Tina
Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:217
Реакции:0
Баллы:0
Новый год — праздник, отмечаемый многими народами в соответствии с принятым календарём, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года.
Современный Новый год
Большинство стран отмечает Новый год 1 января, в первый день года по григорианскому календарю.
Еврейский Новый год
Еврейский праздник Рош Ха-Шана (глава года) отмечается спустя 163 дня после Песаха (не раньше 5 сентября и не позже 5 октября). В этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния. Последующие 10 дней до судного дня (Йом-Кипур ) называют «днями тшува» («возвращения» — имеется в виду возвращение к Богу). Их называют также «дни раскаяния» или «дни трепета». Считается, что в Рош Ха-Шана решается судьба человека на год вперёд. В первую ночь праздника евреи приветствуют друг друга пожеланием: «Да будете вы записаны и подписаны на хороший год в Книге Жизни!». Верующие облачаются в светлые одежды. Во время праздничной трапезы принято обмакивать халу или яблоко в мёд.
Китайский Новый год
В Китае Новый год приурочивается к зимнему новолунию по завершению полного лунного цикла, состоявшемуся после зимнего солнцестояния. В григорианском календаре это соответствует одному из дней между 21 января и 21 февраля. Каждый новый год связан с одним из 12 животных и одним из пяти элементов. Первый день Нового года начинают с запуска фейерверков и шутих и сжигания благовоний. Фейерверки должны отпугнуть злых духов и тем самым привлечь в семью дух умиротворения и счастья. В конце дня семья приветствует возвращение божеств домой после их посещения мира духов, где они «давали отчёт» о прошедшем годе, а затем отдаёт дань уважения памяти предков. Для китайской традиционной культуры встреча Нового Года является самым важным событием в семейной жизни. В соответствии с принятым в Китае лунным календарём оно совпадает с первым днём первого месяца, то есть, по григорианскому летоисчислению, с серединой февраля. По мнению китайцев в этот первый весенний день происходит пробуждение природы, начинается исчисление нового годового цикла, оживают земля и хранимые ей ростки жизни. Этот замечательный праздник значим не только для ханьцев, но и для других национальных меньшинств. Его отмечают маньчжуры, монголы, яотяне, чжуаны, гаошаньцы, дауры, дунцы, лияне и другие этнические сообщества. Празднование Нового Года в Китае имеет длительную историю. Изначально оно самым непосредственным образом было связано с жертвоприношениями божествам и предкам, обычно совершаемым в начале или в конце года, и называлось «синьнянь» (Новый Год). Однако после Синьханьской революции 1911 года, когда в Китае приняли новый стиль летоисчисления, для отличия его от европейского Нового Года он был переименован в Праздник Весны — Чуньцзе.
Русский Новый год. История
Один из календарных праздников. До XV века (а также и до принятия христианства) на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю. В 1348 г. состоялся Собор в Москве, на котором было положено начинать год с сентября (как и церковное новолетие), а не с марта. С XV века новый год начинался 1 сентября- сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году. С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в европейских странах, 1 января, причём по-прежнему по юлианскому календарю. Во времена Петра юлианский календарь был ещё принят во многих протестантских государствах Европы, и Россия тогда праздновала Новый год одновременно с ними, но на 11 дней позже, чем в католических странах, где c 1582 г. действовал григорианский календарь. По мере того, как в XVIII веке практически все протестантские государства перешли на григорианский стиль (а в России до 1918 года сохранялся юлианский), Новый год в России вновь перестал совпадать с западноевропейским. Только начиная с 1919 г. новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём. С 2005 года в России с 1 по 5 января установлены новогодние каникулы и эти дни объявлены нерабочими, а с учетом выходных дней и Рождества — официального праздничного дня, выходные длятся до 8-10 января.
Новый год считался ( с 18 века) у крестьян временем довольно опасным. Так, по народному убеждению, в ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов и вообще нечистые силы выходят из преисподней и свободно расхаживают по земле. Начиная с этой ночи и вплоть до самого кануна Богоявления, нечистые духи бесирепятгсвенно «устраивают пакости православному люду и потешаются над всеми, кто позабыл оградить свои дома крестом». Нередко считалось, что происходит это оттого, что Бог, радуясь рождению Сына, отмыкает все двери и выпускает всех обитателей «того» света улять по земле- поэтому все души предков и нечистые духи покидают потусторонний мир и появляются между живыми людьми.
Очевидно, в связи с присутствием на земле потусторонних существ, новогодняя ночь в народе считалась самым подходящим временем для гаданий. Так, например, во многих местах считалось, что гадания под Рождество и Крещение бывают обычно весьма успешными, но гадание под Новый год является самым верным и действенным. Многие из девичьих гаданий совершались именно в это время: так, например, в новогоднюю ночь во многих местах среди девушек принято было собираться вместе гадать о судьбе и замужестве: ходить слушать под окна, кормить петуха зерном, бросать башмачок через ворота и т.д. Некоторые гадания совершались вместе с парнями: так, например, собираясь гадать о судьбе и о браке, парни и девушки собирались под Новый год вместе, приносили из проруби воды (причем принести ее должен был или «первородный» парень (первенец в семье), или «последняя», т.е. младшая в семье, девушка) и в этуводу опускали кольца, а затем пели подблюдные песни и гадали.
Если молодежные гадания были, по большей части, о браке и семейной жизни, гадания взрослых людей, в большинстве своем, были направлены на то, чтобы узнать, будет ли достаток в семье в наступающем году, хорошим ли будет урожай, большой ли приплод будет у скота и т.д. Первый день нового года представлял собой своего рода рубеж, отделяющий прошлое от грядущего- поэтому этот день считался самой подходящей порой для того, чтобы узнавать будущее и даже пытаться как-то положительно повлиять на него. Разнообразных гаданий, примет и обрядов, связанных с достатком и благополучием семьи и приуроченных как к самому Новому году, так и к его кануну, было известно великое множество.
Наиболее разнообразными были гадания, приметы и обряды, связанные с урожаем. Так, например, в Новый год об урожае судили по количеству инея на деревьях, по тому, было ли небо звездным (к хорошему урожаю на ягоды и грибы), была ли теплой или холодной погода и т.д. При этом многие приметы сливались в народе с гаданиями. Так, например, в некоторых местах в новогоднюю ночь, около полуночи, двенадцать стариков (по числу месяцев в году), избранных всей деревней за достойную подражания благочестивую жизнь, шли к церковной паперти и ставили там снопы ржи, овса, гречи, проса, льна и пр., а также клали картофель- утром Нового года эти же старики снова шли в церковную ограду и примечали, на каком из снопов больше инея, полагая, что того хлеба и надо больше всего сеять в новом году.
Современный Новый год
Большинство стран отмечает Новый год 1 января, в первый день года по григорианскому календарю.
Еврейский Новый год
Еврейский праздник Рош Ха-Шана (глава года) отмечается спустя 163 дня после Песаха (не раньше 5 сентября и не позже 5 октября). В этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния. Последующие 10 дней до судного дня (Йом-Кипур ) называют «днями тшува» («возвращения» — имеется в виду возвращение к Богу). Их называют также «дни раскаяния» или «дни трепета». Считается, что в Рош Ха-Шана решается судьба человека на год вперёд. В первую ночь праздника евреи приветствуют друг друга пожеланием: «Да будете вы записаны и подписаны на хороший год в Книге Жизни!». Верующие облачаются в светлые одежды. Во время праздничной трапезы принято обмакивать халу или яблоко в мёд.
Китайский Новый год
В Китае Новый год приурочивается к зимнему новолунию по завершению полного лунного цикла, состоявшемуся после зимнего солнцестояния. В григорианском календаре это соответствует одному из дней между 21 января и 21 февраля. Каждый новый год связан с одним из 12 животных и одним из пяти элементов. Первый день Нового года начинают с запуска фейерверков и шутих и сжигания благовоний. Фейерверки должны отпугнуть злых духов и тем самым привлечь в семью дух умиротворения и счастья. В конце дня семья приветствует возвращение божеств домой после их посещения мира духов, где они «давали отчёт» о прошедшем годе, а затем отдаёт дань уважения памяти предков. Для китайской традиционной культуры встреча Нового Года является самым важным событием в семейной жизни. В соответствии с принятым в Китае лунным календарём оно совпадает с первым днём первого месяца, то есть, по григорианскому летоисчислению, с серединой февраля. По мнению китайцев в этот первый весенний день происходит пробуждение природы, начинается исчисление нового годового цикла, оживают земля и хранимые ей ростки жизни. Этот замечательный праздник значим не только для ханьцев, но и для других национальных меньшинств. Его отмечают маньчжуры, монголы, яотяне, чжуаны, гаошаньцы, дауры, дунцы, лияне и другие этнические сообщества. Празднование Нового Года в Китае имеет длительную историю. Изначально оно самым непосредственным образом было связано с жертвоприношениями божествам и предкам, обычно совершаемым в начале или в конце года, и называлось «синьнянь» (Новый Год). Однако после Синьханьской революции 1911 года, когда в Китае приняли новый стиль летоисчисления, для отличия его от европейского Нового Года он был переименован в Праздник Весны — Чуньцзе.
Русский Новый год. История
Один из календарных праздников. До XV века (а также и до принятия христианства) на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю. В 1348 г. состоялся Собор в Москве, на котором было положено начинать год с сентября (как и церковное новолетие), а не с марта. С XV века новый год начинался 1 сентября- сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году. С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в европейских странах, 1 января, причём по-прежнему по юлианскому календарю. Во времена Петра юлианский календарь был ещё принят во многих протестантских государствах Европы, и Россия тогда праздновала Новый год одновременно с ними, но на 11 дней позже, чем в католических странах, где c 1582 г. действовал григорианский календарь. По мере того, как в XVIII веке практически все протестантские государства перешли на григорианский стиль (а в России до 1918 года сохранялся юлианский), Новый год в России вновь перестал совпадать с западноевропейским. Только начиная с 1919 г. новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём. С 2005 года в России с 1 по 5 января установлены новогодние каникулы и эти дни объявлены нерабочими, а с учетом выходных дней и Рождества — официального праздничного дня, выходные длятся до 8-10 января.
Новый год считался ( с 18 века) у крестьян временем довольно опасным. Так, по народному убеждению, в ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов и вообще нечистые силы выходят из преисподней и свободно расхаживают по земле. Начиная с этой ночи и вплоть до самого кануна Богоявления, нечистые духи бесирепятгсвенно «устраивают пакости православному люду и потешаются над всеми, кто позабыл оградить свои дома крестом». Нередко считалось, что происходит это оттого, что Бог, радуясь рождению Сына, отмыкает все двери и выпускает всех обитателей «того» света улять по земле- поэтому все души предков и нечистые духи покидают потусторонний мир и появляются между живыми людьми.
Очевидно, в связи с присутствием на земле потусторонних существ, новогодняя ночь в народе считалась самым подходящим временем для гаданий. Так, например, во многих местах считалось, что гадания под Рождество и Крещение бывают обычно весьма успешными, но гадание под Новый год является самым верным и действенным. Многие из девичьих гаданий совершались именно в это время: так, например, в новогоднюю ночь во многих местах среди девушек принято было собираться вместе гадать о судьбе и замужестве: ходить слушать под окна, кормить петуха зерном, бросать башмачок через ворота и т.д. Некоторые гадания совершались вместе с парнями: так, например, собираясь гадать о судьбе и о браке, парни и девушки собирались под Новый год вместе, приносили из проруби воды (причем принести ее должен был или «первородный» парень (первенец в семье), или «последняя», т.е. младшая в семье, девушка) и в этуводу опускали кольца, а затем пели подблюдные песни и гадали.
Если молодежные гадания были, по большей части, о браке и семейной жизни, гадания взрослых людей, в большинстве своем, были направлены на то, чтобы узнать, будет ли достаток в семье в наступающем году, хорошим ли будет урожай, большой ли приплод будет у скота и т.д. Первый день нового года представлял собой своего рода рубеж, отделяющий прошлое от грядущего- поэтому этот день считался самой подходящей порой для того, чтобы узнавать будущее и даже пытаться как-то положительно повлиять на него. Разнообразных гаданий, примет и обрядов, связанных с достатком и благополучием семьи и приуроченных как к самому Новому году, так и к его кануну, было известно великое множество.
Наиболее разнообразными были гадания, приметы и обряды, связанные с урожаем. Так, например, в Новый год об урожае судили по количеству инея на деревьях, по тому, было ли небо звездным (к хорошему урожаю на ягоды и грибы), была ли теплой или холодной погода и т.д. При этом многие приметы сливались в народе с гаданиями. Так, например, в некоторых местах в новогоднюю ночь, около полуночи, двенадцать стариков (по числу месяцев в году), избранных всей деревней за достойную подражания благочестивую жизнь, шли к церковной паперти и ставили там снопы ржи, овса, гречи, проса, льна и пр., а также клали картофель- утром Нового года эти же старики снова шли в церковную ограду и примечали, на каком из снопов больше инея, полагая, что того хлеба и надо больше всего сеять в новом году.