Unagdomed
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.498
Реакции:371
Баллы:83
Изначальный смысл бани заключается в заботе о чистоте тела человека, а воздействие банной процедуры начинается с кожи. У различных народов существуют свои банные традиции. И хотя средства, применяемые для очищения, во многом совпадают, аналогов русской парной бани практически не существует. Но если в дореволюционной России рабочим полагалась специальная надбавка к зарплате для посещения бани, то в настоящее время цены в банях такие, что их может позволить себе далеко не каждый человек. В ванной же удается только поверхностно прогреть тело и смыть грязь с кожи.
В Древней Руси существовал такой метод очищения от хворей и недомоганий, как прогревание на печи, с последующим омовением тела.
В детстве мне приходилось проходить такую процедуру. Целую ночь я проводил, лежа на прогретой печи, а поутру все мое тело было расслабленным- создавалось ощущение, будто все мышцы отошли от костей. После омовения с приговорами и стакана травяного настоя я чувствовал себя совершенно здоровым. Современная наука объясняет этот феномен прогреванием в инфракрасном диапазоне, излучаемом натопленной печью.
В настоящее время существуют специальные кабинки с установленными в них инфракрасными излучателями. После 20 минут нахождения в кабинке при сравнительно невысокой температуре начинается обильное потоотделение. К концу первого часа пребывания (с перерывами на отдых) потоотделение значительно усиливается, так как прогрев достигает глубинных структур организма. В этом есть определенный лечебный смысл, однако, в отличие от русской парной бани, здесь происходит не только потоотделение, но и испарение пота. В целом, очищение становится чисто механическим действием, а не ритуальным.
Еще интереснее древний способ прогревания внутри протопленной и остуженной до определенного состояния печи. Саму печь вычищали от золы, выстилали соломой и помещали туда человека для проведения лечебной процедуры. В старорусских сказках сказывалось: «На лопату, да и в печь». А ведь действительно, в печь залезали при помощи специальной лопаты. Такая процедура позволяла очистить тело не только от хворей, но и от паразитарных структур, способных внедриться в организм через кожу. Эти паразиты, длинные и тонкие, очень похожи на волос, потому в народе их так и называют: «волос». При ритуале глубокого прогревания тела, лежащего на соломе, паразиты сначала вылезают из тела на поверхность кожи, а затем перемещаются в полые стебли соломы. После этого солому сжигают в печи.
Существуют и другие разновидности этого ритуала. Например, весной в определенное время проводили такую процедуру: человек глубоко прогревался в парной, затем обнаженным катался в талом снегу на реке. После этого его полностью заворачивали в соломенные маты и опять несли на прогрев в парилку. Активация организма происходила на очень высоком уровне: так в древности исцеляли многие болезни, в том числе, женское бесплодие.
В больших семьях на Руси специально строилась паровая баня, где мылись и парились не просто в сухом тепле, а в пару. Она представляла собой одно помещение, в центре которого возводилась специальная калильная печь с булыжником (каменка), которая топилась «по-черному». Также там находился полок с приступками и подголовьем, на котором парятся- лавки вокруг стен, на которых моются- чаны с горячею и холодною водою или краны для этого в стене- шайки для мытья и оката, вехотки (мочало) для мылки, веники (дубовые или березовые) для парки. При порядочной бане был и предбанник, где раздевались, отдыхали, запивали баню квасом и пр.
Раньше на Руси говорили «Помни день субботний: иди в баню». «Постничай по середам, ходи в баню по субботам, все в свое время». «Баня все грехи смоет». «Баня смоет, шайка сполоснет». «Как с гуся вода», приговаривают, окатывая водою. «С гуся вода, с тебя худоба». «Болести в подполье (с водой), на тебя здоровье». «Веник в бане господин». «Веник в бане всем начальник». На Руси место, где баня стояла, почиталось нечистым: считалось, что строить на нем избу не годится. Согласно поверью, в бане поселялся банник (байник) – разновидность злого духа, домового. Пар временно выживал его, но в нетопленой бане он обосновывался прочно. Особенно банник не любит рожаниц, которых, однако, по тесноте в избе, всегда выводят в баню- но их там нельзя покидать одних. Нельзя было после полуночи одному человеку заходить в нетопленную баню.
В Древней Руси существовал такой метод очищения от хворей и недомоганий, как прогревание на печи, с последующим омовением тела.
В детстве мне приходилось проходить такую процедуру. Целую ночь я проводил, лежа на прогретой печи, а поутру все мое тело было расслабленным- создавалось ощущение, будто все мышцы отошли от костей. После омовения с приговорами и стакана травяного настоя я чувствовал себя совершенно здоровым. Современная наука объясняет этот феномен прогреванием в инфракрасном диапазоне, излучаемом натопленной печью.
В настоящее время существуют специальные кабинки с установленными в них инфракрасными излучателями. После 20 минут нахождения в кабинке при сравнительно невысокой температуре начинается обильное потоотделение. К концу первого часа пребывания (с перерывами на отдых) потоотделение значительно усиливается, так как прогрев достигает глубинных структур организма. В этом есть определенный лечебный смысл, однако, в отличие от русской парной бани, здесь происходит не только потоотделение, но и испарение пота. В целом, очищение становится чисто механическим действием, а не ритуальным.
Еще интереснее древний способ прогревания внутри протопленной и остуженной до определенного состояния печи. Саму печь вычищали от золы, выстилали соломой и помещали туда человека для проведения лечебной процедуры. В старорусских сказках сказывалось: «На лопату, да и в печь». А ведь действительно, в печь залезали при помощи специальной лопаты. Такая процедура позволяла очистить тело не только от хворей, но и от паразитарных структур, способных внедриться в организм через кожу. Эти паразиты, длинные и тонкие, очень похожи на волос, потому в народе их так и называют: «волос». При ритуале глубокого прогревания тела, лежащего на соломе, паразиты сначала вылезают из тела на поверхность кожи, а затем перемещаются в полые стебли соломы. После этого солому сжигают в печи.
Существуют и другие разновидности этого ритуала. Например, весной в определенное время проводили такую процедуру: человек глубоко прогревался в парной, затем обнаженным катался в талом снегу на реке. После этого его полностью заворачивали в соломенные маты и опять несли на прогрев в парилку. Активация организма происходила на очень высоком уровне: так в древности исцеляли многие болезни, в том числе, женское бесплодие.
В больших семьях на Руси специально строилась паровая баня, где мылись и парились не просто в сухом тепле, а в пару. Она представляла собой одно помещение, в центре которого возводилась специальная калильная печь с булыжником (каменка), которая топилась «по-черному». Также там находился полок с приступками и подголовьем, на котором парятся- лавки вокруг стен, на которых моются- чаны с горячею и холодною водою или краны для этого в стене- шайки для мытья и оката, вехотки (мочало) для мылки, веники (дубовые или березовые) для парки. При порядочной бане был и предбанник, где раздевались, отдыхали, запивали баню квасом и пр.
Раньше на Руси говорили «Помни день субботний: иди в баню». «Постничай по середам, ходи в баню по субботам, все в свое время». «Баня все грехи смоет». «Баня смоет, шайка сполоснет». «Как с гуся вода», приговаривают, окатывая водою. «С гуся вода, с тебя худоба». «Болести в подполье (с водой), на тебя здоровье». «Веник в бане господин». «Веник в бане всем начальник». На Руси место, где баня стояла, почиталось нечистым: считалось, что строить на нем избу не годится. Согласно поверью, в бане поселялся банник (байник) – разновидность злого духа, домового. Пар временно выживал его, но в нетопленой бане он обосновывался прочно. Особенно банник не любит рожаниц, которых, однако, по тесноте в избе, всегда выводят в баню- но их там нельзя покидать одних. Нельзя было после полуночи одному человеку заходить в нетопленную баню.