Divider

ЕГИПЕТ Лекция IX

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Гелиопольская система.

Гелиополь это греческое название, египетское название этого города было
Иуну, так же он известен как библейский город Он. Этот город был
центром, где поклонялись Богу в образе солнца, а это древнейший из
известных образов Бога, который встречается ещё со времён неолита,
солнце считается наиболее адекватным, близким образом Бога.

Немецкая исследовательница Баумгардель, которая провела в Гелиополе
раскопки в конце 40-вых годов, обнаружила огромный священный участок,
площадью почти в пол квадратных километра, на нём были фундаменты
огромных храмов и обелиск Синусерта I (начало второго тысячелетия до Р.
Х.).

Почему же Иуну был выбран этим центром? Почему гелиопольская система так
важна для Египта?

В рассмотрении египетской космогонии, главным является представление о
том, что Бог творит всё благо для всех, и сам человек выбирает добро или
зло и в результате обретает или жизнь, или смерть. Но почему человек
выбирает зло? Если благо прекрасно, то зачем выбирать зло? Только
ответив на этот вопрос можно преодолеть зло. Точно так же к этому
относился египтянин. Ответить на вопрос почему он творит зло означало
победить зло, освободиться от него, и соответственно, сделать то, к чему
была предназначена его жизнь, то есть воссоединиться со своим ка, со
своим идеальным образом, с замыслом о нём Бога, и вернуться в
свербытийственность Бога, по ту сторону творения. Само по себе творение
есть, в некотором роде, разделение Бога, так как после творения есть
нечто свободное от Бога, а именно человек и тот мир, в котором он живёт.
Соответственно, разделённое никогда не может быть совершенным, но
человек может соединиться с Богом чтобы восстановить единство и
совершенство. Пока воля человека синергийна воле Бога мир ещё
совершенен, когда человек отпадает от воли Бога, происходит деградация
всего сотворённого мира. Как раз на вопрос о том, почему человек
выбирает зло отвечает египетское учение о девятерице.

Само название Иуну происходит от жезла Иут. Видимо это древнейший символ
Бога-Творца. Рогатые животные были образом небесного Бога с эпохи
неолита, поэтому рогатый жезл это священный образ небесной власти, это
знак божественной власти. То есть его обладатель имеет божественную
власть. Сам Иуну именовался местом соединения двух миров («Две Страны»).
Это соединение «Двух Стран» это та точка, где соединяются мир небесный и
мир земной, это первая точка творения. Небесный мир это не Нун, а мир
невидимый, ангельский мир, который тоже сотворен. Первой точкой творения
египтяне считают Иуну, вполне возможно это всего лишь символическая
точка, так как каждый храм считался первой точкой, где соединяются небо
и земля. Таких первых точек творения множество. Учёные говорят, что Иуну
возвысился благодаря политическим явлениям, но нам ничего не известно об
этом. Можно лишь сказать, что религиозные центры возникают не по
политическим причинам. Можно предполагать, что Иуну с древности был
святым местом, которое почему-то для египтян твёрдо соединялось с
единством миров. Поэтому каждый храм Египта был образом храма в Иуну.
Это была святыня, так как то место свято, где Бог пребывает на земле.

Гелиополь был центром египетской религиозной учёности, это был огромный
город, где по преимуществу жили жрецы, и где обучали жреческой
премудрости. Страбон писал: « В Гелиополь я видел большие дома, в
которых жили священнослужители ибо в древнее время, по рассказам, этот
город был как раз поселением священников, которые занимались философией
и астрономией. Теперь же это объединение перестало существовать, и его
занятия прекратились. Впрочем и ныне есть в Гелиополе священнослужители
совершающие жертвоприношения и изъясняющие иноземцам весь смысл
священных обрядов». Геродот в своей «Истории» пишет: «нигде в Египте не
знают столь много о божественном как в Гелиополе», а Плутарх в своём
трактате «Об Исиде и Осирисе» пишет что мудрейшие из эллинов Пифагор,
Платон много лет учились у гелиопольских священнослужителей. Этот город
был не только местом соединения неба и земли, но и местом соединения
знания небесного со знанием земным. Мир разделён человеческим грехом.
Соответственно идеальное состояние это воссоединение, таким образом эта
точка была точкой не только первоначального творения, но и точкой
воссоединения. С этим связана и вся царская символика. Верхняя и Нижняя
страна (небесный и земной мир) именовались Верхний - Несук (изображался
знаком тростника, так как образом того мира были поля тростника), а
Нижний – Битик (пчела). Царь был соединителем двух миров, в его титул
входили оба этих знака, и царь был тот, кто воссоединял разделённое. Вот
почему так важен образ царя, как совершенного правителя. К царю не
применимы слова «все люди грешны», «все люди несовершенны». Если грех
человеческий разделяет миры и отделяет земное от божественного, то царь
это та фигура, которая в себе воссоединяет миры, и только в этом смысле
имеет разумное значение подчинение царю. Но если сам царь отделяет себя
от Бога, то и его политика пагубна.

Но мир земной и небесный не только разделённые. Мир земной является
отражением божественного нетварного бытия, поэтому топография неба
соответствует топографии земли. Египтяне пытались выразить ту мысль, что
пока воля на земле и на небе одна и та же, Божья, то есть пока мир
разделён (потенциально, человек свободен) и неразделён (актуально, пока
человек остаётся в воле Божьей) до тех пор земной мир отражает мир
небесный. Как только человек перестаёт желать небесного этот мир
искажается. Задача же восстановить это правильное отражение. Конечно же,
это делает каждый человек, но в период когда возникла монархия в Египте
она возникла именно для того, чтобы хотя бы один человек осуществлял
это. Царь соединяет миры фактом своего правильного бытия и управляет
миром именно для того чтобы большинство могло войти в этот небесный мир.
Поэтому главным знаком могущества царя были две госпожи, которые
именовались нефти (неф – это господин и ти – это множественное число
женского рода), это то, что называется царским уреем – знаком на царской
короне, это самка коршуна и самка кобры. Самки потому что это нисходящие
энергии, которые исходят вовне, они всегда женского пола. Коршун – это
знак власти над небесным миром, а кобра – знак власти над земным миром.

Птах Нун и Птах Нунет это Тот Бог в Себе, который творит Атума. В тот
момент, когда божественное инобытие (Нун) начинает создание, Оно
начинает его с того, чем создавать и это Атум. Женский род Птах Нунет
здесь не более чем знак, знак того, что здесь идёт речь о рождении мира,
всё равно здесь одна личность. Для египтянина было важно увидеть как это
полнота (Атум) создаёт мир. Начало создания мира, перехода
сверхбытийности в бытийность, в Египте именуется септэпи – это та точка,
которая находится в Иуну, и которая есть изменение или возникновение в
вечности (ренев) времени. Рамка в которой живёт человек это не только
пространство, но и время. Человек должен вернуться в вечность, уйти к
ка значит вернуться в вечность. 600-тое речение Текстов Пирамид, эти
слова должен был произносить умерший после смерти, если человек знает
как возник мир, значит он может перейти из этого мира в вечность, он
знает потому что он уже на земле достиг того совершенства, которое
позволило ему жить и обрести это знание. Знание возникает тогда, когда
человек живёт в соответствии с этим знанием. Знание есть опыт жизни.
«Реки, о Атум Хепри, когда возник Ты высотой, когда поднялся Ты сияющей
птицей, камне сияния, в доме сияющей птицы в Иуну, когда Ты выплюнул Шу,
когда Ты изблевал Тефнут, Ты простёр руки Свои, ограждая их, как
простирает руки знак сути (ка, который изображается знаком похожим на
простёртые руки) дабы пребывала в них суть Твоя. О Атум, распри руки
Твои ограждая Нефер Кара, ограждая дом этот (гробницу), ограждая эту
пирамиду, как простирает руки суть, дабы пребывала в них суть Нефер Кара
вовеки веков. О Атум, убереги Нефер Кара сего, эту пирамиду его, этот
дом Нефер Кара, не допусти никакому злу совершиться над ним вовеки, как
уберёг Ты Шу и Тефнут. О Ты, великая девятерица, которая в Иуну, Атум,
Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. О вы, чада Атума,
расширьте сердца ваши к этому чаду Его (Нефер Кара), в имени вашем
девять луков, соделайте чтобы он повёрнут спиной от вас к Атуму, дабы
уберёг он Нефер Кара этого, дабы уберёг он пирамиду Нефер Кара, дабы
уберёг он этот дом его от всех богов и от всех мёртвых и не допустил
никакому злу совершиться над ним вовеки». «Камень сияний» (Вен) и «птица
сияния» (Вену) - это как раз то, что показывали в храме Иуну и говорили,
что это святая святых. Это место называли «высоким песком», с этого
начиналось творение. Вен – это то, что возникло в результате восхождения
Атума, это первый материальный предмет, первое творение в океане Нуна.
Вену – птица (которая потом стала Фениксом), которая изображалась орлом,
но изначально изображалась трясогузкой, потому что самое главное было,
что она садиться на кочку среди болота. Среди вод Нуна возникает первая
земля и на неё садится первое живое существо. Это знак творения жизни.
«Камень сияния» и «птица сияния» - это знаки возникновения мира. Причём
«камень сияния» в символике гелиопольской модели это было семя Атума,
которое и стало первой точкой творения. Этим подчёркивается, что
творение и Творец имеют одну природу, так же как семя и тот из кого семя
изверглось. Образ семени похож на образы слюны и слезы, но символ семени
более сильный, так как семя является источником жизни. Таким образом,
мир творится божественным, но свободным. Так же как семя, которым
зачинается ребёнок – это отец, утроба в которой зачинается ребёнок – это
мать, но ребёнок сам по себе.

«Сияющий камень» изображался в виде мегалитического менгира. Поэтому
можно подозревать, что и в мегалите эти камни были теми же знаками того,
что умерший, его дух возвращается к Богу.

Так творится рамка мира. Всё дальнейшее это создание того, что есть
человек. Атум создаёт первую двоицу: Шу (свет) и Тефнут (выплеванное).
Тефнут - это Маат. Из называют «двоицей львов» и изображают как два
лежащих льва, за которыми восходит солнце. То есть это то основание без
которого мир не создастся. Мир начинается не со светил, не с воды, не со
света, не с животных и растений. Мир начинается с правды и сияния
(явления бытия). Бог в Себе это та тьма, которая превыше всякого света.
Сияние это то, что явлено для нас, мир явился, теперь он зрим, это Тот
же Бог, но теперь это явленное. И в этом божественном явленном мире
пребывает то, что и даёт ему жизнь – это Маат (правда). Мир создаваемый
это точное отражение божественного, и это точное отражение и есть закон
(Маат). Поэтому тот, кто поступает по закону, тот поступает по Богу.
Маат главная категория египетского сознания. Всё в мире и страшный суд
совершаются под знаком Маат. И царь правит воплощая Маат. Царь вставал
до восхода солнца, потому что он должен был приветствовать солнце как
своего отца, и ему подносилась статуэтка Маат, это знак того, что он
должен жить и править в соответствии с правдой. Только тогда царь
является царём.

Шу и Тефнут, уже как пара, рождают вторую пару: Геб и Нут. В египетских
текстах говорится, что они зачаты фаллосом Шу и рождены утробой Тефнут.
Речь идёт о том, что это уже творение из одного другого путём соединения
двух в одно. Геб и Нут – это земля и небо, речь идёт о сверхземле и
сверхнебе. Геб – это идеальная земля на которой обитает правда, это
материя, но она предназначена вечности. Нут – это совершенный небесный
ангельский мир, мир высших духовных сил. Интересно что в Египте, в
отличие от прежних представлений, земля имеет мужской род, а небо
женский. На изображениях часто показаны соединяющиеся Геб и Нут, и между
ними стоит Шу, который поднимает Нут от Геба, то есть он разводит небо и
землю, это символизирует, что творение прекращено. Но есть и более
глубокое понимание почему земля мужское начало, а небо – женское. Это
ступени от совершенного мира тварного к небесному миру нетварному, от
небесного мира нетварного через правду и свет к полноте Атума. Первый
кто встречает умершего на небе и ведёт его к Атуму это Геб. В Текстах
Пирамид говорится: «Прими главу свою, собери кости свои, прими пиво
которое не прокисло и хлеб который не испорчен плесенью. И возойди на
небо к Отцу своему. Привратник (Геб) встречает тебя у врат закрытых для
людей, берёт тебя за руку и ведёт тебя к Отцу твоему Атуму. И ты
становишься первым среди звёзд негибнущих (это те умершие, которые уже
пребывают в Боге)».

Геб и Нут рождают ещё четырёх детей, это Осирис, Исида, Сет и Нефтида.
Осирис это ближайший к человеку божественный образ. Он изображался
троном над которым царит глаз. Глаз это образ творения, трон – знак
могущества, власти. Имя Усир – это именно «глаз и трон». Осирис
именуется зерном, создателем всего этого земного блага. Конечно же это
бог, но одновременно это и совершенный царь, и совершенный человек. Он
творит только благо, только создаёт, только рождает. Осирис это тот, кто
даёт жизнь всему земному, находясь уже на земле. Можно сказать, что
Осирис это первозданный Адам, человек совершенный, рождённый от Бога, и
пребывающий в Боге, возделывающий эту землю. У нас нет древних
свидетельств о деятельности Осириса, египтян не это интересовало, но у
нас есть в священных ритуальных текстах другие известия об Осирисе. И то
что Осирис это жизнь египтяне говорили однозначно. А свидетельства,
которые говорят о жизни Осириса, это свидетельства Плутарха. Осирис был
великим царём, который всему миру дал культуру, дал знания, дал строй
жизни. То есть он принёс правду во все пределы мира. Его женой и
сестрой, они стали мужем и женой ещё в утробе Нун, является Исида. Исида
это нисходящая энергия Осириса, это его сила, дающая всему жизнь. Исида
это идеальная жена. Братом Осириса является Сет. Сет это самое
загадочное существо, но оно показывает очень глубокое понимание причины
человеческой гибели, причины разрушения мира.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу