Divider

БОГИ ИНДУИЗМА

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Яма

Яма — в древнеиндийской мифологии владыка загробного мира. Его считают сыном бога солнца Вивасвата. Яма был первым человеком, который постиг тайну смерти, преодолел ее и стал бессмертным. Его царство, согласно повериям, находится где-то на юге под землей. Помощники Ямы приводят души умерших к восседающему на троне владыке страны смерти. Выслушав доклад о добродетельных и злых поступках человека. Яма определяет его участь: рай или же один из отделов ада. Разъезжает Яма в красной одежде на черном буйволе, в руке он держит петлю, с помощью которой извлекает души умерших из тел.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Наги - многоголовые змее-люди из индийских преданий

Наги - полубожественные демоны
Наги - полубожественные демоны или полубоги со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами. Древнейшие индийские предания упоминают о том, что цивилизация нагов была могущественна еще на заре человечества- они обитали под мифической горой Меру .
В первой книге "Махабхарататы" (Адипарве) наги описываются живущими на земле. Затем Брахма разверз землю и они спустились под нее. Переселившись в подземный мир, Паталу, наги воздвигли себе великолепные дворцы, блистающие золотом и драгоценными камнями. Мудрый змей Васуки стал царем нагов и правил в их подземном городе Бхогавати, полном невиданных на земле сокровищ.

Цари нагов
В индийских мифах названы имена многих царей нагов, среди которых наиболее известны тысячеголовый змей Шеша, поддерживавший землю и служивший ложем для Вишну во время его сна в океане в интервалах между творениями мира- Васуки, использованный богами и демонами в качестве верёвки при пахтанье мирового океана с целью получения амриты - напитка бессмертия, Такшака и Айравата. Царственные змеи, трехглавые, пятиглавые, семиглавые и десятиглавые, могущественны и мудры, их головы увенчаны драгоценными коронами- за свою добродетель (а часто и длительное подвижничество) они снискали милость и дружбу богов.
За пределами Индии наги сопоставляются с местными змееподобными божествами. Например, с лу в Тибете, натами в Бирме, прайя нак в Лаосе, драконами - лунами в Китае.

Описания и изображения нагов
Наги описаны во многих ведийских текстах, эпических поэмах, пуранах, буддистских сутрах , а также в некоторых канонических буддистких текстах, например "Джатаках". Их изображения имеются на барельефах Ангкора в Камбодже, на мостах нагов в храме Пхимаи в Таиланде, в храме Пхном Ранг, расположенном на королевской дороге из Ангкора к Пхимаи и в других местах.
Несмотря на обилие упоминаний о нагах в древнеиндийской литературе, их облик всегда неконкретен (если они не изображаются в виде людей). Создается впечатление, что составители сказаний просто не знали, как выглядели эти существа, и почти всегда (осознанно или неосознанно) отождествляли их со змеями. Таковы наги и на барельефах, созданных в гораздо более поздние времена.

Как выгладели наги?
Наги имели одну или несколько (две, три, пять, семь и т.д.) человеческих голов без волос и туловище с расширенной шеей очковой змеи (кобры) с одной парой ног или совсем без ног. Наги были окрашены в голубой, зеленый, красный, черный и белый цвета и носили разнообразные одежды. Например, Шеша изображался в пурпурном одеянии с белым ожерельем вокруг шеи, сестра Васуки, безупречно сложенная Джараткара, - облаченной в красивую одежду и украшенной драгоценностями.
"[Наги]из рода Васуки... были голубого, красного и белого цветов: все они обладали огромными, отвратительного вида туловищами, переполненными смертельным ядом. Их имена - Котика, Манаса, Пурна…
[Наги] из семейства Дхритараштры. Эти змеи… могли передвигаться с быстротой ветра и были ужасно ядовиты. Вот они - Шанкукарна, Пингалака, Кутхарамукха…"(Махабхарата)

На фресках Сигирии, которую некоторые исследователи сопоставляют с Ланкой из "Рамаяны" , имеются изображения великолепно сложенных девушек или женщин с зеленой кожей. Быть может, это самые реалистичные изображения нагов?!
Согласно "Махабхарате", "некоторые из них [нагов или змеев] были маленькими, точно мыши, другие были в слоновий хобот, третьи походили на… слонов… со всей пестротой их цветов…"- "все… чудовищные змеи, один вид которых внушал жуткий страх всем живым существам… обладали огромной силой и были такой громадной величины, что, когда поднимались на хвостах, напоминали горные вершины. Некоторые из них достигали длины в целую йоджану , а некоторые даже и в две йоджаны".

Способности и повадки нагов
Древнеиндийские предания донесли до нас гораздо больше сведений о способностях и повадках нагов. Так, почти везде отмечается, что наги были чрезвычайно ядовитыми созданиями и их укус и дыхание считались смертельными. Смертельным (либо обладающим большой гипнотической силой) был даже их взгляд.
Яд нагов (Васуки, Такшаки и др.) часто сопоставлялся с огнем, молнией и ему приписывалась способность испепелять все живое. Об этом, например, свидетельствует следующие отрывки из "Махабхараты":
"Их ужасный яд мог спалять, как пылающее пламя"-
"От огненного змеиного яда дом на помосте сразу же вспыхнул и... рухнул, точно поваленный молнией".
Наги были необычайно умными и хитрыми созданиями. Их основной тактикой ведения борьбы с людьми, богами и демонами являлись засада, неожиданное нападение, магия и яд.
Наги считались мудрецами, магами и чародеями, способными оживлять мёртвых и менять свой внешний вид. Они отлично владели искусством майи, могли проникать сквозь твердую материю, внезапно появляться и исчезать. Будучи великими колдунами, наги обладали способностью вызывать огонь, дожди, бури и другие стихии природы.

Наги - учителя магии и авторы книг
Согласно одному преданию, современника Иисуса Христа, главного представителя новопифагореизма Аполлония Тианского, обучили магии наги Кашмира.
В мифологии ваджраяны наги выступают хранителями истин буддизма. В мифологии махаяны есть упоминания о том, как известный буддийский реформатор Нагарджуна добыл у нагов сутру "Праджняпарамиту", которая ими охранялась до тех пор, пока люди не созрели до её понимания. Придворный историк императора Акбара Абул Фазл (XVI в.) в своей книге говорит о том, что в древние времена из глубин озера Ниланага в Кашмире всплыла книга "Нилмат" (она была положена в основу "Нималат-пураны"), в которой содержалось подробное описание Кашмира и его истории. Эта книга якобы была написана Ниланагом - Синим Нагом.

Наги - бессмертные существа-оборотни, умевшие летать
Некоторые наги, например, Такшака, умели летать:
"Они смотрели, как повелитель змеев… Такшака…, полетел…, сверкая яркими, словно лотосы всех цветов, красками, и, казалось, волосы неба разлетаются от него во все стороны. От огненного змеиного яда дом на помосте сразу же вспыхнул, и едва царские придворные успели убежать, рухнул, точно поваленный молнией".
В "Махабхарате" говорится, что наги получили бессмертие, отведав амриты, но при этом их языки раздвоились, ибо им пришлось слизывать амриту с острых стеблей травы куши.
Наги могли превращаться в человека и нередко вступали в любовные связи и браки как с мужчинами, так и с женщинами.

Браки нагов с людьми
Довольно часто наги жили в человеческом обличье среди людей. Точно также люди иногда жили вместе с нагами в их мире. И в том и другом случае от браков людей и нагов рождалось полноценное потомство. Пример тому - упомянутый мудрец Астика, родившийся от брака сестры Васуки нагини Джараткару и мудреца Джараткару и оставивший после себя детей и внуков. Женщины нагов - нагини, славящиеся своей красотой, нередко становились жёнами смертных царей и героев. Так, на девушке - нагини женился герой "Махабхараты" Ашваттхаман, сын Дроны- царевна-нагини Улупи провела одну ночь с другим героем "Махабхараты", Арджуной, а нагини Кумудвати стала женой Куши, сына Рамы.
В древней Индии с нагами связывали плодородие полей и урожай зерна. В Китае их относили к земным божествам - хранителям пяти сфер и четырех стран света и центра.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Великие вайшнавы - Нарада Муни
(устраивал игры между Богами и участвовал во многих историях)

Повествования Пуран неразрывно связаны с его именем. О нем рассказывается в Бхагаватам. В прошлой жизни он был сыном служанки, но благоприятное общение с чистыми преданными дало ему знание о преданном служении, и в следующей жизни Нарада был уже совершенной личностью, не имеющей себе равных. Его имя неоднократно упоминается в Махабхарате. Он – главный деварши, первый мудрец среди полубогов. Как сын и ученик Брахмаджи, он продолжал линию ученической преемственности, идущую от Брахмы. Нарада дал посвящение Прахладе Махарадже, Дхруве Махарадже и многим прославленным преданным Господа. Он дал посвящение даже Вьясадеве, автору ведических писаний, а от Вьясадевы посвящение получил Мадхвачарья. Так по всей вселенной распространилась Мадхва-сампрадая, куда входит и Гаудия-сампрадая. К Мадхва-сампрадае принадлежал и Шри Чайтанья Махапрабху. Таким образом, Брахмаджи, Нарада, Вьяса, а затем Мадхва, Чайтанья и Госвами – все они принадлежали к одной линии ученической преемственности. С незапамятных времен Нарададжи давал свои наставления многим царям. Из Бхагаватам мы узнаем, что он наставлял Прахладу Махараджу, когда тот еще находился во чреве матери, а также Васудеву, отца Кришны, и Махараджу Юдхиштхиру.

Шримад-Бхагаватам 1.9.7, комментарий
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Шри Кришна Чайтанья Махапрабху
— основоположник гаудия-вайшнавской традиции индуизма, где он рассматривается как особое воплощение Радхи и Кришны в одном лице — Кришна в умонастроении Радхи, явившийся с целью постичь всю силу её любовной преданности к себе и дать всем людям чистую любовь к Богу. По мнению последователей, приход Чайтаньи был предсказан в ведических и пуранических писаниях индуизма.
Шри Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир не для того, чтобы спасти избранных или тех, кто принадлежит к какой-то религиозной секте, а чтобы освободить каждого. По Своей беспричинной милости Он раздает любовь к Богу и ученому человеку, сведущему в религиозных писаниях, и неучу, мужчинам и женщинам, людям разной национальности, различного цвета кожи, различных политических и религиозных убеждений, верующим и атеистам. Поэтому Шрила Рупа Госвами обращается к Шри Чайтанье Махапрабху как к наиболее милостивому воплощению Кришны, называя Его маха-ваданйайа аватарой:

намо маха-ваданйайа кришна-према-прадайа те
кришнайа кришна-чайтанья-намне гаура-твише намах

«О наиболее милостивое воплощение! Ты - Сам Кришна, явившийся в облике Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Ты принял золотистый цвет тела Шримати Радхарани и щедро раздаешь Ее чистую любовь к Кришне. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой».

В 1486 году, 18 февраля (по христианскому календарю), в день лунного затмения, когда благочестивые индусы совершали омовение в Ганге, оглашая все вокруг возгласами «харибол», в доме ученого брахмана Джаганнатха Мишры и Шачиматы родился сын. Знаменитый астролог Ниламбара Чакраварти предсказал новорожденному великую судьбу. «Придет время, - сказал он, - и сыну Шачидеви будет поклоняться весь мир!»

притхивите ачхе йата нагаради-грама
сарватра прачара хайбе мора нама

«В каждом городе и деревне, по всей земле, будет проповедано Его святое имя!»

Предвосхищая эти удивительные события, мальчика назвали «Вишвамбхара», что означает «тот, кто поддерживает вселенные». Не у кого не возникало сомнения в том, что у Джаганнатха Мишры принял воплощение Сам Шри Кришна, Верховная личность Бога. Кто же, кроме Него, может поддерживать весь материальный мир? В «Шримад-Бхагаватам» есть этому подтверждение:

кришна варнам твишакришнам сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи су-медхасах

«В Кали-югу, в современный век вражды и лицемерия, разумные люди будут поклоняться инкарнации Господа, постоянно воспевающего имена Шри Кришны, совершая санкиртана-ягью (совместное воспевание святых имен). Хотя Он не темного цвета, Он - Сам Кришна. Он придет в сопровождении близких друзей и помощников со Своими энергиями». (Ш.Б., 11.5. 32.)

Детство Шри Чайтаньи довольно подробно описано в «Чайтанья Бхагавате» Вриндавана дасом Тхакуром. Там говорится, что, как все дети, Господь плакал. Когда Он начинал плакать, в отличие от обычных детей, его можно было успокоить единственным средством - восклицая «харибол!» что означает: «Славьте Господа Хари!» Потешаясь, иной раз, местные девушки специально доводили ребенка до слез и затем, чтобы успокоить, хлопали в ладоши и кричали: ХАРИБОЛ! Младенец тут же успокаивался. Но, едва они замолкали, возобновлял плач снова. Сам по себе этот удивительный факт указывал на миссию Господа, начавшего Движение Санкиртаны, совместное воспевание святых имен:

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе.

На восьмом году жизни отец отправил Шри Чайтанью в школу Гангадаса Пандита. Через два года он уже в совершенстве овладел санскритской грамматикой и риторикой, и дальнейшее свое образование продолжил самостоятельно. Изучив ведическую философию по книгам своего отца, он скоро получил звание ученого пандита.

В возрасте 14-15 лет Махапрабху женился на Лакшмиприйе, но рано овдовел. Жена умерла от укуса змеи. По настоянию матери он женился снова. К тому времени у него была своя школа и множество последователей.

В 16 лет, в научном диспуте он победил великого кашмирского пандита, Кешаву Кашмири, и стал известен по всей Надии, которая в то время была одним из крупнейших центров ведической культуры и образования.

В возрасте 16-17 лет Шри Чайтанья Махапрабху принял посвящение от Ишвары Пури, вайшнавского санньяси, ученика Мадхавендры Пури, и начал активно проповедовать вайшнавизм. Он в упоении воспевал святые имена Господа Кришны, и в его теле стали проявляться признаки трансцендентального экстаза. Шри Адвайта Ачарья, Шриваса Пандит и другие преданные были поражены столь удивительным переменам, которые произошли с Господом после принятия Им инициации.

До 23 лет Шри Чайтанья проповедовал санкиртану по всей Бенгалии. Его успеху невольно позавидовали смарта-брахманы, руководившие духовной жизнью индийской общины. Посоветовавшись между собой, они пожаловались Чханду Кази, мусульманскому наместнику, который запретил вайшнавам устраивать шум вокруг «новой, весьма сомнительной религии». Кази пришел в дом Шривасы Пандита, разбил мриданги (глиняные барабаны) и сказал, что если Махапрабху не прекратит свою деятельность, то он обратит его в ислам. Когда известие об этом дошло до Махапрабху, он пришел в гнев. Собрав тысячную толпу из 14 групп санкиртаны, он направился во дворец Кази. С факелами в руках, пением «Харе Кришна», в сопровождении мриданг и каратал, что создавало невообразимый шум, его последователи подошли к резиденции наместника. Увидев надвигающуюся толпу еще издали, Чханд Кази не на шутку перепугался. Опасаясь за свою жизнь, он спрятался в апартаментах, но, через какое-то время, убедившись, что демонстрация носит мирный характер, пришел в себя и вышел для переговоров.

Духовная сила Махапрабху была неизмеримо велика. Поэтому, в результате короткой философской беседы, он обратил Чханда Кази в вайшнавизм. Ссылаясь на Коран и Ведические писания, Махапрабху доказал ему, что в современный век вражды и лицемерия совместное воспевание имен Господа Кришны - наилучший способ духовной реализации для всех людей всего мира. Коснувшись тела Кази, Махапрабху вызвал в нем признаки трансцендентального экстаза. Сердце Кази наполнилось блаженством и неописуемой радостью. Он залился слезами и, припав к стопам Господа, признался, что испытал чувства, неизвестные ему до того. Он пережил мгновения глубокого состояния божественной любви. С тех пор, в лице мусульманского наместника движение санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху нашло официальную поддержку. Кази издал указ, согласно которому никто не имеет права препятствовать воспеванию святого имени Господа Хари. Этот указ, подписанный рукой мусульманского наместника, остается в силе до сего дня. Конечно, и сегодня преданные Кришны нередко встречают трудности и препятствия, чинимые правительством, когда они проповедуют и распространяют славу святого имени. Однако, так же, как во времена Самого Махапрабху, все это препятствия легко устранимы Его милостью. Ведь санкиртана-лила вечна, она продолжается, и мы можем войти в нее, приняв участие в проповеднической миссии Господа. Прекрасная возможность стать учеником, участником и живым свидетелем немеркнущей, все восходящей славы Господа. Шри Кришна Чайтанья будет совершенно удовлетворен только в том единственном случае, когда по всему миру, в каждом городе и деревне, будут петь святые имена:

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе.

Да сбудутся слова пророчества!

В 24-х летнем возрасте, в расцвете молодости и сил, Шри Чайтанья принял санньясу, отреченный образ жизни. Все, кто знал удивительные черты характера и видел необычайную красоту Господа, Его лицо и тело, напоминающее цветом расплавленное золото, все умоляли Кешава Бхарати, санньяса-гуру Чайтаньи, чтобы он отказался дать инициацию. «Монашеская жизнь и полное отречение от мира, санньяса, предназначена для пожилых людей, стоящих на пороге смерти, - говорили они. - У этого же юноши еще вся жизнь впереди. Он создан для наслаждения…» Парикмахер, которого привели обрить голову Шри Чайтаньи, увидев Его прекрасные иссиня-черные, слегка вьющиеся волосы, не выдержал и разрыдался. Он бросил бритву и убежал. Эту сцену, искусно описанную автором «Чайтаньи Бхагаваты», сейчас трудно себе представить. Парикмахера пришлось силой заставить срезать волосы Господа. Для этого Шри Чайтанья призвал всех, кто присутствовал, воспевать святые имена Кришны. После того, как ведический ритуал был завершен, Господь навсегда оставил этот мир иллюзии ради вечных любовных игр и развлечений Шри Шри Радхи и Кришны. Не ради легкой жизни, праздности и безделья, как часто мы можем видеть сейчас, а ради спасения мира, преданные Чайтаньи приносят свои бесценные жизни на алтарь, в жертву Его лотосным стопам.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур как-то сказал: «В Индии есть, по меньшей мере, 60 миллионов так называемых садху, которые приняли санньясу или бабаджи-вешу, не будучи в состоянии прокормить себя и свою семью. Они сделали из этого бизнес, отдавая часть денег, собранных как пожертвование, своим родичам, используя на чувственные наслаждения. Бхактисиддханта не рекомендует превращать ашрам санньясы в доходное дело. Обязанность санньяси - это его постоянное участие в санкиртане и проповеди святого имя Господа.

После принятия санньясы, Махапрабху отправился в путешествие по южной Индии. Он обращал в вайшнавизм на своем пути каждого, кто встречался ему. Как мы видим, сознание Кришны - это не некая форма религии, которая разделяла бы людей, ограничивая их служение Господу храмом, мечетью или церковью. Сознание Кришны - это чистое сознание души, вечно связанной с Богом своим преданным любовным служением, бхакти. Отвергая все материалистические концепции жизни, основанные на сознании «я есть материальное тело, и все, что имеет к нему отношение, - «мое», Махапрабху проповедовал духовное братство, свободу и равенство всех живых существ.

нахам випро на ча нара-патир напи ваишйо на шудро
нахам варни на ча гриха-патир но ванастхо йатир ва
кинту продйан-никхила-парамананда-пурнамритабдхер
гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах

«Я - не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я - не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха и не санньяси. Я - слуга слуги слуги лотосных стоп Шри Кришны, Повелителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он источник вечного наслаждения. Он всегда великолепен». (Падйавали, 74)

«Я» есть душа, вечный слуга Кришны. Говоря о равенстве, братстве и свободе, мы должны всегда помнить, что равенство состоит не в материальной уравниловке, а в равных возможностях стать возлюбленным Господа Кришны, Повелителя гопи. Обретя чистое сознание, человек может достичь освобождения и истинного счастья. Все живые существа наделены этим чувством, желанием и стремлением к счастью, потому что каждое существо является неотъемлемой частицей Господа.

Сделав своей резиденцией Джаганнатха Пури, Шри Чайтанья Махапрабху большую часть своей жизни провел в настроении экстатической любви к Господу Джаганнатхе. Своими трансцендентальными играми Он привлек внимание всех живых существ во вселенной. Он обратил в вайшнавизм тысячи и тысячи простых людей и ученых, видных государственных деятелей своего времени и бизнесменов. Его учениками и последователями стали: Сарвабхаума Бхаттачарья (великий ведантист, признанный авторитет среди философов), царь Ориссы Махараджа Пратапарудра, а так же Шрила Рупа и Санатана Госвами, которые в своей мирской жизни были министрами в правительстве Бенгалии. Последовав за Господом Чайтаньей, они сформулировали в своих книгах все основные положения науки преданности и любви к Богу. Говоря о каждой из них, нам пришлось бы прожить еще не одну долгую жизнь.

С 31 до 48 лет, до времени своего ухода, Махапрабху жил в доме Каши Мишры. Сварупа Дамодара был личным Его секретарем, а Рамананда Рай - поверенным в наиболее интимные темы при обсуждении отношений между Шри Радхой и Шри Кришной. Парамананда Пури был советником в вопросах религии. В этот период жизни Махапрабху окружали вайшнавы высочайшего уровня, отличавшиеся от обычных людей не только образованностью, но и своей духовной реализацией. По сути дела, они были вечными спутниками Господа в Его играх во Вриндаване. Если Шри Чайтанья Махапрабху - Сам Кришна, то кто же Его спутники? Гопи, пастушки Вриндаваны.

Игры Господа Чайтаньи в Навадвипа-дхаме неотличны от игр Господа Кришны во Вриндаване. Они привлекают внимание великих мудрецов и полубогов, таких, как Шива и Брахма, которые считают за честь воплотиться в человеческой форме жизни, чтобы участвовать в санкиртана-лиле и помогать чистым преданным Господа.

Последние годы жизни Махапрабху спал очень мало. Его ум и чувства были полностью поглощены служением Шри Шри Радхе-Кришне. Он пел и танцевал, проявляя ранее невиданные признаки экстатической любви, которую испытывает Шримати Радхарани в разлуке с Кришной. Эти признаки не свойственны обычным живым существам, обусловленным душам. Они даже не проявляются и у очень возвышенных преданных, таких, как Шива и Брахма. Эти состояния присущи только жителям Голоки Вриндаваны, гопи Шри Кришны.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Гандха?рвы («благоуханный») — класс полубогов в индуизме. Гандхарвы описываются в «Махабхарате», «Рамаяне» и Пуранах как мужья или возлюбленные апсар, как певцы и музыканты, услаждающие девов. Гандхарвы дали название древнеиндийской теории музыки («Гандхарва-веда») и одному из видов брака (брак гандхарва — добровольный союз девушки и жениха без одобрения родителей). В эпосе они также выступают и как воины, вооружённые луками, которые иногда могут быть враждебны людям.
Данная мифологема возможно восходит к общеиндоевропейской эпохе, о чём свидетельствуют параллели в мифологиях других индоевропейских народов (например, памирские жиндуры, греческие кентавры). В «Риг-веде» упоминается только один гандхарва — хранитель сомы, иногда отождествляемый с сомой, супруг «женщины вод» (апсарас)- от него и апсарас рождаются первопредки людей — близнецы Яма и Ями. Гандхарва пребывает в верхнем небе, ассоциируется с солнцем и солнечным светом. Иногда он выступает как демон, враждебный Индре. В «Атхарва-веде» число гандхарвов даётся как нескольких тысяч, они — вредоносные духи воздуха, лесов и вод. В «Шатапатха-брахмане» гандхарвы похищают у богов сому, но вынуждены вернуть его, соблазнённые богиней Вач.
Различно трактуется происхождение гандхарвов: согласно «Вишну-пуране», они возникли из тела Брахмы, когда однажды он пел- «Харивамша» называет их отцом внука Брахмы — Кашьяпу, а их матерями — дочерей Дакши (Муни, Прадха, Капила и Аришта). Пураны и эпос упоминают многих царей гандхарвов, среди которых наиболее значительны Читраратха, Сурьяварчас, Вишвавасу и риши Нарада. Также часто упоминаются гандхарвы Тумбуру и Читрасена. В царствование Вишвавасу, по пуранической легенде, возникла вражда между гандхарвами и нагами: сначала гандхарвы проникли в подземное царство нагов и отняли у них их сокровища, затем нагам с помощью Вишну удалось прогнать гандхарвов и возвратить свои богатства.Большую роль в мифологии гандхарвов играют кони. Гандхарвы возят бога Куберу, являясь при этом наполовину конями, наполовину птицами. Цари гандхарвов приводят в качестве подарков лошадей- в эпосе часто говорится о стране гандхарвов (Гандхарва-деша), славящейся конями. Эта местность отождествляется многими историками с Гандхарой (Гандхара-деша), которая была прославленным центром коневодства.
Есть гандхарвы женского рода — красивые и гармоничные гандхарви, возглавляемые абстрактной Гандхарви или прародительницею коней.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Вач (букв. «речь», «слово») или Вак — в индийской мифологии богиня речи, персонификация речи.
В Ригведе Вач посвящен один гимн (РВ X, 125), в котором её имя прямо не называется, но делаются постоянные звуковые намеки на имя богини. Она сама считается, по анукрамани, автором этого гимна-самовосхваления. Местом обитания Вач называются — небо, земля, вода, море- она достигает всех миров, выше неба и шире земли. Часто богиня выступает как владычица богатств- она наделяет ими тех, кого любит, а также помогает им стать сильным, мудрым, брахманом или риши. Именно Вач рождает споры среди людей. Она связана с Индрой, Митрой, Варуной, Агни, Сомой и другими богами, является их царицей, называется божественной, созданной богами.
Но полноценным персонажем, участвующим в сюжетах и имеющим родственные связи, Вач становится в период после Ригведы. В Атхарва-веде она отождествлена с Вирадж и является дочерью Камы. Но следуя мнению Саяны, Вач является дочерью риши Амбхрины. Уже со времен Атхарва-веды Вач связана с космогоническими деяниями. Так в Шатапатха-брахмане она одна из жен Праджапати, сотворившего воды с её помощью- Вишвакарман носит эпитет Вачаспати, то есть «владыка речи»- в Махабхарате и Тайттирия-брахмане она — матерь Вед.
В эпический период Вач превращается в богиню мудрости и красноречия- она отождествляется с Сарасвати, рекой и речной богиней, и считается женой Брахмы. Отцом её считается тот же Брахма (Бхагавата-пурана) либо Дакша (Падма-пурана). Самый известный сюжет с участием богини состоит в том, что гандхарвы похищают Сому, которого боги и риши выкупают уже ценой Вач, по её собственному предложению превращенной для этого в женщину.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу