IPSISSIMUS
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.263
Реакции:1.392
Баллы:113

- Аскеты, получившие от Бога дар становиться невидимыми - древнее и самое загадочное предание Святой Горы, - рассказывает писатель, много лет посещающий Афон.
Святогорец отец Иаков долгие годы подвизался в скиту Кавсокаливия. Послушником постоянно приходил по ночам в соборный храм - кириакон - и часами молился перед иконой Святой Троицы. Как-то ночью, в полнолуние, увидел благолепного пустынника, совершенно нагого, с длинными, белыми, как снег, волосами и бородой. Старец поднял десницу и крестным знамением осенил запертые на замок внутренние двери храма. Они сами собой отворились. Таинственный незнакомец вошел в церковь, с благоговением облобызал иконы. Когда пустынник выходил, внутренние двери храма опять пришли в движение и сами закрылись. Потрясённый послушник тайком последовал за ним. Они поднимались все выше и выше, к вершине Афона. Дойдя до кельи Панагия, отшельник вошел внутрь. Иаков догнал старца и, бросившись ему в ноги, со слезами умолял оказать милость и оставить при себе послушником. «Чадо, тебе не понести этого подвига, - отвечал старец. - Без благодати Божией вынести тяжесть жизни на месте сем невозможно. Возвращайся к своему старцу, пребывай у него в послушании, и спасешься…»
- Про какой такой подвиг он говорил?
- Подвиг, который трудно понести, это, конечно, не только строжайший пост и зимние холода высокогорья. Главный подвиг - нескончаемая духовная битва, которая ведется в пустыне. Когда с демоном ты один на один. На Афоне известны несколько языческих капищ, датируемых еще 6-4-ым тысячелетием до Рождества Христова. Например, огромная живописная скала Идолио, то есть Идол. Посещать его без особого благословения не рекомендуется. По мере приближения к капищу тропа окутывается туманом. Это зона облачности. Всё тело пропитывается холодной всепроницаемой влагой, а в душу закрадывается страх. На перекрёстках сходящихся к Идолио тропинок - кресты. Словно дорожные знаки: выход нечистой силе из ущелья запрещен... Наверху – мраморная плита, примерно два на три метра. На ней и приносили в древности человеческие жертвы. По бокам плиты выточены стоки для крови, которую собирали в огромную каменную чашу. Здесь всеми фибрами души чувствуешь: тёмная энергия никуда не ушла. Воины Христовы - отшельники - приходят сюда сражаться с нечистой силой. Дать бой диаволу в самом его логове. Такова духовная традиция. Многие афонские обители, в том числе и основанная преподобным Афанасием Лавра, стоят на месте древних капищ. Так что каждый такой монастырь - это ещё и символ духовной победы православия.
БИТВА С НЕЧИСТОЙ СИЛОЙ
КОРР: Зачем им быть невидимыми?
ВОРОБЬЕВСКИЙ: Таков ответ старцев на любопытство всепроникающего мира. На пустое общение у них нет ни минуты. Пока они держат, даже во сне, свою постоянную, самодвижущуюся молитву, мир стоит на своем месте. Когда же наступят последние времена, они поднимутся на вершину Афона, в маленький храм Преображения Господня. Там и отслужат последнюю литургию перед Концом Света.
Так гласит предание.
Впервые я услышал о незримых старцах в 1997-м – первое мое паломничество в православную монашескую республику. Теплым вечером мы сидели на балконе архондарика (гостиницы) Пантелеимонова монастыря с американцем Евгением, потомком эмигрантов из России. Черный шелк моря украшен серебряным позументом лунной дорожки. Со стороны порта Дафни по воде шарит прожектор - Святая Гора бережет себя от посторонних глаз. Евгений на Афоне частый гость. Он-то и рассказал о таинственных аскетах. Не только о легендах, но и о своей встрече в афонском лесу… Таинственный седобородый монах появился перед ним откуда ни возьмись - и в самый нужный момент. Американец заблудился, был в отчаянии. Отшельник указал ему дорогу. Евгений обернулся поблагодарить, а на тропинке - никого. Словно испарился монах.
Заинтригованный американцем, я стал расспрашивать о тайном братстве самих святогорцев, в том числе автора нескольких книг греческого монаха Власия. Набралось немало рассказов.
- Интересно-интересно!
- Еще в конце XIX века библиотекарь обители Руссика отец Пантелеимон записал свидетельства о старцах. В 1835 году охотники ловили диких коз под горой Афон. Как-то на заре, проходя по стремнинам, наткнулись они на нагого старца, вышедшего из незаметной пещеры. Удивленные, завели разговор: «Благослови, отче.»
- Бог благословит.
- Как поживаешь?
- Благодарение Господу. А как пребывает Святая Гора?
- Благополучно после поганых турок.
- Каких турок? – теперь уже удивился старец.
- Как каких? Тех, кои жили на Афоне вследствие восстания греков.
- Какого восстания?
- Разве ты не знаешь, что мы, православные, десять лет проливали кровь свою, чтобы свергнуть иго турецкое?
- Нет, не знал. Нас здесь семеро, мы никуда не ходим… В ските Святой Анны охотники рассказали о встрече. Собрались многие святые отцы и, позабыв про старость и немощи, подняв свои мантии, отправились искать старца. Безрезультатно… Врач Великой лавры отец Афанасий (Камбанос) местом их обитания называл малонаселенные, покрытые густым лесом пространства между скитами Малая святая Анна и Глоссия. Немногие, кто сподобились видеть этих пустынников, описывают их как благолепных, почти лишенных плоти аскетов, совершенно обнаженных, но сияющих одеянием Божественной благодати. Отец Афанасий ссылался и на свидетельство старца Антония из обители Святого Петра, который пришел в Лавру, выполняя поручение невидимых подвижников: «Пойди и скажи лаврскому врачу, что он скоро заболеет и умрёт, поэтому должен приготовиться».
И действительно, вскоре отец Афанасий занемог и без какой-либо тяжкой болезни уснул вечным сном. Перед кончиной он и обнародовал 80 лет назад в журнале «Святогорская библиотека» сведения о том, что существуют и странствуют в пустынях Афона эти святые аскеты - во славу Божию и для душевной пользы насельников Святой Горы.
- А почему они нагие, Юрий?
- За долгие годы скитаний, жизни в узких пещерах одежда рвется, а новая таким великим аскетам, как понимаешь, уже не нужна. По мере того, как одежда отшельника рвётся, душа всё сильнее освобождается от телесных уз и соединяется с Богом. Нагие старцы обнажаются как бы во образ избавления от грубой плоти. Вот и являются избранным в своем истинном виде. Либо заблудившимся, заблудшим в нужную минуту, чтобы помочь.