Divider

ЕГИПЕТ Лекция IV

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.519
Реакции:129
Баллы:63
Первым делом необходимо разобрать проблему видения Бога в Древнем
Египте. Что же было в Египте монотеизм или политеизм? Вопрос этот
непривычен, так как обычно принято говорить о многобожии в Древнем
Египте, но серьёзное изучение ставит более сложные вопросы. Отец
Александр Мень в своей книге «Магизм и единобожие» однозначно относит
египетскую религию к магизму, но для современной египтологии этот вопрос
является открытым.

Для нас это особенно важно, потому что мы говорили, что в отличии от
религии доисторического человека, религия внеисторического человека
склоняется к пандемонизму. Но есть и религия древнего человека, которая
судя по её признакам склоняется скорее к монотеизму. Поэтому особенно
интересно взглянуть на религию Древнего Египта, подтверждает ли она
монотеистическую точку зрения или политеистическую.

С доисторического времени Бог изображается значком:



которому даются самые разные объяснения, произносится он как ntr
(нечер), это звучание восстановлено благодаря коптскому языку, где есть
слово нойте. И звучание этого иероглифа и его изображения значимы. Сэр
Эрнст Альфред Уолес Бадж (1857-1934) в своей книге «Египетская религия и
египетская магия» говорит, что это изображение это безусловно каменный
топор, секира. В более крупных и ранних изображениях видно древко и
ремни, которыми привязана каменная часть к деревянной. Символом
Бога-Творца в мегалите тоже является каменный топор, которые закапывали
в основания менгиров. То что слово нечер это Бог это явствует не только
из коптского языка, но до нас дошёл ещё один очень интересный текст с
которого началась дешифровка египетского языка, это так называемый
Розетский камень, надпись на нём 196 года до Р. Х. Он сделан уже в эпоху
греческих царей, и надпись на нём сделана на трёх языках, на греческом,
на древнеегипетской иероглифике и на древнеегипетской демотике. С Нового
царства иероглифика используется только для монументальных священных
текстов, а так использовалась скоропись, которая очень сильно отошла от
иероглифики и очень сильно напоминает арабский шрифт. Жак-Франсуа
Шомпальон взяв этот камень смог расшифровать египетский язык, сложность
была в том, что греческий язык буквенный, а египетский слоговой. В этом
камне не раз употребляется слово Бог (????), переводом которого является
слово нечер, то есть совершенно очевидно, что это одно и тоже слово.
Бадж открыл, что в Новом царстве эти верёвки перестают изображать, топор
становится металлическим.

Но этот символ, который можно интерпретировать как Бог как мощь, сила,
подвергся сомнению. Сэр Алан Гарденер предложил новую трактовку,
говорит, что это не топор, а флаг, так как перед египетскими храмами
часто ставили на шестах флаги. Но флаг изображает Бога, или знак Бога
копирует флаг? Это две разные вещи.

Эрик Хорнун пишет, что это действительно флаг, но флаг не иероглиф от
флага, а флаг от более древнего изображения Бога. Он напоминает, что в
Египте принято изображать мумию как вертикально, так и лежачую, а данный
символ есть именно изображение мумии, но перевёрнутое с ног на голову.
Это явная спекуляция. Он объясняет свою интерпретацию так. Мумия это
изображение умершего, умерших называли нечер, следовательно всё
правильно. Умерших и правда называли нечер, чтобы подчеркнуть, что
происходит процесс обожения и умершие становятся богами.

По-коптски слово нойте очень напоминает слово нойтен, которое является
тем же что и слово натр. Есть такая Нитрийская долина, которая была
обиталищем многих подвижников, расположенная между Каиром и
Александрией. В Нитрийской долине добывается щёлок, который используется
для приготовления мыла, но в Египте он использовался также в
мумификации, это имело символическое значение, это было биохимическим
знаком обожения умершего. Щёлок это древнейшее очищающее средство, он
растворяет все жиры и всякую грязь. Слово натр - это чистый, то есть это
Тот, Кто не грязен как люди, не запачкан грехом, а Тот, Кто не имеет в
себе ничего грешного. Для египтянина была важна эта чистота Бога.
Поэтому имя Бога «Чистый». В 25-том речении Текстов Пирамид говорится:
«О Неферкара, прими натр, предназначенный тебе, дабы стал ты богом», то
есть натр как очищение человека для его обожения. Это представление о
том, что надо человеку очиститься чтобы стать как Богу, это главная идея
имени. Не для того даётся имя нечер, чтобы противопоставить человека
Богу, а для того чтобы показать путь от земли на Небе, это путь идёт
через очищение.

Тексты Пирамид, параграфы 2095-2096: «Восстань Неферкара, и взойди к
солнцу в мире (речь идёт об умершем царе, надпись в покое где лежит
саркофаг), ты посланец великого Бога, ступай на небе, пройди врата
небосклона. Да поведёт тебя Геб (Земля – одна из божественных личностей
в Египте), тебя имеющего душу свою с собою, тебя могущественного,
имеющего мощь в теле своём. Божественная сила твоя во главе всех живых,
божественная мощь твоя во главе всех воскресших».

Мы противопоставляем монотеизм политеизму, но всё не так просто. В
Ветхом Завете слово бог многократно употребляется во множественном
числе. В одном из псалмов те к кому обращено слово Божие называются
богами, и вообще очень часто встречается упоминание богов во
множественном числе. На Древнем Востоке категория «бог» была более
широкой чем только Бог-Творец, обоженый человек тоже бог, то есть святой
человек это бог по благодати. Божественные энергии исходящие от него
тоже божественны.

Слово нечер употреблялось в отношении целого ряда сущностей. Во-первых,
это Бог-Творец, единственный и нет второго подобного Ему. Но Бог-Творец
именуется разными именами, в зависимости от того, какой аспект
божественного хочет подчеркнуть говорящий. Кроме того, Бог-Творец
существует в двух ипостасях, в ипостаси Бога по ту сторону творения и в
ипостаси Бога творящего и это два разных личности имеющие одну сущность.
Второй уровень, это многочисленные духи сотворённые Богом, но
осуществляющие Его воля, не имеющие своей воли, отличной от воли Божьей,
это слуги Божие. В текстах говорится, что они произошли из пота
Бога-Творца. Третья категория, это обоженый умершие, это люди которые
достигли божественного, стали просветлёнными. Аху – сияющий. Они
изображаются в виде ибиса. Они тоже все боги. И нечри – обожение,
превращение из человека в бога это столь же горячая мечта египтянина,
как и православного. И наконец четвёртая категория, это люди живущие на
этой земле, но чистые и пребывающие в Боге. Это, во-первых, царь,
который бог по плоти, по определению, то есть царь должен быть таковым,
но он не противопоставлен народу, а здесь на земле живая икона Бога.

Принято считать, что египтяне были солнцепоклонниками и полагали солнце
богом. На самом деле солнце не было богом никогда. Но действительно
слово Ра – солнце, которое иероглифически изображалось так:

Но когда египтяне говорили о Боге они добавляли один из божественных
детерминативов, это мог быть знак нечер, а мог быть знак солнца, то есть
египтяне всегда подчёркивали это солнце как светило или это солнце как
икона Бога. То есть солнце было тоже живой иконой Бога. Почему? Плутарх
в своём трактате «Об Изиде и Осирисе» прямо говорит, что солнце считают
телом благой энергии, и как бы зримым выражением сверхчувственной
сущности. Здесь мы можем заметить, что поэтика Ветхого Завета не так уж
далека от Древнего Египта. 87 псалом 14 стихе: «Рано утром молитва моя
предваряет Тебя», здесь говорится о предварении солнца, которое является
иконой Бога, а в 83 псалме в 12 стихе прямо говорится, что Господь Бог
есть солнце. Речь идёт о том, что и для царя Давида солнце было живой
иконой Тварца. Один из наших богословов ХХ-того века Иван Попов в книге
«Идея обожения в древневосточной Церкви» говорит: «Каждая часть твари и
в себе сомой, и в других созданиях любит только отображение Бога и это
связывает всю вселенную узами взаимного влечения. Видимое солнце символ
Бога. Наша пища, одежда, топливо, само наше тело есть трансформация
солнечного луча и к этому источнику силы в любви и радости тянется всё
живое и чувствующее». Наша одежда, пища, топливо это всё появилось
благодаря солнцу, то есть солнце это податель жизни, это очень важная
идея для египтянина, ещё в эпоху неандертальца солнце было символом
жизни (ориентация умершего по солнцу). Когда человек пытается дать
Богу-Творцу некую форму, то солнце это первое, что приходит ему в
голову. Солнце победитель тьмы и небытия, победитель смерти. За солнцем
есть ещё одно большое значение, оно возрождается, каждый вечер оно
умирает на западе, чтобы потом возродиться на востоке. С этой идеей
возрождения и связана идея победы над смертью. Поэтому для египтян
солнце многогранная вещь. Появляющееся солнце, которое восходит из
смерти в жизнь, это солнце именуется хепри (хепер) – появляющееся, его
знаком является жук скарабей, катящий перед собой навозный шарик.
Поэтому знак скарабея это знак рождения в жизнь. Изображение скарабея с
начертанием на нём 30-того текста Книги Мёртвых помещали на сердце
умершего, а этот текст как раз говорит о воскресении.

Вторым божественным знаком Бога является Атум (tm – тем) – полнота,
целостность, это знак того, что Бог обнимает Собой всё. В Китае в
Дао-де-дзин 45 параграф говорится, что «совершенная полнота подобна
пустоте», потому что она обнимает всё и за её пределами нет ничего.
Словами Атум обозначается и полнота Божества и абсолютная пустота,
бескрайность, беспредельность, безграничность. В Египте существует
формула, Бог говорит «Утром я Хепри, я Ра в полдень, Атум вечером». То
есть понятно, что речь идёт об одном божестве и о трёх его проявлениях.
Утром Он появляется и даёт жизнь, в полдень Он жизнедатель, обеспечивает
бытие всего живого, а вечером Он полнота всего. В Текстах Пирамид 1695
об этом говорится: «Боги вводит тебя (умершего) в бытие, как входит в
бытие Ра в имени Его Хепри, ты проплываешь близ них как Ра, ибо имя Его
Ра, ты отворачиваешь от них лик свой как Ра, ибо имя его Атум». Человек
достигает полноты земного бытия (Атум) и умирает чтобы возродиться в
Боге, поэтому закат не менее важен чем восход, закат это та достойная
смерть за которой следует воскресение в божественный мир.

Довольно часто встречается понятие Нечер-нефер. Нефер – это расти,
являться, цвести, то есть это Бог дающий жизнь. Как раз нечер-нефер
наиболее близко по смысловому значению нашему слову Бог.

Ещё одно имя это Нефертум – это цветущая полнота, то есть дающая жизнь и
цветение всему, это животворящий дух.

Чтобы простецы не думали, что всё это многобожие они составляли цепочки,
единственное число обращали к целой цепочки божественных имён, например,
Атум-Ра, Ра-Гор-Ахти, но всё это в единственном числе.

Ахти – это горизонт.

Гор – это высокий, царящий над всем. Иероглифически изображался сокол.
Поэтому Ра-Гор-Ахти переводится как солнце вышнего (метафизического)
небосклона. С Третьей династии египетского царя начинают именовать Са-Ра
– сын солнца. Первым это имя получил Джедефра (Незыблим как солнце).
Многие говорят, что Атум - это источник энергии, а Ра - это энергия
Атума. С Пятой династии в Египте начинают возводиться огромные солнечные
храмы, до этого доминируют заупокойные постройки, храмы были маленькие и
временные в отличие от гробниц. Когда строится храм этим подчёркивается,
что это место чисто, оно выключено из всеобщего несовершенства и
нечистоты, здесь можно поклоняться Богу, а другой мир нечист. То есть
происходит разделение на сакральное и профанное. Всё это, а плюс к этому
ещё и то, что появляются письменные тексты, говорит о том, что уже
что-то надламывается, уже есть ощущение того, что не всё актуально и
божественно. И огромные храмовые комплексы того периода, это огромная
замощенная площадка с гигантским обелиском, который завершается
пирамидкой, который является образом нисходящего солнца, то же самое и
пирамида, это проекция солнечного света, это обожествление земли. Эти
места так и называются «место молитвы солнцу спустившемуся в жизнь». Все
эти пирамиды и обелиски восходят к категории первого творения, первого
камня, с которого началось творение, он именуется Бен-Бен – сияющий,
лучащийся, он изображается в виде менгира.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу