Divider

ЕГИПЕТ Лекция VI

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Столицей Верхнего Египта являлся Уахтес (Уасет), который больше известен
как Фивы, как его называли греки по аналогии со своим городам. Только
греческий назывался «Семивратные Фивы», а египетский – «Стовратные
Фивы». Город Фивы это главный центр почитания Бога-Творца в Его имени
Амон (imn). Это имя появляется поздно, впервые оно встречается в Текстах
Пирамид в пирамиде Пепи I в 579 речении: «Торопятся привратники твои
(умершего фараона), поспешают гонцы твои, ускоряют шаг глашатаи твои,
возвещают они Ра, что грядёшь ты, о Пепи. Ты, сын Геба, воссевший на
престоле Сокрытого (Амона)». Таким образом слово «Амон» обозначает
незримый, сокрытый. Это эпитет, в данном тексте Амон и Ра это одно и
тоже. Уже в Среднем царстве и далее не было более любимого египтянами
имени Бога чем Амон-Ра, то есть Незримое Солнце. Имя не встречается в
Древнем царстве, а появляется только с Первого переходного периода. И мы
можем предположить, что это искусственное имя, которое было внедрено
именно в Фивах когда оно понадобилось. Почему же оно понадобилось именно
тогда, и почему это имя потом оставалось предпочтительным?

Видимо именно в момент деградации в конце Шестой династии, в Первый
переходный период, происходит одичание народа. Человек перестаёт
переживать и воспринимать духовные сущности, он начинает воспринимать
религиозное, духовное, божественное как элемент земного, то есть человек
воспринимает религию как магию, как что-то внешнее. Это происходит
потому что забывается трансцендентная природа Бога, забывается что не
Бог нам Помощник в этой жизни, а мы помощники Богу в организации этой
жизни. То есть человек сводит Бога к этому миру. Любая духовная
сущность, если её использовать, а не ей служить, ускользает, она
подменяется демонической сущностью, потому что использовать можно только
демонов, но в итоге демоны будут использовать тебя, а Богу можно только
служить. И в эпоху смуты так всегда и происходит. Поэтому перед
священниками Египта стояла задача вернуть людей к Богу, и они пытаясь
показать, что речь идёт не о солнце, не ему надо поклоняться, не
рассвету и не закату, речь идёт о Боге, который находится по ту сторону
всего этого. Именно в этот момент появляется эпитет незримый (Амон) или
«Тот, Чьё имя сокрыто» (Амон Ренеф), то есть идёт напряжённое учение
тому, что в греческой богословской традиции называется апофатикой.

Почему надо скрывать своё имя? В молитве Соломона при освящении храма в
Иерусалиме говорится, что Господь сказал, что Он благоволит обитать во
мгле. Почему Господь не являет Себя людям? Всё это потому что Бог –
Иное, Он не познаваем, Он не есть часть того мира, который мы можем
видеть. Между человеком и Творцом всегда есть грань, поэтому и имя Его
сокрыто. Египетские священнослужители понимали, что хотя Бог и незрим в
своей сущности, но Он открыт людям, Он к людям близок. Это вовсе не Бог
отдыхающий, каковым Он присутствует у неписьменных народов, где Он ушёл
из мира. Но Бог близок человеку не своим естеством, а близок своими
энергиями, то в нас, что божественно, соединяется с Ним. В Берлинском
папирусе говорится: «Он далёк для взора, но близок слухом», то есть Бог
не видим, но ему можно молиться. «Дух Твой на Небе, но образ Твой на
земле». Образ Божий египтяне понимали очень широко, поэтому в первую
очередь этим образом был сам человек, которого называли живым образом
Божьим, в отличии от статуй, изображений, которые тоже в Египте в
изобилии имелись, и даже иногда те или иные животные считались
священными образами Бога в том или ином месте. В одной провинции
почитали крокодилов, в другой ибисов, всё потому что они в данной
традиции считались живой иконой божественного. В этом принципе было
очень много логики, любое творение это Божье творение, поэтому любое
животное такое же замечательное существо как и человек. Поэтому египтяне
могли уподобить любое животное Божеству, если им казалось это
подходящим.

Амона называют воздухом, дыханием жизни в ноздрях всех существ. Но это
не потому что Он воздух или бог воздуха, он воздух и дыхание потому что
Он даёт жизнь. Тому что даёт жизнь человек не придумал ничего лучшего
чем слово «дыхание». В этом же Берлинском папирусе говорится, «когда
отходишь Ты, наступает смерть», то есть когда Бога нет рядом, человек
умирает, так же как когда нет дыхания человек умирает. Карнакская
надпись эпохи Рамзеса III: «Твоя сущность - солнце (Ра), плоть Твоя –
дыхание для каждого носа, Тобою дышат дабы жить». В Берлинском папирусе:
«Ты небе, Ты земля, Ты инобытие, Ты вода, Ты воздух между ними. Впереди
Тебя вечность и позади Тебя вечность, Ты еси бесконечность, Ты объемлешь
оба конца вечности, нет конца бытию Твоему».

В Греции судьба, рок, фатум стояли над богами, но ничего подобного нет в
Египте. «Судьба подвластна Ему, годы в руке Его, богини судьбы
повинуются Его велению», то есть Он определитель судьбы. Но Он не только
великий и всемогущий Господь, «Он кроткий, милостивый, любвеобильный и
добросердечный Бог, внимающий молитвам, приходящий на зов». «Для
верующих в Него нет гибели под Его защитой, сердца переполнены Им, они
не насытятся любовью к Нему. Любовь к Нему не иссякнет вовеки. Не в
страхе и нужде, но в радости люди славят Бога, своего Творца». Даже наши
молитвы к Нему, это Его дар – «Творец наших славословий, Ты вложил их в
сердца наши, создавая нас». Эти слова датируются 20-тым веком до Р. Х.,
но возможно они были уже и раньше.

Чтобы понять, что такое понимание Бога как незримого, находящегося по ту
сторону можно обратить внимание на один из гимнов, гимн Амону-Ра
сохранившийся в Лейденском папирусе примерно 1300-1200 гг. до Р. Х.:
«Первый, вошедший в бытие, в начальные времена, сокрытый, незнаемо
таинственное естество Его. Не пришёл ни один бог в бытие прежде Него. Не
было иного бога с Ним дабы мог Он поведать об образе его. Нет матери у
Него от которой могло бы быть познано имя Его. Нет отца у Него который
бы родил Его и который бы мог сказать все «Аз есмь». Создавший Сам яйцо
своё. Дух непостижимый рождением Своим. Сам сотворивший рождение Своё.
Бог прекрасный, Сам введший Себя в бытие. Все боги вошли в бытие, когда
Он положил начало Себе». «Таинственными образами, блистающими
проявлениями, Бог причудный, многовидный, все боги восхваляют Его дабы
величаться красотою Его, непреходящей божественностью Его. Сам Ра единый
с телом Его, Он ветхий днями, пребывающий в Голиополе, зовут Его
созидателем земли и незримым, вышедшим из бездны небытия, водителем
человека. Говорят, что восьмёрка проявление Его, что Он создал
первоначальных, что Он произвёл солнце, что Он Атум, что Он одно тело с
Ним, что Он вседержитель начало сущего. Говорят, что дух Его на небесах,
что Он пребывает в инобытии и предваряет всех на востоке, что дух Его на
небесах – тело на западе, а образ в Варманте (одно из мест почитания),
возвещающий о явлении Его. Но незрим Амон, скрывает Он Себя, непостижим
для богов, даже свет Его неизвестен. Безмерно превознесён Он над
небесами, бесконечно далёк Он от инобытия, и ни один бог не ведает
истинного облика Его, письмена не могут выразить образ Его, никто не в
силах свидетельствовать о Нём. Столь таинственен Он, что полнота славы
Его не может быть явлена, столь велик, что нельзя вопрошать о Нём, столь
могуществен, что непознаваем. Смерти подвергается каждый, кто вольно или
невольно произносит тайное имя Его. И не ведают боги как по имени звать
Его, ибо тот Он, Чьё имя сокрыто, дух таинственен». Слова о том, что
Бога не видел никто никогда, это то что вынес Моисей из Египта, вот что
является египетским чувствованием Бога. Здесь вспоминаются слова из Дао
Де Дзин: «Имя которое может быть названо не есть постоянное имя,
безымянное есть начало неба и земли». Ни одно имя не выражает Его, Он по
ту сторону имени, поэтому имя Незримый (имен), это наиболее подходящее,
но это всего лишь эпитет. Человек знает, что он не знает Бога, но он
знает, что это прекрасно и знает, что он познает Его тогда, когда станет
одно с Ним. Кусок следующего гимна был обнаружен на пьедестале статуи
13-той династии: «Сладость Твоя в северном небе (Почему «северном»?
Во-первых, там Полярная звезда, в Египте всегда говорится о Полярной
звезде как звезде недвижимой, вокруг которой движутся все звёзды, это
один из образов Творца. Во-вторых, север для египтянина это отрадная
страна, так как северный ветер приносит прохладу.), добротой (красотой)
Твоей исторгаются души (т.е. исторгаются из этого мира и направляются к
Богу), любовью Твоей слабеют (опускаются) руки (т.е. от сильной любви
человек находится в изнеможении), от красоты облика Твоего немеют персты
и в видении Тебя забывают о себе сердца. Ты единственный сотворивший всё
что есть, сокрытый, единый, создавший всё сущее из очей Твоих произошли
люди, а устами Твоими вошли в бытие боги. (Почему из очей? Люди и слёзы
по-египетски практически одинаково произносятся, поэтому египтяне с
древних времён говорили, что люди это слёзы Бога. Кроме того это образ
того, что Бог и человек единой природы, одного естества. Но вся проблема
в том, что это естество сокрыто о нас самих, поэтому мы отделены от
Бога. Задача любого религиозного человека это в себе найти единство с
Богом и открыть его другим. Почему боги созданы устами? Всё потому что
боги – это служебные духи, просто их называют словом нечер. Они
повинуются воле Бога.) Создал Ты траву на пользу скоту и плод древесный
для человека, соделал Ты так, что имеет рыба жизнь в реке, а птицы парят
в поднебесье. Ты даёшь дыхание тому кто в яйце, жизнь сыну улитки. Комар
живёт благодаря Тебе и червь, и муха по образу, который Ты дал им.
Снабжаешь Ты всем потребным мышей в норах, даёшь жизнь летучим существам
на каждом древе. Слава Тебе, сотворившему всё это, сокрытому, единому со
множеством рук (египтяне так и изображали Творца, как солнце у которого
лучи кончаются ладонями), бодрствующему ночью, взыскующему доброго для
творений твоих. Сокрытый, пребывающий во всём, полнота и высота
небосклона. Ничтожны все молитвы, когда глаголют «Слава Тебе,
истощившему Себя нас ради. Привет Тебе сотворившему нас». Хвала Тебе за
всё творение Твоё. Хвала Тебе за все чужеземные страны, от высоты
небесной до преисподней земли, до бездн зелёного моря».

Так что же всё таки было в Египте? Многие учёные говорят, что Египет это
страна классического многобожия, а как же все приведенные отрывки? В
западной науке есть две чётки традиции, к первой относятся учёные
верующие, которые ясно говорили о монотеизме в Египте, и традиция людей
неверующих, которые утверждали обратное, скорее всего потому что не
имели своего религиозного опыта и не могли всего этого понять. Она
каждое имя, которое на самом деле было эпитетом, объявляли новым богом.
Где-то посередине стоит Бадж, он видел этот монотеизм, но так как жил в
начале века он придерживался модели Тейлора
(анимизм-политеизм-монотеизм), поэтому он говорит, что по всей видимости
политеизм был раньше, но мы о нём ничего не знаем.

Почему всё-таки утверждается, что в Египте многобожие? В. Н. Лосский:
«Политеизм есть лишь низший аспект монотеизма». Но низший не в смысле
развития, а низший в смысле понимания. То есть для людей не достаточно
развитых монотеизм становится политеизмом. Как только монотеизм
становится политеизмом Творец исчезает, Он становится одним из многих.
Как только человек начинает забывать о своём Творце как о едином и
единственном подателе всего, он тут же опускается в магизм и теряет свою
способность к спасению. Мирча Элиаде сказал, что политеизм - это
божественные откровения в разных частях космоса не сведённые слабым умом
воедино. То есть когда человек видит разные проявления божественные, но
не возводит их к Творцу, а каждое почитает само по себе ,тогда он
становится политеистом. Дионисий Ареопагит: «Что касается имён, которые
мы прилагаем к Богу, то они открывают нам Его энергии, которые на нас
снисходят, но нас к Его неприступной сущности не приближают».

Египтяне различные образы Бога изображали различно, то есть каждому
имени соответствовал свой иконографический канон. Для египетской
культуры, которая только начинала быть письменной и ещё сохранила все
аспекты дописьменной традиции, изображение было равно написанному имени.
Поэтому по изображению узнавали какой аспект божественного, хочет
утвердить в данный момент художник, поэтому был чётко сложившийся канон
соединения того или иного имени с тем или иным иконографическим образом.
Поэтому может показаться, что эти разные изображения являются разными
богами.

Кроме того, было топографическое разделение имён Бога, разные центры
почитания. Птаха почитали в Мемфисе, Ра – в Гилиополе, Амона – в Фивах.
Но все имена всё равно соединялись. Но мы понимаем, что не имена
почитались, а один и тот же Бог в разных своих проявлениях.

Есть ещё учение о генотеизме, которое ввёл Макс Мюллер, которое он
разработал на ведийском варианте, который очень похож на египетские
тексты. Он столкнулся с тем, что молятся всегда одному Богу, но богов
много, имён много. Как быть? Генотеизм говорит, что в момент когда ты
молишься тому или иному богу, ты его считаешь единственным, но когда
потом читаешь молитву другому, то ты его считаешь единственным. В
Лейденском папирусе даётся чёткая формула: «Всех богов три Амон, Ра и
Птах и нет среди них второго. Сокрытый зовут Его в имени Его Амон, Он Ра
ликом Своим, а телом Своим Он Птах». Понятно, что здесь говорится об
одном, но в трёх проявлениях.

Египтяне часто соединяли божественные имена, так например есть обращение
к Богу, под именем Амон-Ра-Атум-Гор-Ахти. «Возношу я моление к Тебе
Амон-Ра-Атум-Гор-Ахти, Ты рек устами своими, и пришли в бытие все люди,
все боги, все скоты большие и малые в полноте их, и всё что летает, и
всё что движется. Ты как пастырь во главе всего, заботящийся о тварях
Своих во веки вечные. Тела полны красотою Твоей, очи смотрят Тобою,
дарован страх Твой утробе каждого (т.е. Бог вложил в человеческое
естество страх смерти), и все сердца обращённые к Тебе навек блаженны.
Каждый живёт лишь взирая на Тебя».
 

Gаbriel

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.930
Реакции:0
Баллы:0
Цитата:В одной провинции
почитали крокодилов, в другой ибисов, всё потому что они в данной
традиции считались живой иконой божественного. В этом принципе было
очень много логики, любое творение это Божье творение, поэтому любое
животное такое же замечательное существо как и человек. Поэтому египтяне
могли уподобить любое животное Божеству, если им казалось это
подходящим.
Мне близко такое восприятие.

Цитата:
«Возношу я моление к Тебе
Амон-Ра-Атум-Гор-Ахти, Ты рек устами своими, и пришли в бытие все люди,
все боги, все скоты большие и малые в полноте их, и всё что летает, и
всё что движется. Ты как пастырь во главе всего, заботящийся о тварях
Своих во веки вечные. Тела полны красотою Твоей, очи смотрят Тобою,
дарован страх Твой утробе каждого (т.е. Бог вложил в человеческое
естество страх смерти), и все сердца обращённые к Тебе навек блаженны.
Каждый живёт лишь взирая на Тебя».
Красивая молитва.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу