, должен выпить и от того сделаться больше пьяным, «ежели тот, который наелся оного мухомору». Симптомы отравления первоначально выражались в сильном опьянении, которое переходило в белую горячку, сменяющуюся оцепенением и затем летаргическим сном. Если число съеденных ядовитых грибов не превышало четырех-пяти, то человек чувствовал временный прилив сил и мог, к примеру, быстро преодолеть дальний путь сквозь ледяные переправы и глубокие снега или же перетащить огромный камень, который, по преданию, поднимали лишь легендарные богатыри. Для храбрости принимали мухомор замышлявшие злодейское убийство коряки и ительмены, а также хантыйские и мансийские разбойники. Викинги после мухоморной трапезы приходили в неистовство и в безумной отваге грудью бросались на своих врагов. У ительменов подобное опьянение называли «быть в мухоморе». О человеке, натворившем несуразные поступки, ханты говорили, что он «мухомора объелся».
Традиция предписывала, чтобы количество мухоморов, съеденных в ритуальных целях, соответствовало магическому числу семь.
У камчадалов мухомор считается богом пьянства и начальником ядовитых зелий, и употребляют его для питья настоянным в водке. На камчадалов, как и на их шаманов, этот напиток производит одуряющее действие, на кого — веселящее, на кого — пасмурное- вообще представляются при этом привидения и призраки. В момент наркотического влияния мухомора камчадалам, как и от белены, скважины представляются большими проходами, соломина — бревном, лужа воды — озером. Мысли в это время тоже бывают самые разнообразные, в зависимости от дозы употребления этого напитка. В малых дозах он действует, как гашиш, или опиум, вызывает веселье, смех, делает человека отважным, а в больших — толкает камчадалов на самоубийства- было много случаев, когда они вешались или топились.
Известно, что у первобытных народов пьяные воспринимались как прорицатели. Сибирские шаманы нередко для достижения состояния экстаза при камлании в качестве допинга приобщались к мухоморному дурманящему зелью. Опьянение священным напитком должно было помочь настроиться на контакт с духами, стимулировать ясновидение шамана. «Пьяный грибок» — мухомор, по мнению хантов, не только опьяняет, но и сообщает человеку особое состояние, когда он «все знает». Во время камлания шаман осуществляет посредничество между миром людей — Средним миром — и иными мирами: светлым небесным Верхним и темным подземным Нижним. Для этого ему требовались шаманские атрибуты, такие как ритуальное одеяние, бубен — одновременно и музыкальный инструмент, и карта-модель мира — и транспортное средство (конь), а также колотушка (плеть). Ритуальное поедание мухоморов приводило шамана в состояние исступления, когда, пробиваясь как гриб сквозь космические зоны, он устанавливал связь между ними.