Divider

Абу-Хамид Мухаммад ибн-Мухаммад аль-Газали

Перун

Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:6.927
Реакции:46
Баллы:0
</COLOR>
Если вы хотите увидеть лампу, надо перестать смотреть на подушку.​
<i></i>

3f9ZydYh9fI.jpg

Абу-Хамид аль-Газали родился в 1058 г. в бедной семье. Его учителем был имам Ахмад ар-Разикани в Тусе. Для продолжения обучения он направился в Джурджан и Нишапур, где далее его учителем стал имам аль-Харамайн. В 1095 аль-Газали отправляется в хадж, и покидает Багдад, бросая карьеру в момент её расцвета. 11 лет до 1106 он ведёт жизнь отшельника. Он посетил святые места - Мекку, Медину, Иерусалим, Дамаск, Багдад. Аль-Газали умер в декабре 1111 в возрасте 55 лет.

Аль-Газали внес огромный вклад в вопрос примирения суфизма с Исламом. Его произведения на богословские темы, которые вначале прилюдно сжигали, были приняты впоследствии всем исламским миром. Ему были присвоены титулы Шараф-аль-А’имма, Зайн ад-дин, Худжжат-аль-Ислам, что означает «Довод Ислама». Его также считают одним из величайших суфиев.

Вера Совершенного Человека проявляется в трех вещах:

1. В его отношении к окружающей обстановке.
2. В том, что он передает своим ученикам, учитывая их способности к пониманию.
3. В том, что он познает благодаря своему внутреннему опыту и что является доступным только особому кругу людей.
(с) "Мизан аль-'Амаль" ("Мерило работы").


<COLOR color="#40BF00">В книге "Возрождение богословских наук" он писал об особой функции музыки, способствующей обострению восприятий. Именно в этом плане музыка используется в дервишеских орденах Мевлеви и Чишти.
Суфии используют музыку не для того, чтобы вызвать обычные эмоции. Прежде чем суфий сможет принять участие в упражнениях, связанных с прослушиванием музыки, его руководитель должен убедиться, получит ли он пользу от этого. Участие в "танцах" и прослушиваниях при любых других обстоятельствах, пишет Газали, не только запрещено, но и чрезвычайно вредно для искателя.

Божественное знание столь глубоко, что по-настоящему об этом знают лишь те, кто уже обладает им. Ребенок не имеет реального представления о достижениях взрослого. Обычный взрослый человек не может судить о достижениях ученого. Точно так же ученый не может понять переживаний озаренных святых или суфиев.
(с) "Возрождение богословских наук"

Существует много ступеней познания. Обычный человек подобен муравью, ползущему по бумаге. Этот муравей видит буквы и думает, что своим появлением они обязаны только перу и ничему другому.
(с) "Алхимия счастья."


Есть три качества, которые появляются у человека вследствие суфийской специализации и могут быть описаны в обычных терминах:
1. Способность к высшим формам восприятия, достигаемая с помощью сознательных усилий.
2. Способность к перемещению тела независимо от его массы.
3. Мгновенное восприятие знания. Обычно эта способность приобретается трудом, но они получают ее в результате озарения или с помощью интуиции.


Газали указывает, что человек может существовать сразу на нескольких уровнях, но обычно он слишком мало знает о них, чтобы уметь отделять их друг от друга. Он находится на одном из четырех уровней.
На первом он подобен ночной бабочке. У него есть зрение, но нет памяти. Он снова и снова будет обжигаться об одно и то же пламя.
На втором уровне он подобен собаке, которая будет убегать при виде палки, если ее до этого уже побили.
На третьем уровне он подобен лошади или овце. И та и другая обратятся в бегство, если увидят льва или волка, которые являются их естественными врагами, но не станут убегать от буйвола или верблюда, хотя эти животные намного крупнее и львов и волков.
На четвертом уровне человек полностью преодолевает рамки этой животной ограниченности. Он обретает некоторую способность к предвидению.


Взаимосвязь между этими уровнями можно уподобить различным видам движения:
1. Хождение по земле.
2. Плавание на борту корабля.
3. Езда в колеснице.
4. Хождение по воде.


Преодолев все эти уровни, человек достигает той стадии, о которой можно сказать, что на ней он получает возможность самостоятельно летать по воздуху.

Одно из произведения Аль-Газали называется «Ниша света”. Оно посвящено “Объяснению хадиса о семидесяти тысячах завесах”. Я буду приводить далее не весь текст, а только некоторые выдержки…
Каково значение хадиса “Аллах имеет Семьдесят Тысяч Завес Света и Мрака. Если бы Он открыл их покров, тогда сияние Его Лика несомненно поглотило бы всякого узревшего Его.”
Я объясняю это так. Аллах является в Себе, Сам по Себе и благодаря Себе Сияющим. Завеса неизбежно относится к тем, от кого скрыт сияющий объект. А таких среди людей три категории, соответственно тому, что завеса их является чистым мраком, полумраком-полусветом или чистым светом.

Первая категория состоит из тех, кто покрыты сплошным мраком. Это безбожники, "кто не верит в Аллаха и Его ангелов, и Его писание, и Его посланников, и в последний день ", они те, "которые любят жизнь дольнюю превыше последней" [14, 3].
Во-первых, это те, кто хочет обнаружить первопричину мира, и считает этой первопричиной Природу.
Во-вторых, это те, кто увлекаются самими собой, и не заботят себя поиском первопричины бытия.
Последнюю категорию можно разбить на дальнейшие подразделения.
Среди них есть группа тех, кто считает, что Высшая Цель в мире заключается в удовлетворении плотских желаний и похотей, животных страстей, связанных с сексом, едой, питьем или одеждой.
Другая группа считает, что Высшей Целью для человека является завоевание, захват трофеев и пленников, грабеж и господство. Они покрыты завесой звериных качеств.
Третья группа считает, что Высшая Цель - это богатства и материальное благополучие, поскольку богатство является инструментом для удовлетворения любого плотского вожделения.
Четвертая группа поднялась выше полной глупости первых двух групп, и предположила, что высшим счастьем человека является распространение личной славы человека, его широкая известность, рост числа его почитателей и увеличение влияния на других.
Бесчисленно количество видов таких групп, и все они покрыты завесой полной темноты, скрывающей от них Аллаха, и сами по себе они суть мрак. Незачем упоминать все частные особенности, когда внимание уже привлечено к определенным образцам.
Одной из таких многочисленных подгрупп, достойной, тем не менее, упоминания, является та, члены которой признают на словах, что: "Нет божества, кроме Аллаха", но, скорее всего, вынуждены делать это только из страха, или намереваясь просить подаяния у мусульман, или желая добиться их расположения или финансовой поддержки, или исключительно из фанатичного усердия в поддержании взглядов своих отцов.


Вторая категория состоит из тех, кто покрыт завесой из света, смешанного с мраком. В ней три подразделения:
во-первых, те, чей мрак происходит от чувственного восприятия;
во-вторых, те, чей мрак - от воображения,
и в-третьих, те, чей мрак - от ложных доводов разума.


Третья категория состоит из тех, кто покрыт завесой из чистого Света, они тоже разделяются на несколько групп. Я не могу перечислить их все, укажу лишь на три.
Первая группа - те, кто обнаружили и поняли истинное значение Божественных свойств, уразумели, что если Божественные свойства называются "Речь, Воля, Сила, Знание" и т.д., то это не соответствует значению этих терминов в отношении человека.
Вторые поднялись еще выше, поскольку постигли, что Небес множество, и что движет каждым Небом особое существо, которое называется Ангел, что этих ангелов много, и что их отношение к другим Лучам подобно отношению звезд к другим видимым лучам. Затем они постигли, что те небеса покрыты другой Сферой, благодаря движению которой раз в 24 часа вращаются все остальные, и что в конце концов Господь есть Тот, Кто дает движение этой наивысшей сфере, которая окаймляет все остальное, поскольку (как они говорят) Он не есть множество.
Третьи поднялись еще выше, чем все предыдущие. Они говорят, что прямое придание движения небесным телам должно быть актом служения Господу Миров, актом поклонения и послушания Его повелению, и должно производиться одним из Его созданий, ангелом, что находится прямо под Божественным Светом, подобно Луне по отношению к другим видимым лучам. Они утверждали, что ГОСПОДЬ - это Тот, кому повинуются в этом Ангельском Движении, и Всемогущего следует считать Вседвижителем косвенно, лишь с помощью Его повеления, а не действия напрямую. Объяснение того, каково это "повеление", и чем оно на самом деле является, содержит много неясного и слишком сложно для большинства умов, кроме тех созданий, кто кругозором выше, чем эта книга.

Но постигающие составляют четвертый уровень, Тех, кому было открыто, что Тот, кому повинуются, должен обладать свойствами, не соответствующими ЕГО полному Единству и Совершенству, исходя из тайны, раскрытие которой не входит в пределы этой книги, и что отношение Того, кому повинуются, к ИСТИННО СУЩЕСТВУЮЩЕМУ подобно отношению Солнца к Свету как таковому. Поэтому они “обратили свое лицо” от того, кто движет небесами, и того, кто движет наивысшей сферой, и того, кто повелел двигаться, “к Тoмy, Ктo coтвopил нeбecа”, сотворил Наивысшую Сферу и Тому, Кто повелевает двигаться, Тому, Кто превосходит все, что возможно постичь человеческим внешним зрением или внутренним зрением, поскольку они нашли, что Он превосходит и отделен от всех описаний, которые мы привели прежде.

Таково перечисление категорий покрытых завесами. Не было бы ничего странного в том, что если бы после того, как все эти стоянки были бы классифицированы, и завесы, покрывающие Путников, полностью изучены, обнаружилось бы, что количество этих завес равно семидесяти тысячам. Тем не менее, если ты посмотришь внимательно, ты найдешь, что ни один из них не выходит за пределы тех уровней, о которых мы рассказали. Ведь они, как мы показали, должны быть покрыты завесой либо своих человеческих атрибутов, или чувствами, воображением, рассуждениями разума, или же чистым светом.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу