IPSISSIMUS
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.263
Реакции:1.398
Баллы:113
Уникальные практики
Как бы вы назвали рогатого бога с красной кожей и раздвоенными копытами? Бразильцы называют его Эшу. Многие из них часто обращаются к нему с просьбой о помощи. И вот как это делается.
Установление контакта
Прежде чем приступить к этому заклинанию, соберите следующие предметы, чтобы сделать приношение Эшу Семи Перекрестков: семь коробок спичек- семь сигар- семь черно-красных свечей- длинные куски красной, черной и белой материи- пригоршню желтых кукурузных зерен- бутылку кашасы- порцию фарофы (жаренной в масле маниоки) и порцию канжики (кукурузы, приготовленной с солью) на блюде из жаропрочного стекла. Кроме того, наполните бутылку водой и закройте ее пробкой.
Заверните все это в узел и отправляйтесь на перекресток. Вынув бутылку с водой, опуститесь на колени и трижды полейте землю — сначала перед собой, затем слева, а после этого справа.
Если вы обладаете достаточно богатым воображением, представьте себе Эшу Семи Перекрестков с заостренными ушами и бородой. Он закутан в большую красную накидку, у его ног — семь крестов, появившихся из земли. Вызовите эту сущность следующими словами:
Тот, кто льет перед собой воду,
Придет на плодородную землю.
Пальцы руки, которую вы меньше используете, сложите в кулак. Пальцами руки, которую вы используете больше, коснитесь увлажненного пятна на грунте. Когда ваши пальцы станут влажными, ударьте ладонью раскрытой руки по той, которая собрана в кулак. То же самое повторите с двумя другими влажными пятнами. Когда вы в последний раз ударите по своему кулаку, откройте ладонь и скажите:
Я трижды вызываю тебя, Эшу Семи Перекрестков,
Три раза, как если бы это был один раз!
Расстелите перед собой кусок ткани и выложите на него все предметы, которые вы принесли для приношения. Зажгите свечи, откройте коробки со спичками, положив их рядом с сигарами и проследив, чтобы головки спичек выступали наружу. Установите бутылку кашасы, предварительно откупорив ее, и поставьте перед ней блюдо с кукурузой. Сверху тнжики положите фарофу ди дендэ. Встаньте, держа блюдо с канжикой обеими руками, и протяните руки прямо перед собой над остальными приношениями. Таким образом вы выражаете уважение к своему будущему.
Теперь вы должны выразить уважение к своему прошлому. Держа блюдо с канжикой в одной руке, осторожно, не разгибая локтя, переведите эту руку за спину, затем захватите блюдо обеими руками. Как только миска с канжикой будет надежно покоиться за вашей спиной, поддерживаемая обеими руками, вытяните руки назад, стараясь держать их по возможности прямо. Повторите тот же жест, вытягивая руки с миской канжики вправо, приветствуя таким образом астральный мир, и наконец влево, воздавая должное материальному миру.
Поставьте блюдо с канжикой посередине расстеленной ткани, посылая приветствие настоящему. Произнесите:
Пусть земля будет свидетелем, что на этом месте я [называете свое имя] приветствую силы всех эшу. С помощью этих жестов я кую звенья цепи, которая свяжет мое настоящее с моими предками из прошло -го, чтобы Эшу Семи Перекрестков, который знает все о моем прошлом, мог наметить мое будущее и ука -зать мне путь. Эшу, молю тебя разрушить препятствия, заполнить рытвины, отвести от меня моих врагов и всякую нестабильность, зависть, печаль и страх, которые преграждают мне дорогу!
Приношения
Независимо от традиций, приношение даров божественным силам составляет неотъемлемую часть афро-бразильского ритуала. Описанный ритуал показывает, как используются эти приношения при произнесении заклинаний, когда вы что-нибудь просите у богов, — в данном случае, освободить просителя либо от ограничений, накладываемых им самим, либо от черной магии, которую могут использовать против него другие, и открыть путь к самому полному раскрытию жизненных возможностей.
Иногда приношения совершаются просто в знак уважения к ориша, например, в дни их ежегодных праздников. Раз в году каждому божеству воздаются особые почести, точно так же, как раз в году каждый из нас отмечает свой день рождения. Во время церемоний на алтарь, к ногам божества, возлагаются всевозможные блюда и другие дары. Это всегда счастливая возможность для публики повеселиться, например, как в день Иеманжи, празднование которого мы описывали в главе 2. Другая публичная церемония проводится в день посвящения мрдиума. В террейру приглашаются друзья и родственники посвящаемого и организуется грандиозное пиршество. Часть этого пира предназначается ориша, царящему в голове медиума.
В других случаях медиум лично приносит приношения своему головному ориша. Медиум кладет пищу и другие предметы на соответствующие деревянные тарелки сущности, стоящие на основном алтаре ее «дома», которым служит кабинка с алтарем внутри террей-ру. Она обычно снабжена ставнями, так что алтарь может быть как открыт, так и закрыт от глаз посетителей. У всех филью-ди-санту имеется так называемое «обязательство» приносить дары своим ориша не реже раза в неделю, чтобы укреплять связь между посвященными и их богами. Однако вам не обязательно быть посвященным, чтобы делать приношения и обращаться с просьбами к богам. Вот пример того, как вы можете общаться с ними.
Чтобы устроиться на хорошую работу
Приготовьте ашошу для Ошоси. Это одно из его любимых блюд, которое состоит из желтой кукурузы, смешанной с измельченным кокосовым орехом. Второе блюдо — смесь очищенных измельченных земляных орехов (арахиса) и меда. Поставьте эти блюда на свой алтарь вместе с бутылкой кашасы и маленьким глиняным кувшинчиком меда, а рядом положите семь серебряных монет. Предложите все это Ошоси и прочтите составленную вами молитву, попросив его удовлетворить вашу просьбу.
***
Когда сущность исполняет просьбу верующего, он приносит ей благодарственные приношения. В некоторых традициях, например, принято считать, что Помба-Жире нельзя делать приношения заранее, ибо тогда она может не удовлетворить вашу просьбу. Говорят также, что Помба-Жира предпочитает получать вознаграждение за успешно выполненную задачу, потому что в этом случае размер вознаграждения от благодарного просителя будет значительно больше.
Обычно требуется, чтобы приносимые божествам дары содержали определенные блюда и напитки. В афро-бразильской системе считается, что если в земном мире цель вкусной еды, танцев и завязывания дружеских отношений — доставить человеку удовольствие, значит, то же самое справедливо и для духовного царства. Оживленная «вечеринка» должна привлечь сущности, которые насладятся ею и рады будут передать в подарок собравшимся положительную энергию.
Как и во всех остальных аспектах афро-бразильского ритуала, при приготовлении пищи необходимо строго следовать установленным процедурам. Иабасэ, или главная повариха, с которой вы уже встречались в главе 4, несет ответственность за все приготовления и наблюдает за своими помощницами. Она и ее помощницы должны быть «чистыми»: у них не должно быть в это время менструации, они не должны выпивать и вступать в половые сношения в течение последних двадцати четырех часов. Все они одевают ритуальные одежды, на шее у них ггш — ожерелья, украшенные бусинами, которые связывают их с их головными ориша.
Вся пища, предназначаемая для богов и их почитателей, готовится в глиняных горшках на дровах или углях. (Никаких хитростей с использованием электричества, газа или керосина!) Содержимое горшков помешивается деревянной ложкой, круговыми движениями против часовой стрелки, справа налево. Прямые движения ложки взад-вперед или слева направо недопустимы. Во время приготовления пищи, как и во время многих других ритуальных действий, исполняются священные песни, обращенные к ориша.
Иабасэ хорошо знает любимые блюда всех ориша и сущностей, с которыми установлены дружеские отношения в ее террейру, и готовит всю еду для частных и публичных церемоний, а также для ежегодных празднеств. Она может готовить также китути, афро-бразильский деликатес, который продают на улицах, чтобы выручить деньги для террейру и для благотворительности. (Как человек, которому приходилось жить и в Мексике — где я никогда не покупала еду на улице, — ив Бразилии, я рекомендую вам, если вы вдруг окажетесь в Бразилии, попробовать это лакомство.
Оно готовится в гигиенических условиях с большой аккуратностью. Хотя, возможно, и бывают исключения, лично я никогда не чувствовала себя плохо после съеденного китути.)
Когда пища готова, духовный вождь должен бросить раковины каури, чтобы узнать, будет ли она принята божеством. Если нет, все делится между верующими и готовится новая порция — на этот раз еще более тщательно.
Позвольте мне описать вам пиршество в честь богини Ошун, на котором я однажды присутствовала. Я пришла только на ритуальное принятие пищи, так что у меня не было возможности наблюдать, как иабасэ готовят омолокум (блюдо из фасоли и яиц с солью, креветками и маслом дендэ) и другие блюда, но я видела, как пищу выносили из кухни.
Когда я вошла в террейру, барабаны уже били вовсю и члены секты пели песни, восхваляющие их милую богиню воды, ручьев и рек. У стены баррасао был сооружен искусственный водопад, но звуки музыки и заклинаний заглушали шум падающей воды.
Из кухни вышли помощницы поварихи и тщательно вымели пол основного помещения. После этого они развернули большую соломенную циновку, на которой расстелили длинную голубую скатерть с нарисованными на ней знаками и символами, предназначенными для вызывания Ошун. Точно в центре скатерти они поставили стакан чистой родниковой воды, а по бокам от него — два кувшина, заполненные той же жидкостью. Это было сделано для того, чтобы приглашенная приняла участие в обеде, потому что родниковая вода — любимый напиток богини Ошун. Затем служители принесли из кухни дымящиеся тарелки кукурузы, приготовленной с кокосовым орехом, омолокум, фасоль, батат с рисом, а также сваренные вкрутую яйца, свежие бананы, папайю и леле (карамелизированное подслащенное сгущенное молоко с кусочками кокосового ореха) и все это расставили на столе.
В этот момент ога-калофе жестом приказал барабанщикам замолчать, и все заняли свои места. Каждый отведал омолукум, но различные части приготовленных с приправами кур были оставлены для членов культа в соответствии с их местом в иерархии террейру. Прежде чем приступить к трапезе, духовный вождь призвал богиню Ошун, произнеся предназначенное для нее приветствие: Эри йейе о! Сначала кусочек с тарелки взял вождь, потом взяли по кусочку его помощники. После этого вся группа начала есть в полном молчании, нарушаемом только шумом падающей воды.
Когда трапеза была окончена, иа-кекерэ произнесла слова на языке йоруба, которых я не поняла, но которые, очевидно, служили сигналом для всех ее участников подняться. Этим закончился официальный праздничный обед и ритуал.
Афро-бразильскую кухню иногда называют афро-баийской кухней, потому что блюда баийского происхождения, как правило, являются лучшей национальной пищей Бразилии. Ее восхваляют не только во всех поваренных книгах, но и в художественной литературе. Еще за тридцать лет до выхода в свет книги мексиканской писательницы Лауры Эскивел «Как вода для шоколада» бразильским прозаиком Жоржи Амаду, выходцем из Баии, были написаны такие замечательные книги, как «Гвоздика и корица Габриэлы» и «Дона Флор и два ее мужа» (последняя уже упоминалась в главе 1), в которых в повествование метафорически включены рецепты баийской кухни.
Блюда, которые готовятся для многих из сущностей, отличаются от традиции к традиции и даже от центра к центру. Иногда божества принимают фрукты и напитки. Напитки, называемые куриадоре, в большинстве традиционных храмов безалкогольные, но под влиянием сект индейских кабоклу в северной части страны в настоящее время все больше и больше террейру предлагают своим богам такие алкогольные куриадоре, как шампанское, вино, бренди и кашаса.
Жертвоприношение
Тема принесения пищи в дар богам, естественно, подводит нас к обсуждению вызывающей страстную полемику практики принесения в жертву животных, которую я постараюсь проиллюстрировать следующей сценкой.
После ночного урагана, сопровождавшегося проливным ливнем, день занимался серый и холодный. Одетый в простые белые брюки и рубашку, агиогун — главный жрец террейру, совершающий жертвоприношения, — с длинными, волнистыми черными волосами, — босиком направляется сквозь утренний туман к помещению, где содержится домашний скот. В руке он держит длинный острый нож. Когда он вынимает из клетки черного петуха, улыбка на его лице отсутствует.
Напевая медленную и спокойную песню, этот человек с серьезными глазами и твердой рукой начинает тщательно и терпеливо мыть клюв и когти петуха. Потом он заботливо оборачивает когти красной лентой. Когда первые лучи нового дня пробиваются сквозь туман и освещают все углы комнаты, он поднимает нож и быстрым движением отделяет голову птицы от шеи.
«Голова, — шепчет он про себя, — чтобы мыслить и видеть».
Он разматывает когти безжизненного животного и отсекает их — «чтобы ходить», бормочет он, и крылья — «чтобы летать». Потом он вскрывает птицу и отделяет сердце, легкие и мозг — «для жизнеспособности». (Если бы это было четвероногое животное, он должен был бы удалить хвост «для направления и равновесия».) Агилгун старательно раскладывает части животного на деревянном блюде и передает его бабалоригиа, который бросает раковины каури, чтобы узнать, принята ли жертва. После напряженного молчания приходит ответ: «Да, жертва пришлась Эшу по вкусу».
Вечером того же дня ритуалом «отправления Эшу» в храме открылась еженедельная сессия милосердия. Бабалориша отдернул занавес с главного алтаря, где размещаются все ориша. Он зажег свечу и установил ее посередине основного салона рядом с глиняным кувшином, наполненным чистой родниковой водой. Ритм барабанного боя изменился, и все участники церемонии повернулись к главному входу. Они спели гимны, восхваляющие Эшу и «людей улицы», прося сущность не мешать происходящему и поскорее передать прошения верующих их богам. После этого дага, смотритель алтаря Эшу, взял кувшин с водой и вылил ее на землю, чтобы умиротворить предков собравшихся.
***
Описанная выше сцена показывает падэ для Эшу — жертвоприношение этой сущности, которое практикуется многими афро-бразильскими сектами перед началом публичных и закрытых богослужений. Сначала на рассвете приносится в жертву черный петух, который возлагается на алтарь Эшу вместе с фарофой, жаренной в масле дендэ. Остальные приношения, сопровождаемые песнями, восхваляющими сущность, и всевозможными просьбами, открывают публичную церемонию, которая происходит в тот же вечер.
Тем, кто придерживается Западных магических традиций — например, викки, — или обычных иудо-христианских религиозных традиций, мысль о принесении в жертву животных для умиротворения богов кажется отвратительной. С давних пор большинство жителей Запада считает, что мы являемся защитниками живой природы и домашних животных и что мы обязаны уважать, охранять и заботиться о них и никогда не причинять им вреда. Я должна отметить, что, как дитя своей культуры, я не смогла преодолеть своего «нутряного» отвращения к принесению в жертву животных, которое практикуется в афро-бразильских религиях, и мне так и не удалось заставить себя присутствовать при этом событии. Но я не считаю людей, соблюдающих этот ритуал (я говорю только о бразильском обществе) злыми, и я очень старалась понять их точку зрения. Позвольте мне попытаться объяснить их позицию так, как я ее себе представляю.
Любой член афро-бразильской секты прежде всего расскажет вам, что все религии, включая иудаизм и христианство, а также викку, в былые времена использовали жертвоприношения, чтобы умилостивить своих богов. Причем в жертву приносились не только животные (христиане и иудеи, кажется, предпочитали овец), но иногда и люди.
Почитатели ориша обычно обвиняют христиан в лицемерии. По мнению первых, облатка и вино, предлагаемые при причащении, ничем не отличаются от магического жертвоприношения. Христианский обычай съедать барашка на Пасху и индейку, окорок или ростбиф на Рождество тоже подразумевает убиение животных. Христиане обычно сами не убивают для себя животных, если они не живут на ферме, а предпочитают покупать свои жертвоприношения в бакалейной лавке уже упакованными в полиэтилен. Последователи афро-бразильских учений объяснят вам, что они по крайней мере лично заботятся о животных. Их животные не загоняются на ужасные, вонючие, отнюдь не гуманные скотобойни, что происходит повсюду в западном мире. Их жертвенными животными обычно является домашняя птица и изредка козы или овцы и убивает их высококвалифицированный жрец, прошедший долгое ученичество, который делает это с большим уважением к животному. Одна из основных задач этого человека — причинить как можно меньше боли своей жертве.
Приверженцы афро-бразильских сект обязательно подчеркнут, что они никогда не приносят в жертву людей и даже не требуют ни от кого обязательной десятины. (Хотя медиумы и другие верующие должны выполнять определенные «обязательства», которые, если в них и входит приобретение необходимых элементов приношений, требуют совсем немного денег.) Они верят, что такие действия, как сжигание благовоний или принесение жертвы в виде трав, освобождают жизненную силу, или аше растений, так что пускание крови животного освобождает его аше. Аше, которая была влита ориша, в эту жизненную форму, возвращается к этим божествам, чтобы «подпитать» их энергией, так чтобы они никогда не утрачивали своей силы. Другими словами, члены этих сект верят, что акт жертвоприношения ориша, помогает сохранять непрерывность земных циклов и поддерживать равновесие между людьми и природой, что в конечном счете ведет к празднику жизни.
Марио Сезар Барселлос очень выразительно резюмирует позицию афро-бразильцев:
Так или иначе, Земля (всегда) будет питаться живыми существами (животными,растениями, людьми). Однако афро-бразильцы превратили это в священ -ный ритуал, которым они выражают свое огромное уважение к Земле и ее силам, к жизни, которую они уничтожают, к тому, чтобы оставаться живым и сохранять возможность кормить себя и свою семью...
Однако пусть не падают духом те, кого заинтересовали афро-бразильские религии, но кто не может принять животных жертвоприношений. Американцами (жителями Соединенных Штатов), исповедующими эти религии, разработаны приемлемые растительные заменители жертвенных животных. В любом случае, как вы сейчас увидите, приношения всех видов делаются по самым разным поводам, особенно когда речь идет о личных заклинаниях, и большинство из этих приношений не требует причинения даже самого незначительного вреда ни одному из живых существ.
Заклинания
Как участниками церемоний, так и публикой в целом широко практикуются заклинания,
--------------------------
Под термином «заклинание» (англ, spell) подразумевается большое разнообразие ритуалов, которые на португальском языке обозначаются по-разному. Фей-тису — объект, в который внедряется сила, способная сделать его мощным талисманом и (или) сила добра или зла. Патуа — индейское название амулета, наделенного защитной силой, который вешается на шею. Энканту — колдовской обряд или заклинание, цели и исполнение которого в значительной степени совпадают с целями и исполнением заклинаний в Западных магических традициях. Деспашу — традиционный смысл этого слова: приношение, сделанное Эшу или Помба-Жире, но обычно оно используется для обозначения приношения любой сущности, сделанного для того, чтобы ваша просьба была удовлетворена. Тра-балью буквально означает «работа», то есть магическое действие или заклинание, произведенное с целью достижения положительного или отрицательного эффекта. Чтобы умилостивить ту или иную сущность и заставить ее ответить на призыв и создать связь между сущностью, просителем и объектом, на который хочет повлиять проситель, часто прибегают к колдовству, для чего используются ногти пальцев рук, волосы, личная одежда и другие личные предметы, растения, свечи, куклы, молитвы, чары, пищевые приношения, которые часто сопровождаются приношениями даров ориши или другой духовной сущности. Вспомните молодую, хорошо одетую женщину в начале книги, которая осуществляла приношение на разделительной полосе перегруженного транспортом шоссе. Это типичный представитель того типа людей, которые могут заниматься заклинаниями. Люди, посещающие открытые ритуальные церемонии, подобные сессиям милосердия, с которыми вы уже имели возможность познакомиться в главе 4, идут туда, чтобы получить совет от той или иной сущности, и эти сущности часто рекомендуют своим клиентам совершить определенные заклинания. Говорят, что в годы диктатуры в Бразилии генералы и другие военные лидеры регулярно посещали террейру и консультировались о том, какие нужно производить заклинания, чтобы удержаться у власти. Уловка, очевидно, сработала, потому что в 1964—1985 годах военные чудом продолжали сохранять свое главенствующее положение. Макумбистские привычки, похоже, передались от военных гражданскому правительству, потому что Фернандо Коллору (президента с 1991 по 1992 год) в последние дни его правления, прежде чем он был подвергнут импичменту, пресса обвиняла в тех же действиях.
Мини-ритуалы, подобные описанному в начале этой главы, совершаются с самыми разными целями, которым нет числа — от самых высоких до самых земных. Люди производят заклинания, чтобы добиться любви, денег, улучшения здоровья или получить юридическую поддержку- чтобы найти защиту или изгнать негативность из своего окружения- чтобы развить духовные или физические способности, а также, увы! — для того, чтобы управлять кем-то другим, подчинить кого-то своей воле или просто нанести ему вред.
Однако большинство членов бразильских сект считает, что магия должна применяться только для добрых целей, и предостерегают от негативных заклинаний. Так, например, Хосе Рибейру, которого считают «царем Соломоном» бразильской умбанды, непреклонен в своем осуждении черной магии:
Зло не может принести добра — так гласит Закон Возвращения. Иначе говоря, зло, которое мы посылаем своим врагам, возвращается к нам. Если читатель страдает от несправедливости или стал объектом заклинаний черной магии, он должен рассказать о своем положении Замби, и тогда он сможет убедиться, что справедливость восторжествует... Раньше или позже, мы всегда платим свои долги. Эта планета — мир испытаний. Здесь мы страдаем, здесь мы учимся, сюда мы возвращаемся столько раз, сколько будет нужно для развития нашего духа. Поэтому бесполезно искать возмездия в этой инкарнации. Столь низкие мысли задерживают наше духовное развитие и помогают держать нас заключенными материального мира. Некоторые заклинания коротки и просты, для них не требуется ничего, кроме стакана воды, свечки или коробки спичек и молитвы, посланной от чистого сердца. Для других необходимы более сложные приготовления — они требуют использования специальных блюд и напитков, начертания магических знаков на кусках ткани. Некоторые основаны на определенных словесных формулах, произнесение которых, как считается, дает несравненное могущество на долгие годы.
Одни заклинания предназначены для того, чтобы ими пользоваться в домашних условиях, тогда как для совершения других проситель должен отправиться в храм или какое-нибудь священное место на открытом воздухе, например к водопаду, в лес или на берег океана. Многие заклинания, обращенные к Эшу, производятся на перекрестках, тогда как Помба-Жира предпочитает места, где Т-образно сходятся две дороги.
Для совершения заклинаний необходимы такие предметы, как свечи, травы, мешочки можу и формулы обращения к духам — все то, что должно быть знакомо каждому, кто занимался магией согласно Западной традиции мистерий.
ПРИМЕР УЛИЧНОГО РИТУАЛА. Автор выполняет уличный ритуал, обращенный к Помба-Жире Марии Падилье, - приворотное заклинание. Действие происходит там, где сходятся две дороги, образуя букву Т, и для него требуется семь зажженных красных свечей, семь спичек, выступающих из спичечной коробки, семь хорошо раскрывшихся роз и жертвенная бутылка анисового ликера.
Некоторые предметы — пемба (цветные мелки), блюда афро-баийской кухни, мед и батат, различные цветные ленты и раковины каури — принадлежат только бразильской магии. Ниже приведено несколько типичных примеров заклинаний.
Приворотное заклинание
1 бутылка гуараны или ее заменителя
1 совершенно новая ручка с пером
1 чистый лист бумаги
Купите бутылку газированного напитка «гуарана». Если вы живете не в Бразилии или не можете найти ее в специализированном магазине, замените ее любым сладким безалкогольным газированным напитком. Выпейте полбутылки. Возьмите в руки ручку и напишите краткое описание человека, которого вы хотели бы встретить, или, если.этот человек известен, его (ее) имя. Ниже напишите свое имя и имя будущего возлюбленного или описание неизвестного возлюбленного, сжатое до пары слов, так чтобы получился крест. Произнесите молитву Ибежи:
Я обращаюсь к тебе, Ибежи, с любовью и радостью в сердце, чтобы ты пришла мне на помощь и сделала так, чтобы [имя человека или, если он неизвестен — «возлюбленный супруг моей души»] вскоре полюбил меня. Когда ты поможешь мне своей магией, я обещаю принести тебе в жертву вторую половину бутылки сладкой гуараны.
Отнесите оставшиеся полбутылки на любую рыночную площадь или место, где часто ходят пешеходы, и оставьте ее там вместе с вашим посланием, засунутым под нее. Не забудьте потом выполнить договор, заключенный с Ибежи!
Заклинание для улучшения жизни (I)
1 батат
1/2 фунта говяжьих потрохов
Купите батат и разрежьте его на двадцать маленьких кусочков. Добавьте их к потрохам. Отнесите эти дары на море и помолитесь Огуну Бейра-Мар (Огуну Морского Берега), чтобы он улучшил вашу жизнь. Если вы живете вдали от моря, наполните стакан водой, добавьте немного соли и перемешайте. Поставьте стакан на кучу песка на детской площадке и представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Можно вместо этого дождаться отпуска, когда вы поедете на берег океана.
Заклинание для улучшения жизни (II)
7 белых роз с длинными стеблями, освобожденных от колючек
1 драхма розовых или мускусных духов
1 ярд белой ленты
1 ярд светло-голубой ленты
1 белая свеча
1 голубая свеча
спички
----------------------
Драхма — здесь: единица веса. 1 торговая драхма = 1,77 г,
1 аптекарская драхма = 3,89 г. — Прим. перев.
1 ярд = 91,44 см. — Прим, перев.
Начинайте натирать розами, всеми по очереди, свое тело. Когда вы будете это делать, молитесь Йеман-же, чтобы она принесла вам хорошее здоровье, богатство, удачу и счастье. После этого окропите лепестки духами. Соберите розы вместе и перевяжите их лентой, украсив бантом.
Возьмите букет, свечи и спички и отправляйтесь на берег моря. Установите свечи в песок и зажгите их. После этого войдите в воду. Когда седьмая волна омоет ваше тело, положите (но не бросайте) букет в воду в качестве приношения Йеманже. Дайте свечам догореть до самого основания.
Заклинание для увеличения женской груди
7 зерен желтой кукурузы
2 красные свечи
2 черные свечи
1 черный голубь
7 красных роз с длинными стеблями,
освобожденными от колючек
1 бутылка анисового ликера
спички
В пятницу вечером возьмите зерна кукурузы, по одной свече каждого цвета и спички и отправляйтесь на Т-образный перекресток. Зажгите свечи и вызовите Помба-Жиру Марию Падилью (Марию-Туфельку). Покажите ей кукурузу и обратитесь к ней с мольбой насытить эти зерна силой, способной увеличить вашу грудь. Пообещайте, что преподнесете ей хороший подарок, если она выполнит вашу просьбу. Оставьте в качестве приношения зажженные свечи и, вернувшись домой, начинайте растирать зернами свои груди большими круговыми движениями, каждым зерном по очереди. Продолжайте эти растирания семь пятниц подряд. В последнюю пятницу отдайте кукурузные зерна черному голубю. После этого вы должны заметить, что размеры вашей груди несколько изменились.
Отправляйтесь опять на тот же Т-образный перекресток, захватив с собой две оставшиеся свечи, спички, бутылку с анисовым ликером и семь хорошо раскрывшихся роз с длинными стеблями, освобожденными от колючек. Зажгите свечи, вызовите Марию Падилью и поблагодарите ее за ее помощь. Откройте бутылку с ликером и, сделав глоток как возлияние этой сущности, оставьте на перекрестке открытую бутылку в качестве приношения божеству. Преподнесите ей также в подарок розы и, уходя, оставьте рядом с ними зажженные свечи.
Защитное заклинание
По щепотке травы Sansieveria ceylanica («меч Святого Георгия»), руты, листьев калифорнийского перечного дерева (их можно заменить любым горьким перцем), гвинейской куриной травы и плюща любого вида
1 бутылка святой воды (воды, которую благословил католический священник, викканские жрец или жрица или афро-бразильский духовный вождь)
1 «раскрытая» раковина каури (чтобы расколоть и «раскрыть» раковину, можно воспользоваться отверткой)
1 семя желтого олеандра
1 старая монета в один цент
1 кожаный мешочек можу пузырек с одной драхмой ртути
Приготовьте настой из трав и святой воды. Пропустите его через кофейный фильтр или кисею, чтобы отделить от кусочков травы. Опустите в этот настой раковину, семя и монету и оставьте их там на двадцать четыре часа. Затем достаньте все три предмета и поместите их в мешочек мажу вместе с неоткупоренным пузырьком с ртутью. Закройте мешочек и вознесите молитву своему головному оригиа или ангелу-хранителю, чтобы он защитил вас от всего, что есть негативного. Носите мешочек с собой в кармане или кошельке или оставьте его на своем алтаре. Когда вы больше не будете чувствовать необходимости в защите, избавьтесь от мешочка, для чего его следует сжечь у ствола большого дерева.
Заклинание для «обмена головы»
Употребляется для противодействия психическому расстройству или страшной физической болезни. Пользуйтесь этим заклинанием только в случае крайней необходимости, потому что, если вы будете прибегать к нему в других случаях, это снизит силу его действия.
1 растение руты (Ruta graveolens), посаженной в горшок
В качестве приношения Ошале — 1 белая миска с белой кукурузой или рисом, приготовленными без соли, или с мунгунзой (белой кукурузой, сначала вареной в молоке, а потом поджаренной с корицей)
Сядьте на стул, поставив на стоящий рядом стол горшок с рутой и положив себе на колени приношения для Ошалы, и начинайте призывать эту великую божественную силу. Если речь идет о психическом расстройстве, надавливайте руками на лоб, если болезнь носит физический характер — на то место, где вы ощущаете боль. Мысленно прикажите своей болезни перейти из вашей головы в руки. После этого положите руки на листья растения и силой своей воли передайте растению негативную энергию. После этого возьмите с колен свое приношение и три раза поднесите его ко лбу, выразив этим молчаливую благодарность Ошале.
Отнесите растение и приношение на кладбище. Пересадите руту в священную землю, не забыв ее как следует полить, и рядом с нею оставьте приношение Ошале. В связи с особой способностью руты растворять негативные энергии, она поглотит вашу негативность, не получив от этого вреда.
Если человек решает прибегнуть к черной магии, вместо руты он готовит приношение Эшу, куда должно входить любимое блюдо Эшу и пригоршня булавок. Потом он на клочке бумаги пишет имя человека, которому хочет передать свою болезнь, и этот клочок кладет в приготовленное блюдо. Если же он не может предложить конкретной жертвы, он должен оставить приношение на людном пешеходном перекрестке вместе с хорошей суммой денег, чтобы привлечь жадного прохожего. Первый же, кто прикоснется к деньгам или даже нечаянно наступит на оставленное приношение, «обменяется головой» с заболевшим и будет продолжать свой путь с его болезнью и проблемами. Кроме уважения к приношениям, это еще одна причина, почему большинство людей обходят уличные приношения стороной.
Приношение Ошале (для родившихся под знаком Льва)
В афро-бразильской религии человек, родившийся под знаком Льва, находится под защитой Ошалы. Чтобы воздать честь Царю всех ориша, соберите вместе следующие составляющие:
1 белую алтарную скатерть
4 белых фарфоровых миски
1 каравай белог
Как бы вы назвали рогатого бога с красной кожей и раздвоенными копытами? Бразильцы называют его Эшу. Многие из них часто обращаются к нему с просьбой о помощи. И вот как это делается.
Установление контакта
Прежде чем приступить к этому заклинанию, соберите следующие предметы, чтобы сделать приношение Эшу Семи Перекрестков: семь коробок спичек- семь сигар- семь черно-красных свечей- длинные куски красной, черной и белой материи- пригоршню желтых кукурузных зерен- бутылку кашасы- порцию фарофы (жаренной в масле маниоки) и порцию канжики (кукурузы, приготовленной с солью) на блюде из жаропрочного стекла. Кроме того, наполните бутылку водой и закройте ее пробкой.
Заверните все это в узел и отправляйтесь на перекресток. Вынув бутылку с водой, опуститесь на колени и трижды полейте землю — сначала перед собой, затем слева, а после этого справа.
Если вы обладаете достаточно богатым воображением, представьте себе Эшу Семи Перекрестков с заостренными ушами и бородой. Он закутан в большую красную накидку, у его ног — семь крестов, появившихся из земли. Вызовите эту сущность следующими словами:
Тот, кто льет перед собой воду,
Придет на плодородную землю.
Пальцы руки, которую вы меньше используете, сложите в кулак. Пальцами руки, которую вы используете больше, коснитесь увлажненного пятна на грунте. Когда ваши пальцы станут влажными, ударьте ладонью раскрытой руки по той, которая собрана в кулак. То же самое повторите с двумя другими влажными пятнами. Когда вы в последний раз ударите по своему кулаку, откройте ладонь и скажите:
Я трижды вызываю тебя, Эшу Семи Перекрестков,
Три раза, как если бы это был один раз!
Расстелите перед собой кусок ткани и выложите на него все предметы, которые вы принесли для приношения. Зажгите свечи, откройте коробки со спичками, положив их рядом с сигарами и проследив, чтобы головки спичек выступали наружу. Установите бутылку кашасы, предварительно откупорив ее, и поставьте перед ней блюдо с кукурузой. Сверху тнжики положите фарофу ди дендэ. Встаньте, держа блюдо с канжикой обеими руками, и протяните руки прямо перед собой над остальными приношениями. Таким образом вы выражаете уважение к своему будущему.
Теперь вы должны выразить уважение к своему прошлому. Держа блюдо с канжикой в одной руке, осторожно, не разгибая локтя, переведите эту руку за спину, затем захватите блюдо обеими руками. Как только миска с канжикой будет надежно покоиться за вашей спиной, поддерживаемая обеими руками, вытяните руки назад, стараясь держать их по возможности прямо. Повторите тот же жест, вытягивая руки с миской канжики вправо, приветствуя таким образом астральный мир, и наконец влево, воздавая должное материальному миру.
Поставьте блюдо с канжикой посередине расстеленной ткани, посылая приветствие настоящему. Произнесите:
Пусть земля будет свидетелем, что на этом месте я [называете свое имя] приветствую силы всех эшу. С помощью этих жестов я кую звенья цепи, которая свяжет мое настоящее с моими предками из прошло -го, чтобы Эшу Семи Перекрестков, который знает все о моем прошлом, мог наметить мое будущее и ука -зать мне путь. Эшу, молю тебя разрушить препятствия, заполнить рытвины, отвести от меня моих врагов и всякую нестабильность, зависть, печаль и страх, которые преграждают мне дорогу!
Приношения
Независимо от традиций, приношение даров божественным силам составляет неотъемлемую часть афро-бразильского ритуала. Описанный ритуал показывает, как используются эти приношения при произнесении заклинаний, когда вы что-нибудь просите у богов, — в данном случае, освободить просителя либо от ограничений, накладываемых им самим, либо от черной магии, которую могут использовать против него другие, и открыть путь к самому полному раскрытию жизненных возможностей.
Иногда приношения совершаются просто в знак уважения к ориша, например, в дни их ежегодных праздников. Раз в году каждому божеству воздаются особые почести, точно так же, как раз в году каждый из нас отмечает свой день рождения. Во время церемоний на алтарь, к ногам божества, возлагаются всевозможные блюда и другие дары. Это всегда счастливая возможность для публики повеселиться, например, как в день Иеманжи, празднование которого мы описывали в главе 2. Другая публичная церемония проводится в день посвящения мрдиума. В террейру приглашаются друзья и родственники посвящаемого и организуется грандиозное пиршество. Часть этого пира предназначается ориша, царящему в голове медиума.
В других случаях медиум лично приносит приношения своему головному ориша. Медиум кладет пищу и другие предметы на соответствующие деревянные тарелки сущности, стоящие на основном алтаре ее «дома», которым служит кабинка с алтарем внутри террей-ру. Она обычно снабжена ставнями, так что алтарь может быть как открыт, так и закрыт от глаз посетителей. У всех филью-ди-санту имеется так называемое «обязательство» приносить дары своим ориша не реже раза в неделю, чтобы укреплять связь между посвященными и их богами. Однако вам не обязательно быть посвященным, чтобы делать приношения и обращаться с просьбами к богам. Вот пример того, как вы можете общаться с ними.
Чтобы устроиться на хорошую работу
Приготовьте ашошу для Ошоси. Это одно из его любимых блюд, которое состоит из желтой кукурузы, смешанной с измельченным кокосовым орехом. Второе блюдо — смесь очищенных измельченных земляных орехов (арахиса) и меда. Поставьте эти блюда на свой алтарь вместе с бутылкой кашасы и маленьким глиняным кувшинчиком меда, а рядом положите семь серебряных монет. Предложите все это Ошоси и прочтите составленную вами молитву, попросив его удовлетворить вашу просьбу.
***
Когда сущность исполняет просьбу верующего, он приносит ей благодарственные приношения. В некоторых традициях, например, принято считать, что Помба-Жире нельзя делать приношения заранее, ибо тогда она может не удовлетворить вашу просьбу. Говорят также, что Помба-Жира предпочитает получать вознаграждение за успешно выполненную задачу, потому что в этом случае размер вознаграждения от благодарного просителя будет значительно больше.
Обычно требуется, чтобы приносимые божествам дары содержали определенные блюда и напитки. В афро-бразильской системе считается, что если в земном мире цель вкусной еды, танцев и завязывания дружеских отношений — доставить человеку удовольствие, значит, то же самое справедливо и для духовного царства. Оживленная «вечеринка» должна привлечь сущности, которые насладятся ею и рады будут передать в подарок собравшимся положительную энергию.
Как и во всех остальных аспектах афро-бразильского ритуала, при приготовлении пищи необходимо строго следовать установленным процедурам. Иабасэ, или главная повариха, с которой вы уже встречались в главе 4, несет ответственность за все приготовления и наблюдает за своими помощницами. Она и ее помощницы должны быть «чистыми»: у них не должно быть в это время менструации, они не должны выпивать и вступать в половые сношения в течение последних двадцати четырех часов. Все они одевают ритуальные одежды, на шее у них ггш — ожерелья, украшенные бусинами, которые связывают их с их головными ориша.
Вся пища, предназначаемая для богов и их почитателей, готовится в глиняных горшках на дровах или углях. (Никаких хитростей с использованием электричества, газа или керосина!) Содержимое горшков помешивается деревянной ложкой, круговыми движениями против часовой стрелки, справа налево. Прямые движения ложки взад-вперед или слева направо недопустимы. Во время приготовления пищи, как и во время многих других ритуальных действий, исполняются священные песни, обращенные к ориша.
Иабасэ хорошо знает любимые блюда всех ориша и сущностей, с которыми установлены дружеские отношения в ее террейру, и готовит всю еду для частных и публичных церемоний, а также для ежегодных празднеств. Она может готовить также китути, афро-бразильский деликатес, который продают на улицах, чтобы выручить деньги для террейру и для благотворительности. (Как человек, которому приходилось жить и в Мексике — где я никогда не покупала еду на улице, — ив Бразилии, я рекомендую вам, если вы вдруг окажетесь в Бразилии, попробовать это лакомство.
Оно готовится в гигиенических условиях с большой аккуратностью. Хотя, возможно, и бывают исключения, лично я никогда не чувствовала себя плохо после съеденного китути.)
Когда пища готова, духовный вождь должен бросить раковины каури, чтобы узнать, будет ли она принята божеством. Если нет, все делится между верующими и готовится новая порция — на этот раз еще более тщательно.
Позвольте мне описать вам пиршество в честь богини Ошун, на котором я однажды присутствовала. Я пришла только на ритуальное принятие пищи, так что у меня не было возможности наблюдать, как иабасэ готовят омолокум (блюдо из фасоли и яиц с солью, креветками и маслом дендэ) и другие блюда, но я видела, как пищу выносили из кухни.
Когда я вошла в террейру, барабаны уже били вовсю и члены секты пели песни, восхваляющие их милую богиню воды, ручьев и рек. У стены баррасао был сооружен искусственный водопад, но звуки музыки и заклинаний заглушали шум падающей воды.
Из кухни вышли помощницы поварихи и тщательно вымели пол основного помещения. После этого они развернули большую соломенную циновку, на которой расстелили длинную голубую скатерть с нарисованными на ней знаками и символами, предназначенными для вызывания Ошун. Точно в центре скатерти они поставили стакан чистой родниковой воды, а по бокам от него — два кувшина, заполненные той же жидкостью. Это было сделано для того, чтобы приглашенная приняла участие в обеде, потому что родниковая вода — любимый напиток богини Ошун. Затем служители принесли из кухни дымящиеся тарелки кукурузы, приготовленной с кокосовым орехом, омолокум, фасоль, батат с рисом, а также сваренные вкрутую яйца, свежие бананы, папайю и леле (карамелизированное подслащенное сгущенное молоко с кусочками кокосового ореха) и все это расставили на столе.
В этот момент ога-калофе жестом приказал барабанщикам замолчать, и все заняли свои места. Каждый отведал омолукум, но различные части приготовленных с приправами кур были оставлены для членов культа в соответствии с их местом в иерархии террейру. Прежде чем приступить к трапезе, духовный вождь призвал богиню Ошун, произнеся предназначенное для нее приветствие: Эри йейе о! Сначала кусочек с тарелки взял вождь, потом взяли по кусочку его помощники. После этого вся группа начала есть в полном молчании, нарушаемом только шумом падающей воды.
Когда трапеза была окончена, иа-кекерэ произнесла слова на языке йоруба, которых я не поняла, но которые, очевидно, служили сигналом для всех ее участников подняться. Этим закончился официальный праздничный обед и ритуал.
Афро-бразильскую кухню иногда называют афро-баийской кухней, потому что блюда баийского происхождения, как правило, являются лучшей национальной пищей Бразилии. Ее восхваляют не только во всех поваренных книгах, но и в художественной литературе. Еще за тридцать лет до выхода в свет книги мексиканской писательницы Лауры Эскивел «Как вода для шоколада» бразильским прозаиком Жоржи Амаду, выходцем из Баии, были написаны такие замечательные книги, как «Гвоздика и корица Габриэлы» и «Дона Флор и два ее мужа» (последняя уже упоминалась в главе 1), в которых в повествование метафорически включены рецепты баийской кухни.
Блюда, которые готовятся для многих из сущностей, отличаются от традиции к традиции и даже от центра к центру. Иногда божества принимают фрукты и напитки. Напитки, называемые куриадоре, в большинстве традиционных храмов безалкогольные, но под влиянием сект индейских кабоклу в северной части страны в настоящее время все больше и больше террейру предлагают своим богам такие алкогольные куриадоре, как шампанское, вино, бренди и кашаса.
Жертвоприношение
Тема принесения пищи в дар богам, естественно, подводит нас к обсуждению вызывающей страстную полемику практики принесения в жертву животных, которую я постараюсь проиллюстрировать следующей сценкой.
После ночного урагана, сопровождавшегося проливным ливнем, день занимался серый и холодный. Одетый в простые белые брюки и рубашку, агиогун — главный жрец террейру, совершающий жертвоприношения, — с длинными, волнистыми черными волосами, — босиком направляется сквозь утренний туман к помещению, где содержится домашний скот. В руке он держит длинный острый нож. Когда он вынимает из клетки черного петуха, улыбка на его лице отсутствует.
Напевая медленную и спокойную песню, этот человек с серьезными глазами и твердой рукой начинает тщательно и терпеливо мыть клюв и когти петуха. Потом он заботливо оборачивает когти красной лентой. Когда первые лучи нового дня пробиваются сквозь туман и освещают все углы комнаты, он поднимает нож и быстрым движением отделяет голову птицы от шеи.
«Голова, — шепчет он про себя, — чтобы мыслить и видеть».
Он разматывает когти безжизненного животного и отсекает их — «чтобы ходить», бормочет он, и крылья — «чтобы летать». Потом он вскрывает птицу и отделяет сердце, легкие и мозг — «для жизнеспособности». (Если бы это было четвероногое животное, он должен был бы удалить хвост «для направления и равновесия».) Агилгун старательно раскладывает части животного на деревянном блюде и передает его бабалоригиа, который бросает раковины каури, чтобы узнать, принята ли жертва. После напряженного молчания приходит ответ: «Да, жертва пришлась Эшу по вкусу».
Вечером того же дня ритуалом «отправления Эшу» в храме открылась еженедельная сессия милосердия. Бабалориша отдернул занавес с главного алтаря, где размещаются все ориша. Он зажег свечу и установил ее посередине основного салона рядом с глиняным кувшином, наполненным чистой родниковой водой. Ритм барабанного боя изменился, и все участники церемонии повернулись к главному входу. Они спели гимны, восхваляющие Эшу и «людей улицы», прося сущность не мешать происходящему и поскорее передать прошения верующих их богам. После этого дага, смотритель алтаря Эшу, взял кувшин с водой и вылил ее на землю, чтобы умиротворить предков собравшихся.
***
Описанная выше сцена показывает падэ для Эшу — жертвоприношение этой сущности, которое практикуется многими афро-бразильскими сектами перед началом публичных и закрытых богослужений. Сначала на рассвете приносится в жертву черный петух, который возлагается на алтарь Эшу вместе с фарофой, жаренной в масле дендэ. Остальные приношения, сопровождаемые песнями, восхваляющими сущность, и всевозможными просьбами, открывают публичную церемонию, которая происходит в тот же вечер.
Тем, кто придерживается Западных магических традиций — например, викки, — или обычных иудо-христианских религиозных традиций, мысль о принесении в жертву животных для умиротворения богов кажется отвратительной. С давних пор большинство жителей Запада считает, что мы являемся защитниками живой природы и домашних животных и что мы обязаны уважать, охранять и заботиться о них и никогда не причинять им вреда. Я должна отметить, что, как дитя своей культуры, я не смогла преодолеть своего «нутряного» отвращения к принесению в жертву животных, которое практикуется в афро-бразильских религиях, и мне так и не удалось заставить себя присутствовать при этом событии. Но я не считаю людей, соблюдающих этот ритуал (я говорю только о бразильском обществе) злыми, и я очень старалась понять их точку зрения. Позвольте мне попытаться объяснить их позицию так, как я ее себе представляю.
Любой член афро-бразильской секты прежде всего расскажет вам, что все религии, включая иудаизм и христианство, а также викку, в былые времена использовали жертвоприношения, чтобы умилостивить своих богов. Причем в жертву приносились не только животные (христиане и иудеи, кажется, предпочитали овец), но иногда и люди.
Почитатели ориша обычно обвиняют христиан в лицемерии. По мнению первых, облатка и вино, предлагаемые при причащении, ничем не отличаются от магического жертвоприношения. Христианский обычай съедать барашка на Пасху и индейку, окорок или ростбиф на Рождество тоже подразумевает убиение животных. Христиане обычно сами не убивают для себя животных, если они не живут на ферме, а предпочитают покупать свои жертвоприношения в бакалейной лавке уже упакованными в полиэтилен. Последователи афро-бразильских учений объяснят вам, что они по крайней мере лично заботятся о животных. Их животные не загоняются на ужасные, вонючие, отнюдь не гуманные скотобойни, что происходит повсюду в западном мире. Их жертвенными животными обычно является домашняя птица и изредка козы или овцы и убивает их высококвалифицированный жрец, прошедший долгое ученичество, который делает это с большим уважением к животному. Одна из основных задач этого человека — причинить как можно меньше боли своей жертве.
Приверженцы афро-бразильских сект обязательно подчеркнут, что они никогда не приносят в жертву людей и даже не требуют ни от кого обязательной десятины. (Хотя медиумы и другие верующие должны выполнять определенные «обязательства», которые, если в них и входит приобретение необходимых элементов приношений, требуют совсем немного денег.) Они верят, что такие действия, как сжигание благовоний или принесение жертвы в виде трав, освобождают жизненную силу, или аше растений, так что пускание крови животного освобождает его аше. Аше, которая была влита ориша, в эту жизненную форму, возвращается к этим божествам, чтобы «подпитать» их энергией, так чтобы они никогда не утрачивали своей силы. Другими словами, члены этих сект верят, что акт жертвоприношения ориша, помогает сохранять непрерывность земных циклов и поддерживать равновесие между людьми и природой, что в конечном счете ведет к празднику жизни.
Марио Сезар Барселлос очень выразительно резюмирует позицию афро-бразильцев:
Так или иначе, Земля (всегда) будет питаться живыми существами (животными,растениями, людьми). Однако афро-бразильцы превратили это в священ -ный ритуал, которым они выражают свое огромное уважение к Земле и ее силам, к жизни, которую они уничтожают, к тому, чтобы оставаться живым и сохранять возможность кормить себя и свою семью...
Однако пусть не падают духом те, кого заинтересовали афро-бразильские религии, но кто не может принять животных жертвоприношений. Американцами (жителями Соединенных Штатов), исповедующими эти религии, разработаны приемлемые растительные заменители жертвенных животных. В любом случае, как вы сейчас увидите, приношения всех видов делаются по самым разным поводам, особенно когда речь идет о личных заклинаниях, и большинство из этих приношений не требует причинения даже самого незначительного вреда ни одному из живых существ.
Заклинания
Как участниками церемоний, так и публикой в целом широко практикуются заклинания,
--------------------------
Под термином «заклинание» (англ, spell) подразумевается большое разнообразие ритуалов, которые на португальском языке обозначаются по-разному. Фей-тису — объект, в который внедряется сила, способная сделать его мощным талисманом и (или) сила добра или зла. Патуа — индейское название амулета, наделенного защитной силой, который вешается на шею. Энканту — колдовской обряд или заклинание, цели и исполнение которого в значительной степени совпадают с целями и исполнением заклинаний в Западных магических традициях. Деспашу — традиционный смысл этого слова: приношение, сделанное Эшу или Помба-Жире, но обычно оно используется для обозначения приношения любой сущности, сделанного для того, чтобы ваша просьба была удовлетворена. Тра-балью буквально означает «работа», то есть магическое действие или заклинание, произведенное с целью достижения положительного или отрицательного эффекта. Чтобы умилостивить ту или иную сущность и заставить ее ответить на призыв и создать связь между сущностью, просителем и объектом, на который хочет повлиять проситель, часто прибегают к колдовству, для чего используются ногти пальцев рук, волосы, личная одежда и другие личные предметы, растения, свечи, куклы, молитвы, чары, пищевые приношения, которые часто сопровождаются приношениями даров ориши или другой духовной сущности. Вспомните молодую, хорошо одетую женщину в начале книги, которая осуществляла приношение на разделительной полосе перегруженного транспортом шоссе. Это типичный представитель того типа людей, которые могут заниматься заклинаниями. Люди, посещающие открытые ритуальные церемонии, подобные сессиям милосердия, с которыми вы уже имели возможность познакомиться в главе 4, идут туда, чтобы получить совет от той или иной сущности, и эти сущности часто рекомендуют своим клиентам совершить определенные заклинания. Говорят, что в годы диктатуры в Бразилии генералы и другие военные лидеры регулярно посещали террейру и консультировались о том, какие нужно производить заклинания, чтобы удержаться у власти. Уловка, очевидно, сработала, потому что в 1964—1985 годах военные чудом продолжали сохранять свое главенствующее положение. Макумбистские привычки, похоже, передались от военных гражданскому правительству, потому что Фернандо Коллору (президента с 1991 по 1992 год) в последние дни его правления, прежде чем он был подвергнут импичменту, пресса обвиняла в тех же действиях.
Мини-ритуалы, подобные описанному в начале этой главы, совершаются с самыми разными целями, которым нет числа — от самых высоких до самых земных. Люди производят заклинания, чтобы добиться любви, денег, улучшения здоровья или получить юридическую поддержку- чтобы найти защиту или изгнать негативность из своего окружения- чтобы развить духовные или физические способности, а также, увы! — для того, чтобы управлять кем-то другим, подчинить кого-то своей воле или просто нанести ему вред.
Однако большинство членов бразильских сект считает, что магия должна применяться только для добрых целей, и предостерегают от негативных заклинаний. Так, например, Хосе Рибейру, которого считают «царем Соломоном» бразильской умбанды, непреклонен в своем осуждении черной магии:
Зло не может принести добра — так гласит Закон Возвращения. Иначе говоря, зло, которое мы посылаем своим врагам, возвращается к нам. Если читатель страдает от несправедливости или стал объектом заклинаний черной магии, он должен рассказать о своем положении Замби, и тогда он сможет убедиться, что справедливость восторжествует... Раньше или позже, мы всегда платим свои долги. Эта планета — мир испытаний. Здесь мы страдаем, здесь мы учимся, сюда мы возвращаемся столько раз, сколько будет нужно для развития нашего духа. Поэтому бесполезно искать возмездия в этой инкарнации. Столь низкие мысли задерживают наше духовное развитие и помогают держать нас заключенными материального мира. Некоторые заклинания коротки и просты, для них не требуется ничего, кроме стакана воды, свечки или коробки спичек и молитвы, посланной от чистого сердца. Для других необходимы более сложные приготовления — они требуют использования специальных блюд и напитков, начертания магических знаков на кусках ткани. Некоторые основаны на определенных словесных формулах, произнесение которых, как считается, дает несравненное могущество на долгие годы.
Одни заклинания предназначены для того, чтобы ими пользоваться в домашних условиях, тогда как для совершения других проситель должен отправиться в храм или какое-нибудь священное место на открытом воздухе, например к водопаду, в лес или на берег океана. Многие заклинания, обращенные к Эшу, производятся на перекрестках, тогда как Помба-Жира предпочитает места, где Т-образно сходятся две дороги.
Для совершения заклинаний необходимы такие предметы, как свечи, травы, мешочки можу и формулы обращения к духам — все то, что должно быть знакомо каждому, кто занимался магией согласно Западной традиции мистерий.
ПРИМЕР УЛИЧНОГО РИТУАЛА. Автор выполняет уличный ритуал, обращенный к Помба-Жире Марии Падилье, - приворотное заклинание. Действие происходит там, где сходятся две дороги, образуя букву Т, и для него требуется семь зажженных красных свечей, семь спичек, выступающих из спичечной коробки, семь хорошо раскрывшихся роз и жертвенная бутылка анисового ликера.
Некоторые предметы — пемба (цветные мелки), блюда афро-баийской кухни, мед и батат, различные цветные ленты и раковины каури — принадлежат только бразильской магии. Ниже приведено несколько типичных примеров заклинаний.
Приворотное заклинание
1 бутылка гуараны или ее заменителя
1 совершенно новая ручка с пером
1 чистый лист бумаги
Купите бутылку газированного напитка «гуарана». Если вы живете не в Бразилии или не можете найти ее в специализированном магазине, замените ее любым сладким безалкогольным газированным напитком. Выпейте полбутылки. Возьмите в руки ручку и напишите краткое описание человека, которого вы хотели бы встретить, или, если.этот человек известен, его (ее) имя. Ниже напишите свое имя и имя будущего возлюбленного или описание неизвестного возлюбленного, сжатое до пары слов, так чтобы получился крест. Произнесите молитву Ибежи:
Я обращаюсь к тебе, Ибежи, с любовью и радостью в сердце, чтобы ты пришла мне на помощь и сделала так, чтобы [имя человека или, если он неизвестен — «возлюбленный супруг моей души»] вскоре полюбил меня. Когда ты поможешь мне своей магией, я обещаю принести тебе в жертву вторую половину бутылки сладкой гуараны.
Отнесите оставшиеся полбутылки на любую рыночную площадь или место, где часто ходят пешеходы, и оставьте ее там вместе с вашим посланием, засунутым под нее. Не забудьте потом выполнить договор, заключенный с Ибежи!
Заклинание для улучшения жизни (I)
1 батат
1/2 фунта говяжьих потрохов
Купите батат и разрежьте его на двадцать маленьких кусочков. Добавьте их к потрохам. Отнесите эти дары на море и помолитесь Огуну Бейра-Мар (Огуну Морского Берега), чтобы он улучшил вашу жизнь. Если вы живете вдали от моря, наполните стакан водой, добавьте немного соли и перемешайте. Поставьте стакан на кучу песка на детской площадке и представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Можно вместо этого дождаться отпуска, когда вы поедете на берег океана.
Заклинание для улучшения жизни (II)
7 белых роз с длинными стеблями, освобожденных от колючек
1 драхма розовых или мускусных духов
1 ярд белой ленты
1 ярд светло-голубой ленты
1 белая свеча
1 голубая свеча
спички
----------------------
Драхма — здесь: единица веса. 1 торговая драхма = 1,77 г,
1 аптекарская драхма = 3,89 г. — Прим. перев.
1 ярд = 91,44 см. — Прим, перев.
Начинайте натирать розами, всеми по очереди, свое тело. Когда вы будете это делать, молитесь Йеман-же, чтобы она принесла вам хорошее здоровье, богатство, удачу и счастье. После этого окропите лепестки духами. Соберите розы вместе и перевяжите их лентой, украсив бантом.
Возьмите букет, свечи и спички и отправляйтесь на берег моря. Установите свечи в песок и зажгите их. После этого войдите в воду. Когда седьмая волна омоет ваше тело, положите (но не бросайте) букет в воду в качестве приношения Йеманже. Дайте свечам догореть до самого основания.
Заклинание для увеличения женской груди
7 зерен желтой кукурузы
2 красные свечи
2 черные свечи
1 черный голубь
7 красных роз с длинными стеблями,
освобожденными от колючек
1 бутылка анисового ликера
спички
В пятницу вечером возьмите зерна кукурузы, по одной свече каждого цвета и спички и отправляйтесь на Т-образный перекресток. Зажгите свечи и вызовите Помба-Жиру Марию Падилью (Марию-Туфельку). Покажите ей кукурузу и обратитесь к ней с мольбой насытить эти зерна силой, способной увеличить вашу грудь. Пообещайте, что преподнесете ей хороший подарок, если она выполнит вашу просьбу. Оставьте в качестве приношения зажженные свечи и, вернувшись домой, начинайте растирать зернами свои груди большими круговыми движениями, каждым зерном по очереди. Продолжайте эти растирания семь пятниц подряд. В последнюю пятницу отдайте кукурузные зерна черному голубю. После этого вы должны заметить, что размеры вашей груди несколько изменились.
Отправляйтесь опять на тот же Т-образный перекресток, захватив с собой две оставшиеся свечи, спички, бутылку с анисовым ликером и семь хорошо раскрывшихся роз с длинными стеблями, освобожденными от колючек. Зажгите свечи, вызовите Марию Падилью и поблагодарите ее за ее помощь. Откройте бутылку с ликером и, сделав глоток как возлияние этой сущности, оставьте на перекрестке открытую бутылку в качестве приношения божеству. Преподнесите ей также в подарок розы и, уходя, оставьте рядом с ними зажженные свечи.
Защитное заклинание
По щепотке травы Sansieveria ceylanica («меч Святого Георгия»), руты, листьев калифорнийского перечного дерева (их можно заменить любым горьким перцем), гвинейской куриной травы и плюща любого вида
1 бутылка святой воды (воды, которую благословил католический священник, викканские жрец или жрица или афро-бразильский духовный вождь)
1 «раскрытая» раковина каури (чтобы расколоть и «раскрыть» раковину, можно воспользоваться отверткой)
1 семя желтого олеандра
1 старая монета в один цент
1 кожаный мешочек можу пузырек с одной драхмой ртути
Приготовьте настой из трав и святой воды. Пропустите его через кофейный фильтр или кисею, чтобы отделить от кусочков травы. Опустите в этот настой раковину, семя и монету и оставьте их там на двадцать четыре часа. Затем достаньте все три предмета и поместите их в мешочек мажу вместе с неоткупоренным пузырьком с ртутью. Закройте мешочек и вознесите молитву своему головному оригиа или ангелу-хранителю, чтобы он защитил вас от всего, что есть негативного. Носите мешочек с собой в кармане или кошельке или оставьте его на своем алтаре. Когда вы больше не будете чувствовать необходимости в защите, избавьтесь от мешочка, для чего его следует сжечь у ствола большого дерева.
Заклинание для «обмена головы»
Употребляется для противодействия психическому расстройству или страшной физической болезни. Пользуйтесь этим заклинанием только в случае крайней необходимости, потому что, если вы будете прибегать к нему в других случаях, это снизит силу его действия.
1 растение руты (Ruta graveolens), посаженной в горшок
В качестве приношения Ошале — 1 белая миска с белой кукурузой или рисом, приготовленными без соли, или с мунгунзой (белой кукурузой, сначала вареной в молоке, а потом поджаренной с корицей)
Сядьте на стул, поставив на стоящий рядом стол горшок с рутой и положив себе на колени приношения для Ошалы, и начинайте призывать эту великую божественную силу. Если речь идет о психическом расстройстве, надавливайте руками на лоб, если болезнь носит физический характер — на то место, где вы ощущаете боль. Мысленно прикажите своей болезни перейти из вашей головы в руки. После этого положите руки на листья растения и силой своей воли передайте растению негативную энергию. После этого возьмите с колен свое приношение и три раза поднесите его ко лбу, выразив этим молчаливую благодарность Ошале.
Отнесите растение и приношение на кладбище. Пересадите руту в священную землю, не забыв ее как следует полить, и рядом с нею оставьте приношение Ошале. В связи с особой способностью руты растворять негативные энергии, она поглотит вашу негативность, не получив от этого вреда.
Если человек решает прибегнуть к черной магии, вместо руты он готовит приношение Эшу, куда должно входить любимое блюдо Эшу и пригоршня булавок. Потом он на клочке бумаги пишет имя человека, которому хочет передать свою болезнь, и этот клочок кладет в приготовленное блюдо. Если же он не может предложить конкретной жертвы, он должен оставить приношение на людном пешеходном перекрестке вместе с хорошей суммой денег, чтобы привлечь жадного прохожего. Первый же, кто прикоснется к деньгам или даже нечаянно наступит на оставленное приношение, «обменяется головой» с заболевшим и будет продолжать свой путь с его болезнью и проблемами. Кроме уважения к приношениям, это еще одна причина, почему большинство людей обходят уличные приношения стороной.
Приношение Ошале (для родившихся под знаком Льва)
В афро-бразильской религии человек, родившийся под знаком Льва, находится под защитой Ошалы. Чтобы воздать честь Царю всех ориша, соберите вместе следующие составляющие:
1 белую алтарную скатерть
4 белых фарфоровых миски
1 каравай белог