6. Шабашная Суббота
Влияние Сатурна на этот день однозначно проглядывает в английском Saturday, по-латыни Saturni.
Русское название «суббота», или испанское el Sabado, итальянское Sabato и французское Samedi (фр.) восходят к ивритскому слову «шаббат», означающему «покой, отдых». В этом смысле с шаббатом удачно перекликается астрологическое значение Сатурна — неподвижность, концентрация. Более того, славянские языки также позаимствовали вместе с христианством идею и название «шаббата», единодушно назвав латинским словом «суббота» свой выходной.
В скандинавской традиции названия Lauantai (фин.), Lördag (шв.) и Loverdag (дат.) происходят от древненемецкого выражения Laugardagr — «день омовения», откуда можно сделать вывод, что раньше обязательно мылись хоть раз в неделю. На хинди суббота именуется Днем Сатурна.
Этот день недели расположен между пятницей и воскресеньем. У древних римлян он был посвящен Сатурну. По давней традиции, унаследованной от древних евреев, суббота была последним днем недели.
Это правило остается рабочим в США и, разумеется, в Израиле, но в современной Европе многие люди сейчас рассматривают субботу как шестой (предпоследний) день недели, а воскресенье — как последний. Современное европейское понимание закрепило приоритет воскресенья, потому суббота не всегда является днем отдыха. По древнееврейской традиции суббота — это шаббат. Во многих языках разница между шаббатом и субботой даже не видна. Кроме того, православная церковь проводит различия между субботой и Божьим днем, то есть воскресеньем.
Однако Римская католическая церковь вкладывает очень мало значения в эту разницу, потому многие католики (по крайней мере, в разговорной речи) следуют протестантской практике называть воскресенье шаббатом. В православии Родительские субботы — это дни, в которые по правилам церкви совершается поминовение умерших родных и близких. Великая суббота (в христианстве) — это суббота Страстной недели. В этот день вспоминается погребение тела Иисуса Христа, читаются псалмы и проводится крестный ход.
Поверья и суеверия.
Сон, увиденный в ночь с пятницы на субботу, объявляется вещим и дает информацию о будущей судьбе.
Этот день все же самый необычный день недели. Еврейская суббота, или «шаббат», начинается сразу после захода солнца в пятницу и продолжается до появления трех первых звезд вечером в субботу. Б этот день существует жесткий запрет на любую работу.
В большинстве языков до наших дней сохранились корни древнего названия «шаббат» (отдых, покой). Вот варианты из арабского — «ас-Сабат», персидского — «шаббат», грузинского — «шабати». Что самое интересное, даже в славянском названии «суббота» явно слышно аналогичное звучание.
А откуда произошло само первоначальное слово «шаббат»? Есть следующее предположение, которому можно либо верить, либо нет. Возможно, это только игра слов, но если внимательно прислушаться к санскритскому слову «шабда», то в написании и звучании чувствуется что-то похожее на нашу «субботу». Кроме того, это слово очень популярно в санскрите. Ведийские мистические учения приписывают этому слову
магическую силу. Его значение переводится как «священный звук», «изначальный звук». Иной перевод слова «шабда» означает «абсолют, воплотившийся в звуке, слове».
Итак, каждый из предложенных вариантов заставляет задуматься и наталкивает на аналогии во многих культурах народов мира. Потому подробнее остановимся на этом выходном дне и правилах, которые его окружают.
Праздник субботний «Шаббат»
Во всем мире хорошо известен идущий от Торы и Библии запрет работать по субботам. Но далеко не всем известен тот смысл, который вкладывали древние философы в слово «работа». Например, закон запрещает в субботу водить машину, включать плиту. Пусть не все согласятся с этим, но таков закон. А вот двигать тяжелую мебель внутри дома — это пожалуйста, в субботу не запрещается, хотя работа эта нелегкая.
Запрещенную в субботу работу принято называть «млаха». Млаха — это работа, связанная с производством, созданием или трансформацией материальных вещей. Можно провести весь субботний день, открывая и закрывая книгу до тех пор, пока не устанут руки, и не нарушить субботу. С другой стороны, простое чирканье спичкой — нарушение субботы, поскольку связано с созданием нового пламени.
В Торе нет четкого определения того, какая работа считается запретной в субботу. Зато в ней перечисляются 39 запретных занятий: пахать, собирать урожай, печь, красить шерсть, завязывать постоянный узел, шить, забивать животных, строить и разрушать. 38-я млаха запрещает совершать любое последнее действие любой работы, а 39-я — переносить вещи из одного владения в другое.
В еврейском праве есть общий принцип, который предписывает не только соблюдение закона, но и «возведение ограды вокруг закона». Это выражение подразумевает, что следует не только избегать запретных действий, но и не совершать то, что может к этому привести. Например, нельзя тратить деньги в субботу; многие даже считают, что лучше их вовсе не брать в руки в этот день. Как правило, все, что запрещается использовать в субботу, не следует брать в руки. Эти объекты называют «мукце». Среди ортодоксов можно слышать, как отец говорит ребенку: «Не играй с монетами! Они мукце».
Как уже сказано, в субботу запрещено выносить вещи из дома. Это непременно влечет за собой трудности, поскольку нельзя вынести даже носовой платок или ключи. Изобретательными людьми был найден оригинальный способ выйти из такой ситуации: необходимые предметы использовали как детали одежды. Например, ортодоксы носят ключ как заколку на галстук. Женщины с маленькими детьми вынуждены в субботу сидеть дома, поскольку нельзя выносить ребенка из дома.
Для смягчения этих ограничений разрешается при определенных обстоятельствах устанавливать «эрув», устраиваемый на основании разрешения «носить» внутри «частного владения» посредством превращения общественного места в «частное».
Обычно «эрув» сооружается из редко стоящих столбиков, соединенных по верхам проволокой.
Это превращает общественное место во владение, в котором можно носить.
В Израиле контора главного раввина разрешила возводить такие сооружения во всех городах.
До недавнего времени в США было мало таких территорий, но в последнее время ситуация изменилась. В городах, где имеются большие поселения иудеев, по соглашению с муниципалитетами устроили немало таких ограждений.
Законы и запреты в Субботу.
Некоторые эзотерики считают, что слово «шаббат» является заимствованным у вавилонян словом «шаббату», то есть «полнолуние». Это слово происходит от корня, присущего наименованиям многих солярных феноменов, таких как Солнце.
Тем самым показано, что Сатурн — это и есть Солнце, проявленное через акциденцию полнолуния, а суббота — это лунно-солярный Sonntag.
У германцев по сей день сохраняется традиция временной тождественности субботы и воскресенья. Кстати, она выражена в названиях первой как «Sonnabend», а второго как «Sonntag». В астрологии также важна тема четности и нечетности в свете магии и тайного знания. У славян нечетность означает «несчастность», одиночество, а четность, наоборот, «счастье». Интересна также возможная этимология слова «шаббат» от индоевропейского «septm», «sapt» — «семь», через значение нечетного седьмого дня.
В этой главе будут перечислены некоторые работы, которые Тора запрещает делать в субботу.
В принципе, законы субботы очень сложны, часто из двух похожих действий одно разрешено, а второе запрещено. Поэтому законы субботы нужно изучать всю жизнь по специальным книгам, а это большая работа. Кроме того, во всех случаях неуверенности нужно советоваться с раввином. Здесь мы опишем только некоторые общие законы.
Всего существует 39 видов работ, которые Тора запрещает делать в субботу. Эти работы еврейский народ делал в пустыне в будние дни, чтобы построить переносной Храм, который, согласно учениям Каббалы, являлся маленьким миром. В субботу вся работа по построению Храма прекращалась. Кроме того, эти 39 видов работ являются проекциями тех работ, которые Всевышний использовал при сотворении мира. Сороковую «работу» Творца — создание из ничего — мы и так не сможем совершить. Так как большая часть из 39 работ в повседневной жизни случается редко, мы опишем лишь некоторые, наиболее часто встречающиеся.
Итак, Тора запрещает зажигать и гасить огонь в субботу. По этой причине нельзя также ездить на машине, ведь в двигателе внутреннего сгорания постоянно зажигается и гасится огонь. По той же причине запрещено включать и выключать электроприборы, увеличивать или уменьшать электрический свет. Более того, хотя электрический ток вошел в нашу жизнь сравнительно недавно, Талмуд дает нам достаточно знаний, чтобы решить вопросы, связанные с проблемой электричества.
Приверженцы иудаизма полагают, что мудрецы-провидцы знали, что будет в будущем, и подготовили мир верующих к приходу века технологического прогресса. Зоар утверждает, что время полной победы машин над трудом человека наступит в 5600 году, то есть в 1840 году по секулярному летосчислению. По этой причине многое из того, что было описано в Талмуде и казалось невероятным в древности, теперь стало каждодневной действительностью. Пусть обсуждение талмудических доказательств запрета на включение света в субботу выходит за пределы нашей темы, подчеркнем, что с запретом на включение электричества согласились все ортодоксальные раввины от Йемена до Америки.
До наступления субботы иудеи должны выключить даже лампочку в холодильнике, поскольку при открывании дверей холодильника будет зажигаться свет.
Тора не запрещает делать работы в будний день, даже если они автоматически приводят к работе в субботу. Потому изобретательные иудеи придумали и установили в домах верующих устройство, которое автоматически включает и выключает свет в субботу.
Надо заметить, что толкователи Талмуда запретили включать в субботу шумные приборы, поскольку их гудение и треск нарушают отдых субботнего дня. Поэтому не следует устанавливать устройство, которое в субботу будет включать радио.
В субботу верующим запрещено готовить пищу, даже на огне, который был зажжен до ее начала. Более того, запрещается даже выливать кипяток, например для того, чтобы заварить чай. Трудно описать все детали законов по ограничению приготовления пищи в субботу.
Поэтому приходится оставлять еду на плите еще в пятницу. Ее накрывают теплопроводящими материалами, и продукты продолжают или сами доходить до готовности, или хотя бы сохранять тепло, чтобы их можно было употребить в пищу. При определенных обстоятельствах, когда из снятой кастрюли налили еду для трапезы, нужно вернуть кастрюлю назад.
Для приготовления чая изобретена целая церемония: сначала надо перелить воду из чайника, поставленного на плиту еще до субботнего времени, в стакан, потом вылить ее в другой стакан, а туда уже добавить чай, лимон и сахар. Некоторые люди заблаговременно приготовляют заварку до начала субботы, а в субботу просто разводят ее в теплой воде.
Открывать горячую воду из крана тоже, как правило, запрещено, так как утверждается, что все эти действия связаны с нагреванием новой воды. Надо заметить, что раввины запретили использовать любую горячую воду, которая была нагрета в субботу. А воду, которая была нагрета до субботы, можно использовать только для мытья рук и лица, но ни в коем случае не для тела.
Тора также запрещает разбирать и сортировать перемешанные предметы. Но выход также был найден: при непосредственной необходимости берется только нужный предмет. Например, запрещено процеживать что-либо через ситечко, но можно вытащить то, что нам нужно, рукой или ложкой. Если на блюде лежат вперемешку разные фрукты, можно взять те, которые съедаются прямо сейчас, и оставить остальные. Когда накрывают стол для гостей, нельзя заранее расставлять приборы и блюда. Только тогда, когда пришло время трапезы, можно выбирать те блюда и те приборы, которые нам понадобятся прямо сейчас.
Также человек, идущий спать, не должен выбирать заранее одежду, которую он планирует надеть завтра. Но снова есть выход. Предметы не должны быть перемешаны — просто каждый предмет лежит отдельно. Можно, например, разбросать кучу ложек, вилок и ножей по столу, после чего выбрать из них нужные приборы (ведь на столе они уже не перемешаны). Разумеется, мы говорим о случае, если эти приборы понадобятся в субботу, иначе запрещено делать что-либо в субботу, чтобы сэкономить время в будний день. Во время еды, содержащей кости, следует отделять еду от костей заранее, а не доставать кости во время трапезы. Очищать кожуру фруктов и скорлупу яиц и орехов можно только перед едой.
Нельзя выжимать в субботу сок из фруктов и овощей, но можно выжимать их непосредственно в еду. Разрешается обрабатывать те виды пищи, которые впитали рассол, если сам рассол нам не нужен. Кроме того, запрещено выжимать продукты ради содержащейся в них жидкости. Также запрещается молоть или очень мелко нарезать растительные продукты.
Запрещено перемешивать порошки или мелко нарезанные виды пищи с жидкостями, чтобы получить кашицу. Точные детали этого запрета довольно сложны. Существует запрет на засаливание: раввины запретили засаливать и замариновывать еду. Посолить салат позволяется, если соль смешали с растительным маслом, чтобы ослабить ее силу.
Тора запрещает носить на улице предметы, даже незначительные и мелкие. По этой причине иудеи должны тщательно проверить карманы перед началом субботнего праздника. Существуют запреты на перенесение предметов из одной квартиры (или комнаты) в другую, если этими помещениями владеют разные люди.
В субботу Тора запрещает зашивать и распарывать, склеивать и расклеивать, разрывать и разрезать различные предметы и вещи. Даже туалетную бумагу нужно приготовить до начала субботы. Если человеку все-таки необходимо что-либо резать и рвать, то надо это делать нетрадиционным способом, например локтем или коленом.
На самом деле любая работа в субботу, если она совершена необычным способом, запрещена только священниками, но не Торой.
Запрещено завязывать или развязывать узлы, но можно временно завязывать бантик, например, на шнурках ботинок. В субботу запрещено вязать и плести, девушки не могут даже заплетать косы и, естественно, расплетать их.
В субботу также нельзя размазывать густые субстанции. По этой причине нельзя использовать твердое мыло и втирать кремы. К еде вышеупомянутый запрет не относится.
Запрещено строить или разрушать. Ломать что-либо с целью потом починить запрещает сама Тора, но бесцельное ломание предметов было позднее запрещено священниками. Поэтому верующие открывают все пакеты, бутылки и консервные банки до начала субботы. Если же они забывают что-то открыть, то ломают при этом крышку или пробку, делая сосуд непригодным для использования. Нельзя раскидывать шатры или делать даже временную крышу; нигде нельзя носить зонтик.
Тора также запрещает в субботу стирать или полоскать белье, запрещено в этот день выжимать мокрую одежду. Если даже одежда запачкана, нельзя ее замачивать.
В субботу запрещается писать или уничтожать написанное. Нельзя красить или закрашивать что-либо. Поэтому в субботу женщины не могут пользоваться косметикой (некоторые женщины накладывают ее еще до начала субботы). Запрещено в субботу ловить, убивать и ранить животных и насекомых. Тора запрещает выдергивать что-либо растущее из тела человека или животного, а также выкапывать или выдергивать из земли любое растение. Например, запрещается стричь волосы, лечить зубы, срывать плоды с деревьев, собирать цветы и ягоды. Нельзя поливать растения, поэтому не следует выливать воду там, где находятся живые растения. Тем более нельзя бросать семена или косточки в местах, где они могут вырасти.