АНТИНОМИАНИЗМ В УЧЕНИИ ТАНТР

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:446
Баллы:83
Внешняя доктрина религии предлагает человеку определенный свод правил, заповедей, которому нужно следовать для достижения Бога, Освобождения или рая. Таким образом, Спасение зависит от соблюдения Закона. Слово "Дхарма", которое индуисты используют как синоним "религии", означает "закон". Этот закон расписан в дхарма-шастрах, самой известной из которых является Ману-смрити. И он вовсе не сводится к 10 ямам и ниямам Патанджали, а состоит из огромного числа мелочных предписаний, поддерживающих систему варнашрамы (4 каст и ступеней жизни). Эта дхарма - большей частью социальный уклад, а не путь к Богу. Это одна из причин, почему все мистические школы, если и не критиковали закон, то, по крайней мере, придавали ему значительно меньшее значение. Подобные школы были не только в Индии и Тибете, но и в иудео-христиано-мусульманском мире. Достаточно упомянуть гетеродоксальную Каббалу Натана Леви и движение франкистов в иудаизме- гностиков, катаров и хлыстов в христианстве и суфиев (например, ордена Бекташи) в исламе. И хотя в частностях объяснение антиномианизма в тантризме и других учениях отличается, основа - одна. Вкратце она хорошо выражена в хлыстовском выражении: "Мы не по закону, мы по Благодати".

В наше время внешний закон "отменен". В Маханирвана-тантре говорится, что дхарма-шастры были актуальны в прошлые юги, в кали-югу же "нет иного пути достижения Освобождения и счастья в этой жизни, помимо Пути, указанного Тантрой" (МНТ 2.20). Подобным образом, в Каббале и христианстве эра закона завершилась с приходом Мессии, и началась эра Благодати.

Практика осознанного нарушения религиозных запретов давала возможность проявить свою Свободу, символически показывала, что в кругу посвященных (каула-чакре, Теле Христовом) каждый уже спасен, и мистически приближала всеобщее Спасение - то время, когда, по словам МНТ (4.46), "не останется больше пашу, и все пойдут Путём Каула". Поэтому для виры, "человека огненной исповеди" по христоверческому выражению, единственный "закон (нияма) - следовать собственному желанию" (Кали-тантра 8.19, КН 10.100). Однако это не означает попустительства своим эгоистическим движениям, поскольку необходимым условием следования Пути Кулы является Бхакти. "Лишь бхакти спасает", - сказано в Куларнаве-тантре. Кстати, этому есть параллель и в ортодоксальном христианстве - изречение св. Августина: "Люби и делай, что хочешь". В практике Тантры антиномианизм выражен, в первую очередь, в так называемых 5М. Это ритуальное вкушение мяса, рыбы, жареного зерна, питье вина и соитие с шакти (женщиной).

Тантры предписывают практику с использованием 5М, причем чаще - в натуральном (пратьякша) виде, но осуждают использование макар лишь для чувственного удовольствия.

Хотя ритуал паньча-таттвы связан с нарушением предписаний традиционного индуизма, его значение гораздо глубже. Недаром в Куларатнавали сказано, что "без йоги с 5 макарами Калика никогда не будет довольна", а в Камакхья-тантре - что "Богиня моментально изливает Свою Благодать благодаря 5М".

Тантра, подобно некоторым другим мистическим Учениям, говорит о том, что человек может развиваться теми же средствами, что и деградировать. "То, что, согласно учению Вед, является источником греха, ведёт, согласно нашей доктрине левого, прямо к Освобождению" (Тантра-алока 37.10-12). Поэтому, в отличие от аскетичных школ, она не отрицает материю, тело и чувства, поскольку именно в них заключена возможность трансформации человека. Но человек спасается не только своими силами, а, в первую очередь, милостью Божества, которая изливается "в ответ" на чистую бхакти. И эта нисходящая Сила (шакти-нипата) преображает все тела и соединяется с ограниченной шакти в мула-чакре. Тогда, по словам Каулавали-нирнаи (10.131) и Куларнава-тантры (2.24), "наслаждение становится йогой, явный грех обращается в благодеяние, сансара преображается в Свободу чистой Любовью садхаки".

Путь вамачары (и, вчастности, садхана с паньча-таттвой) имеет для человека смысл тогда, когда он уже достиг определенного совершенства в пашу-бхаве, на пути "правой руки". То есть садхака не только развил преданность Божеству и Гуру, но и обрел Знание (джняну, вивеку) - внутреннюю честность и приоритет духовного, "намерение ради Творца", по выражению Каббалы. Как сказано в Рудра-ямале (уттара-кханда 1.134): "в пашу-бхаве - джняна-сиддхи", и лишь затем "крия-сиддхи в вира-бхаве". Таким образом, "противозаконные" садханы (крии) вамачары возвышают человека тогда, когда в основе практики лежит праведность, но не по форме, а "в Духе и Истине".

"Вамачара" означает не только "путь левого", но и "следование Шакти (Ваме)", как внутренней (свакия, джняна-мудра), так и внешней (паракия, карма-мудра), то есть партнёрше в садхане, бхайрави. Это "следование" невозможно без искренней Любви к ней, и не просто как к женщине, но как к воплощению Богини. По словам Ибн-Аль-Араби, великого суфийского мистика 13 века, "наиболее совершенное созерцание Бога - созерцание Его в женщине". Лишь в этом случае сексуальные практики (лата-садхана) будут благодатными и спасительными, ибо хоть и сказано, что "нет Освобождения без майтхуны" (Йони-тантра 8.2), но также - "только тот человек, чья бхакти сильна, обретет совершенство на пути Вама" (Меру-тантра 10.67). В учении вайшнавов-сахаджия (аналогичного тантрическому) существеет понятие аропана (Aropa, "отождествление"), то есть обожение отношений мужчины и женщины, при котором их сексуальные игры есть отражение вечных игр (rasakrIDA) Радхи и Кришны.

Во многих текстах Тантр говорится о том, что в качестве бхайрави предпочтительнее не собственная жена, а чужая или незамужняя женщина. С точки зрения формального индуизма, это грех. Но для этого высказывания Тантр есть две причины. Во-первых, это еще одна возможность сакрального преступления закона, христоверческое "следование Духу Святому", а, во-вторых, в таких отношениях нет мирских обязательств, они исходят лишь из спонтанной любви (сахаджа-према).

Те люди, которые считают, что тантрическая практика левой руки - это секс "с кем захотелось", не понимают самого принципа вамачары и, таким образом, являются неподходящими (анадхикари). Поскольку нарушение закона открывает врата Благодати только тогда, когда оно - "ради Творца", а "Бог есть Любовь". (Кстати, еще одна - малоизвестная - параллель христианства и тантризма: в одном тамильском писании сказано, что "люди думают, что Любовь и Шива отличаются, и лишь немногие знают, что только Любовь и есть Шива"). Так что Тантра не проповедует распущенность, как многие думают. В почитаемом тантрическом трактате, Пурашчарьярнаве (9 глава), называют необходимые качества садхаки (адхикара) для практик левой руки: "радостный Духом, преданный женщине, контролирующий органы чувств - [ такой человек] подходит [для вамачары]".

Религиозный закон имеет важность для пашу, пока он не воспитает в себе различение и понимание- и тем законничество менее значимо, чем более человек чувствует Единство бытия (адвайту) на опыте, а не только концептуально. Тогда он становится вирой, ибо, по словам Рудра-ямалы (уттара-кханда 1.136), "признак вирабхавы - Адвайта". И этот опыт адвайты углубляется путем "левых" практик, отказа от обусловленности саттвой (это, естественно, не означает ее замену на обусловленность тамасом). Тогда человек как бы обретает обе руки, в которых и бхукти, и мукти.

Сакральное нарушение закона в Каббале является актом искупления мира (тиккун), при котором высший Свет нисходит в материю и высвобождает заключенные в ней искры, восстанавливая "единство Лика и Имени" Божества. Возможность преступать Закон есть знак наступления Мессианской эпохи. Поэтому Иисус Христос, "сокрытый" Мессия, хоть и говорил, что пришел "не нарушить Закон", но осуждал законничество саддукеев и фарисеев и призывал к почитанию в Духе и Истине. А "явленный" Мессия, Шабтай Цви, прямо отменил формальные ограничения и заповеди Торы. Кстати сказать, и по времени расцвет Каббалы примерно совпал с расцветом Тантры в Индии. Идея тиккуна, "восхождения и нисхождения", по словам Бешта, параллельна нивритти-марге (пути возвращения) в Тантре. Этот поток нивритти, сворачивания к состоянию изначальной Самарасьи, единства Шакти и Шивы, Эйн-Софа Каббалы, и есть основной принцип вамачары. А чтобы вернуться к состоянию Свободы, Лилы, нужно преступить законы дуализма, руководствуясь уже не дискретным набором правил, а своей внутренней природой (сахаджа), "быть ведомым Духом Святым". Однако это "упование лишь на Благодать", действие из свободы приведет к духовному восхождению тогда, когда в основе есть опыт предыдущих ачар (относящихся к пашу-бхаве и правритти-марге), есть, словами Маханирвана-тантры, "преданность Единой Истине", подлинность (МНТ 4.73-77). Иначе, если войти в практику вамачары без готовности к ней, преступить закон не во Имя Творца, то это приведет только к деградации, что подтверждается примерами как из истории Тантры в Индии , так и на современном Западе. Это та причина, по которой тантриков, равно как и гностиков, каббалистов и суфиев, обвиняют представители традиционных религий. Но это вина не учения Тантры, а тех людей, которые под ее прикрытием пытаются удовлетворять грубые желания своего эго. Хотя и в этом случае, если у человека есть, по крайней мере, тамасика-бхакти, он может постепенно очиститься Милостью Божества и Гуру, но гарантий этого нет. Поэтому не следует забывать, что хоть Тантра - путь через наслаждение ("Истинно, истинно и еще раз истинно: через наслаждение достигается Освобождение", - Канкаламалини-тантра, 4 глава), но это так для осознанных, "трезвеющих Духом", а не для хаоса эго-персональностей, который зачастую представляет собой мирской человек.

"Счастье, возникающее от вина, мяса и общества женщины - это Свобода для внимательных, нот грех для глупцов (спящих)", (Куларнава-тантра 9.50).

Возвращаясь к теме 5М, "То счастье, которое имеют преданные Куле в служении с паньча-таттвой - это и есть истинная Свобода" (Куларнава-тантра 7.103). В пяти макарах сокрыт многоуровневый смысл. Во время вкушения таттв садхака медитирует на то, что этим он (вернее, Кали в нем) пожирает 5 демонов, представляющих эго человека. В мифологии это Мадху, Кайтабха, Махиша, Шумбха и Нишумбха, победа Матери над которыми описана в Деви-махатмье, Девибхагавате и Чанди-пуране. Психологически это "пять дверей в ад": похоть, гнев, жадность, заблуждение и гордыня. В ритуале 5М и путем особых медитативных техник (например, из Виджнанабхайравы) садхака очищает свои мотивации и "накапливает" осознанность.

Пять таттв также символизируют пять элементов творения (МНТ 7.109-110), пять чакр, над которыми человек поднимается ко внутреннему шмашану, аджня-чакра, где в огне сознания сжигаются викальпы и васаны (нечистые идеи и тенденции).

Из этих пяти Макар последние три - мамса, мадья и майтхуна - наиболее важны. В них мамса представляет состояние Шивы, внутренне молчание (мауна), а мадья - Шакти, раджас, огонь чувства. Их единство, реализуемое в майтхуне, есть Самарасья, Маханирвана, Юганаддха буддистов. "Вино - это Шакти, Шива - это мясо, вкушающий их - Сам Бхайрава. От их единения возникает Блаженство, именуемое Освобождением" (Куларнава-тантра 5.79). Так, садхака отождествившись с Бхайравой (Меру Тантра 2.12), а его Шакти - с Кали, воплощает Божественное совершенство, Самарасью, в соитии, в любовном экстазе.

Поэтому, по словам Джнянарнава-тантры (22.68), "единение мужчины и женщины и есть, воистину, Йога". Так что майтхуна, совершаемая в состоянии любви, махабхавы, является формой тиккуна, восстановления Монады в своей полноте. Все, что совершается из этого состояния, направляется Божьей Благодатью, и, соответственно, для человека в нем нет более формального закона. Словами Евангелия, "познайте Истину, и она сделает вас свободными". Истиной может быть лишь тотальность ("сатьям адвайтам" Шанкары), и на явленном плане эта тотальность возникает в союзе Шивы и Шакти, Расы (Вкуса наслаждения) и Рати (энергии страсти, наслаждения), Пракаши (Света, "ор" в Каббале) и Вимарши (Сосуда, "кли"). Это Единение, в котором возникает Великое Счастье, и есть Маханирвана. Как сказано в буддийском каноне: "Ниббанам Парамам Сукхам" ("Нирвана - Высшее Счастье", Маджхима-никая 1.508).

Антиномианизм в различных мистических школах был проявлен в разной степени. В наиболее экстремальных, таких как чиначара и агхорачара в индуистской Тантре, сахаджаяна и ньингма-па в буддийской и некоторых мессианских течениях иудаизма и христианства, за принцип было взято нарушать религиозный закон насколько только возможно. Словами одного гностического апокрифа, "Евангелия Марии Магдалины": "Грешное в этом мире праведно в Царстве Отца" (1.13). Соответственно, в индуистских чина- и агхора-марге прямо отрицается необходимость каких бы то ни было "религиозных принципов" ("О Богиня, нет предписаний (ниям) в садхане великой мантры" - Нитья-тантра), а те рекомендации для садханы, которые даются, идут в разрез с брахманистскими представлениями о духовности и чистоте. Подобные пути прямо называются Веда-бахья, то есть вне-ведическими (например, в беседе Васиштхи и Будды - Рудра-ямала, уттара-кханда 17.128-134). Однако для Кула-марги, в целом, это нехарактерно. В Куларнава-тантре Шива называет Каула-дхарму "сущностью Вед", а в той же РЯ (у.кх 17.1-23) восхваляется Атхарвана-веда (кстати, это довольно расхожее мнение, что Тантра происходит от этой Веды). При том, что каулы не обусловлены ведическим (вернее, смартистским :) ) законодательством, внешне они предпочитают не выделяться из общей среды. Отсюда известный принцип: "Внутри - шакта/каула, снаружи - шайва, на собраниях подобен вайшнаву/ведисту", повторяющийся во многих Тантрах (КН 10.95- Каливиласа-тантра 7.12- Меру-тантра 10.613- Тантра-алока и т.п.).

Подобным же образом, большинство мистиков старались оставаться сокрытыми. Христоверы внешне были прилежными православными, саббатиане - иудеями (а в Турции - мусульманами), франкисты - иудеями и католиками, суфии и исмаилиты - мусульманами и т.д.

Многие Тантры строго предписывают сохранять "противозаконные садханы" в тайне, по крайней мере до наступления апогея кали-юги, когда, словами апокрифа, "Христос будет рождён в сердцах всех людей" (ср. Иоиль 2.28). При приближении этого времени (то есть, судя по всему, в наши дни) каула-садхана должна быть явлена открыто (МНТ 4.79).
 

Personalize

Сверху Снизу