ЕГИПЕТ Лекция XI

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.506
Реакции:75
Баллы:48
История обретённого Исидой Осириса и рождения Гора является очень важным
моментом всего религиозного понимания в Египте. В Текстах Пирамид
говорится об этом так: «О Осирис-Пепи (осирический образ умершего),
поднимись, воздвигни себя, сестра твоя Исида грядет к тебе ликуя от
любви к тебе. Влагает она в детородный член твой в лоно своё, и
изливается в неё семя твоё. Блаженна она ибо она Сотис (Сириус) и Гор
Сот изшёл из тебя, как Гор который в Сотисе воскрешает он тебя, ибо имя
его воскресший, спасает он тебя, ибо имя его Гор сын спасающий отца
своего». Есть и более поздние тексты, в папирусе 18-той династии об этом
говорится следующим образом: «Охраной ему (Осирису) была сестра его, та
которая изгнала врагов, которая остановила дела нарушителя могуществом
слов своих, не обессиливала речь умелой в повелениях, могучей силой
защитившей брата своего, искавшей его без устали, исходившая всю землю с
плачем, не знавшей отдыха пока она не нашла его. Покрыла она его сенью
перьев своих (Исида изображается как коршуница), сотворила дыхание ветра
крылами своими, ликуя сочеталась она с братом своим, восставя бессилие
утомлённого (умершего), приняла в себя семя его, родила наследника ему,
в уединении взрастила она дитя неведомо обиталище его и привела она его,
когда окрепла рука его, в просторную палату Геба (палата где совершается
суд между Сетом и Гором)».

Итак Сет владычествует всем небом и землёй, в его воцарении это царство
смерти. Осирис убит и неоткуда взять семя жизни, только от умершего. На
самом деле образ зачатия от умершего не чужд и христианского понимания,
ведь Дева Мария родилась от тех, кто мёртв (поражён первородным грехом),
и сама поражена первородным грехом, поэтому от мёртвого рождается
Спаситель, Который победит смерть. Египтяне говорят об этом с предельной
медицинской подробностью, потому что для них деторождение это великое
таинство. Подчёркивается что Исида рождает того, кто станет защитником,
отмстителем и спасителем.

Кроме того, здесь обыгрывается и астральная категория, категория звёзд,
Сириуса (Сотиса) и Осириса именуемого Орионом. В этих словесных
сочетаниях есть большой смысл. Слово Орион по-египетски произносилось
Сах, точно так же как и «воскресшее тело», это есть Осирис, потому что
он воскресает плотью. А звезда Сириус произносится Сепедет (Собт), эта
звезда восходит перед началом разлива Нила, который даёт плодородие,
поэтому Осириса очень часто именуют Нилом, а Собт произносится так же
как слово «готовый», поэтому он намекает на Гора готового к поединку за
власть над небом и землёй с Сетом. А поскольку Сириус появляется перед
разливом Нила, то соответственно Гор это тот, кто предвосхищает и
соделывает возрождение своего отца Нила.

Итак Исида зачинает сына и скрывается в болотах Дельты, где она и
рождает Гора. В некоторых текстах говорится, что её укрывали рыбаки,
бедные люди, которые жили в этом месте, но главным укрытием от Сета была
сила Атума. В Текстах Пирамид есть слова Атума: « Не бойся сестра
Осириса, ты под моей защитой. И убийца и враг Сет не настигнет тебя».
Гор вырастает, тогда Сет понимает, что он может его просто убить, так
как он находится под защитой божественной полноты, поэтому он пытается
его каким-либо способом искусить.

Но необходимо отметить несколько моментов. Традиционно гора изображают
соколом или сокологоловым человеком. Причём в иероглифике различают два
изображения Гора, это Гор Ур (Гор-Великий) – сердце Птаха, которого
изображают соколом стоящим на помосте- и Гор Па Крат (Вышний ребёнок) –
это Гор рождённый от Исиды в болотах Дельты, он изображается соколом
лежащим на брюхе без лап. Плутарх сообщает, что Гор Па Крат был слаб
ногами, поэтому к нему приходил Осирис и тренировал его. То что он
рождается со слабыми ногами обозначает, что он рождается от поражённого
смертью, от уже убитого, он имеет в себе не только божественное естество
Гора Ура, но он имеет в себе и слабую человеческую природу, природу
познавшего смерть. И этот знак слабости египтяне обозначают тем, что Гор
не может встать на ноги, в нём есть некоторый изъян от смертной природы.
Поэтому практически египтяне изображали два естества в Горе, естество
божественное, изображаемое соколом, и естество человеческое, никак не
изображаемое, но показанное умалением божественного. Само слово Гор это
«вышний», «вознесённый», оно не имеет никакого отношения к слову
«сокол», поэтому парящий в небе сокол это знак того, что он вышний, но
Гор это не сокол.

Есть целый ряд текстов которые повествуют о попытках Сета соблазнить
Гора. В чём разница между соблазнением и убийством? В убийстве нет твоей
воли, поэтому от этого Атум может защитить, но когда ты проявляешь свою
волю от этого тебя никто не может защитить, даже Всевышний. Поэтому
соблазнение страшнее насилия, так как твоя собственная воля склонилась к
неверному. Один из соблазнов до сих пор никто не может объяснить, это
Сет предлагает Гору пробыть три месяца под водой. Они превращаются в
гиппопотамов, живут под водой, борются друг с другом. Возможно это
какой-то символ схождения в инобытие. А другой соблазн более подробно
развит в предании тяжбы Гора и Сета. В нём Сет склоняет Гора к
гомосексуальному сожительству, и Исида предупреждает, что этого ни в
коем случае делать нельзя. Но всё же это происходит, однако Гор не
позволяет чтобы это произошло в буквальном смысле, чтобы семя излилось
внутрь него. Он по совету Исиды подставляет руку и собирает туда семя
Сета и потом приносит его матери. Она отсекает руку сына и вместе с этим
семенем выбрасывает в болото. После этого начинается тяжба Гора и Сета.
Важно то, что семя Сета это семя смерти, поэтому если бы Гор его принял,
то он был бы поражён смертью добровольно. После этого случаю начинается
поединок. Поединок Гора и Сета это судебный поединок. Собираются все
боги в палате Геба, верховного судьи, и Сет с Гором вступают в поединок,
это распространенная формула судебного разбирательства, считалось что
никогда не сможет победить тот кто неправ. Перед поединком Сет заявляет,
что он не будет сражаться с Гором, ибо он не мужчина, так как он принял
его семя. На это Гор требует чтобы Сет показал ему где его семя. Сет
говорит: «О семя моё, покажи себя. Где ты в этом презираемом существе?».
А семя ему отзывается из дальнего болота, что вызывает насмешки других
богов. Поэтому первый моральный поединок проигран Сетом. После этого
начинается настоящий поединок, но сердца богов начинают склоняться на
сторону Гора, так как Сет выдвигает свои аргументы против Осириса и его
власти. Во время поединка оба врага друг друга калечат, Сет вырывает
левый глаз Гора, а Гор вырывает семенные яички Сета. Что касается
последних, то здесь идёт речь о семени смерти, то есть Сет кастрирован и
сила смерти потеряла своё могущество. А глаз Гора связан с идеей
творения. Глаз это орган которым творится космос, бытие. То есть Сет
похищает силу творения, мир не может творится. Гор и Сет взаимно
обессилили друг друга. Всё замирает, мир не может творится и не может
умирать. После этого вступает суд богов, который происходит в два этапа.
На первом этапе Геб объявляет о том, что Сету отдаётся небо, а земля –
Гору. Но почему-то тут же происходит пересмотр судебного решения, и всё
абсолютно отдаётся Гору, и земля, и небе. После этого утраченные Гором и
Сетом части тела возвращаются им. А потом происходит воскрешение
Осириса. Сет, который изображается в виде быка, везёт на себе тело
Осирис, то есть он опять ему повинуется. Сет не повергается, в отличие
от сатаны, а возвращается на своё место, так как без него девятерица не
полна, поэтому он просто исправляется. Он лишается власти над миром,
подчиняется девятерице и становится тем, кем он был до того как убил
Осириса.

Приняв назад своё око, Гор размыкает уста мёртвого Осириса, обряд
размыкания уст один из важнейших в погребальном ритуале Египта, есть
специальное орудие. Но на самом деле уста не размыкались, это был
символический обряд. Гор открывает уста Осириса и даёт ему проглотить
своё око, то чем сотворён мир, что дало жизнь всему, входит в Осириса и
он воскресает. То есть смерть побеждена в нём, но побеждена только после
поединка Гора и Сета, только после суда богов, только после того как Гор
объявлен победителем. Поэтому Гора именуют «спасителем своего отца».
Отныне Гор это живой, на земле пребывающий, бурящийся со злом, а Осирис
это тот кто оживлён своим сыном, тот кто получил свою жизнь через глаз
Гора, через жертвоприношение. Поэтому отныне любое жертвоприношение это
«глаз Гора», то есть это то что оживляет умершего. Каждый живой это Гор
по отношению к умершему. Осирис идёт божественным путём, путём Атума, и
каждый умерший отождествляется с Осирисом если он в своей земной жизни
был Гором, также заботился о своём отце, также боролся со злом, также
строил свою жизнь по законам Маат. Такой человек становится Осирисом и
Гором оживляется.

«Птах этот зовётся великим именем “Воздвигающаяся земля”, Он
объединитель верхней и нижней страны. Этот объединитель воздвигший Себя
владыкой верхней страны, воздвигший Себя владыкой нижней страны.
Зачавший Сам Себя, так глаголет Атум. То Кто сотворил божественную
девятерицу. Геб, владыка богов, повелел дабы божественная девятерица
собралась у Него, Он судил суд между Гором и Сетом, Он прекратил их
вражду, Он сделал Сета владыкой верхней страны, того места где он был
рождён, имя места Су, а Гора сделал владыкой нижней стары, того места
где его отец был утоплен, имя месту “разделение двух стран” (Мемфис).
Так стал повелевать одной областью Гор, а повелевать другой областью
Сет. Они примирили две страны, таково разделение двух стран. И глаголал
Геб Сету “Пойди в область где был ты рождён, Сет, в верхнюю страну”.
Затем показалось неправильным Гебу, что доля Гора равна доле Сета, и дал
Геб Гору наследие его, ибо он сын его первородного сына. И глаголал Геб
Гору “Пойди в область где отец твой был утоплен, Гор, в нижнюю страну”.
Слове Геба Гору и Сету “Я разделил вас, нижняя и верхняя страна”. Слова
Геба к божественной девятерице “Утвердил я Гора перворождённого”. И
встал тогда Гор над страной, он объединитель этих стран, прославляемый в
великом имени “Воздвигающаяся земля” к югу от своей стены, владыка
вечности процветающей. Слова Геба божественной девятерице “Одному ему,
Гору, наследие две великие силами Нехбет и Уаджи (знаки власти над
верхней и нижней станой, изображаются коброй и коршуницей) на главе его.
Он вышний, Гор, кто возвысил себя как владыка верхней и нижней страны,
кто объединил две области в земле стены, в том месте где обе страны
соединяются”. Слова Геба к божественной девятерице “Этому наследнику,
Гору, моё наследие. Тростник и папирус на двойных вратах дома Птаха.
Знаменуют они Гора и Сета примерённых и соединённых дабы утихла распря”.
Слова Гора к божественной девятерице “Сыну моему, Гору, шакалу верхней
страны, в месте где находятся они, должны они быть объединены в доме
Птаха, весах двух стран на которых взвешиваются верхняя и нижняя страна.
Вот эта земля”».

Это основа египетской религии, которая заключается в том, что Гор
приходит в этот мир чтобы спасти поражённое смертью человечество, то
есть Осириса. Смысл в том, что человечество это сродники богу. То что
делает Гор с Осирисом значимо для человека, потому что каждый должен
стать Осирисом. Так и сказано, что Гор исцеляет Осириса чтобы каждый
стал богом. Это ритуальная парадигма всех действий, которые совершает
каждый человек. Гимн: «Око его повергает мятежников, высылает копьё в
поглотившего Нун, заставляет врага исторгнуть поглощённое им. Ликует
сердце госпожи жизни (Исиды), ибо повержен враг господина её (Осириса)».
А В Текстах Пирамид говорится: «Слава Тебе Атум, слава Тебе Хепри. Да
будешь высок Ты, ибо имя Твое Высота. Да придёшь Ты в бытие, ибо имя
Твое Возникающий. Слава тебе око Гора, которое восставил он всецело
обеими руками своими. Он не позволит тебе подчиниться западному, он не
позволит тебе подчиниться восточному, он не позволит тебе подчиниться
южному, он не позволит тебе подчиниться северному, он не позволит тебе
подчиниться тем, кто пребывает посреди земли. Но должно тебе подчиняться
Гору, это он восстановил тебя, это он восставил тебя, это он исцелил
тебя, дабы могло ты совершать, око, для него всё, что повелит он тебе
везде где шествует он. Должно ты воздвигать для него все приношения,
которые в тебе. Должно ты приносить ему в любом месте всё то, что желает
сердце его. Воздвигнуты врата (уста Осириса) на тебе как опора матери
его. Не отверсты они ни для кого, но отверсты они для Гора, это он
создал их, это он воздвиг их, это он уберёг их от всякого зла, которое
соделал Сет, это он исправил тебя в имени твоём Обити, это он шествует
за тобой в имени твоём Гор, это он избавил тебя от всякого зла,
соделаного тебе Сетом». В этом гимне есть место, которое перекликается с
евангельским образом. Гора именуют в Египте «Телец своей матери», то
есть тот, кто стал мужем своей матери. Здесь имеется в виду, что Гор Ур
пройдя через цепь девятерице в Осирисе соединился с Исидой и родил Гор
Па Крата, то есть Гор одновременно и дитя и отец самого себя. В. Н.
Лосский говорил, что мужем Девы Марии является Логос, потому что
Бог-Отец действует в мире посредством Слова. Таким образом Сын
одновременно и рождён от Девы и Муж Девы. Таким образом подчёркивается,
что каждый человек божественен, каждый человек входит в бытие
совершенным, каждый человек, в силу того что Сет властвует над этим
миром, подвергается искушениям и каждый человек может эти искушения
победить. В связи с этим и был объектом поклонения Гор как «Телец своей
матери», Гор видимый, осязаемый именовался Мином. Это Гор видим, так как
это каждый человек. Каждый человек, как и Гор, имеет две природы
изначальную природу Гора вышнего, отсюда постоянные слова о том, что
каждый умерший был когда-то рождён в Нуне до того как был создан мир, а
с другой стороны он имеет природу этого падшего мира. Поэтому каждый
человек это образ и подобие своего божественного изначального замысла,
но человек может этот образ и подобие исказить своевольно. Вся судьба
человека это борьба за свой образ божий. В Египте не случайно называли
человека «живой статуей Бога».
 

Personalize

Сверху Снизу