Видана
Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.041
Реакции:4
Баллы:0
Епископ Феофан Затворник ( 1815- 1894)
"Не словом только надо молиться, но и умом. И не только умом, но и сердцем. Да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце чувствует, что помышляет при этом ум. Все это в совокупности и есть настоящая молитва, и если нет в твоей молитве чего-либо из этого, то она несовершенна или совсем не молитва...
Как научиться такой молитве? Перед самым началом молитвословия в сердце своем поставь себя в присутствие Божие, осознай и почувствуй Его с благоговейным страхом. Восставь в сердце живую веру, что Бог видит и слышит тебя, что Он не отвращается от молящихся, но благоволительно взирает на них и на тебя в час молитвы, и окрылись надеждой, что Он готов исполнить и действительно исполнит прошение твое, если оно полезно душе твоей. Настроясь так, произнеси молитвы твои, всеусильно углубляясь в них и всячески заботясь о том, чтобы они исходили из сердца как твои собственные.
Не дозволяй вниманию твоему отклоняться и мыслям твоим улетать на сторону. Как только сознаешь, что это случилось, возврати мысли свои внутрь и начинай опять молитвы с того пункта, с которого внимание твое отклонилось...
Не дозволяй себе спешить в молитвословии, а благовейно, как священное дело, с терпением доводи до конца.
Как правильно молиться
1. Избери молитвенное правило- утреннее, дневное, вечернее
2. Правило небольшое сначала, чтобы не отвратить непривыкшего к этому деланию и труду духа
3. Совершать его должно всегда со страхом ( с благоговением), тщанием ( старанием) и вниманием
4. Здесь требуются стояние, поклоны, коленопреклонения, крестное знамение, чтение, иногда пение
5. Чем чаще становится на такую молитву, тем лучше... немного, но чаще
6. Какие читать молитвы- это указано в молитвенниках, но хорошо навыкнуть к какой-нибудь одной, чтобы, начав ее, тотчас загорелся дух
7. Правило молитвословия просто: став на молитву, со страхом и трепетом ( с благоговением) говори ее..., сопровождая крестом, поклонами и падением ниц соответственно движению духа
8. Принятое правило непременно всегда должно исполнять...
9. Чтение и пение вслух, или шепотом, или молча- все одно, ибо Господь близко. Но иногда лучше тем, иногда другим способом совершать все молитвословие
10. Твердо держать в мысли предел молитвы ( ее последняя цель). Та молитва хороша, которая оканчивается припадением к Богу с чувством: "Тебе известными судьбами спаси меня"
11. Есть степени молитвы. Первая степень- молитва телесная. Ее суть в чтении, стоянии, поклонах. Внимание отбегает, сердце не чувствует, охоты нет. Тут надобны терпение, труд. Несмотря, однако, на это, положи пределы и делай молитву. Это молитва делательная
Вторая степень- молитва внимательная. Ум привыкает собираться в час молитвы и всю ее проговаривает с сознанием без расхищения. Внимание срастворяется со словом написанным и говорит как свое.
Третья ступень- молитва чувства. От внимания согревается сердце, и что там, в мысли, то здесь становится чувством. там- слово сокрушительное ( приводящее к сокрушению сердечному, к покаянию), а здесь- сокрушение, там- прошение, а здесь- чувство нужды и потребность. Кто перешел к чувтсву, тот без слов молится, ибо Бог есть Бог сердца. Потому это и есть предел молитвенного воспитания- став на молитву, переходить от чувства к чувству
12. Как бы, впрочем, ни полагал себя кто усовершенствовавшимся в молитве, правила молитвенного оставлять никогда не должно, а творить его, как указано, и всегда начинать с молитвы делательной. С нею должна быть умная ( молитва), а за ними придет и сердечная. Без этого растеряются последние, и человек будет думать, что молится, а на деле этого не будет
13. Когда молитвенное чувство взойдет до непрерывности, тогда начинается молитва духовная, которая есть дар Духа Божия, молящегося за нас,- последняя степень молитвы постигаемой. Но есть, говорят, еще и непостигаемая умом молитва, или заходящая за пределы сознания ( так у преподобного Исаака Сирина)."
"Не словом только надо молиться, но и умом. И не только умом, но и сердцем. Да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце чувствует, что помышляет при этом ум. Все это в совокупности и есть настоящая молитва, и если нет в твоей молитве чего-либо из этого, то она несовершенна или совсем не молитва...
Как научиться такой молитве? Перед самым началом молитвословия в сердце своем поставь себя в присутствие Божие, осознай и почувствуй Его с благоговейным страхом. Восставь в сердце живую веру, что Бог видит и слышит тебя, что Он не отвращается от молящихся, но благоволительно взирает на них и на тебя в час молитвы, и окрылись надеждой, что Он готов исполнить и действительно исполнит прошение твое, если оно полезно душе твоей. Настроясь так, произнеси молитвы твои, всеусильно углубляясь в них и всячески заботясь о том, чтобы они исходили из сердца как твои собственные.
Не дозволяй вниманию твоему отклоняться и мыслям твоим улетать на сторону. Как только сознаешь, что это случилось, возврати мысли свои внутрь и начинай опять молитвы с того пункта, с которого внимание твое отклонилось...
Не дозволяй себе спешить в молитвословии, а благовейно, как священное дело, с терпением доводи до конца.
Как правильно молиться
1. Избери молитвенное правило- утреннее, дневное, вечернее
2. Правило небольшое сначала, чтобы не отвратить непривыкшего к этому деланию и труду духа
3. Совершать его должно всегда со страхом ( с благоговением), тщанием ( старанием) и вниманием
4. Здесь требуются стояние, поклоны, коленопреклонения, крестное знамение, чтение, иногда пение
5. Чем чаще становится на такую молитву, тем лучше... немного, но чаще
6. Какие читать молитвы- это указано в молитвенниках, но хорошо навыкнуть к какой-нибудь одной, чтобы, начав ее, тотчас загорелся дух
7. Правило молитвословия просто: став на молитву, со страхом и трепетом ( с благоговением) говори ее..., сопровождая крестом, поклонами и падением ниц соответственно движению духа
8. Принятое правило непременно всегда должно исполнять...
9. Чтение и пение вслух, или шепотом, или молча- все одно, ибо Господь близко. Но иногда лучше тем, иногда другим способом совершать все молитвословие
10. Твердо держать в мысли предел молитвы ( ее последняя цель). Та молитва хороша, которая оканчивается припадением к Богу с чувством: "Тебе известными судьбами спаси меня"
11. Есть степени молитвы. Первая степень- молитва телесная. Ее суть в чтении, стоянии, поклонах. Внимание отбегает, сердце не чувствует, охоты нет. Тут надобны терпение, труд. Несмотря, однако, на это, положи пределы и делай молитву. Это молитва делательная
Вторая степень- молитва внимательная. Ум привыкает собираться в час молитвы и всю ее проговаривает с сознанием без расхищения. Внимание срастворяется со словом написанным и говорит как свое.
Третья ступень- молитва чувства. От внимания согревается сердце, и что там, в мысли, то здесь становится чувством. там- слово сокрушительное ( приводящее к сокрушению сердечному, к покаянию), а здесь- сокрушение, там- прошение, а здесь- чувство нужды и потребность. Кто перешел к чувтсву, тот без слов молится, ибо Бог есть Бог сердца. Потому это и есть предел молитвенного воспитания- став на молитву, переходить от чувства к чувству
12. Как бы, впрочем, ни полагал себя кто усовершенствовавшимся в молитве, правила молитвенного оставлять никогда не должно, а творить его, как указано, и всегда начинать с молитвы делательной. С нею должна быть умная ( молитва), а за ними придет и сердечная. Без этого растеряются последние, и человек будет думать, что молится, а на деле этого не будет
13. Когда молитвенное чувство взойдет до непрерывности, тогда начинается молитва духовная, которая есть дар Духа Божия, молящегося за нас,- последняя степень молитвы постигаемой. Но есть, говорят, еще и непостигаемая умом молитва, или заходящая за пределы сознания ( так у преподобного Исаака Сирина)."