dr.hamelion
Well-Known Member
составил Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж
О практиках, связанных с двадашантой, мы можем встретить много информации в Шри Видья тантрах, Трике, Кубджике, описание ее архетипов - в текстах Горакшанатха. Но у Горакшанатха, по сравнению с другими, детализаций в описании значительно меньше. Это обусловлено тем, что традиция натха-йогинов изначально надконфессиональна, наглядных примеров тому более чем достаточно, многие наиболее известные натховские Гуру, Сиддха-пуруши, принадлежали к разным религиозным направлениям.
Двадашанта в переводе означает завершение двенадцати, т.е. двадашанта - это опыт раскрытия пробужденной силы Кундалини, она имеет двенадцать уровней. Обычно в практике двадашанты - это точки, которые отмеряются расстоянием, равным "барах ангуль" (двенадцати пальцам).
Есть несколько двадашант: в тантрах перечисляются, как правило, три, две из которых - наиболее известные. Кроме этого, есть разные практики двадашанты, соответствующие разными традициями, например, в Шри Видье двадашанта связана с известной мантрой панчодаши, в Кашмирском шиваизме - с ОМкарой. Также в Кашмирском шиваизме некоторые практики ориентированы на пространство, берущее начало от кончика носа, связанное с длиной входящего и выходящего из ноздрей воздуха. Описание этой техники вы можете встретить в Виджняна-бхайрава-тантре. Другая техника ориентирована на восходящий и нисходящий потоки энергии (арохан-аварохан или анулома-вилома) вдоль позвоночника и в пространстве двенадцати пальцев над макушкой головы. В практиках анава-упаи Кашмирского шиваизма двадашанта упоминается как метод работы с праной, где исходящий из ноздрей поток воздуха соотносится с практиками дхьяны и дхвани. Подобную технику или, скорее, ориентир для практики, мы встречаем у Горакшанатха в "Сиддха-сиддханта паддхати", где он ее называет направлением внимания на "бахир-лакшью" (внешний объект постижения). Несмотря на то, что многочисленные комментаторы ССП, написавшие пояснения на хинди и на английском (кстати, часто грешащие неточностями), поясняют, что внешняя лакшья - это любой внешний объект (например, кто-то предлагает использовать как объект почитания мурти или янтру), это, конечно, может быть и так, но все же такое пояснение не является полным. Если мы рассмотрим описание внешней лакшьи, данное "Мандала-брахмана-упанишадой" и др. текстами, то встретим там практически то же самое, о чем писал Горакшанатх. Основное сходство в том, что в описании внешней лакшьи подразумевается некая неразрывность с энергетической структурой практикующего. И что самое интересное, такой же принцип и в практиках Кашмирского шиваизма - предпочтительна медитация, которая ориентируется на внешний объект, наиболее приближенный к субъекту. Практика с более удаленным объектом считается более низкой по уровню, что, собственно говоря, дает объяснение описанию внешней лакшьи, согласно Горакшанатху.
О практиках, связанных с двадашантой, мы можем встретить много информации в Шри Видья тантрах, Трике, Кубджике, описание ее архетипов - в текстах Горакшанатха. Но у Горакшанатха, по сравнению с другими, детализаций в описании значительно меньше. Это обусловлено тем, что традиция натха-йогинов изначально надконфессиональна, наглядных примеров тому более чем достаточно, многие наиболее известные натховские Гуру, Сиддха-пуруши, принадлежали к разным религиозным направлениям.
Двадашанта в переводе означает завершение двенадцати, т.е. двадашанта - это опыт раскрытия пробужденной силы Кундалини, она имеет двенадцать уровней. Обычно в практике двадашанты - это точки, которые отмеряются расстоянием, равным "барах ангуль" (двенадцати пальцам).
Есть несколько двадашант: в тантрах перечисляются, как правило, три, две из которых - наиболее известные. Кроме этого, есть разные практики двадашанты, соответствующие разными традициями, например, в Шри Видье двадашанта связана с известной мантрой панчодаши, в Кашмирском шиваизме - с ОМкарой. Также в Кашмирском шиваизме некоторые практики ориентированы на пространство, берущее начало от кончика носа, связанное с длиной входящего и выходящего из ноздрей воздуха. Описание этой техники вы можете встретить в Виджняна-бхайрава-тантре. Другая техника ориентирована на восходящий и нисходящий потоки энергии (арохан-аварохан или анулома-вилома) вдоль позвоночника и в пространстве двенадцати пальцев над макушкой головы. В практиках анава-упаи Кашмирского шиваизма двадашанта упоминается как метод работы с праной, где исходящий из ноздрей поток воздуха соотносится с практиками дхьяны и дхвани. Подобную технику или, скорее, ориентир для практики, мы встречаем у Горакшанатха в "Сиддха-сиддханта паддхати", где он ее называет направлением внимания на "бахир-лакшью" (внешний объект постижения). Несмотря на то, что многочисленные комментаторы ССП, написавшие пояснения на хинди и на английском (кстати, часто грешащие неточностями), поясняют, что внешняя лакшья - это любой внешний объект (например, кто-то предлагает использовать как объект почитания мурти или янтру), это, конечно, может быть и так, но все же такое пояснение не является полным. Если мы рассмотрим описание внешней лакшьи, данное "Мандала-брахмана-упанишадой" и др. текстами, то встретим там практически то же самое, о чем писал Горакшанатх. Основное сходство в том, что в описании внешней лакшьи подразумевается некая неразрывность с энергетической структурой практикующего. И что самое интересное, такой же принцип и в практиках Кашмирского шиваизма - предпочтительна медитация, которая ориентируется на внешний объект, наиболее приближенный к субъекту. Практика с более удаленным объектом считается более низкой по уровню, что, собственно говоря, дает объяснение описанию внешней лакшьи, согласно Горакшанатху.