Unagdomed
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.498
Реакции:371
Баллы:83
Фикх (араб. فقه — «понимание», «знание») — 1) мусульманская доктрина о правилах поведения (юриспруденция); 2) комплекс общественных норм (мусульманское право в широком смысле)Богословы-законоведы, овладевшие фикхом, называются факихами («знающие»)
Некоторые исследователи используют термины «фикх» и «шариат» как синонимы для обозначения мусульманского права[4]. Согласно другому взгляду, шариат — мусульманское право в широком смысле, источник фикха; фикх же составляет нормативно-правовую часть шариата, рассматривает, в основном, вопросы норм поведения мусульман в обществе, а также обязанностей верующего перед Богом
До первой половины 8-го века н.э. система общественных, в том числе юридических, норм мусульманского государства состояла преимущественно из норм, имевших доисламское происхождение и продолжавших действовать. Новая религия поначалу была безразлична к правовым вопросам, и правовая система халифата восприняла те или иные элементы римско-византийского, сасанидского, талмудического, восточнохристианского права, отдельные местные обычаи завоёванных арабами территорий, многие из которых были позднее исламизированы и включены в фикх
На основе фикха решаются вопросы соблюдения мусульманских ритуалов, морали и социального поведения. В ряде ситуаций Корана оказывается недостаточно для того, чтобы определить порядок проведения той или иной процедуры, например, ритуала омовения до обязательной ежедневной молитвы. Другой пример: Коран предписывает держать пост во время священного месяца Рамадан, но не поясняет, как именно. Чаще всего ответы на такие вопросы можно найти в хадисах пророка Мухаммеда.
Но бывает, что и Сунна не может внести полной ясности в разрешение вопросов, которые возникают у верующих. Тогда факихи прибегают к другим, вспомогательным источникам права. Речь идёт о суждениях по аналогии (кияс) и сложившихся мнениях исламских авторитетов (иджма). В совокупности эти четыре источника мусульманского права и составляют фикх. При этом, каждый из них обладает определённым уровнем приоритетности: сначала суждение делается на основе Корана, если это невозможно, то применяется Сунна, далее иджма и, в последнюю очередь, кияс.
Оформление фикха как доктрины о правилах поведения мусульман было вызвано необходимостью привести в соответствие действующие социальные нормы и религиозные ориентиры, а также необходимостью регулирования отношений в обществе на основе исламского учения
Первый этап становления фикха связан с деятельностью пророка Мухаммеда и четырёх праведных халифов. Второй этап, приходящийся на годы омейядского правления, связан с решением проблемы поиска авторитетных источников права. Такими источниками стали хадисы о высказываниях, решениях и действиях Мухаммеда, а также высказывания и решения его сподвижников, одобренные пророком. Правоверные халифы в значительно большей степени могут быть рассмотрены как основоположники теоретического и действующего права
Первые труды по фикху представляли собой сборники хадисов, а не правовые исследования
В VIII — первой половине IX века н.э. в фикхе-юриспруденции складывались свой язык и методология; основными источниками правовых решений стали Коран и Сунна. Самостоятельным источником правовых решений было признано единогласное мнение мусульманской общины — иджма. Был сделан вывод, что из Корана и Сунны факихи должны извлечь ответы на любые практические вопросы и постепенно сложились приёмы такого извлечения (аль-истинбат). Они были положены в основу иджтихада. Были установлены условия формулирования новых норм по аналогии путём извлечения ratio legis (иллях) из уже известных решений, таким образом был признан ещё один источник правовых решений — кияс. Признание кияса знаменовало собой появление особого направления фикха — усуль аль-фикх
Третий этап, который приходится на годы аббасидского правления и фактического распада халифата, — период образования основных мазхабов, то есть школ фикха как юриспруденции в суннизме (ханафитской, маликитской, шафиитской и ханбалитской) и шиизме (зейдитской, джафаритской и исмаилитской)
Четвёртый этап, как правило, связывают с развитием фикха на основе и в рамках основных правовых школ суннизма. С XI века н. э. разработка мусульманского права как теоретического правосознания прекратилась, и лишь шиитские толки продолжали отстаивать принцип свободы иджтихада. Дальнейшее существование фикха было основано на следовании общепризнанным положениям той или иной школы
Некоторые исследователи используют термины «фикх» и «шариат» как синонимы для обозначения мусульманского права[4]. Согласно другому взгляду, шариат — мусульманское право в широком смысле, источник фикха; фикх же составляет нормативно-правовую часть шариата, рассматривает, в основном, вопросы норм поведения мусульман в обществе, а также обязанностей верующего перед Богом
До первой половины 8-го века н.э. система общественных, в том числе юридических, норм мусульманского государства состояла преимущественно из норм, имевших доисламское происхождение и продолжавших действовать. Новая религия поначалу была безразлична к правовым вопросам, и правовая система халифата восприняла те или иные элементы римско-византийского, сасанидского, талмудического, восточнохристианского права, отдельные местные обычаи завоёванных арабами территорий, многие из которых были позднее исламизированы и включены в фикх
На основе фикха решаются вопросы соблюдения мусульманских ритуалов, морали и социального поведения. В ряде ситуаций Корана оказывается недостаточно для того, чтобы определить порядок проведения той или иной процедуры, например, ритуала омовения до обязательной ежедневной молитвы. Другой пример: Коран предписывает держать пост во время священного месяца Рамадан, но не поясняет, как именно. Чаще всего ответы на такие вопросы можно найти в хадисах пророка Мухаммеда.
Но бывает, что и Сунна не может внести полной ясности в разрешение вопросов, которые возникают у верующих. Тогда факихи прибегают к другим, вспомогательным источникам права. Речь идёт о суждениях по аналогии (кияс) и сложившихся мнениях исламских авторитетов (иджма). В совокупности эти четыре источника мусульманского права и составляют фикх. При этом, каждый из них обладает определённым уровнем приоритетности: сначала суждение делается на основе Корана, если это невозможно, то применяется Сунна, далее иджма и, в последнюю очередь, кияс.
Оформление фикха как доктрины о правилах поведения мусульман было вызвано необходимостью привести в соответствие действующие социальные нормы и религиозные ориентиры, а также необходимостью регулирования отношений в обществе на основе исламского учения
Первый этап становления фикха связан с деятельностью пророка Мухаммеда и четырёх праведных халифов. Второй этап, приходящийся на годы омейядского правления, связан с решением проблемы поиска авторитетных источников права. Такими источниками стали хадисы о высказываниях, решениях и действиях Мухаммеда, а также высказывания и решения его сподвижников, одобренные пророком. Правоверные халифы в значительно большей степени могут быть рассмотрены как основоположники теоретического и действующего права
Первые труды по фикху представляли собой сборники хадисов, а не правовые исследования
В VIII — первой половине IX века н.э. в фикхе-юриспруденции складывались свой язык и методология; основными источниками правовых решений стали Коран и Сунна. Самостоятельным источником правовых решений было признано единогласное мнение мусульманской общины — иджма. Был сделан вывод, что из Корана и Сунны факихи должны извлечь ответы на любые практические вопросы и постепенно сложились приёмы такого извлечения (аль-истинбат). Они были положены в основу иджтихада. Были установлены условия формулирования новых норм по аналогии путём извлечения ratio legis (иллях) из уже известных решений, таким образом был признан ещё один источник правовых решений — кияс. Признание кияса знаменовало собой появление особого направления фикха — усуль аль-фикх
Третий этап, который приходится на годы аббасидского правления и фактического распада халифата, — период образования основных мазхабов, то есть школ фикха как юриспруденции в суннизме (ханафитской, маликитской, шафиитской и ханбалитской) и шиизме (зейдитской, джафаритской и исмаилитской)
Четвёртый этап, как правило, связывают с развитием фикха на основе и в рамках основных правовых школ суннизма. С XI века н. э. разработка мусульманского права как теоретического правосознания прекратилась, и лишь шиитские толки продолжали отстаивать принцип свободы иджтихада. Дальнейшее существование фикха было основано на следовании общепризнанным положениям той или иной школы