IPSISSIMUS
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.260
Реакции:1.356
Баллы:113
Народам христианских стран известны лишь несколько шнурковых фигур, которые дети используют при игре «в веревочку».
Различные племена, до сих пор живущие в естественных условиях, все еще очень серьезно относятся к вязанию узелков и веревочных фигур, а сам процесс вязания у них сопровождается древними магическими формулами.
Отчасти шнурковая магия связана с культом духов или мифическими преданиями: эскимосы испытывают страх перед духом фигур из веревки, другие самобытные народы, напротив, вяжут такие фигуры в качестве подношения богам.
В 113-й суре Корана написано: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного! Скажи: «Прибегаю я к Господу рассвета…от зла дующих на узлы». В старых комментариях, принято считать, что здесь говорится о волшебницах, которые плетут магические узелковые фигуры, затем дуют на них, бормочут формулы заклинаний и таким способом призывают беду. Это было обычной практикой в Аравии доисламского периода. Сегодня в арабском мире уже, да и у христианских народов, не найдешь человека, знакомого с этим видом шнуркового колдовства. Но в тех местах, где монотеистические религии не вытеснили природные культы, древние магические и мифические традиции из обиходного сознания, люди и сегодня плетут волшебные узелки, нередко представляющие собой достаточно сложные конфигурации.
Этот обычай сохранился у эскимосов, индейцев Северной, Центральной и Южной Америки, у всех африканских народов, у островных народов Океании, у коренных жителей Австралии и Восточной Азии, включая Японию. Во многих случаях фигуры на шнурках и здесь служат лишь для забавы детей и взрослых. Однако часто можно слышать, как аборигены, растягивая на пальцах руки фигуру из связанного кольцом шнурка, произносят древние заклинания. Шнурковая магия особенно развита на разрозненных островках Меланезийского архипелага, Микронезии и Полинезии, а также у индейцев обоих Американских континентов.
Этнологам на сегодняшний день известны приблизительно три с половиной тысячи таких фигур. Материал на сегодня используется более или менее одинаковый: это простая бечевка, концы которой связываются, или спаянный синтетический шнурок. В прежние времена дикие народы для составления магических узоров брали жилы животных, кишечные струны, связанные или сплетенные растительные волокна, а иногда длинные пряди человеческих волос.
Бывает, что ритуал связан с культами духов или мифическими преданиями. Так, эскимосы Аляски верят в духа сплетенных фигур и очень его боятся, так как он способен угрожать их жизням. Если кто-либо чересчур долго играет в веревочки или делает это в запрещенное время, то перед палаткой или чумом можно слышать характерное шуршание, а внутри жилища в это время свет ламп медленно тускнеет. Посвященные знают: то приближается дух плетеных фигур. Он вырвал внутренности из своего древнего высохшего тела и теперь сам плетет фигуры из высушенных кишок. При этом он производит шум, похожий на шуршание пергамента.
Эскимос по имени Алак с реки Ноатак поведал исследователям, как выглядит дух плетеных фигур. Дух явился одному из двух «недоверчивых» мужчин, которые считали его сказочным персонажем. Сперва дух напустил тумана, затем появился самолично в облике древнего мужчины. Двум присутствовавшим при этом шаманам удалось прогнать дух прежде, чем тот смог бы парализовать и убить недоверчивых единоплеменников. «Парализовать» и «убить» — эти слова заставляют вспомнить тактику пауков.
Любопытно, что индейцы племени навахо, проживающие на северо-западе США, верят, что узелковое плетение было изобретено в незапамятные времена мифическим племенем людей-пауков, а они уже научили этому других людей. Немало народов плетут фигуры из шнурков, чтобы преподнести их божествам. А жители островов Гилберта в Микронезии, к примеру, убеждены, что эти фигуры стары как мир.
До сих пор коренные народы Австралии придают узелковым фигурам большое магическое значение. Довольно сложный кодекс поведения этих народов оговаривает ситуации, когда мужчине дозволяется прикасаться к петле на шнуре женщины и наоборот, а также, какие последствия ожидают человека в случае нарушения запрета. Шкала дозволенных поступков включает многое: от простого флирта и тайных соглашений до ворожбы и любовной магии. Если мужчина посылает женщине шнурок с петелькой и любовную песню, то она не может устоять перед заключенными в них чарами и при первой же возможности должна к нему явиться.
Особенно беззащитны перед узелковой магией члены австралийского племени вадаман, которое обитает в западной части полуострова Арнемленд. Магия действует на них исподволь, так что пострадавший часто ничего не подозревает. Незамужняя девушка, сидя у общего костра, плетет фигуру: ее тень способна через ноги проникнуть в тело желаемого мужчины. Мужчина также может добиться внимания женщины с помощью узелковой магии.
Этот способ любовного опутывания особы противоположного пола можно было бы назвать «заигрыванием», если проигнорировать глубокий мифический подтекст. Что европейцем воспринимается как оригинальный обычай или просто суеверие, для некоторых примитивных народов до сих пор — серьезный магический ритуал, таинственный и понятный только посвященным.
Почему у некоторых жителей Новой Гвинеи в домашних садах все еще можно видеть прикрепленные на деревьях или лежащие на земле шнурки с заплетенными петельками, образующими обусловленные фигуры? Они призваны обеспечивать плодородие. Зачем индейцы племени вайлаков из Калифорнии завязывают на животе беременной женщины определенную фигуру? Она должна предсказать пол будущего ребенка.
Одни из самых простых и самых древних талисманов - узелки. У некоторых народов есть поверье, что с их помощью можно вызывать ветер. Например, норвежские рыбаки, выходя в море, покупали у старух-ведуний пучки «хороших ветров» - связанные узелками веревки, над которыми были произнесены заклинания. В Финляндии верили, что колдуны могут заточить силу ветра в три узла. Если развязать первый узел, подует легкий ветерок, если развязать второй - на волю вырвется его сильный собрат, а третий узел удерживает шторм или ураган.
Очень уважают узелки в Германии и Австрии. В Тироле и Каринтии, например, применяют такое средство против бородавок: на суровой нитке навязывают столько узлов, сколько есть бородавок, нить повязывают поверх бородавок, а потом снимают и закапывают в землю. Когда нить истлеет, бородавки отвалятся.
Непревзойденные мастера вязать узелки - китайцы. На сложные конструкции из красных нитей или веревочек, связанных фигурными узелками, вешают ветряные колокольчики, фонарики, пагоды и другие амулеты. Считается, что красная нить с узлами увеличивает силу предмета, который на ней подвешен. Чтобы активизировать разные углы дома - угол богатства, здоровья или счастья, традиция фэн-шуй предписывает помещать в них магические предметы, которые тоже завязывают красной ниткой: кусочки горного хрусталя, монетки, изображения животных.
В древности узлы были так важны, что у некоторых народов заменяли письменность. «Узелковое письмо» знали американские индейцы, индусы, африканские бушмены и австралийские аборигены. В Прибалтике им пользовались еще сто лет назад - с помощью узелков на нитках записывали рецепты знахарей. Мы до сих пор иногда говорим «завязать узелок на память», не вдумываясь в смысл этой фразы. А еще узелки могут играть роль четок: их перебирают, чтобы вспомнить последовательность молитв.
В древней Руси существовали специальные узлы - «наузы». Наузы передавали волшебную силу, охраняли от несчастий, лечили больных. Над ними читали наговоры, в них завязывали лечебные и магические корешки и веточки, бумажки с заклинаниями, всякие чудодейственные предметы вроде сушеного крыла летучей мыши и змеиной кожи. Их носили на груди на шнурках и веревках, даже вешали на цепочки. Это от наузов произошли ладанки, поскольку в христианскую эпоху вместо змеиной кожи в них стали вкладывать кусочки церковного ладана. Ладанки служили талисманами счастья, оберегами от оружия и от сглаза.
Различные племена, до сих пор живущие в естественных условиях, все еще очень серьезно относятся к вязанию узелков и веревочных фигур, а сам процесс вязания у них сопровождается древними магическими формулами.
Отчасти шнурковая магия связана с культом духов или мифическими преданиями: эскимосы испытывают страх перед духом фигур из веревки, другие самобытные народы, напротив, вяжут такие фигуры в качестве подношения богам.
В 113-й суре Корана написано: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного! Скажи: «Прибегаю я к Господу рассвета…от зла дующих на узлы». В старых комментариях, принято считать, что здесь говорится о волшебницах, которые плетут магические узелковые фигуры, затем дуют на них, бормочут формулы заклинаний и таким способом призывают беду. Это было обычной практикой в Аравии доисламского периода. Сегодня в арабском мире уже, да и у христианских народов, не найдешь человека, знакомого с этим видом шнуркового колдовства. Но в тех местах, где монотеистические религии не вытеснили природные культы, древние магические и мифические традиции из обиходного сознания, люди и сегодня плетут волшебные узелки, нередко представляющие собой достаточно сложные конфигурации.
Этот обычай сохранился у эскимосов, индейцев Северной, Центральной и Южной Америки, у всех африканских народов, у островных народов Океании, у коренных жителей Австралии и Восточной Азии, включая Японию. Во многих случаях фигуры на шнурках и здесь служат лишь для забавы детей и взрослых. Однако часто можно слышать, как аборигены, растягивая на пальцах руки фигуру из связанного кольцом шнурка, произносят древние заклинания. Шнурковая магия особенно развита на разрозненных островках Меланезийского архипелага, Микронезии и Полинезии, а также у индейцев обоих Американских континентов.
Этнологам на сегодняшний день известны приблизительно три с половиной тысячи таких фигур. Материал на сегодня используется более или менее одинаковый: это простая бечевка, концы которой связываются, или спаянный синтетический шнурок. В прежние времена дикие народы для составления магических узоров брали жилы животных, кишечные струны, связанные или сплетенные растительные волокна, а иногда длинные пряди человеческих волос.
Бывает, что ритуал связан с культами духов или мифическими преданиями. Так, эскимосы Аляски верят в духа сплетенных фигур и очень его боятся, так как он способен угрожать их жизням. Если кто-либо чересчур долго играет в веревочки или делает это в запрещенное время, то перед палаткой или чумом можно слышать характерное шуршание, а внутри жилища в это время свет ламп медленно тускнеет. Посвященные знают: то приближается дух плетеных фигур. Он вырвал внутренности из своего древнего высохшего тела и теперь сам плетет фигуры из высушенных кишок. При этом он производит шум, похожий на шуршание пергамента.
Эскимос по имени Алак с реки Ноатак поведал исследователям, как выглядит дух плетеных фигур. Дух явился одному из двух «недоверчивых» мужчин, которые считали его сказочным персонажем. Сперва дух напустил тумана, затем появился самолично в облике древнего мужчины. Двум присутствовавшим при этом шаманам удалось прогнать дух прежде, чем тот смог бы парализовать и убить недоверчивых единоплеменников. «Парализовать» и «убить» — эти слова заставляют вспомнить тактику пауков.
Любопытно, что индейцы племени навахо, проживающие на северо-западе США, верят, что узелковое плетение было изобретено в незапамятные времена мифическим племенем людей-пауков, а они уже научили этому других людей. Немало народов плетут фигуры из шнурков, чтобы преподнести их божествам. А жители островов Гилберта в Микронезии, к примеру, убеждены, что эти фигуры стары как мир.
До сих пор коренные народы Австралии придают узелковым фигурам большое магическое значение. Довольно сложный кодекс поведения этих народов оговаривает ситуации, когда мужчине дозволяется прикасаться к петле на шнуре женщины и наоборот, а также, какие последствия ожидают человека в случае нарушения запрета. Шкала дозволенных поступков включает многое: от простого флирта и тайных соглашений до ворожбы и любовной магии. Если мужчина посылает женщине шнурок с петелькой и любовную песню, то она не может устоять перед заключенными в них чарами и при первой же возможности должна к нему явиться.
Особенно беззащитны перед узелковой магией члены австралийского племени вадаман, которое обитает в западной части полуострова Арнемленд. Магия действует на них исподволь, так что пострадавший часто ничего не подозревает. Незамужняя девушка, сидя у общего костра, плетет фигуру: ее тень способна через ноги проникнуть в тело желаемого мужчины. Мужчина также может добиться внимания женщины с помощью узелковой магии.
Этот способ любовного опутывания особы противоположного пола можно было бы назвать «заигрыванием», если проигнорировать глубокий мифический подтекст. Что европейцем воспринимается как оригинальный обычай или просто суеверие, для некоторых примитивных народов до сих пор — серьезный магический ритуал, таинственный и понятный только посвященным.
Почему у некоторых жителей Новой Гвинеи в домашних садах все еще можно видеть прикрепленные на деревьях или лежащие на земле шнурки с заплетенными петельками, образующими обусловленные фигуры? Они призваны обеспечивать плодородие. Зачем индейцы племени вайлаков из Калифорнии завязывают на животе беременной женщины определенную фигуру? Она должна предсказать пол будущего ребенка.
Одни из самых простых и самых древних талисманов - узелки. У некоторых народов есть поверье, что с их помощью можно вызывать ветер. Например, норвежские рыбаки, выходя в море, покупали у старух-ведуний пучки «хороших ветров» - связанные узелками веревки, над которыми были произнесены заклинания. В Финляндии верили, что колдуны могут заточить силу ветра в три узла. Если развязать первый узел, подует легкий ветерок, если развязать второй - на волю вырвется его сильный собрат, а третий узел удерживает шторм или ураган.
Очень уважают узелки в Германии и Австрии. В Тироле и Каринтии, например, применяют такое средство против бородавок: на суровой нитке навязывают столько узлов, сколько есть бородавок, нить повязывают поверх бородавок, а потом снимают и закапывают в землю. Когда нить истлеет, бородавки отвалятся.
Непревзойденные мастера вязать узелки - китайцы. На сложные конструкции из красных нитей или веревочек, связанных фигурными узелками, вешают ветряные колокольчики, фонарики, пагоды и другие амулеты. Считается, что красная нить с узлами увеличивает силу предмета, который на ней подвешен. Чтобы активизировать разные углы дома - угол богатства, здоровья или счастья, традиция фэн-шуй предписывает помещать в них магические предметы, которые тоже завязывают красной ниткой: кусочки горного хрусталя, монетки, изображения животных.
В древности узлы были так важны, что у некоторых народов заменяли письменность. «Узелковое письмо» знали американские индейцы, индусы, африканские бушмены и австралийские аборигены. В Прибалтике им пользовались еще сто лет назад - с помощью узелков на нитках записывали рецепты знахарей. Мы до сих пор иногда говорим «завязать узелок на память», не вдумываясь в смысл этой фразы. А еще узелки могут играть роль четок: их перебирают, чтобы вспомнить последовательность молитв.
В древней Руси существовали специальные узлы - «наузы». Наузы передавали волшебную силу, охраняли от несчастий, лечили больных. Над ними читали наговоры, в них завязывали лечебные и магические корешки и веточки, бумажки с заклинаниями, всякие чудодейственные предметы вроде сушеного крыла летучей мыши и змеиной кожи. Их носили на груди на шнурках и веревках, даже вешали на цепочки. Это от наузов произошли ладанки, поскольку в христианскую эпоху вместо змеиной кожи в них стали вкладывать кусочки церковного ладана. Ладанки служили талисманами счастья, оберегами от оружия и от сглаза.